Гран-при Германии 1966 года: Брэбэм обеспечивает себе титул и кубок конструкторов
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1966г. Гран-при Германии

06-1966г. Гран-при Германии

Победа в Гран-при Германии почти определенно сделала австралийца победителем среди гонщиков и конструкторов
Условия были ужасные. Дождь шел почти без перерыва, дул сильный ветер, на трассе было большое количество масла, но Джек Брэбхем лидировал в мастерском стиле все 15 кругов Нюрбургринга, самой сложной из всех кольцевых трасс, чтобы выиграть в воскресенье ГП Германии. После этого на 99 % появилась уверенность в том, что он в третий раз выиграет Чемпионат мира пилотов, а Кубок конструкторов формулы 1 – впервые автомобиль его собственной конструкции.
Условия не все время были такими, что Брэбхем не должен был вести борьбу, на протяжении большей части гонки он находился под постоянным давлением со стороны Джона Сэртиза. Только неисправность сцепления на заключительных кругах, которые Cooper-Maserati прошел на 4-й передаче, избавили Брэбхема от необходимости вести мучительную борьбу в конце. Однако Йохен Риндт сделал его хорошим днем для Cooper тем, что пересек финишную черту на третьей позиции. Заводские 2-литровые BRM, – Н16 отсутствовали – оказались такими же искусными как всегда и в мокрую погоду, Грэм Хилл и Джеки Стюарт привели их на 4-м и 5-м местах. Джимми Кларк был быстрейшим в квалификации на сухой трассе, но ни в один момент не лидировал во время очень мокрой гонки и эффектно удалился, закончив гонку в канаве, хотя без негативных для себя последствий. Больше всех не повезло Дэну Гарни, который потерял верное четвертое место на последнем круге, когда его Eagle-Climax остановился на трассе из-за неисправности зажигания.
Гонка Формулы 2, проходившая в соперничестве с болидами Формулы 1, закончилась победой больдов Matra на 1-м, 2-м и 3-м местах. Победитель Бельтуаз финишировал восьмым в общем зачете. Гибельное столкновение на первом круге 2-литрового Brabham-BRM Джона Тейлора и Matra-Cosworth F2 Джеки Икса закончилось госпитализацией Тейлора с серьезными повреждениями.

