Гран-при США 1965 года: победа Грэма Хилла
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

09-1965г. Гран-при США

09-1965г. Гран-при США

Это уже становится традицией: то есть, Грэм Хилл и Гран-при США в Уоткинс Глене. Но победа гонщика BRM не была легкой, так как большую часть гонки на Грэма оказывал давление Дэн Гарни. Очарование Уоткинс Глена все еще действует, и каждый год находится большое количество выгодных покупателей. В этом году вход стоил $8.00, и примерно 65 000 счастливых почитателей гонок образовали длинные очереди, чтобы увидеть заключительное действие 1½-литровой формулы.
Небольшой городок Уоткинс Глен расположен приблизительно в 260-ти милях к северо-западу от Нью-Йорка и является родиной послевоенного возрождения дорожных гонок в США. Первоначально трасса была проложена по городским дорогам общего пользования, а постоянная трасса, которая стала использоваться, начиная с 1958 года, доступна лишь через узкие сельские дороги и находится приблизительно в 8-ми милях от города. Публику составляет преимущественно молодежь (или обозреватель становится старше?). Вошедшие в моду многочисленные кемпинги разбросаны вокруг трассы, и, как результат, атмосфера навевает воспоминания о Нюрбургринге.
Осенняя погода здесь, в лучшем случае, непредсказуема, и если в субботу тренировки проходили под солнечным небом, но при прохладной температуре, то день гонки выдался холодным, очень ветреным, с периодическими ливнями. Было действительно очень неуютно, и надлежащее одеяние зрителя включало пледы и спальные мешки. Более того, очень немногие уехали преждевременно, и сердце радуется, когда видишь, что превосходная гонка и хорошее снаряжение могут привлечь такую большую и восторженную публику.

Тренировки

В пятницу прежний рекорд круга Джима Кларка 1964 года 1' 12.7" был вскоре превзойден Хиллом и Стюартом на BRM, показавшими одинаковое время 1' 11.7". Кларк был недоволен своим Lotus, но, тем не менее, показал 1' 11.6". Lotus Кларка и Brabham Гарни были единственными болидами с четырехклапанным двигателем Climax, на всех остальных болидах, оснащенных двигателем Climax, стоял двухклапанный V8.
Были три Ferrari, две "F12" для Бандини и Родригеза и одна "V8" для нового гонщика формулы 1 Боба Бондюранта, занявшего место Джона Сертиза. Сертиз все еще находился в больнице после своей аварии на тренировке в Сен-Жовите, Канада, но, по имеющимся сообщениям, успешно поправлялся. Болид Бондюранта использовал Goodyear, а остальные две Ferrari – шины Dunlop.
Прибывшие в Глен три болида Honda также были обуты в Goodyear. Тренировочный болид имел чуть большую колесную базу, а интересная деталь задней подвески должна была способствовать снижению напряжений в карданной передаче. Это устройство выступало сквозь ступицы задних колес и позволяло во время ускорения чуть взвинчивать крутящий момент.
Два Brabham Гарни и Джека Брэбэма завершали список клиентов Goodyear; на всем протяжении тренировочных сессий болид Гарни с четырехклапанным Climax страдал от постоянных утечек масла, и он смог провести лишь минимум тренировок. Так как все попытки механиков Brabham остановить утечку масла были тщетны, после тренировок был установлен новый двигатель. Это был двухклапанный агрегат Coventry-Climax.
В субботу погода была идеальной для быстрого прохождения кругов, и лучше всего это удавалось во время официальной тренировочной сессии, прошедшей с 11:00 до 15:00. Honda значительно усовершенствовались по сравнению с прошлым годом; тормоза теперь охлаждались должным образом, а геометрия подвески стала менее оригинальной, но гораздо более удовлетворительной. Всегда достигалась необходимая мощность, а скорость Honda, 144 миль/ч, являлась самой высокой на радарах. Ричи Гинтер опробовал все три болида и, в конце концов, остановил свой выбор на Honda, предназначенной для Бакнама, на которой он сумел показать 1' 11.4", достаточные для третьего места стартовой решетки. Бакнам прошел круг за 1' 12.7" на болиде Гинтера, но решил стартовать в гонке на тренировочном болиде, несмотря на то, что его тренировочное время 1' 15.1" на нем поместило бы его в конец стартовой решетки. За этой неистовой работой в боксах Honda наблюдал сам г-н Хонда, и стаи японских механиков весь день прыгали от одной работы к другой.
Механики Джима Кларка, наконец, исправили перебои двигателя, и время Джима 1' 11.3" поместило его на второе место стартовой решетки. Тем не менее, в продолжение тренировок Джим был явно недоволен, и двигатель, будто осознав это, сразу же по окончании тренировок отказал совсем. Это подразумевало еще одну суетливую сессию для механиков Lotus, и двигатель был отремонтирован с использованием деталей от забракованного Гарни четырехклапанного Climax.
Когда были опубликованы окончательные тренировочные времена, выяснилось, что 11 быстрейших гонщиков побили прежний рекорд круга. Менее четырех секунд разделили 1' 11.2" Хилла и время Бакнама 1' 15.1" на тренировочном болиде Honda. Если не принимать в расчет медленное время Бакнама и Айленда 1' 15" (поскольку оно было неудачным), то стартовое поле покрыло менее 2½ секунд.

