Гонка чемпионов 1965 года
По странной иронии, субботняя "Гонка Чемпионов" в Брэндс Хэтче оказалась выходной для вторых пилотов и частных команд, поскольку в этой гонке, организованной B.R.S.C.C. при поддержке Daily Mail, все чемпионы сошли один за другим. Сертиз, Грэм Хилл и Брэбэм – из-за механических неисправностей, а Кларк, после легко выигранного им первого заезда, во втором заезде разбил свой Lotus о земляную насыпь, но сам остался невредим. Таким образом, его товарищ по команде, 28-летний Майк Спенс, перешедший в команду Lotus Формулы 1 в середине прошлогоднего сезона после аварии Питера Арундела в Реймсе, выиграл свою первую гонку в Формуле 1, проведя оба заезда с безмятежным мастерством.
Положение в заключительном заезде стало решающим для суммарных времен гонщиков за оба 40-круговых заезда. Спенс одержал общую победу, финишировав третьим в первом заезде и первым во втором, а Джеки Стюарт, молодой шотландский гонщик — проводивший свою первую гонку за B.R.M. как член команды — был вторым.
У команды Роба Уокера был превосходный день – Йо Боннье финишировал третьим в общем зачете, продемонстрировав блестящую форму за рулем Brabham-Climax своей команды, а Джо Зифферт на Walker Brabham-B.R.M. стал пятым в общем зачете. Фрэнк Гарднер за рулем Willment Brabham-B.R.M. поразил всех, финишировав четвертым в общем зачете.
Гонка проходила при теплой солнечной погоде, и многие из 50 000 зрителей сидели на траве, которая всего неделю назад находилась под дюймовым слоем снега.
Во время неофициальной тренировки в четверг на Ferrari Сертиза сломался двигатель, необходимо было поспешно доставить за ночь новые запчасти из Маранелло. На официальной тренировке в пятницу доминировал Кларк, пройдя утром круг за 1 мин. 35.2 сек., испытывая комплект шин Goodyear на своем Lotus, и днем за 1 мин. 34.9 сек., вернувшись к Dunlop. Не менее 13-ти гонщиков побили рекорд круга Кларка 1 мин. 38.8 сек., установленный в прошлом году в Брэндсе во время Гран-при Европы.
Гонки
С раннего утра непрерывный поток вливался в Брэндс Хэтч через новый въезд с дуврской дороги, так что уже за два часа до старта первого заезда трасса была заполнена людьми, всюду прогуливающимися под солнцем, посещающими многочисленные рестораны и кафетерии и всматривающимися в витрины. В круто скошенном паддоке механики занимались последними проверками и приготовлениями, что всегда озадачивало зрителей, не знакомых с автогонками: "У них была целая зима на подготовку. Что они делают сейчас?"
Вскоре после часа дня стройные, до блеска отполированные болиды, чьи кузова сверкали на солнце между своими огромными шинами, один за другим появились в стартовой зоне и отправились на прогревочный круг, во время которого Гарни помял нос своего Brabham о Lotus-B.R.M. Хэйлвуда. Они добрались до своих мест на временной стартовой решетке, и бригада механиков красно-белого Willment Brabham-B.R.M. Фрэнка Гарднера поспешно заменила свечи зажигания в попытках устранить пропуск зажигания, возникший по пути к стартовой решетке.
Сертиз, выглядевший скорее смирившимся, нежели уверенным, в последнюю минуту взял леденец из предложенной ему жестянки и глубокомысленно посасывал его. Грэм Хилл поправил свою шерстяную защиту шеи – похожую на вязанный свитер, но без низа, которую Бетти Хилл связала для него – и заговорил охрипшим от прохлады голосом.
После краткого инструктажа пилоты вернулись к своим болидам и заерзали в плотно подогнанных кокпитах. Один за другим ожили двигатели, и с сигналом о минутной готовности взмах зеленого флага заставил их двинуться вперед к настоящей стартовой решетке. Ни одна рука не поднялась из-за заглохших двигателей, когда флаг Соединенного Королевства поднялся, замер, и затем резко упал. Колесо в колесо, с синим дымом из-под колес, Кларк, Хилл и Спенс устремились из первого ряда стартовой решетки, хвост Lotus Кларка слегка занесло во время интенсивного ускорения, а затем Кларк первым вошел в Paddock Bend и устремился на холм к Druids.