Тренировочные заезды…

Участники соревнования, которые собрались на первую тренировку в пятницу утром не преподнесли сюрпризов, а только разочарования. BRM H16 не выглядел достаточно хорошо во время заключительных тестов в Снеттертоне, чтобы оправдать свое появление в гонке, не появился Н16 в качестве силового агрегата и ни у одного из пилотов команды Lotus, ни у Кларка, ни Арунделла. Из-за продолжающихся проблем с двигателем отсутствовал McLaren, не было автомобиля Роба Уокера для Зифферта из-за разногласий по поводу стартовых денег, все еще не готова была Honda. Однако присутствовали три Ferrari, пара 3-литровых V12 для Бандини и Паркса и 2,6-литровая V6, которой управлял в монако Бандини, для Скарфиотти.
Джеки Стюарт был быстрейшим на первой тренировке со временем на круге 8:26,0 на 2-литровом BRM V8, ближе других к нему приблизились Джим Кларк, который прошел круг за 8:27,2 на 2-литровом Lotus с двигателем Coventry-Climax V8, и Скарфиотти, время которого – 8:28,8 на 2,6 литровой Ferrari V6 было существенно быстрей, чем у Бандини – 8:30,7 на 3-литровой Ferrari V12, которая фактически была быстрейшей из 3-литровых болидов.
Полуденная тренировка в пятницу была нарушена сильным ливнем, который держал большую часть 14-мильного кольца мокрым в течение большей части времени. Время, которое можно было показать в таких условиях, не имело какого-нибудь значения, поэтому тренировка даже не проводилась и гонщики толпились в своих боксах в то время, как их автомобили укрывались от дождя под зеленым брезентовым покрывалом.
Во время первого из сильных ливней Гай Лижье на высокой скорости сошел с трассы на сложном спуске в лесу сразу после North Curve сильно разрушив большой синий Cooper-Maserati и разбив левое колено – несчастье для Лижье, мужественно справлявшегося во время своего первого сезона в Гран-при с отнюдь не легким болидом и остававшегося бодрым вопреки всем трудностям. Говорят, маловероятно, что синий цвет Франции будет представлен до конца этого сезона на стартах Гран-при.
У других пилотов были свои проблемы. Eagle-Climax Дэна Гарни закипел на трассе, оставляя за собой хвост пара в то время как Дэн прилагал все усилия, чтобы пройти пять обязательных квалификационных кругов и затем провел всю субботу занимаясь восстановлением двигателя. Джек Брэбхем испытывал задние колеса меньшего диаметра, которые вращались так сильно в мокрую погоду, что автомобиль вибрировал и дрожал так, что этого было не видно, независимо от того, что он мчался по дороге. Джек быстро вернулся к 15-дюймовым колесам.
Заключительная тренировка в субботу утром проходила в туманную, но сухую погоду с редкими проблесками солнечных лучей, пробивавшихся сквозь темный сосновый лес вокруг кольца. Джим Кларк прошел круг с фантастическим временем 8:16,5 с., 102,774 миль/ч, значительно улучшив рекорд круга, который он же установил в прошлогодней гонке – 8:24,1 с., 101,221 миль/ч. Вторым был Джон Сэртиз пройдя круг за 8:18,0 с на 3-литровом Cooper-Maserati, а третьим Джеки Стюарт на 2-литровом BRM V8 со временем 8:18,8 с. Снова 2.6-литровая Ferrari V6 Скарфиотти побила 3-литровую Ferrari V12 и завоевала для своего пилота оставшееся место в первом ряду стартового поля со временем 8:20,2 с несмотря на то, что в последние несколько минут он сошел с трассы с незначительным повреждением болида. Джек Брэбхем был следующим со временем 8:20,8 с.
Поскольку поле Гран-при Формулы 1 испытывает в настоящее время количественный и качественный недостаток, а интерес к гонкам существенный, организаторы гонки пригласили выйти на старт в этом году некоторые болиды формулы 2, чтобы компенсировать хотя бы количество. Многие пилоты формулы 1 думают, что это была дьявольская ошибка, поскольку им приходилось тесниться на трассе с более медленными автомобилями. Но не настолько уж медленными по сравнению с быстрейшими пилотами Ф2, Джекки Иккс на своей Matra прошел круг за 8:52,0, что поставило его в пятый ряд поля, состоящего из восьми рядов, впереди трех болидов Ф1.

