Уйти знаменитым...?
ЧЕРЕЗ восемь месяцев вступит в силу новая 1,5-литровая с наддувом/3-литровая без наддува Формула Гран-при, и 1,5-литровая Формула, с которой мы были знакомы с 1961 года, прекратит свое существование. Предложение поразмышлять о разработках для будущей Формулы выглядит крайне заманчиво, а как насчет еще действующей Формулы 1, в соответствии с которой проходит чемпионат мира 1965?
Когда остается девять зачетных гонок и еще, возможно, полдюжины незачетных, радикальных изменений конструкции не ожидается, и в отдельных случаях это будет rep. mist.1 — смесь пройденного. Но не совсем. Выход в свет двигателя Coventry Climax F16 с опередившей его печально короткой продолжительностью жизни и большие надежды, возлагаемые на Ferrari F12 и Honda V12, могли бы подвергнуть результаты возбуждающему сомнению, и подарить некогда непопулярной 1,5-литровой Формуле 1 по-настоящему грандиозный финал.
Интерес англичан, естественно, сосредоточится на Coventry Climax 16. Намечена сборка четырех агрегатов, по одному для Lotus, Brabham и Cooper, и один про запас. Climax имеет высокую репутацию в создании новых конструкций с чистого листа, но в столь новом и сложном проекте коэффициент надежности на начальной стадии не может ожидаться таким же высоким, как в хорошо отработанных V8. Команды, вероятно, в гонках Чемпионата не станут рисковать и испытывать болиды, оснащенные как V8, так и F-16, для своих пилотов № 1. За "16" стоит мрачное понимание того, что после сезона 1965 Coventry Climax уходит из гонок, но тот факт, что прекрасная техническая лебединая песня была бы для них кстати, их последний гоночный проект должен подтвердить успешность в единственном и последнем сезоне.
Более того, их присутствие поможет снять обвинение в том, что все нынешние болиды Гран-при похожи друг на друга. Они могут выглядеть похожими; в самом деле, они так уныло похожи, как в шасси, так и в подвеске почти что повторяют друг друга, но с распространением 16- и 32-клапанных двигателей V8, F12, поперечно расположенных V12 и F16 сходство заканчивается под капотами.
В вопросах обеспечения мощностью своих заводских болидов из шести соперничающих марок три из Англии в большей степени полагаются на Coventry Climax. Это – Lotus, Brabham и Cooper. B.R.M. является единственной "полностью" британской маркой, строящей свои собственные двигатели V8, коробки передач и шасси. Еще одними сторонниками этой концепции являются Ferrari из Италии, за чью неизменную поддержку Формуле 1 с момента ее основания в 1948 году мир автогонок должен быть чрезвычайно благодарен, и Honda из Японии, еще никому не знакомые, но очень серьезные соперники. Есть еще несколько частных команд, которые повышают интерес к Формуле и явно способствуют достижению целей переспективным гонщикам. Ниже приведены их планы на последний сезон 1,5-литровой Формулы.
Ferrari
Знаменитая команда из Маранелло, несущая на своем гербе гарцующего жеребца, на этапы Чемпионата 1965 года выставит два болида. Пилотами будут Джон Сертиз, действующий Чемпион мира, и Лоренцо Бандини, Чемпион Италии. С учетом надежности, вероятно, Сэртиз продолжит использовать в гонках хорошо проверенный V8, а Бандини – F12.
Как было видно на ГП Мексики, этот болид очень быстр, хотя, по-прежнему, темпераментен. Начиная с Сиракуз, в течение последнего месяца он оснащался двойным трамблером Marelli и двумя свечами на цилиндр. Был построен еще один 12-цилиндровый болид, и ожидалось, что он будет готов к Монако или к соревнованиям "Интернэшнл Трофи" в Сильверстоуне в мае, когда Сертиз опробует его. Между тем V8 стал чуть легче, модифицирована система впрыска топлива Bosch, и детально переработаны подвеска и тормоза.
Lotus
Успех Джима Кларка в "Пасхальном понедельнике" в Гудвуде с новым 32-клапанным вариантом двигателя Coventry Climax V8 дает конюшне из Чесханта еще одно преимущество над своими сопрениками — подобные двигатели пока еще не используются в большом количестве. Болид, оснащенный двигателем F16, Lotus 39, уже подготавливается и должен быть готов к Монако или ГП Бельгии.
