Гран-при Голландии 1965 года: Третий подряд Гран-при Голландии остается за Кларком. Курьез с Чепмэн
Гран-при Голландии 1965 года: Третий подряд Гран-при Голландии остается за Кларком. Курьез с Чепмэн
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1965г. Гран-при Голландии

06-1965г. Гран-при Голландии

Продолжительная борьба между производителями резины усиливается – и вызывает недоумение. В пятницу днем во время (очень) дождливой тренировочной сессии Хилл показывает быстрейшее время 1' 52". Он опробовал обычную комбинацию Dunlop R6/7 посуху, но решил, что был быстрее на "R6", установленных на всех колесах, – "сухая" резина Dunlop!
Команда Brabham использовала Goodyear со смесью из влажной/сухой резины – как в Клермон-Ферране. Honda вновь решительно выставили один единственный болид для Гинтера. Означает ли это, что Бакнам уже недостаточно быстр, когда болид переходит от "испытательной" стадии к "гоночной"? Джеки Стюарт уже попробовал поговорить с японцами насчет будущего года. Интересно знать, насколько они оказались сговорчивыми?
Во время субботней тренировки комментатор позабавил нас всех своими высказываниями на английском. Например: "Понаблюдайте за парнями из Cooper. Йохен Риндт достоин внимания из-за скольжений и скользящей работы!"
В пресс-релизах Гран-при подробно говорилось о стартовых деньгах. Они констатировали, что общий бюджет Гран-при составил £15 500, Чемпион мира Сертиз располагает £1350 плюс £450 как обладатель 40-ка очков турнирной таблицы прошлогоднего чемпионата мира и £100 как являющийся Чемпионом мира. Настоящий чемпион! Победа на Гран-при Голландии смогла бы принести ему еще £700. Как болиды первой категории, машины Ferrari F1 получают по £800 каждая – конечно же, стартовых денег.
Джек Брэбэм отсутствовал на субботней тренировке – он уехал, чтобы получить свой новый двухмоторный самолет Comanche. Брэбэм действительно пользуется своими самолетами – рассматривая хорошую машину как абсолютную необходимость для деятельного гонщика или конструктора – или для обоих. Его старый купил Джим Кларк. На субботней тренировке под жарким солнцем Хилл создал напряжение среди самой многочисленной публики, показав быстрейшее время 1' 30.7", 103,38 миль/ч, и неофициально побив рекорд круга в гонке 1964 года Кларка на 2,1 секунды – на 2,31 миль/ч!
Вечером за день до гонки GPDA вручила Бобу Андерсону памятный Приз Карела де Бофора. Приз будет ежегодно присуждаться гонщику, занявшему лучшее место среди дебютантов Гран-при Голландии. Андерсон был шестым в прошлом году. В этом году он сошел после того, как из его болида вытекла вся вода.
Грэм Хилл использовал в гонке Dunlop R7 на задних колесах и "R6" на передних. Если Грэм был на "шестерках" и "семерках", то Стюарт использовал "R6" на всех колесах. Роб Слоутмейкер на 1300-кубовом Downton Mini-Cooper "S" выиграл вторую гонку для серийных автомобилей с прекрасной скоростью 1301 миль/ч. Когда я спросил его после гонки, был автомобиль обут в дождевую или "сухую" резину, он вынужден был сказать мне, что понятия не имеет! На самом деле она была "сухой". У Cooper был запасной болид с пятискоростной коробкой передач Hewland.
Служебный персонал пресс-центра Гран-при не мог быть более полезным. Боб Ферстраетен знает, что связь с прессой осуществляется полным ходом – он сам оказался вовлечен в передрягу с Чепмэном. Вручение призов было отменено по причине "особых обстоятельств". На Brabham Фрэнка Гарднера использовались пружины Cooper.
Первые три круга представляли собой настоящую рукопашную – Honda Гинтера возглаваляла пелотон, а Хилл и Кларк шли за ней по пятам. Гинтер, на "домашней" для Honda трассе, уже на тренировках продемонстрировал скорость и гоночные достоинства японки "V12", и, будучи в первом ряду стартовой решетки, стартовал лучше Чепмэна. Перед стартом Колин Чепмэн оживил события, оказавшись вовлеченным в драку с голландским полицейским, к восторгу голландской публики, которая приветствовала шефа Lotus. Затем болиды унеслись, и в сцене "полиция против Чепмэна" воцарилось спокойствие, – но читаем дальше.
На третьем круге Хилл, показавший быстрейшее время на тренировках, протиснулся мимо своего бывшего товарища по команде BRM и захватил лидерство. Кларк, шедший на третьей позиции, оценил обстановку и на следующем круге обошел японский болид. К пятому кругу хитрый шотландец вышел вперед, поскольку был заинтересован в окончательной победе. Он погнал вперед свой 16-клапанный Lotus-Climax, и никто и ничто не могло этому помешать.
Гарни, шедший четвертым, на пятом круге обошел Гинтера и на протяжении многих кругов вел красивую плотную борьбу с Хиллом, шедшим вторым. На пятом круге Кларк установил рекорд круга 1' 30.6" (103.526 миль/ч), и никому другому не удавалось приблизиться к нему. На этой стадии гонки Сертиз на Ferrari F12 шел седьмым позади Спенса, но больше, чем что-либо еще, его беспокоил Халм за рулем "второго" заводского Brabham, как обычно, демонстрировавший свое мастерство. На одиннадцатом круге новозеландец так же невозмутимо, как и Джек Хокинз, переиграл Сертиза, заняв шестую позицию позади Гинтера, которого, в свою очередь, обошел Джеки "Держи Чемпэна" Стюарт. Кларк увеличил свой отрыв от Хилла, на которого по-прежнему оказывал давление Гарни, а повороты становились все более скользкими.
