Гран-при Франции 1965 года: доминирование шотландских гонщиков
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1965г. Гран-при Франции

04-1965г. Гран-при Франции

Под резкий звук замысловато изогнутых выхлопных труб шотландские гонщики, как и на ГП Бельгии в Спа двумя неделями ранее, доминировали в Гран-при Франции, прошедшем впервые в Клермон-Ферране. Джим Кларк продолжил свою до неприличия успешную серию, пролидировав от старта до финиша, выиграв все европейские Гран-при чемпионата 1965 года, в которых он выступал. Джеки Стюарт, деятельный номер 2 в лагере BRM, также сохраняет за собой рекорд 1965 года, набирая очки чемпионата в свой личный зачет на каждом ГП чемпионата 1965 года — в своем первом сезоне Формулы 1!
Джон Сертиз провел одну из своих самых впечатляющих гонок, финишировав третьим на явно неисправной Ferrari V8, которая заикалась и работала с перебоями с самого начала 200-мильного соревнования. Четвертый за всю историю Ф1 новозеландец Денни Халм (объявленный французским диктором-комментатором как Денниум) на одном из Brabham Брэбэма провел гонку как ветеран, заняв четвертое место в своем втором Гран-при чемпионата. Лишь Стюарт, Сэртиз и Халм финишировали в одном круге с Кларком.
Была небольшая рукопашная схватка в продолжавшейся 2 часа 15 минут гонке на красивом 5,02-мильном "миниатюрном Нюрбургринге", расположенном высоко в горах Овернь близ Клермон-Феррана в центре Франции. По сути, после примерно середины дистанции он превратился в скучное место, поскольку пелотон сократился до семи оставшихся на трассе болидов. Семь болидов на пятимильной трассе у толпы трепета не вызывали, несмотря на то, что касаемо происшествий, Риндт на своем заводском Cooper в начале гонке вынужден был сцепиться с Parnell-Lotus Амона и оставить свой развороченный болид на каменном мосту за Champeaux. Сальвадори что-то выкрикнул на ходу!
Доблесный, статный Бандини либо ударился о насыпь и потерял колесо, либо потерял колесо и ударился о насыпь сразу за пешеходным мостом в Champeaux, но, как и Риндт, остался совершенно цел и невредим, а затем прошел "полмили" вниз по трассе, чтобы взглянуть на непокорное колесо. И их осталось семеро.
После всех типов солнечной, влажной, дождливой и штормовой погоды наступило утро дня гонки, весьма сомнительное. Несколько раз казалось, будто собирается ливень, но вот многочисленные французские зрители набросились на тонны цыплят, мяса, жареного картофеля (ничего похожего на то, что едят гонщики), красного вина, шампанского, и того, что есть у Вас (ничего, спасибо), погода предвещала быть приемлемой. Придав событиям атмосферу абсурда, премьер-министр Франции проехался по трассе под освист и недовольство своих преданных соотечественников. Даже раздавались аплодисменты. Представьте себе Гарольда Уилсона, совершающего круг по Сильверстоуну. Просто представьте себе.
Во время тренировки у Кларка провалился клапан в его 32-клапанном Climax, поэтому ему пришлось оснастить свой Lotus 16-клапанным агрегатом с 90-градусным кривошипом. У его товарища по команде, Спенса, стоял 16-клапанный двигатель "с плоским кривошипом". На тренировке Спенс и Кларк оба получили по своей справедливой доле драмы. Спенса развернуло на скоростном нисходящем участке между Шарадом и Клермоном (хотелось бы, чтобы они дали названия некоторым из 51-го поворота), и ему очень посчастливилось не вылететь с трассы. Настройки Lotus были далеко не подходящими. У Кларка из подвески выпал болт с возможно плачевным исходом, но он мастерски и/или довольно удачливо смог остановиться, избежав контакта. Пошли глупые разговоры.
Гарни был еще одним гонщиком с 32-клапанным агрегатом Climax, но после того, как у Кларка провалился клапан, долговязый калифорниец надолго задумался об этом. Посовещавшись со своим патроном Жаком, они решили снять 32-клапанник и использовать в гонке старый добрый испытанный 16-клапанник. Решение было принято в субботу в 11 часов вечера. Механики были вне себя от радости (думаю, это была радость), поскольку только замена двигателей должна была занять время с 11 вечера до 4 утра. Но это стоило того ради старого доброго проверенного двигателя.
Когда Жак Лост взмахнул триколором, Кларк выстрелил словно приправленный виски телячий рубец с потрохами. Бандини на 12-цилиндровом болиде держался рядом в течение круга, а затем другой молодой паренек, проживающий к северу от Англии, протиснул свой болид BRM вперед всех латинов, англичан и людей с Нового Света, заняв вторую позицию - и удерживал ее всю оставшуюся часть гонки. Только чтобы все остальные почувствовали себя отвратительно, Кларк установил новый рекорд круга после старта с места, 3 мин. 29 сек., и после десяти кругов гонщик Lotus номер 1 имел десять секунд преимущества над Стюартом. Гарни вынужден был пройти Сертиза, заняв третью позицию, а Бакнам привез свою Honda V12 в боксы, чтобы сойти из-за странной вибрации.
