02-1967 Гран-При Монако
МОНТЕ-КАРЛО, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 МАЯ
За рулем прошлогоднего Brabham-Repco V-8 Денис Халм лидировал на протяжении 91-го из ста кругов в сегодняшнем ГП Монако, но гонка ни в коем случае не была скучной. На первом круге в новом двигателе Джека Брэбхема сломался шатун, после чего на трассе остался масляный след с захватывающими последствиями на следующем круге. Бандини ушел со старта лидером, затем Халм и Стюарт на 2-литровом BRM V-8 прошли Ferrari. Стюарт выхватил лидерство у Халма, который вернул его себе, когда на BRM отказала главная передача. Впоследствии он ни разу не уступил его, хотя на середине дистанции брошенный Бандини решительный вызов выглядел очень многообещающе, но он увял, когда новозеландец в ответ на его вызов взвинтил темп.
Только шестеро из 16-ти стартовавших финишировали в гонке, среди сошедших на ранних стадиях гонки оказались Eagle Гарни, поднявшийся до третьей позиции, Honda Сэртиза, которая также на протяжении многих кругов удерживала третью позицию, и 2-литровый Lotus-Climax Джима Кларка, когда казалось, что он выхватит у Брюса МакЛарена третью позицию. На заключительных стадиях гонки случилось несчастье, когда Ferrari Бандини срезала сложный поворот Chicane, перевернулась и загорелась вместе с гонщиком, зажатым в кокпите. Его извлекли из болида и увезли в больницу в очень тяжелом состоянии.
На втором месте пришел Грэм Хилл на Lotus, на протяжении большей части гонки страдавшем от проскальзывания сцепления, а Крис Амон стал третьим в своей первой гонке в качестве члена команды Ferrari GP. Новозеландские гонщики, по сути, пришли на первом, третьем и четвертом местах, поскольку Брюс МакЛарен на своем 2-литровом McLaren-BRM финишировал четвертым, проведя одну из своих лучших гонок на данный момент.
Борьба в квалификации
Из 22-ух болидов и гонщиков, заявленных на 25-ый Гран-при Монако, лишь 11-ти были гарантированы места на стартовой решетке. Оставшиеся 11 должны были драться и бороться между собой за последние пять мест на стартовой решетке, не распределенных между заводскими командам, понимая, что даже если они пройдут круги лучше заводских участников, это еще не означало, что они могут получить места на стартовой линии.
К счастью, шансы заметно повысились, когда трое из 11-ти дуэлянтов не прибыли в Монте-Карло. Двигатель Cooper-Maserati Ги Лижье сильно выдохся в Сильверстоуне. Cooper-Maserati Йо Боннье потерпел неудачу там же, и, наконец, Ferrari не подготовили третий заводской болид.
В число уверенных и несомненных 11-ти участников входили Стюарт и Спенс на заводских BRM, единственная Honda Сэртиза, Брэбхем и Халм на заводских Brabham, Риндт и Родригез на заводских Cooper, Кларк и Хилл на заводских Lotus, а также Бандини и Амон на заводских Ferrari. Восемью претендентами на оставшиеся пять мест были заводские Eagle Гарни и Гинтера, заводские 1600-кубовые Matra F2, догруженные 50-килограммовым балластом, для Бельтуаза и Сервоз-Гавина, Кэридж на Parnell BRM V-8, 2.7-литровый Brabham-Climax Андерсона, McLaren Брюса МакЛарена и Зифферт на Rob Walker Cooper-Maserati.
Тренировка началась в четверг в прекрасный жаркий солнечный полдень. Стюарт опробовал BRM H-16, на котором показал 1 м. 34.1 с., и тасманский болид с V-8, на котором после замены шин на Firestone установил быстрейший круг сессии за 1 м. 29.5 с., побив рекорд трассы 1 м. 29.8 с., установленный Бандини на 2.4 Ferrari V-6 в прошлогодней гонке. Халм был вторым с 1 м. 30.2 с. на Brabham с прошлогодним Repco V-8, а Бандини – третьим с 1 м. 30.4 с. на новой стройной Ferrari типа той, что впервые появилась в Брэндс Хетч этим мартом. Амон на подобном болиде, подготовленном прошлой ночью, показал 1 м. 34.1 с., а Гарни был быстрейшим среди претендентов на стартовые места с 1 м. 30.5 с. на великолепно изготовленном Anglo-American Eagle, который блестел на солнце, словно специальный выставочный болид. У Брэбхема взорвался двигатель, состоявший из прошлогоднего блока и новой головки цилиндров, с которым он выиграл Spring Cup в Оултон Парке. Болиды Lotus не присутствовали, поскольку они задержались в пути.
Ранним утром в пятницу во время второй сессии команда Lotus появилась с болидами, оснащенными 2.0-литровым Climax V-8 – для Кларка и 2.0 BRM V-8 – для Хилла. У Cooper был новый двигатель Maserati с тремя клапанами на цилиндр в головке цилиндров Heron и с двумя распредвалами под одной клапанной крышкой, установленный на старом шасси, скорее для испытаний, нежели для серьезных гонок, а у Brabham был новый двигатель Repco с укороченным, облегченным блоком, одним верхним распредвалом с приводом шестернями и новой головкой цилиндров, установленный на болиде, на котором он выиграл Чемпионат Мира в прошлом году.
