Гран-при Германии 1965 года: Кларка выигрывает гонку и оформляет второй чемпионский титул.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1965г. Гран-при Германии

07-1965г. Гран-при Германии

Его первая победа на Гран-при Германии обеспечила ему вторую чемпионскую корону. Она могла бы стать просто первой победой Кларка на Гран-при Германии, но, одержав ее, он побил рекорд круга почти на 15 секунд, побил рекорд средней скорости гонки и сделал это "шесть раз подряд" на протяжении прошедших гонок Чемпионата 1965 года. Его победа на Нюрбургринге пополнила его фантастический список достижений, так как он выиграл все Гран-при, в которых участвовал, пропустив Монако – чтобы одержать победу в Индианаполисе! Его мастерство вождения и преданность легко читаются огромными буквами в книгах рекордов, но они незаметны в увлекательных отчетах о гонках, поскольку он привык уходить со старта гонки словно ветер и оставаться впереди до самого финиша. Что, кстати, он и проделал на Нюрбургринге – после доминирования во время тренировочных сессий. Несмотря на сокрушительную победу Кларка, исход не был пестрой шерстяной тканью, к которой мы привыкли в течение последних нескольких недель, поскольку на втором круге после столкновения с Гарни Джеки Стюарт сильно ударился о небольшой бордюр и вынужден был сойти из-за сильно погнутого поперечного рычага передней подвески своего BRM. Гонка запомнилась, как первый Гран-при Чемпионата 1965 года, на котором молодой шотландец не смог финишировать – и набрать зачетные очки.
После потрясающего выступления Гинтера в Зандвоорте было довольно неожиданым обнаружить, что ни одна Honda не прибыла на Ринг, но идет огромная работа на японском заводе, и к гонке в Монце будут построены новые болиды. Это, несомненно, будет решительный напор, возможно с Гинтером и Филом Хиллом за рулем. Не обладая ценными зачетными очками и беспокоясь как о личном зачете, так и о Кубке Конструкторов, японцы, видимо, решили произвести хорошее впечатление в Монце.
Прошлогодний рекорд круга 98,338 миль/ч на Ferrari V8 наводит на мысль о том, что круг по Рингу за 100 миль/ч был не за границами возможного. Трасса вновь была покрыта новым асфальтом в нескольких местах и на немногочисленных оставшихся оригинальных цельнобетонных участках трассы. С более гладким покрытием трассы и мастерством Дж. Кларка неофициальный рекорд круга пал до фантастических 8' 22.7", скинувших с круга Сертиза в гонке 1964 года не менее 16,3 секунд. В этом году на Нюрбургринге Сертиз впервые сел за руль 12-цилиндровой Ferrari и на новом шасси показал великолепные 8' 27.8", но его затмил изумительный мистер Стюарт, впервые выступавший на этой трассе, пройдя круг за 8' 26.1" – со скоростью 100,836 миль/ч.
Из-за 14,2-мильной длины круга трассы и примерно 85-ти правых и 90-та левых поворотов трудно представить себе гоночный болид, двигающийся на очень высокой скорости по любой части трассы, но Кларк, Гарни и Брэбэм все говорили мне, что примерно пять участков проходятся на скорости 150 миль/ч. Джек Брэбэм, всегда сдержанный, сказал "примерно 148". Тоже неплохо, приятель. Только мастера, в самом деле, всегда изучают трассу и основательно расширяют возможности своих болидов, поскольку красивая трасса в Эйфелевых горах поднимается и ныряет, ныряет и поднимается среди сосен и небольших трактиров и по современным стандартам узка. Всюду – деревья, насыпи, мосты и непредсказуемые изгибы, удерживающие от скуки, неосмотрительности и прочих подобных слабостей.
Тренировки, как догадывались тевтонцы, были довольно богаты событиями, так, в пятницу капер Боб Андерсон вылетел с трассы и уехал домой невредимым, но с сильно искареженным Brabham. Йан Рэби также вылетел с трассы и разбил свой Brabham. Он остался невредим и после того, как его механики поработали над болидом, по крайней мере "установив четыре колеса на одной линии" (!), в субботу он снова принял участие в тренировках, но не смог квалифицироваться. В тот же день Гарднер отправился заниматься садоводством после того, как сломался поперечный рычаг подвески его Willment-Brabham, а Эттвуд вылетел с трассы на Parnell Lotus-BRM. Оба гонщика остались невредимы, и оба болида восстановили вовремя к гонке. Как обычно, тысячи людей расположились вдоль огромной трассы в ночь (или за две ночи) перед гонкой, и примерно с шести часов утра в день гонки громадная толпа зрителей начала вторгаться на трассу, потребляя пиво и колбасу в равной степени в огромных количествах. О, небеса!
Утром в день гонки рассвет был удивительно ярким – и таким пугающим, и те, кто уже испытал сомнительное удовольствие от мокрых рубашек на Ринге, были не слишком довольны. Я был одним из таких. Прямо перед стартом в 2 часа дня пошел небольшой дождь, и в тот же миг раскрылись зонты. Некоторые из них, должно быть, были уже раскрыты заранее! Тем не менее, это был кратковременный дождь, и когда Кларк выстрелил на лидирующую позицию, как будто за ним шли англичане (каковыми они и являлись), солнце уже договорилось с облаками. Сертиз, который вместе с Кларком, Стюартом и Хиллом стоял в первом ряду стартовой решетки из 19-ти болидов, сразу же начал испытывать проблемы с переключением передач и вынужден был завершить свой первый круг лишь с первой, третьей и пятой передачами. Конечно же, это произошло за девять минут до того, как он смог заехать в свои боксы, где над болидом проработали в течение получаса, прежде чем 12-цилиндровая Ferrari вернулась в драку. Гарднер сломал свою трансмиссию за пределами трассы – после таких-то трудов! На втором круге Стюарт захромал в боксы с сильно погнутым поперечным рычагом передней подвески и сошел. Его сход позволил Гарни выйти на третью позицию позади Кларка и Хилла, далее следовала великолепная плотная борьба за четвертую позицию между Спенсом, Мак-Лареном, Боннье, Зиффертом и Риндтом. Бандини развернул Ferrari V8 на выходе из Karussel, а Спенс сошел из-за сломанной муфты полуоси. Мак-Ларен сошел из-за неполадок с переключением передач, а двигатель Зифферта взорвался, когда выскочила одна из передач. Пелотон поредел довольно рано, и перестановка позволила Риндту выйти на четвертую, а Брэбэму на пятую позиции. Гонщик команды Брэбэма, Халм, сошел из-за треснувшего топливного бака, а Гарни начал приближаться к Хиллу. Амон на Parnell-Lotus сошел из-за отказавшего зажигания (после замены нескольких загадочных "черных ящиков" с неисправных запасных болидов), а Хокинз устранился из-за сильной течи масла на его Lotus-BRM.
После этого на старой трассе осталось совсем немного автомобилей, и разрывы стали совершенно дикими. Кларк, ни разу не отклонившийся от идеальной траектории, одержал очередную победу и закрыл вопрос о Чемпионате мира. Он побил рекорды круга и средней скорости гонки и финишировал почти на 16 секундах раньше Хилла, который, в конце концов, сумел удержаться впереди Гарни. За три гонки до окончания Чемпионата теперь предстоит не столь волнующая борьба лишь за второе место.