Спенс и Халм устроили схватку за шестую позицию, а затем Гинтер начал совершать пит-стопы из-за странного поведения электрики. После 20-ти кругов Кларк имел 15 секунд преимущества над своим соотечественником, но на этой стадии Стюарт начал немного сокращать отрыв. Вскоре на небе появилось грозовое облако, и пошел небольшой дождь, вследствие чего Стюарт прекратил отыгрываться и благразумно закрепился на своей позиции. Затем его двигатель чуть потерял свою былую четкость звучания, и, казалось, он успокоился, чтобы "посмотреть, что произойдет". Кларк улучшал рекорд круга с отвратительной регулярностью, в общей сложности 15 раз! Сертиз заехал в свои боксы для быстрой замены генератора и смог вернуться в драку, не потеряв свою пятую позицию, а вскоре она стала уже четвертой, так как Гарни заехал на пит-стоп из-за свечей, побил последний на тот момент рекорд круга Кларка, а затем загнал свой двигатель. Жаль, что нельзя было заменить его на 32-клапанник в течение минуты. Грэм Хилл потерпел на тренировках жуткую аварию, сильно повредил muleto (?) BRM и получив сотрясение своей очень ранимой шеи. Во время гонки он ни разу не оказывался в поле зрения, его позвоночник, психологический шок после аварии на тренировках и проскальзывающее сцепление все вместе сдерживали его скорость.
После этого время от времени мимо проносились одинокие болиды, и гонка стала скучной. Двигатель Сертиза стал звучать все резче, и Халм начал догонять его, но времени ему уже не хватало. Андерсон на своем Brabham сошел из-за проблем с зажиганием, Бандини потерял колесо, а Мак-Ларен выбыл из гонки из-за "проблем с управляемостью". Им, должно быть, было плохо! Гонка подошла к своему скучному завершению, но ее клетчатый флаг принес Кларку впечатляющее 10-очковое преимущество в турнирной таблице чемпионата мира, а второе место Стюарта вывело его на 17-очковый паритет (и вторую позицию) с товарищем по команде Хиллом. Это была вторая победа Кларка на Гран-при АКФ.
Dunlop изготовили для своих клиентов специальные задние покрышки "R7", предназначенные для снижения избыточной поворачиваемости. Оба BRM, Стюарта и Хилла, после гонки имели лысые передние покрышки, так что, возможно, у них была выраженная недостаточная поворачиваемость.
Это был первый Гран-при Автомобильного Клуба Франции, организованный на красивой трассе в горах Овернь. Трасса была открыта в 1958-ом, и, по случайному совпадению, шестьдесят лет назад гонка Гордона Беннетта была проведена в районе Клермон-Феррана.
С восхищением сообщаю вам, что по причине бесконечной последовательности поворотов и изгибов трассы телеоператор с вертолета почувствовал себя плохо.
В гонке Формулы 3 на Приз Оверни, которая состоялась утром 27 июня, победу над полчищем французов одержал американец Хитчкок на Anglo/Australian Brabham. Быстрейший круг Хитчкока был быстрее прошлогоднего рекорда Ф2 (и рекорда трассы). По-прежнему, никаких признаков 16-цилиндрового двигателя Climax.
Клуб Оверни не смог порадовать приглашенных журналистов, но в пресс-центре, кажется, редко помещались все должностные лица, тогда требовали предъявить пропуска. Как и в Ле-Мане, "необходимо" было иметь пропуск, нарукавную повязку и "наручники" вокруг запястья для демонстрации разрешения на неограниченный доступ.
Некий свет проливает высказывание одного из механиков, пожелавшего остаться неизвестным, на вопрос, почему предпочтение было отдано 16-клапанным двигателям Climax: "Потому что все 32-клапанники никуда не годятся!" Гм!
Всем известная французская ежедневная спортвная газета l'Equipe сообщила, что Джек Брэбэм не участвовал в гонке, поскольку на этом настоял его доктор. Это все новости о Джеке. Flamin` apples! Денни Халм показывает быстрейшее время 3' 22" в первый день тренировки. Его прошлогодняя победа в гонке Формулы 2 принесла ему пользу. Впечатляющий гонщик - с чувством юмора.
Трасса Клермон расположена в горах Овернь на высоте 2000 футов и большую часть времени окутана туманом. Проведение субботней тренировки стояло под большим вопросом вплоть до полудня, когда туман достаточно рассеялся, и болиды смогли выехать на трассу.
В совершенном контрасте, новая испытательная трасса Michelin (Клермон-Ферран – родина гиганта Michelin, который имеет также Citroen и Panhard и до сих пор является "семейным" бизнесом) за городом расположена на более низком уровне и большую часть времени наслаждается ясной погодой. Как и "горная" трасса, трек Michelin имеет длину круга пять миль, но используется только для испытаний шин. Но две пятимильные трассы в одном городе!



1
Джим КларкLotus402:14'38.4
2
Джеки СтюартBRM402:15'04.7
3
Джон СертисFerrari402:17'11.9
4
Денни ХьюмBrabham402:17'31.5
5
Грэм ХиллBRM392:15'04.7
6
Йо ЗиффертBrabham392:15'28.7
7
Майк СпенсLotus392:16'35.8
8нфЛоренцо БандиниFerrari36
Потеря колеса / авария
9нфБоб АндерсонBrabham34
Электрика / разворот

нфБрюс МакЛаренCooper23
Подвеска / рулевой механизм

нфЙо БоньерBrabham21
Генератор

нфКрис ЭймонLotus20
Столкновение с Риндтом /
впрыск топлива

нфИннес АйрлендLotus18
Коробка передач

нфДэн ГерниBrabham16
Пит-стоп / свечи зажигания /
двигатель

нфРичи ГинтерHonda9
Зажигание

нфРонни БакнемHonda4
Зажигание

нфЙохен РиндтCooper3
Столкновение с Эймоном

Перевод и набор: Андрей Краснов

Журнал "Sporting Motorist" August, 1965



Знаете ли Вы что...