05-1965г. Гран-при Великобритании
Приносящий удачу талисман Джима сработал снова на 2,9-мильной трассе в Нортгэмптоне, поскольку 32-клапанный двигатель Coventry Climax на его Lotus 33B сильно страдал от перебоев зажигания, и на последних 15-ти из 80-ти кругов практически закончилось масло, так что ближе к финишу гонки Грэм Хилл стремительно догонял его, в конце концов побив рекорд формулы на самом последнем круге; BRM не хватило до победы лишь 3.2", и, хотя все сочувствовали Хиллу, несомненно, победу одежала быстрейшая комбинация болид/гонщик. Пришедший позади них на третьем месте Сертиз продемонстрировал если не скорость, то, по крайней мере, надежность Ferrari V12, а еще одним ярким событием дня стала скорость (но не надежность) Honda Ричи Гинтера.
Быстрая тренировка
Дюжина болидов побила рекорд круга 113,3 миль/ч (1' 33"), установленный Сертизом в мае этого года во время тренировочных сессий, дав некоторое представление о том, насколько могут совершенствоваться болиды даже за два месяца в течение сезона. Пять болидов – Кларка, Хилла, Гинтера, Стюарта и Сертиза – побили абсолютный рекорд, установленный в этот день Мак-Лареном на спортивном автомобиле McLaren-Elva, 1' 31.6" (115,03 миль/ч).
Сертиз опробовал варианты Ferrari как с V8, так и с V12, с различными комбинациями шин и, в конечном итоге, выбрал "двенадцатую", которая, как он сказал, развивает больше мощности в нижнем диапазоне оборотов и чуть быстрее выходит из поворотов. Хилл и Стюарт занимались оценкой шин Dunlop R6 и R7 на гонку, Стюарт выбрал шины "R7" на все колеса и столкнулся с проблемой избыточной поворачиваемости, а Хилл использовал комбинацию дождевых шин "R6" и "R7" на передние и задние колеса соответственно.
Еще на тренировках двигатель Кларка звучал как будто с небольшими перебоями зажигания, но без каких-либо потерь мощности, и Колин Чепмэн был невозмутим. Гарни (чье имя сторонники клуба "Гарни – в Президенты" написали крупными белыми буквами на трассе напротив боксов) работал над "выдачей" 16-клапанным двигателем Climax полной мощности, таким образом, после того, как Brabham ответил лучшим временем 1' 31.9" и замкнул второй ряд стартовой решетки, его механики неожиданно занялись заменой двигателя на 32-клапанник. Самой большой неожиданностью тренировок стал Ричи Гинтер, прошедший круг на темно-желтой Honda за 1' 31.3", получив место в первом ряду рядом с Кларком, Хиллом и Стюартом.
Оживленный старт
Сильный ливень, прошедший перед Гран-при, поставил задачу для тим-менеджеров и гонщиков в выборе шин, ставшем темой для предсказателей, но, в то время как во всем остальном день был теплым и облачным, из быстрейших гонщиков лишь Хилл остался на дождевых шинах. На прогревочном круге на установленном ночью двигателе Гарни перегорела свеча. Определенно, болид был обречен на неучастие в гонке, но Джек Брэбэм без колебаний отдал Дэну свой собственный болид - долговязый калифорниец успокоился в кокпите чужого болида лишь за несколько секунд до взмаха флага.
Ричи Гинтер стартовал словно ошпаренный, и в течение половины круга "Восходящее Солнце" впервые в своей истории возглавило автогонку. BRM Хилла слегка промедлил, его задние колеса подняли густое облако дыма, и следовавший непосредственно позади него Кларк вынырнул на лидирующую позицию в повороте Stowe. Ferrari V12 Бандини уже начала испытывать проблемы с перегревом и по завершении первого круга заехала в боксы в момент заклинивания, чтобы сойти.
В свойственной только ему манере Кларк возглавил гонку, оставив остальных бороться за вторую позицию. На втором круге Грэм Хилл попытался пройти Гинтера в Woodcote, и в Copse ему это удалось, затем Honda оказалась под угрозой Ferrari Сертиза, BRM Стюарта и Lotus Спенса. Поскольку Брюс Мак-Ларен отлично держался на Cooper-Climax, остальной пелотон постепенно отставал; спустя два круга Сертиз прошел Гинтера, и такое положение в гонке некоторое время оставалось неизменным. На своем третьем круге Кларк и Хилл оба повторили рекорд Формулы 1 (1' 33"), даже с полными топливными баками, и гонщик BRM остался в секунде позади Lotus.
Ричард Эттвуд, снова вернувшийся к гонкам после своей аварии на Гран-при Бельгии, дважды заезжал на Reg Parnell Lotus-BRM в боксы для замены свеч. Гарни вполне привык к болиду Брэбэма, но был все еще вне досягаемости лидеров, удерживая десятую позицию впереди полного решимости Йо Боннье на Rob Walker Brabham-Climax.