Порядок Кларк-Хилл-Гарни-Стюарт-Халм-Гинтер-Сертиз сохранялся долгое время. На 18-ом круге Гинтер развернул Honda в Hunzerug, вышел из него с визгом от пробуксовки колес и уступил одну позицию Сертизу. После 20-ти кругов Кларк догнал отстававших на круг. Мак-Ларен и Риндт порадовали небольшой потасовкой за девятую позицию, но ни тот, ни другой Cooper так и не предстали в образе победителя. Гарни, наконец, на 24-ом круге вышел вперед Хилла, BRM испытывал небольшие проблемы с тормозами. Это откинуло BRM Хилла и Стюарта на третью и четвертую позиции, шотландец начал теперь разминаться. На 27-ом круге Гинтер снова развернул Honda в Hunzerug (и в Tarzan Bocht), а на следующем круге Стюарт обошел Хилла. Зифферт же заглох на вершине холма после Hunzerug, и механики Уокера занялись двигателем, чтобы вернуть его в гонку. Затем на протяжении трех кругов шло сражение Гарни/Стюарт, BRM вышел на второе место и сохранял его всю оставшуюся часть гонки.
Тем временем, полицейские позаботились о Колине Чепмэне, наложив лейкопластырь на его раненую руку, а босс Lotus сказал, что, возможно, он был чуточку несговорчив. Все это выглядело так, как будто это были в дальнейшем счастливые семьи. Но, читаем дальше.
Спенса развернуло на выходе из Hunzerug, поскольку после 32-ух кругов Гран-при и бурной утренней программы гонок "туристических автомобилей" трасса здорово покрылась резиной и маслом. Спенс вернулся в борьбу, не потеряв своей позиции, а вскоре после этого Мак-Ларен сошел из-за поломки пары шестерен главной передачи. Теперь Бандини на Ferrari V8 вдруг поехал и вскоре обошел Спенса. Однако, он слишко сильно надавил и на 41-ом круге развернул Ferrari на вершине Hunzerug, пропустив вперед Риндта и Спенса. Когда итальянец вернулся в гонку, он был уже 10-ым.
Зифферт вернулся в гонку после длительного отсутствия к тому времени, когда на трассе оставалось 14 болидов. После бесполезной работы, занявшей примерно 40 минут, механики Уокера нажали на кнопку стартера Brabham – и он завелся. Никто не знал, почему он вообще заглох.
Спустя час с четвертью с начала гонки Кларк обошел на круг своего товарища по команде, Спенса, а Гинтер начал оказывать давление на Сертиза. Honda шла как будто с нуля, и было интересно наблюдать за двумя двенадцатицилиндровыми болидами, поскольку оба гонщика атаковали изо всех сил. На 52-ом круге Гинтер резко обошел Ferrari, и, несмотря на все усилия, Сертиз не смог вернуть себе шестую позицию. Четырьмя кругами ранее Риндт исчез с трассы, заехав в свои боксы, чтобы закрепить болтавшиеся выхлопные трубы. Менеджер Cooper Рой Сальвадори сказал, что за это время они осмотрели трубы, но было уже слишком поздно приводить их в порядок, поскольку надо было возвращаться в гонку. В дальнейшем основной боевой порядок Кларк-Стюарт-Гарни-Хилл-Халм-Гинтер-Сертиз-Бандини-Спенс оставался неизменным на протяжении оставшейся части 80-круговой гонки. Хилл ехал с вышедшим из строя тахометром, и был момент, когда болид Халма зазвучал совсем грубо. Отвалились выхлопные трубы, но во время визита в боксы Джек Брэбэм призвал своих механиков к неистовой поспешенной оперативности, пока они устанавливали трубы и выпускали болид обратно в гонку. "Предельная пробуксовка колес", сказал Джек, и болид именно так и сделал, прежде чем мимо пронесся Гинтер на Honda.
Итак, третий год подряд Кларк показывает рекордную среднюю скорость гонки и новый рекорд круга. Еще одно второе место Стюарта и еще одно шестое место Honda. Пять различных марок в первой семерке, и снова Стюарт и Халм поразили всех своими мастерством и безошибочной ездой. Тринадцать болидов из 17-ти стартовавших добрались до финиша 208,432-мильной гонки.
Огромная толпа приветствовала Кларка. Местный комментатор поздравил Кларка и Чепмэна на голландском и английском языках и затем пожелал им всего наилучшего. Полицейские подошли к боксам Lotus и сказали Чепмэну, что они хотели бы, чтобы он проследовал с ними в участок. Они сказали ему, что если он откажется, то им придется "взять" его. Шеф Lotus сказал, что не имеет никакого желания следовать с ними в какой бы то ни было полицейский участок, после чего произошла еще одна драка, в которой Чепмэна попытались схватить за волосы и порвали ему рубашку. В конце концов, контингент перешел к контрольному зданию, где Чепмэн согласился прийти в участок в тот же вечер. Он пришел туда и был задержан на всю ночь, ожидая перевозки в Гарлем, где на следующий день его должны были обвинить в нападении на полицейского. По-видимому, у достойной гонки между прелестными людьми был плохой конец. Должна ли полиция "участвовать" в автогонках на Континенте? Как сказал позже Джим Кларк, проведший после гонки 4½ часа в участке в качестве свидетеля: "Было много раз, когда Чепмэна должны были посадить в тюрьму, но этот случай не из тех!"