На этот раз быстрейшим был Сэртиз, более чем на секунду побив прежний рекорд круга, со временем 1 м. 28.4 с. Он мог выбирать между двумя Honda, ни одна из которых, казалось, ничем особым – разве что меньшим весом – не отличалась от прошлогодних Honda. Стюарт прошел круг за 1 м. 29.0 с., используя двигатель 2.1 BRM, который принес ему победу в ГП Австралии. Кларк на своем болиде-победителе Чемпионата Тасмании был третьим с 1 м. 29.1 с. Бандини уперся радиатором своей Ferrari в стену, Кэридж помял свой BRM о стальные ограждения, когда по неосторожности выключил зажигание в St. Devote, а Бельтуаз ударился о тротуар и сломал заднюю стойку своей Matra. Тем не менее, вторая Matra с Сервоз-Гавином за рулем прошла круг за 1 м. 31.8 с.
Заключительная тренировочная сессия в субботу днем началась на влажной трассе, которая вскоре полностью высохла, поскольку после утреннего дождя засияло солнце. В начале тренировки Сервоз-Гавин занимал последнее место на стартовой решетке с 1 м. 31.8 с., но Гинтер, Андерсон и Бельтуаз были полны желания сместить его. Но ни один из них не добился успеха, поскольку Сервоз-Гавин неимоверными усилиями прошел круг за 1 м. 30.4 с., опередив Пирса Кэриджа, который на своем помятом BRM не смог улучшить свое время предыдущего дня 1 м. 30.6 с. Боб Андерсон показал такое же время, но поскольку Кэридж показал его первым, то именно он сохранил свою позицию на стартовой решетке, а бедный Андерсон, Гинтер и Бельтуаз остались в роли зрителей.
Ни Сэртиз, ни Стюарт не смогли улучшить свои времена предыдущего дня, а Джек Брэбхем, завершив обкатку своего нового двигателя, на заключительных стадиях тренировки прошел круг за ошеломительные 1 м. 27.6 с., впервые в истории Монако со средней скоростью свыше 80 миль/ч. Кроме того, Бандини на восстановленной Ferrari промчался по кругу за впечатляющие 1 м. 28.3 с., сместив Сэртиза с первого ряда стартовой решетки, а Денис Халм, активно используя управляемый занос, поднялся до второго ряда стартовой решетки с кругом за 1 с. 28.8 с., такое же время показал Кларк на 2-литровом Lotus-Climax.
Гонка
Задолго до старта, намеченного на 3 часа дня, все места на трибунах, все точки с удобным обзором были заняты ярко одетыми зрителями, и воздух наполнил приглушенный шум волнения. Затем веселый, весьма бойкий государственный гимн Монако возвестил о появлении принца Ренье и принцессы Грейс, вскоре принц сел за руль нового 2-литрового Lamborghini Marzal и вместе с принцессой, сидевшей рядом с ним, совершил круг по трассе в сопровождении Секретаря Трассы, Луи Широна, за рулем Lamborghini Miura.
По их возвращении с трассы болиды выстроились на стартовой решетке, и Широн попытался освободить стартовую зону от многочисленных назойливых зрителей, размахивая флагом своего стартера. Наконец, на стартовой решетке остались лишь болиды с заведенными двигателями, и солнечные лучи заиграли в клубах синего дыма, испускаемого многочисленными выхлопными трубами. Широн решительно встал посреди дороги, отсчитывая секунды, к легкому испугу Бандини, который, видимо, подумал, что тот помешает его старту, и он сделал Широну знак рукой отойти в сторону, но тот не обратил на него никакого внимания. Замысловатыми размашистыми движениями Широн дал отмашку бело-красным флагом Монако и стремительно отбежал в сторону, поскольку Бандини совершил бешеный рывок со стартовой решетки с оглушительным ревом ускорения, с отрывом в несколько корпусов возглавив пелотон на подходе к повороту St. Devote. Когда пелотон скрылся из вида, из задней части болида Джека Брэбхема повалил серый дым. В его новом двигателе сломался шатун, но Брэбхем, полагая, что это была незначительная проблема, продолжил гонку, но на спуске к старой станции развернулся на собственном масле, и остальным болидам пришлось объезжать его со всех сторон. Джо Зифферт на Rob Walker Cooper-Maserati столкнулся с развернувшимся болидом и поплелся в боксы с сильно поврежденным радиатором. Позади своего неисправного болида Брэбхем оставлял огромный масляный след.
