01-1967 Гран-При ЮАР
Тренировки в четверг, пятницу и субботу после полудня проводились большей частью команд в попытке преодолеть двойную проблему: сильную жару и 5000-футововую высоту круга над уровнем моря. Проблема испаряемости топлива вызвала много остроумных способов оснащения топливных насосов, а трубки системы охлаждения были наспех перенесены наружу кузова на заводских BRM H-16 и двух заводских Lotus-BRM H16. Грэм Хилл впервые после длительного перерыва выступая за заводскую команду Lotus провел неудачную серию тренировок пытаясь заставить автомобиль идти вопреки повторяющимся поломкам топливного насоса.
Два Brabham'а обеспечили себе первый ряд на старте, Джек Брэбэм показал быстрейшее время круга уже в первой тренировке 1:28,3 которое ни он, ни кто-либо другой не улучшили в последующих тренировках. Дэнни Халм во второй тренировке прошел круг за 1:28,9 которое тоже осталось непревзойденным.
В день гонки после отмашки флагом Халм сорвался с места и вышел в лидеры. К концу первого круга порядок был следующим:
- Халм (Brabham-Repco V-8)
- Брэбэм (Brabham-Repco V-8)
- Сёртиз (Honda V-12)
- Родригез (Cooper-Maserati V-12)
- Кларк (Lotus-BRM H-16)
- Риндт (Cooper-Maserati V-12)
Третий круг Халм прошел за 1:29,9 (101,876 миль/ч), это был быстрейший круг и новый рекорд круга в гонке. В этом же круге двигатель BRM H-16 Стюарта взорвался – то же самое было во время тренировки.
Следующий сход произошел на 6-ом круге, когда Грэм Хилл поскользнулся и ударился о край тротуара, ломая передний поперечный рычаг подвески Lotus-BRM H-16 и обрывая масляный трубопровод. Хилл вернулся в боксы оставляя за собой масляный след.
К 10 кругу Халм на 10 секунд оторвался от шедшего вторым Сёртиза преследуемого Брэбэмом и Родригезом. Родригез обошел Брэбэма и начал приближаться к Сёртизу, но скоро Cooper начал испытывать затруднения с коробкой передач и Брэбэм вернул себе третье место. Борясь с неисправностями коробки передач Родригез совершил экскурсию на траву и потерял следующее место в пользу своего товарища по команде – Риндта.
К 20 кругу – четверть дистанции, порядок был таков:
- Халм (отрыв 20 сек.)
- Сёртиз
- Брэбэм
- Риндт
- Родригез
- Лав
Lotus-BRM H-16 Кларка в течении нескольких кругов шел очень нервно и Кларк совершил пит-стоп для обследования. Затем после еще двух кругов он сошел с поломкой топливного насоса. Брэбэм отобрал второе место у Сёртиза, Honda которого звучала не так весело, Родригеза занесло и он опустился на седьмое место.
Сходы продолжались: Cooper-Maserati Бонье остановился на кольце с поломкой зажигания, а с заходом в бокс Спенса сошел второй заводской BRM H-16 с поломкой масляного трубопровода, которая позволила вытечь всему маслу. Затем сошел автомобиль Риндта без давления масла.
40-й круг, половина дистанции, Халм увеличил свой отрыв более чем до 28 с., Брэбэм был вторым, удивляющий Лав вышел на третье место со своим 4-цилиндровым автомобилем, Гарни на четвертое, Сёртиз на пятое, а Родригез на шестое. Затем двигатель Брэбэма стал давать перебои, но заработал снова. Он заехал в боксы на обследование и возобновил гонку на седьмой позиции с двигателем, издающем далеко не здоровые звуки.
В конце 50 кругов Халм опережал Лава более чем на 1 мин., далее шли Сёртиз и Родригез. Затем Родригез настиг и обошел Сёртиза но Халмом обошел его на круг, который казалось все сделал для еще одной победы Brabham`а до тех пор пока Халм на 59 круге не зашел в боксы недовольный слабостью тормозов. Через круг он вернулся опять для пополнения жидкости в систему, вернувшись в гонку на 4-м месте. Таким образом, лидером стал Лав, к огромному восторгу толпы южноафриканцев, которая насчитывала около 90 000 и он лидировал в течении следующих 14 кругов. Затем его двигатель стал плеваться, предостерегая, что топливные баки почти пусты и Лав на 74 круге бросился в боксы чтобы избежать остановки на кольце.
В то время как автомобиль Лава стоял, Родригез промчался мимо и оторвался на 40 секунд, прежде чем родезиец вернулся в гонку. С этого времени эта необычайная гонка подошла к концу и молодой мексиканец выиграл свой первый Гран При, превосходный для Cooper старт в 1967 году.
1 | Педро Родригес | Cooper | 80 | 2:05'45.9 | ||
2 | Джон Лав | Cooper | 80 | 2:06'12.3 | ||
3 | Джон Сертис | Honda | 79 | 2:06'00.0 | Проблемы с шинами | |
4 | Денни Хьюм | Brabham | 78 | 2:05'53.6 | 2 пит-стопа / тормоза | |
5 | Боб Андерсон | Brabham | 78 | 2:06'46.5 | ||
6 | Джек Брэбэм | Brabham | 76 | 2:07'07.8 | Разворот / пит-стоп / перебои в зажигании / тормоза | |
нк | Дэйв Чарлтон | Brabham | 63 | 2:06'12.7 | ||
нк | Люки Бота | Brabham | 60 | 2:06'14.4 | ||
нф | Сэм Тингл | LDS | 56 | Взрыв покрышки / авария | ||
нф | Пирс Каридж | Lotus | 51 | Маслопровод / двигатель | ||
нф | Дэн Герни | Eagle | 44 | Крепление поперечного рычага подвески | ||
нф | Йо Зифферт | Cooper | 41 | Двигатель | ||
нф | Йохен Риндт | Cooper | 38 | Разворот на масле Стюарта / двигатель | ||
нф | Майк Спенс | BRM | 31 | Маслопровод | ||
нф | Йо Боньер | Cooper | 30 | Двигатель | ||
нф | Джим Кларк | Lotus | 22 | Двигатель | ||
нф | Грэм Хилл | Lotus | 6 | Авария | ||
нф | Джеки Стюарт | BRM | 2 | Двигатель |
Перевод: Александр Кульчицкий
MOTOR, week ending January 14 1967