Кларк и Майк Спенс на первой и второй позициях уже оторвались от основной группы, когда пелотон пронесся мимо боксов в конце первого круга, Грэм Хилл (B.R.M.) шел третьим, Walker Brabham-Climax Йо Боннье – четвертым, Джеки Стюарт на втором заводском B.R.M. – пятым, а Сертиз на красной Ferrari V-8 – шестым. Гарни, стартовавший со скромной позиции в пятом ряду после проблем во время тренировок, уже прорывался сквозь пелотон на своем Brabham, а Джек на другом болиде начал давить на Ferrari Сертиза. На втором круге сошел Мастен Грегори на одном из Centro-Sud B.R.M. из-за болтающейся крестовины одной из полуосей, а Скарфиотти, заменявший Багетти за рулем второго Centro-Sud, откатился в хвост пелотона.
К 10-му кругу, четверти дистанции, два члена Team Lotus уверенно шли на первых двух позициях, затем шел Хилл, в 14-ти секундах позади лидера, Джеки Стюарт следовал вслед за ним по его траектории. Джек Брэбэм, при случае пользуясь проблемами соперников, прошел Сертиза и Боннье и вышел теперь на пятую позицию. Сразу за ним на шестой позиции шел Дэн Гарни, выглядевший так же невыразительно, как и всякий раз, когда находился под давлением второго Brabham. В постоянно сражающейся группе в середине пелотона шли Дик Эттвуд (Parnell Lotus-B.R.M.), Риндт (заводской Cooper), Зифферт (Walker Brabham-B.R.M.), Хэйлвуд (Parnell Lotus-B.R.M.), Гарднер (Willment Brabham-B.R.M.) и Мак-Ларен (заводской Cooper). Brabham-Climax Боба Андерсона также был вовлечен в эту борьбу частных гонщиков, пока не сошел на 10-ом круге.
Это было похоже на "обычное положение вещей", когда в гонке Кларк шел далеко впереди и продолжал отрываться, а остальные занимались напрасной погоней. Но Гарни думал иначе. Он прошел своего товарища по команде, Брэбэма, приблизился к B.R.M. Стюарта, вышел на четвертую позицию по внутренней стороне South Bend, а двумя кругами позже обошел Хилла по наружней части в том же самом месте. Затем, несмотря на сигналы, подаваемые желтыми флагами, информировавшими о том, что Хэйлвуд вылетел с трассы — без вреда для себя или болида, — Гарни начал сокращать отставание своего Brabham от Lotus Спенса, сводя его на нет по секунде на круге.
Таким образом, на середине дистанции Кларк по-прежнему шел по трассе лидером, а Спенс на второй позиции шел теперь лишь в 5-ти секундах впереди преследовавшего его Гарни. Джек Брэбэм также обошел оба B.R.M., и теперь два Team Lotus опережали два заводских Brabham, которые, в свою очередь, опережали два B.R.M. На некотором расстоянии позади шли Боннье и Сертиз, втянутые в сражение, и Lotus-B.R.M. Эттвуда, издававший всевозможные звуки и испытывавший сильное давление со стороны Brabham-B.R.M. Гарднера, который обошел его на следующем курге.
Постепенно Гарни сократил отставание от Спенса и на 25-ом круге вышел на вторую позицию. Отправился ли он затем в погоню за лидером, чтобы обеспечить стремительный финиш? Увы, нет. Всякий раз проезжая мимо боксов, он указывал на переднюю часть болида и на свои ноги: передние колеса были разбалансированы, так что впоследствии он вел гонку только ради уверенного второго места.
Еще одна драма на заключительных стадиях произошла с Сертизом, который, взяв верх в своем поединке с Боннье, отправился в погоню за B.R.M. Стюарта и отнял у него шестую позицию. После этого гонка вновь успокоилась вплоть до 40-го круга, когда Кларку должны были показать клетчатый флаг, но он не заметил его взмаха и на полной скорости ушел на дополнительный круг, так, на всякий случай.