Гонка
Незадолго до старта, запланированного на 14:00, болидам позволили уйти на прогревочный круг и затем выстроиться на временной стартовой решетке. В 13:50 болиды переместились на стартовую решетку, и все наблюдатели освободили зону с минимумом уговоров со стороны маршалов и полиции. Напряжение возросло, но, несмотря на холодные порывы ветра, подскочили температура и сердечный пульс. Ровно в два часа пелотон из 18-ти болидов чисто ушел со старта. Хилл выиграл гонку по восхождению на холм, за ним следовали Кларк и Бандини. Вскоре Кларк, как и ожидалось, бросил вызов лидеру и возглавил пелотон. По каким-то причинам Гинтер на Honda потерял время на первом круге и откатился далеко назад.
Джеки Стюарт вскоре оказался в боксах, чтобы отремонтировать переднюю подвеску BRM, поврежденную во время несущественной аварии. Тем временем, Гарни, стартовавший с восьмого места, быстро пробрался сквозь пелотон и к шестому кругу вышел на третью позицию впереди своего товарища по команде, Брэбэма. Хилл с Кларком вели потрясающее сражение за лидерство, но после 11-ти кругов Кларк сошел из-за проблем с двигателем. Таким образом, Хилл проходил круги в уединенном блеске примерно в 19-ти секундах впереди Гарни. Затем пошел дождь. Не то чтобы дождь был очень сильным, но трасса стала скользкой, и Гарни, преследуемый Брэбэмом, смог выигрывать приблизительно по секунде на круге. Грэм Хилл со обычными жесткими настройками подвески снизил скорость достаточно, чтобы вернуть интерес к гонке. Шеф Brabham прошел Гарни и, в конце концов, оказался на хвосте у Хилла. Ровно на середине дистанции Брэбэм внезапно атаковал Хилла в шпильке и протиснулся мимо гонщика BRM. Лидерство Брэбэма было недолгим, поскольку он переусердствовал в крутом правом повороте, выходящем на стартовую прямую. Хилл проехал мимо развернувшегося Брэбэма, Гарни шел примерно в шести секундах позади.
Брэбэм был не единственной жертвой скользкой трассы: Риндт на Cooper-Climax совершил несколько разворотов, и даже Хилл съехал с трассы, но лидерства не потерял. Риндт и Бандини боролись за четвертую позицию, а Honda Бакнама совершила пит-стоп для замены свечей зажигания. К концу гонки трасса снова подсохла, и Хиллу пришлось применить все свое мастерство, чтобы остаться впереди Дэна Гарни, к которому, наконец, вернулась гоночная удача. На 105-ом круге Хилл установил новый официальный рекорд круга 1' 11.9" в решительной попытке сдержать калифорнийца. Когда после 110-ти кругов клетчатый флаг завершил гонку, Хилл пришел примерно на 10 секунд раньше Гарни, для которого это был лучший финиш в сезоне. Затем финишировали Брэбэм и, с отставанием в один круг, Ferrari Бандини и Родригеза. Средняя скорость гонки 107,98 миль/ч была сравнительно низкой по причине дождя и скользкой трассы.
Из Глена все болиды отправились в Мехико, так как Мехико и Уоткинс Глен разделяют стоимость перевозки $100 000 по доставке болидов по эту сторону Атлантики. Вновь все остались довольными; организаторы получили прибыль, зрители получили удовольствие от прекрасной гонки. Все выразили недовольство погодой, но очень немногие уехали преждевременно. Тем не менее, большинство разговоров было по поводу будущей трехлитровой формулы. Сезон 1966 года становится все более предвкушаемым, и в опытных руках трехлитровые болиды будут бить рекорды и действительно подчеркивать разницу в мастерстве между грандами и неудачниками.

1
Грэм ХиллBRM1102:20'36.1
2
Дэн ГерниBrabham1102:20'48.6
3
Джек БрэбэмBrabham1102:21'33.6
4
Лоренцо БандиниFerrari1092:21'09.7
5
Педро РодригесFerrari1092:21'50.7
6
Йохен РиндтCooper1082:20'48.2
7
Ричи ГинтерHonda1082:21'40.6
8
Йо БоньерBrabham1072:21'46.8
9
Боб БондурантFerrari1062:21'39.0
10
Ричард ЭтвудLotus1012:21'49.9
11
Йо ЗиффертBrabham992:21'35.4Пит-стоп / сцепление
12
Мойзес СоланаLotus952:20'40.7
13
Ронни БакнемHonda922:21'35.6

нфДжеки СтюартBRM12
Дроссель / передняя подвеска

нфБрюс МакЛаренCooper11
Давление масла

нфДжим КларкLotus11
Двигатель

нфИннес АйрлендLotus9
Болен гриппом

нфМайк СпенсLotus9
Двигатель

Перевод и набор: Андрей Краснов

Журнал "Sporting Motorist" November, 1965



Знаете ли Вы что...