На своем четвертом круге Хилл побил рекорд формулы, сократив его до 1' 32.6", а когда Кларку сообщили об этом, он начал нажимать, отрываясь по 0.3" или 0.4" на каждом круге. Позади двух лидеров происходил более захватывающий поединок, так как Гинтер, продолжая угрожать Сертизу, на 11-ом круге обошел Ferrari. Сертиз отчаянно и жестко попытался восстановить положение, и кое-где два болида шли бок о бок, в то время как Стюарт и Спенс, на болидах BRM и Lotus номер два, нерешительно зависли в ожидании возможности обойти их обоих.
На тринадцатом круге Ferrari снова вышла на третью позицию, спустя пару минут Стюарт и Спенс также обошли Гинтера, а Халм на заводском Brabham-Climax, шедший на седьмой позиции, бросил вызов Honda. Тотчас же Гинтер на высокой скорости заехал в боксы и пожаловался на недостаток мощности, так что механики принялись за замену всех 16-ти свеч. После их замены Гинтер вернулся на трассу на один единственный круг, а затем вернулся обратно – сообщалось, что топливо перегревалось в соплах, впрыскивающих бензин! Хотя болид вскоре вернулся в гонку и шел по трассе очень быстро, он был обречен на сход после действительно многообещавшего проблеска грядущего.
В то время как Кларк увеличил свое преимущество до пяти секунд на 20-ом круге, Хилл оторвался от Сертиза на 13", но Ferrari ни разу не оказывалась на безопасном расстоянии от двух "новичков", шедших в секунде позади. Халм теперь держался на уверенной шестой позиции, в двух секундах позади Спенса и достаточно далеко впереди Cooper Мак-Ларена. Йохен Риндт на втором Cooper шел хорошо, пока не развернулся в Becketts, потеряв две позиции и вернувшись в гонку позади Боннье и Гарни. Шведский гонщик протиснулся вперед Гарни, и долгое время эти двое вели яркую дуэль, которая, в конечном счете, разрешилась в пользу Гарни.
Гарднер, Айленд и Зифферт вели впечатляющее напряженное сражение за двенадцатую позицию на своих болидах, оснащенных двигателем BRM, а Родс и Андерсон посетили боксы на своих Brabham-Climax из-за пробем с механизмом переключения передач.
Джеки Стюарт, которому чрезвычайно трудно было сосредотачиваться, чтобы справляться с избыточной поворачиваемостью BRM, на 24-ом круге пропустил вперед Майка Спенса и на некоторое время решил довольствоваться пятой позицией, выжидая, когда произойдут какие-нибудь события среди лидеров. Однако, эти болиды оказались столь надежными, что он остался на пятой позиции до конца гонки. Избавившись от грозного вызова BRM, Спенс четко увидел в поле своего зрения Ferrari Сертиза, а затем, второй раз в этом году в Сильверстоуне в честной борьбе чемпиона мира обошел английский гонщик номер два в команде.
Это был действительно момент истины, поскольку Ferrari и Сертиз сопротивлялись изо всех сил. После пары кругов плотной борьбы красный болид снова вышел вперед, но на 40-м круге - середине дистанции - Lotus снова оказался на третьей позиции.
К этому времени Lotus Кларка имел 17" преимущества над BRM Хилла, и, хотя шотландец приготовился к несомненной победе, в звуке двигателя Climax можно было заметить некоторую резкость. Но, несмотря на незначительные перебои зажигания, Кларка продолжал отрываться, и теперь преимущество возрастало по секунде на круге. Хилл шел в 20" впереди Спенса, затем Сеэртиз – менее чем в секунде позади, уже с большим отрывом от Стюарта, а Халм уступил свою шестую позицию из-за падения давления масла, и теперь Мак-Ларен вез себе еще одно зачетное очко. Тем не менее, Гарни, шедший впереди Боннье, приближался к Cooper, и неожиданно Мак-Ларен стал откатываться назад, а затем был зазван в боксы, где он пожаловался на трудности с переключением передач. С болидом ничего не смогли сделать, и он отправился на трассу, потеряв более трех позиций. Brabham-BRM Рэби застрял на третьей передаче, но финишировал в гонке на медленной скорости.
Поединок Гарднер/Айленд/Зифферт, продолжавшийся до середины дистанции, разрешился со сходом Айленда; Lotus остановился в Becketts, позволив Зифферту выйти на десятую позицию впереди Willment-Brabham-BRM Гарднера.
В то время как отрыв Кларка увеличился до 25", 30", затем до 35", Сертиз снова вышел на третью позицию и оставил полного решимости Спенса в своих зеркалах. Теперь Ferrari постепенно приближалась к BRM Хилла, но отставание в 18" – вне пределов видимости в Сильверстоуне, и Сертиз ни разу не продемонстрировал сокращения разрыва.