Сага о Чепмэне

Прямо перед стартом гонки Колин Чепмэн захотел поговорить с Кларком и направился к болиду. Поскольку он носил рубашку с короткими рукавами, то пропуск подвесил за свой ремень. Полицейский попытался преградить ему путь к болиду, последовала драка, в которой полисмен потерял свой головной убор, а Колину расцарапали лицо и руку. Шеф Lotus оставил полицейского сержанта, и инцедент был исчерпан, в то время как парни продолжили гонку.
Положение дел приобрело более мирный характер, как было написано в рассказе о гоночных событиях, и, казалось, что получится ситуация "Возвращайся домой, Колин, все прощено". Но ничего подобного. После победной драки, в которой полицейский ударил миссис Колин Чепмэн, Колин явился в полицейский участок, где был задержан на всю ночь. Джим Кларк, который сам в прошлом году был вовлечен в драку с полицией во время тренировок, пришел вместе с Майком Спенсом в качестве свидетелей. Луи Стэнли из BRM проделал огромную работу как представитель и организатор. Ни один журналист не был допущен в полицейский участок – хотя все мы переполнили вестибюль, – и служебный персонал не оказывал никакой помощи. Кларк и Спенс ожидали на протяжении 4½ часов, в конце концов, оставив Колина на тюремной койке. На следующий день в близлежащем Гарлеме ему предъявили обвинение.
Все это кажется довольно глупым и излишним. Если бы полицейский с самого начала потрудился взглянуть на пропуск Чепмэна, то инцидентов, повлекших за собой цепь событий, не произошло бы. На Континенте любой организатор или клуб, желающие устроить автогонку, перед этим должны добиться разрешения полицейского участка. Оно также включает в себя "приглашение" полиции присутствовать на гонке. Во Франции клуб должен оплачивать присутствие полиции, а в Голландии она присутствует "задаром". Ненужный подарок, как говорят они в коротких объявлениях. Было бы изумительно, если иностранная полиция могла бы присутствовать на автогонках только для "сдерживания" толпы зрителей в случае несчастья или беспорядков и предоставить ход гонки и трассу клубу и маршалам.







1
Джим КларкLotus802:03'59.1
2
Джеки СтюартBRM802:04'07.1
3
Дэн ГерниBrabham802:04'12.1
4
Грэм ХиллBRM802:04'44.2
5
Денни ХьюмBrabham792:04'13.2
6
Ричи ГинтерHonda792:04'14.8
7
Джон СертисFerrari792:04'15.6
8
Майк СпенсLotus792:04'51.5
9
Лоренцо БандиниFerrari792:05'02.4
10
Иннес АйрлендLotus782:04'35.3
11
Фрэнк ГарднерBrabham772:04'10.2
12
Ричард ЭтвудLotus772:04'15.2
13
Йо ЗиффертBrabham55


нфЙохен РиндтCooper48
Давление масла

нфБрюс МакЛаренCooper36
Ведомая шестерня главной передачи

нфЙо БоньерBrabham16
Пружина клапана

нфБоб АндерсонBrabham11
Перегрев двигателя

Перевод и набор: Андрей Краснов

Журнал "Sporting Motorist" August, 1965



Знаете ли Вы что...