Во время перерыва перед вторым заездом в паддоке было проделано много работы над болидами. И это было необходимо, поскольку по крайней мере половина пелотона к 40-му кругу выглядела на трассе несколько измотанной. К тому времени, когда они выстроились у линии для второго заезда, были отбалансированы передние колеса Гарни и отремонтирован сломанный кронштейн радиатора, был заменен недостающий болт в передней подвеске Cooper Мак-Ларена, был закреплен расшатавшийся выпрямитель зажигания на Ferrari Сертиза, а также были исправлены многие другие дефекты и неисправности. А непосредственно перед выездом к линии слегка подкачали правую переднюю шину Lotus Спенса.
Кларк снова стоял на поул-позишн стартовой решетки 2-го заезда, но на этот раз он и Спенс разделили первый ряд с Brabham Гарни. Не до конца подготовленный B.R.M. Грэма Хилла и Джек Брэбэм стояли во втором ряду. В третьем ряду – Ferrari Сертиза, B.R.M. Стюарта и Walker Brabham Боннье. В конце стартовой решетки расположились два запасных участника: Brabham-Ford Блура и Cooper-Ford Родса, которых попросили заменить Lola-Ford Шлессе, дисквалифицированного за обслуживание болида за пределами своих боксов, а также постигший ту же участь Centro-Sud B.R.M. Скарфиотти, стартовавшего с толкача после длительного пит-стопа.
Кларк снова устремился в лидеры на первом круге, но на этот раз компанию ему составил не его товарищ по команде, Спенс, но темно-зеленый нос Brabham Гарни. Тем не менее, в конце первого круга Кларк на 1,5 секунды опережал Гарни, Спенса, Хилла, Стюарта, Брэбэма, Боннье и Сертиза.
На втором круге Кларк летел словно ветер, а его время круга 1 мин. 35.4 сек. оказалось быстрейшим кругом дня и первым временем, с которым трасса Брэндс Хэтч была пройдена в гонке со средней скоростью 100 миль/ч. Но он по-прежнему не мог оторваться от Гарни, который постепенно круг за кругом подкрадывался все ближе, пока к пятому кругу не оказался прямо на хвосте у Кларка. Но, как ни старался Гарни, он не мог обойти его, и в течение семи захватывающих кругов Кларк отбивал все его атаки.
На 12-ом круге эти двое бок о бок устремились вниз с холма от Druids. В самом низу Кларк, будучи на внешней стороне, зашел слишком широко, выехал на траву, подняв огромное облако пыли, вытащил передние колеса из колеи и стабилизировал болид, а затем развернулся на трассе, когда насыпь, возникшая в его поле зрения, преградила ему путь. Lotus сперва налетел носом в уплотненную землю, подняв кучу грязи и летящего стекловолокна, и правое переднее колесо вышло из строя.
Могла повториться история с Моссом, но на этот раз это был монокок, а не болид рамной конструкции, и маршалы, устремившиеся к месту аварии, смогли помочь чудом оставшемуся невредимым гонщику, за исключением слегка вывихнутого колена, выбраться из болида.
Гарни, энергично работая рулем, сумел увернуться от скользящего Lotus и теперь опережал Брэбэма, Спенса, Боннье и Стюарта. Сертиз, прорвавшийся на шестую позицию, сошел в боксах из-за поломки бензопровода и общего недомогания. B.R.M. Грэма Хилла также сошел из-за воды в неисправных частях двигателя. Brabham-Climax Боба Андерсона дал трещину в картере главной передачи и оставил масляный след на спуске с холма, на котором поскользнулся Риндт, а Джон Тейлор вылетел прямо в самом низу поворота, представив большую опасность для фотографа Motor Джорджа Мура.