Гонка
Утро гонки было действительно мрачным с упорно проливным дождем, лившим с темно-серого неба. Поскольку прогноз погоды предсказывал легкий дождь утром, переходящий в сильный дождь в полдень, гонщики и менеджеры команд провели жалкий завтрак, обдумывая германский вариант легкого дождя. Казалось, что ливень не имел никакого влияния на огромную толпу зрителей, стекавшихся к кольцу; многие, в любом случае, прибыли предыдущим вечером и провели влажную ночь расположившись лагерем вокруг кольца. Они очень хотели посмотреть в воскресенье ГП Германии, поэтому почти как соперников встретили Сильверстоунский праздник скорости в виде разнообразных гоночных прологов. В этом году первая гонка началась в ужасный час – 7.30, это была гонка на 6 кругов для любителей. Затем в полдень последовала гонка на 3 круга для формулы V – монопосты на шасси VW, для которых был отведен огромный вестибюль. Затем, после короткой паузы для ленча, на выходе из тоннеля, ведущего к трассе от паддока, один за другим появились болиды Гран-при и огромная 300-тысячная толпа забыла и дождь и угнетающее небо. После того как болиды выстроились перед своими боксами на Lotus Питера Арунделла шины Danlop были заменены на Firestone, а три Ferrari разогревались бок о бок, наполняя воздух режущим слух звуком и большим количеством разъедающих глаза выхлопных газов. Затем короткая пауза тишины, когда болиды закатили на вторую линию стартового поля. Покрывала сброшены с кокпитов и пилоты извиваясь залезают в тесные кабины. Один за другим заводятся двигатели и пелотон медленно катится к стартовой черте, минутная пауза, затем, как только Германский флаг опускается, проносится буря. Сэртиз на темно-зеленом Cooper сразу же захватывает лидерство и, когда пелотон грохочет позади боксов по обратной прямой после прохождения South Curve, он опережает Джека Брэбхема уже на 20 ярдов.
Затем они пропадают на 9 долгих минут и непривычный покой приходит в мокрую зону старта. Немецкий и английский комментаторы держат нас в курсе развивающихся событий, Энтони Марш превосходно выполняет свою обычную работу от имени присутствующих англоязычных дикторов из Британии и Америки. Сэртиз лидировал весь круг до тех пор, пока на длинной прямой, ведущей обратно к стартовой зоне, мимо него не пронесся Брэбхем, возглавив гоку в конце первого круга перед Сэртизом (Cooper-Maserati), Риндтом (Cooper-Maserati), Кларком (Lotus-Climax) и Гарни (Eagle-Climax). Уже такое начало гонки предопределило сюжет, по которому проходили оставшиеся 14 кругов. Впереди вне досягаемости был Джек Брэбхем на болиде 1965 года, идущего на крошечных 13-дюймовых задних колесах, обутых в Goodyear. Проблемы с вращением колес, которые мучили его во время тренировок, были устранены. Прячась за спиной у Брэбхема, достаточно далеко, чтобы быть вне досягаемости от его брызг, шел Сэртиз, выжидая свое время, как в Спа и удерживая Cooper-Maserati постоянно в 1,5-секундах от летящего Брэбхема – кроме шестого круга, когда его занесло и он отстал более чем на 5 секунд. Фактом является то, что в пределах круга Сэртиз восстановил свое положение позади Брэбхема, казалось он что-то держал в рукаве для заключительных кругов.
Позади лидеров Йохен Риндт упорно удерживал третью позицию медленно отставая, но все еще вне пределов досягаемости возможных выпадов со стороны Eagle Гарни, который удерживал 4-е место перед Джимом Кларком. Кларк же имел уйму проблем отражая атаки болидов BRM Грэма Хилла и Джеки Стюарта и второго заводского Brabham Денни Хальма.
В глубине пелотона произошел трагический инцидент на первом круге, когда Джеки Икс на Ken Tyrrell F2 Matra догнал 2-литровый Brabham-BRM Джона Тейлора на быстром отрезке кольца Flugplatz. Когда Икс с трудом обогнал соперника, он почувствовал сильный удар в хвост автомобиля. Для него до сих пор не ясно, как Тейлор врезался в зад Matra, которая покатилась вниз по трассе. Brabham вылетел между деревьев и загорелся, а Тейлор был доставлен в больницу с серьезными повреждениями. Brabham сгорел полностью, даже колеса расплавились, а Икс вынужден был ползти обратно в боксы, чтобы снять коробку передач, получившую повреждение.
Со сходом Иккса лидерство в группе Ф2 перешло к Жан-Пьер Бельтуазу на заводской Matra-Cosworth. Курт Аренс был вторым до тех пор, пока его Brabham не сошел с поломкой коробки передач. Хуберт Хахн, который успешно гонялся на седане BMW, удержал Ken Tyrrell Matra-BRM на втором месте, а третий Джо Шлессер завоевал для автомобилей Matra: 1, 2 и 3 места. Пирс Кэридж вышел из штопора на Ron Harris Lotus-Cosworth, Алан Риз сошел с подозрением на поломку пружины клапана на одном из Roy Wikelmann Brabham, а Педро Родригез остановился в деревне с механической неисправностью на втором Ron Harris Lotus. Третий болид Ron Harris, на котором должен был ехать Герхард Миттер, был отозван, когда лодыжка Миттера, которая была повреждена в аварии в Спа несколько недель назад, распухла как баллон после тренировки.
Болиды Ф1 также имели поломки, Боб Бондурант сошел сразу же за боксами с поломкой распредвала на 2-литровом Bernard White BRM, а Боб Андерсон останавливается на трассе на своем 2.7 Brabham-Climax. Денни Халм, который как обычно уверенно продвигался вверх сквозь пелотон на втором заводском Brabham сошел с трассы после половины дистанции, когда двигатель заглох с подозрением на неисправность зажигания. Его сход оставил болиды BRM Хилла и Стюарта на 5-ом и 7-ом местах и Кларка между ними до тех пор, пока он не заехал прямо в канаву у Arenberg на 12-м круге. Позади болидов BRM, которые выделывали в мокрую погоду трюки в равной мере, хотя Хилл имел шины Goodyear, а Стюарт Dunlop, шли три Ferrari Паркса, Бандини и Скарфиотти, все тащились по трассе в не очень вдохновляющей манере на 9-м, 10-м и 11-м местах, пока к 10-му кругу на трассе не остался только Бандини; Паркс остановился из-за отказа двигателя, а Скарфиотти с тем, что итальянский коллега описал, как батарея, полная коротких замыканий. Со всеми этими дефектами Бельтуаз, лидер пилотов Ф2, поднялся на 8-е место в общем зачете.
Временами кольцо подсыхало, но незадолго до того, как высохнуть окончательно, дождь возобновлялся.
Прошли 12 кругов, осталось три: бросит ли Сертиз вызов лидеру и начнет штурмовать завесу из брызг Брэбхема? По-видимому нет: на следующем круге Cooper начал отставать, проявляя признаки истощения сил, нос дергался из стороны в сторону, когда Сертиз ускорялся после ям. На следующем круге стало очевидно, что что-то неисправно, Сертиз отставал теперь от Брэбхема на 18 с и преобладающей мыслью у большинства была не та, сможет ли Сертиз догнать Брэбхема, а сможет ли его болид пройти еще более круга и удержит ли он второе место. Таким образом в конце 15-го и последнего круга популярного Джека Брэбхема встретил гром аплодисментов, так как пересекая линию финиша он выиграл не только Гран-при Германии, но и почти наверняка Чемпионат мира пилотов и Кубок конструкторов Ф1. Затем мы смотрели на дорогу ища Сертиза и его также снова и снова встречали аплодисментами, пока он вел свой уставший Cooper в боксы, где мы узнали что его сцепление распаковалось и автомобиль имел только четвертую передачу на двух последних кругах. Риндт на втором заводском Cooper финишировал третьим, но Дэн Гарни не пришел четвертым. Он остановился у Breidscheid Bridge, из-за поломки в распределителе маленького кронштейна, который поддерживал конденсатор. Потом он сумел to jury-rig сделать ремонт и довести болид до паддока, но слишком жестоко было лишаться четвертого места таким способом после великолепной гонки в страшных условиях. Таким образом BRM стали 4-м и 5-м, а Бандини 6-м. Так закончилась гонка, которую погода и несчастье сделали скорее неудачной, чем испортили.