Основой наступления Lotus в чемпионате будет монокок "33B", по существу, модель четырехлетней давности, но, по-прежнему, точно соответствующая своей удельной прочности. Пилотами будут Джим Кларк, победитель ГП Южной Африки, первого этапа чемпионата мира 1965 года, и Майк Спенс, заменивший Питера Арунделла после того, как в прошлом году в Реймсе последний попал в аварию, и позже доказавший Кларку достойное звание номера 2, выиграв Daily Mail "Гонку Чемпионов".
B.R.M.
Знаменитая команда сэра Альфреда Оуэна, базирующаяся в Бурне, в этом сезоне будет сражаться на своих боевых монококах "V8", не изменившихся с 1964 года, кроме изменений деталей подвески, улучшивших управляемость. Они также продолжают непрерывные поиски большего количества эффективной мощности своих двигателей V8 с системой впрыска топлива, чтобы противостоять новейшим Climax с четырьмя клапанами на цилиндр. Несомненно, коэффициент надежности будет играть решающую роль в шансах B.R.M. в Чемпионате, но у них два прекрасных пилота в лице очень опытного Грэма Хилла и замечательного новичка из Шотландии Джеки Стюарта. Экспериментальный полноприводный B.R.M., построенный в прошлом году, будет оставаться на заднем плане, и, возможно, будет опробован на разных трассах, если подвернется случай.
Brabham
Еще одной командой, которая связывает свои шансы на успех с качественной, испытанной конструкцией и гонщиком с самым высоким рейтингом, является Brabham, чей штаб находится на бывшей фабрике пластмасс близ старой трассы Бруклендс в Байфлите, Суррей. Зелено-золотые болиды с рамой в виде пространственной фермы оснащены двигателями Coventry Climax V8, и над ними ведется новейшая разработка, включая изменения подвески и экономию веса. Они надеются получить один из новых 32-клапанных агрегатов перед ГП Монако, в то время как ожидается, что Climax F16 будет установлен на новый болид, пока еще рамной конструкции, в июне во время ГП Бельгии в Спа или ГП Франции в Клермон-Ферране.
Устойчивость движения долго была сильной стороной Brabham, в то время как другая сильная сторона этой команды была заключена в их пилотах, почти ветеране австралийце Джеке Брэбэме, Чемпионе мира 1959 и 1960 годов, и калифорнийце Дэне Гарни, возможно, самом быстром гонщике нынешних Гран-при. Всякий раз, когда представится возможность, третьим Brabham Формулы 1 будет управлять Денис Халм, очень быстрый и сильный новозеландец, который выиграл Чемпионат Формулы 2 1964 года нa Brabham-Cosworth.
Cooper
Знаменитая марка из Сэрбитона, на которой Джек Брэбэм выиграл чемпионаты мира 1959 и 1960 годов, не одерживала побед в Гран-при Формулы 1 с 1962 года, но теперь она слилась с Chipstead Motor Group. В нынешнем сезоне, с очень опытным новозеландцем Брюсом Мак-Лареном при поддержке чрезвычайно быстрого новичка из Австрии Йохена Риндта фортуна может снова им улыбнуться. Безотказная езда, в то время как более быстрые болиды ломаются, должна стать их сильной стороной, так как болиды с рамой в виде пространственной фермы, усиленной листовым металлом, слегка изменились с 1964 года, не считая модифицированной перегородки и небольших изменений в геометрии подвески. Тем не менее, новая рама под Coventry Climax F16 почти готова, и Джон Купер надеется, что болид будет готов к июню.
Honda
Наиболее знаменательный и, конечно, наиболее загадочный из всех нынешних болидов Гран-при, построенная в Токио Honda несет на себе груз преуспевающей японской промышленности. В вопросах постройки шасси она следует традиционным европейским обычаям, с интересными вариациями подвески, но двигатель – оригинальный. 48-клапанный двигатель V12 с двумя распредвалами, использующий теперь систему впрыска топлива, расположен в раме поперечно, как на последнем Гран-при. Когда-то Bugatti сделали нечто подобное, болид 1956 года, и, как намеревались сделать Maserati со своим двигателем V12.