Все старания Гарни были напрасны, так как после единственного круга лидерства он услышал зловещий скрежет вышедшего из строя подшипника и накатом направился в свои боксы, чтобы сохранить двигатель. Теперь лидировал Джек Брэбэм, но его болид источал шлейф синего масляного дыма, поскольку смазка просачивалась из двигателя на коробку передач и дисковые тормоза. Тем не менее, он удерживал свое лидерство на протяжении следующих 14-ти кругов до тех пор, пока шлейф дыма вдруг не исчез и быстро упавшее давление масла указало на то, что масла осталось очень немного. Его гонка на этом закончилась. Жаль, потому что он увеличил свое преимущество над Спенсом настолько, чтобы обеспечить себе победу по суммарному времени двух заездов.
Со сходом Брэбэма Спенс был вне себя и довел гонку до финиша, а единственным произошедшим живым моментом в гонке был верный успех Фрэнка Гарднера на Willment Brabham-B.R.M. Он обошел Стюарта и начал приближаться к Боннье на Walker Brabham-Climax, который шел теперь на второй позиции. Однако, поступил сигнал из бдительных боксов Боннье, шведский гонщик резко сократил свои времена на круге и постепенно снова оторвался. Итак, положение в первой пятерке — Спенс, Боннье, Гарднер, Мак-Ларен, Зифферт — осталось неизменным в течение последних примерно 10-ти кругов, и гонка завершилась без дальнейших волнений.
Предварительные результаты
B.R.S.C.C. "Daily Mail" "Гонка Чемпионов", 13 марта
Проводилась в два 40-круговых заезда на 2,65-мильной трассе Брэндс Хэтч. Окончательный зачет суммируется из времен двух заездов. Погода, тепло и солнечно.
Заезд 1
1 Дж. Кларк, Lotus-Climax, 1 ч. 04 мин. 14.0 сек., 99,02 миль/ч.
2 Д. Гарни, Brabham-Climax, 1 ч. 04 мин. 34.8 сек.
3 М. Спенс, Lotus-Climax, 1 ч. 05 мин. 03.8 сек.
4 Дж. Брэбэм, Brabham-Climax, 1 ч. 05 мин. 24.0 сек.
5 Г. Хилл, B.R.M., 1 ч. 05 мин. 25.6 сек.
6 Дж. Сертиз, Ferrari V-8, 1 ч. 05 мин. 29.2 сек.
Быстрейший круг: Дж. Кларк (Lotus) и Д. Гарни (Brabham), 1 мин. 35.6 сек., 99,79 миль/ч (новый рекорд круга).
Заезд 2
1 М. Спенс, Lotus-Climax, 1 ч. 06 мин. 38.2 сек., 95,44 миль/ч.
2 Й. Боннье, Walker Brabham-Climax, 1 ч. 06 мин. 45.0 сек.
3 Ф. Гарднер, Willment Brabham-B.R.M., 1 ч. 06 мин. 55.0 сек.
4 Дж. Стюарт, B.R.M., 1 ч. 07 мин. 07.6 сек.
5 Б. Мак-Ларен, Cooper-Climax, 1 ч. 07 мин. 31.2 сек.
6 Дж. Зифферт, Walker Brabham-B.R.M., 1 ч. 07 мин. 33.6 сек.
Быстрейший круг: Дж. Кларк (Lotus-Climax), 1 мин. 35.4 сек., 100,00 миль/ч.
Общий зачет
1 М. Спенс, Lotus-Climax, 2 ч. 11 мин. 42.0 сек., 97,20 миль/ч.
2 Дж. Стюарт, B.R.M., 2 ч. 12 мин. 41.6 сек.
3 Й. Боннье, Walker Brabham-Climax, 79 кругов.
4 Ф. Гарднер, Willment Brabham-B.R.M., 79 кругов.
5 Дж. Зифферт, Walker Brabham-B.R.M., 79 кругов.
6 Б. Мак-Ларен, Cooper-Climax, 79 кругов.
7 Й. Риндт, Cooper-Climax, 78 кругов.
8 Дж. Тейлор, Gerard Cooper-Climax, 77 кругов.
9 Й. Рэби, Raby Brabham-B.R.M., 75 кругов.
10 Дж. Брэбэм, Brabham-Climax, 67 кругов.
11 Р. Эттвуд, Parnell Lotus-B.R.M., 64 круга.
Перевод и набор: Андрей Краснов
The Motor, week ending March 20, 1965