1
Джек БрэбэмBrabham152:27'03.0
2
Джон СертисCooper152:27'47.4
3
Йохен РиндтCooper152:29'35.6
4
Грэм ХиллBRM152:33'44.4
5
Джеки СтюартBRM152:35'31.9
6
Лоренцо БандиниFerrari152:37'59.4
7
Дэн ГерниEagle14
Проблемы с двигателем
8
Жан-Пьер БельтуазMatra14

9
Хуберт ХанеMatra12

10
Жо ШлессерMatra11

11
Ханс ХеррманнBrabham10

12
Питер ЭранделлLotus92:35'00.0

нфМайк СпенсLotus9
Генератор

нфДжим КларкLotus8
Авария

нфКрис ЛоуренсCooper3
Передняя подвеска

нфЛудовико СкарфиоттиFerrari3
Электрика

нфМайк ПарксFerrari2
Двигатель / авария

нфДенни ХьюмBrabham0
Зажигание

нфПедро РодригесLotus7
Двигатель

нфАлан РизBrabham4
Коробка передач / двигатель

нфЙо БоньерCooper4
Сцепление

нфПирс КариджLotus3
Авария

нфБоб БондурантBRM3
Двигатель

нфКурт АренсBrabham3
Коробка передач

нфБоб АндерсонBrabham2
Трансмиссия

нфЖаки ИксMatra1
Столкновение с Тэйлором /
трансмиссия

нфДжон ТэйлорBrabham0
Столкновение с Иксом / пожар /
смертельные ожоги

нсСильвио МозерBrabham

Двигатель

нсГерхард МиттерLotus

Не восстановился после
аварии в Спа

нсГи ЛижьеCooper

Авария / выброшен из
 автомобиля / перелом колена

Перевод и набор: Андрей Краснов

MOTOR w.e. August 13 1966



Знаете ли Вы что...