07-1965г. Гран-при Германии
После потрясающего выступления Гинтера в Зандвоорте было довольно неожиданым обнаружить, что ни одна Honda не прибыла на Ринг, но идет огромная работа на японском заводе, и к гонке в Монце будут построены новые болиды. Это, несомненно, будет решительный напор, возможно с Гинтером и Филом Хиллом за рулем. Не обладая ценными зачетными очками и беспокоясь как о личном зачете, так и о Кубке Конструкторов, японцы, видимо, решили произвести хорошее впечатление в Монце.
Прошлогодний рекорд круга 98,338 миль/ч на Ferrari V8 наводит на мысль о том, что круг по Рингу за 100 миль/ч был не за границами возможного. Трасса вновь была покрыта новым асфальтом в нескольких местах и на немногочисленных оставшихся оригинальных цельнобетонных участках трассы. С более гладким покрытием трассы и мастерством Дж. Кларка неофициальный рекорд круга пал до фантастических 8' 22.7", скинувших с круга Сертиза в гонке 1964 года не менее 16,3 секунд. В этом году на Нюрбургринге Сертиз впервые сел за руль 12-цилиндровой Ferrari и на новом шасси показал великолепные 8' 27.8", но его затмил изумительный мистер Стюарт, впервые выступавший на этой трассе, пройдя круг за 8' 26.1" – со скоростью 100,836 миль/ч.
Из-за 14,2-мильной длины круга трассы и примерно 85-ти правых и 90-та левых поворотов трудно представить себе гоночный болид, двигающийся на очень высокой скорости по любой части трассы, но Кларк, Гарни и Брэбэм все говорили мне, что примерно пять участков проходятся на скорости 150 миль/ч. Джек Брэбэм, всегда сдержанный, сказал "примерно 148". Тоже неплохо, приятель. Только мастера, в самом деле, всегда изучают трассу и основательно расширяют возможности своих болидов, поскольку красивая трасса в Эйфелевых горах поднимается и ныряет, ныряет и поднимается среди сосен и небольших трактиров и по современным стандартам узка. Всюду – деревья, насыпи, мосты и непредсказуемые изгибы, удерживающие от скуки, неосмотрительности и прочих подобных слабостей.
Тренировки, как догадывались тевтонцы, были довольно богаты событиями, так, в пятницу капер Боб Андерсон вылетел с трассы и уехал домой невредимым, но с сильно искареженным Brabham. Йан Рэби также вылетел с трассы и разбил свой Brabham. Он остался невредим и после того, как его механики поработали над болидом, по крайней мере "установив четыре колеса на одной линии" (!), в субботу он снова принял участие в тренировках, но не смог квалифицироваться. В тот же день Гарднер отправился заниматься садоводством после того, как сломался поперечный рычаг подвески его Willment-Brabham, а Эттвуд вылетел с трассы на Parnell Lotus-BRM. Оба гонщика остались невредимы, и оба болида восстановили вовремя к гонке. Как обычно, тысячи людей расположились вдоль огромной трассы в ночь (или за две ночи) перед гонкой, и примерно с шести часов утра в день гонки громадная толпа зрителей начала вторгаться на трассу, потребляя пиво и колбасу в равной степени в огромных количествах. О, небеса!
Утром в день гонки рассвет был удивительно ярким – и таким пугающим, и те, кто уже испытал сомнительное удовольствие от мокрых рубашек на Ринге, были не слишком довольны. Я был одним из таких. Прямо перед стартом в 2 часа дня пошел небольшой дождь, и в тот же миг раскрылись зонты. Некоторые из них, должно быть, были уже раскрыты заранее! Тем не менее, это был кратковременный дождь, и когда Кларк выстрелил на лидирующую позицию, как будто за ним шли англичане (каковыми они и являлись), солнце уже договорилось с облаками. Сертиз, который вместе с Кларком, Стюартом и Хиллом стоял в первом ряду стартовой решетки из 19-ти болидов, сразу же начал испытывать проблемы с переключением передач и вынужден был завершить свой первый круг лишь с первой, третьей и пятой передачами. Конечно же, это произошло за девять минут до того, как он смог заехать в свои боксы, где над болидом проработали в течение получаса, прежде чем 12-цилиндровая Ferrari вернулась в драку. Гарднер сломал свою трансмиссию за пределами трассы – после таких-то трудов! На втором круге Стюарт захромал в боксы с сильно погнутым поперечным рычагом передней подвески и сошел. Его сход позволил Гарни выйти на третью позицию позади Кларка и Хилла, далее следовала великолепная плотная борьба за четвертую позицию между Спенсом, Мак-Лареном, Боннье, Зиффертом и Риндтом. Бандини развернул Ferrari V8 на выходе из Karussel, а Спенс сошел из-за сломанной муфты полуоси. Мак-Ларен сошел из-за неполадок с переключением передач, а двигатель Зифферта взорвался, когда выскочила одна из передач. Пелотон поредел довольно рано, и перестановка позволила Риндту выйти на четвертую, а Брэбэму на пятую позиции. Гонщик команды Брэбэма, Халм, сошел из-за треснувшего топливного бака, а Гарни начал приближаться к Хиллу. Амон на Parnell-Lotus сошел из-за отказавшего зажигания (после замены нескольких загадочных "черных ящиков" с неисправных запасных болидов), а Хокинз устранился из-за сильной течи масла на его Lotus-BRM.
После этого на старой трассе осталось совсем немного автомобилей, и разрывы стали совершенно дикими. Кларк, ни разу не отклонившийся от идеальной траектории, одержал очередную победу и закрыл вопрос о Чемпионате мира. Он побил рекорды круга и средней скорости гонки и финишировал почти на 16 секундах раньше Хилла, который, в конце концов, сумел удержаться впереди Гарни. За три гонки до окончания Чемпионата теперь предстоит не столь волнующая борьба лишь за второе место.
1 | Джим Кларк | Lotus | 15 | 2:07'52.4 | ||
2 | Грэм Хилл | BRM | 15 | 2:08'08.3 | ||
3 | Дэн Герни | Brabham | 15 | 2:08'13.8 | ||
4 | Йохен Риндт | Cooper | 15 | 2:11'22.0 | ||
5 | Джек Брэбэм | Brabham | 15 | 2:12'33.6 | ||
6 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 15 | 2:13'01.0 | ||
7 | Йо Боньер | Brabham | 15 | 2:13'50.9 | ||
8 | Мастен Грегори | BRM | 14 | 2:09'50.0 | ||
нф | Джон Сертис | Ferrari | 11 | Коробка передач | ||
нф | Йо Зифферт | Brabham | 9 | Двигатель | ||
нф | Герхард Миттер | Lotus | 8 | Водяной шланг | ||
нф | Майк Спенс | Lotus | 8 | Ведущий вал | ||
нф | Ричард Этвуд | Lotus | 8 | Протекание водяного шланга | ||
нф | Брюс МакЛарен | Cooper | 7 | Переключение передач | ||
нф | Денни Хьюм | Brabham | 5 | Утечка топлива | ||
нф | Пол Хокинс | Lotus | 3 | Маслопровод | ||
нф | Крис Эймон | Lotus | 3 | Электрика / зажигание | ||
нф | Джеки Стюарт | BRM | 2 | Разворот / подвеска | ||
нф | Фрэнк Гарднер | Brabham | 0 | Коробка передач | ||
нс | Боб Андерсон | Brabham | Авария | |||
нкв | Роберто Буссинелло | BRM | ||||
нкв | Ян Рэби | Brabham |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Журнал "Sporting Motorist" September, 1965