1
Джим КларкLotus152:07'52.4
2
Грэм ХиллBRM152:08'08.3
3
Дэн ГерниBrabham152:08'13.8
4
Йохен РиндтCooper152:11'22.0
5
Джек БрэбэмBrabham152:12'33.6
6
Лоренцо БандиниFerrari152:13'01.0
7
Йо БоньерBrabham152:13'50.9
8
Мастен ГрегориBRM142:09'50.0

нфДжон СертисFerrari11
Коробка передач

нфЙо ЗиффертBrabham9
Двигатель

нфГерхард МиттерLotus8
Водяной шланг

нфМайк СпенсLotus8
Ведущий вал

нфРичард ЭтвудLotus8
Протекание водяного шланга

нфБрюс МакЛаренCooper7
Переключение передач

нфДенни ХьюмBrabham5
Утечка топлива

нфПол ХокинсLotus3
Маслопровод

нфКрис ЭймонLotus3
Электрика / зажигание

нфДжеки СтюартBRM2
Разворот / подвеска

нфФрэнк ГарднерBrabham0
Коробка передач

нсБоб АндерсонBrabham

Авария

нквРоберто БуссинеллоBRM



нквЯн РэбиBrabham



Перевод и набор: Андрей Краснов

Журнал "Sporting Motorist" September, 1965



Знаете ли Вы что...