Болид в прошлом году участвовал в качестве прототипа только на ГП Германии, Италии и Соединенных Штатов, и, как ожидается, в нынешнем сезоне станет чуть меньше, более привлекательным, легким и быстрым. Развиваемая мощность, как считается, будет около 215-220 л.с. при 11 000 об/мин — но это – не официальные данные Honda. В нынешнем году должны будут выступать два болида, а пилотами будут Ронни Бакнам, который отвечал за начальную разработку болида и участвовал на нем в гонках в Нюрбурге, Монце и Уоткинс Глене, и его напарник калифорниец Ричи Гинтер, ранее выступавший за команду B.R.M. Чемпион в мотогонках, Джим Редмэн, видимо, также будет выступать за Honda G.P.
R.R.C. Walker
Постоянный соперник в классе Формула 1 и старейшина среди частных команд, Роб Уокер из мастерской в Пиппбруке, Доркинг, Суррей, выставляет два болида на всех основных этапах нынешнего сезона. Оба – марки Brabham, один – с двигателем Coventry Climax V8, другой – с B.R.M. V8. Пилоты – Йоаким Боннье, бородатый швед, проживающий в Швейцарии, и ныне один из опытных гонщиков в гонках Гран-при, и очень быстрый швейцарский гонщик Джозеф Зифферт, который в прошлом месяце на протяжении многих кругов опережал Кларка и Сертиза на ГП Сиракуз.
Parnell
Базирующаяся в Хаунслоу команда, основанная покойным Реджем Парнеллом, все еще участвует в гонках под руководством его сына Тима. Боевая техника состоит из двух бывших заводских Lotus 25, доведенных до модификации "33" и оснащенных двигателями B.R.M. V8. Пилоты на сезон 1965 – Майк Хэйлвуд, являющийся руководителем Reg Parnell Racing Ltd. и, конечно же, известный всему миру своими достижениями в мотогонках, и блестящий молодой гонщик из центральной Англии Ричард Эттвуд.
Willment
Обширная гоночная деятельность организации Джона Уиллмента под Твикенхэмом, Миддекс, теперь включает в себя Brabham-B.R.M., приобретенный у Роба Уокера и оснащенный бывшим двигателем Джо Зифферта B.R.M. V8 и доведенным до модификации 1965-го года. Это болид, на котором Грэм Хилл выиграл ГП Рента в Южной Африке, а в Сильверстоуне, Монако и на других европейских этапах за его руль сядет быстрый австралиец Фрэнк Гарднер, показавший свои качества за рулем болида в недавней "Гонке Чемпионов" в Брэндс Хетче.
D. W. Racing Enterprises Ltd.
Еще одна расширяющая свою деятельность частная команда – D. W. Racing Enterprises Ltd. из Хэйнса, Бедфордшир. Бывший мотогонщик Боб Андерсон снова будет выступать на своем Brabham-Climax, на котором неплохо выглядел в прошлом сезоне. Болид теперь имеет систему впрыска топлива вместо карбюраторов и будет участвовать на всех основных Гран-при при поддержке второго болида команды, Lotus 33, оснащенного двигателем Climax, при участии представителя Porsche Дика Ступа. Им будет управлять австралиец Пол Хокинз.
Gerarg Racing
Бывший автогонщик Боб Джерард все еще поддерживает глубокий интерес к спорту посредством своей команды Gerard Racing, базирующейся в Лейчестере. В нынешнем году он использует Cooper, оснащенный четырехцилиндровым 1,5-литровым двигателем Ford с двумя распредвалами, которым управляет Джон Родс, а также приобретенный Cooper-Climax V8, на котором на британских этапах участвует постоянный гонщик Gerarg Джон Тейлор.
Ian Raby (Racing) Ltd.
Большой энтузиаст из Брайтона, Йан Рэби, с годами перешедший из 500-кубовых гонок в Формулу 1, в нынешнем году выставляет новый Brabham-B.R.M. На домашних этапах он сам садится за руль, но подающий огромные надежды новозеландец Крис Амон, в конце 1964 года покинувший команду Parnell, будет управлять Brabham на основных Гран-при.
Centro-Sud
Scuderia Centro-Sud синьора "Мимо" Деи в нынешнем году снова выставляет пару B.R.M. V8, раскрашенных в цвета итальянского красного, для участия на нескольких Гран-при. Это модели 1962/1963 годов, и теперь к ним присоединился бывший болид Тринтиньяна, на котором Грэм Хилл выиграл Чемпионат мира 1962 года. Ими будут пилотировать Мастен Грегори из Канзас-Сити, США, и Людовико Скарфиотти, а Роберто Буссинелло станет третьим гонщиком.