Когда Cooper Риндта остановился на Hangar Straight из-за неисправности двигателя, лишь пять болидов оставались в одном круге с Кларком и три болида шли с отставанием в один круг - остальные не имели никаких шансов.
Шанс Хилла
На 63-м круге преимущество было огромным, 36", но теперь перебои зажигания в двигателе Lotus становились более выраженными. В добавок к тревогам Кларка появилась неустойчивость давления масла (впоследствии Чепмэн прокомментировал это тем, что 32-клапанные двигатели используют большее количество масла), и теперь он начал сбрасывать скорость и беречь двигатель настолько, насколько это было возможно. Хилл теперь сокращал отставание по две секунды на круге, и в его боксах вывесили табличку со всевозможными призывами идти как можно быстрее.
За десять кругов до финиша небольшой дождь увлажнил трассу, и пару раз BRM отправлялся в боковое скольжение, тогда как отставание сократилось лишь до 22". Всякому, кто, возможно, думал, что Хилл был не в форме, теперь пришлось забрать свои слова назад; его выступление было великолепным. Многочисленные ЕСЛИ произносились заглавными буквами, поскольку Хилл едва ли мог догнать Кларка даже в таком темпе, разве только Lotus сошел бы, но с каждым кругом двигатель Lotus звучал все хуже … и хуже.
За пять кругов до финиша - почти 15 долгих миль - казалось, что Lotus обречен. Кларк отпускал сцепление в поворотах, чтобы поберечь подшипники двигателя, как только поднималось давление масла; за три круга до финиша в Woodcote двигатель совсем заглох и по пути мимо боксов с неохотой ожил, когда Кларк снова отпустил сцепление. В это было трудно поверить, но все же Lotus по-прежнему проходил круги за 1' 36", в то время как Хилл отвечал ему 1' 32.8" на едва подсохшей трассе.
Еще дважды силовой агрегат Lotus глох в поворотах, но Кларк оценивал ситуацию даже более умело, чем многие представляли себе. За три круга до финиша разрыв составлял 8", затем 6", а когда болиды проехали по Hangar Straight в последний раз, казалось, что болид Мак-Ларена, отстававший на три круга, угрожал последнему шансу Кларка. Приняв Мак-Ларена за Хилла, зрители (и комментаторы) достигли неистовства, но когда болиды вместе пересекли финишную черту, Хилл был все еще в 3.2" позади, несмотря на улучшение рекорда формулы до 1' 32.2" во время своего финального вызова.
Драма завершилась, было немного жаль Зифферта, чей Rob Walker Brabham-BRM на последнем круге вышел из строя и уступил место Гарднеру, пришедшему 8-ым.
1 | Джим Кларк | Lotus | 80 | 2:05'25.4 | Перебои в зажигании | |
2 | Грэм Хилл | BRM | 80 | 2:05'28.6 | ||
3 | Джон Сертис | Ferrari | 80 | 2:05'53.0 | ||
4 | Майк Спенс | Lotus | 80 | 2:06'05.0 | ||
5 | Джеки Стюарт | BRM | 80 | 2:06'40.0 | ||
6 | Дэн Герни | Brabham | 79 | 2:05'37.6 | Использовал автомобиль Брэбэма | |
7 | Йо Боньер | Brabham | 79 | 2:06'19.8 | ||
8 | Фрэнк Гарднер | Brabham | 78 | 2:05'38.4 | ||
9 | Йо Зифферт | Brabham | 78 | 2:05'54.8 | ||
10 | Брюс МакЛарен | Cooper | 77 | 2:05'25.4 | ||
11 | Ян Рэби | Brabham | 73 | 2:06'20.2 | ||
12 | Мастен Грегори | BRM | 70 | 2:06'35.4 | ||
13 | Ричард Этвуд | Lotus | 63 | 2:06'06.0 | ||
14 | нф | Йохен Риндт | Cooper | 62 | Двигатель | |
нф | Иннес Айрленд | Lotus | 41 | Двигатель | ||
нф | Джон Родз | Cooper | 38 | Зажигание | ||
нф | Боб Андерсон | Brabham | 33 | Коробка передач | ||
нф | Денни Хьюм | Brabham | 29 | Ремень генератора | ||
нф | Ричи Гинтер | Honda | 26 | Зажигание / впрыск топлива | ||
нф | Лоренцо Бандини | Ferrari | 2 | Двигатель / поршень | ||
нс | Джек Брэбэм | Brabham | Автомобиль использовал Герни | |||
нс | Крис Эймон | Brabham | Автомобиль использовал Рэби | |||
нкв | Алан Роллинсон | Cooper | ||||
нкв | Брайан Габби | Lotus |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Журнал "Sporting Motorist" August, 1965