В конце первого круга Бандини (Ferrari) опережал Халма (Brabham), Стюарта (BRM V-8), Сэртиза (Honda), Гарни (Eagle), МакЛарена (McLaren) и Кларка (Lotus-Climax). На втором круге пелотон достиг масляного пятна, оставленного Брэбхемом в Chicane на пути возвращения в боксы, и в наступившем возбуждении Халм со Стюартом прошли Бандини, а Кларк развернулся и откатился в хвост пелотона. Затем Гарни начал выигрывать по позиции на круге, Eagle шел великолепно и к началу пятого круга вышел на третью позицию. Однако, когда он влетел на Casino Square, его двигатель заглох из-за разрыва небольшого зубчатого ремня привода дозатора топлива, и болид сошел фактически еще до начала гонки.
Затем Стюарт догнал Халма, вышел в лидеры и начал отрываться, пока к 10-му кругу не оказался почти в четырех секундах впереди. В четырех секундах позади Халма шел Бандини, которого вплотную преследовали Сэртиз и МакЛарен, чей гладкий небольшой красный 2-литровый болид решительно держался за сиплой Honda. Тем не менее, на 15-ом круге Халм снова вышел в лидеры, а Стюарт медленно накатом вкатился в свои боксы из-за отказа главной передачи BRM. Итак, после 20-ти кругов Халм опережал Бандини, Сэртиза, МакЛарена, Кларка, Хилла, Амона на второй Ferrari, Спенса на BRM H-16, Родригеза на скверно звучащем заводском Cooper и Пирса Кэриджа на Parnell BRM V-8. К этому времени в гонке участвовали лишь 10 из 16-ти стартовавших, Matra осталась в своих боксах со сломанным приводом генератора, а Cooper Риндта сошел из-за повреждения радиатора. Грэм Хилл на шестой позиции почти что ожидал, что следующий сход будет его, поскольку проскальзывало сцепление, и иногда плохо себя вела коробка передач. Тем не менее, он решительно продолжал гонку.
Но следующим сошедшим болидом была Honda, за которой тянулся синий дым из пробитой прокладки, и которая постепенно откатывалась назад с третьей позиции, пока не остановилась в Chicane с дырой в одном из поршней. Лидировавший Халм, проходя круги в районе 1 м. 32.0 с., постепенно отрывался от Бандини, а Кларк вплотную приблизился к МакЛарену, но на 43-ем круге случилось что-то странное, возможно, сломался амортизатор на входе в поворот Bureau de Tabac, и Lotus сильно ударился о стену – для Кларка эта трасса всегда была неудачливой.
Незадолго до этого весьма впечатляющего схода Кларк установил быстрейший круг в гонке 1 м. 29.5 с., который остался в качестве нового рекорда трассы. Затем гонка оживилась, когда Бандини, шедший более чем в 18-ти секундах позади Халма, начал непреклонно сокращать отставание от лидера, и к середине дистанции, 50-му кругу, оно составляло всего восемь секунд. Преимущество Brabham снизилось до семи секунд, но впоследствии Халм начал сокращать свои времена на круге примерно до 1 м. 30 с., и атака Бандини ослабла, а затем постепенно исчезла.
В глубине пелотона Амон догнал и прошел Хилла в борьбе за четвертую позицию, а Кэридж вылетел в St. Devote, заглушил двигатель и не смог завести его снова. Двигатель МакЛарена звучал все хуже и хуже, и на 71-ом круге он влетел в свои боксы за новым аккумулятором, который, казалось, разрешил проблему с зажиганием, а также за дополнительными пятью галлонами бензина и парой чистых защитных очков – после всего этого он откатился на пятую позицию. К 80-му кругу преимущество Халма над Бандини снова выросло до 19-ти секунд, и итальянец, казалось, смирился со вторым местом. Но два круга спустя в Chicane поднялось облако пыли, за которым последовала ужасающая вспышка пламени, распространившаяся на защитные соломенные тюки. Ferrari Бандини срезала Chicane, ограниченную столбом электрического освещения, перевернулась и загорелась вместе с несчастным гонщиком, зажатым под болидом. Болид поставили обратно на колеса и извлекли гонщика, которого увезли в больницу с сильными ожогами на ногах и руках.
Итак, за 10 кругов до финиша Халм уверенно лидировал над Амоном, Хиллом, МакЛареном, Спенсом и Родригезом. Но драма еще не закончилась, поскольку на 91-ом круге Амон заехал в боксы из-за прокола правой задней шины, полученного от обломка болида Бандини; бригада механиков Ferrari быстро выполнила замену колеса, и он вернулся в гонку на третьей позиции. После чего гонка подошла к своему завершению, и Халм сорвал аплодисменты, когда пересек финишную черту, выиграв свой первый Гран-при Чемпионата после столь решительной езды. Но и это было еще не все, поскольку официальные результаты гласили, что Родригез прошел Спенса в борьбе за пятое место, но это решение вызвало жаркие споры, поскольку, согласно графику кругов BRM, этого обгона на самом деле не было.
1 | Денни Хьюм | Brabham | 100 | 2:34'34.3 | 122.1 | ||
2 | Грэм Хилл | Lotus | 99 | 2:36'06.3 | 119.7 | ||
3 | Крис Эймон | Ferrari | 98 | 2:35'47.8 | 118.7 | Прокол / пит-стоп | |
4 | Брюс МакЛарен | McLaren | 97 | 2:34'35.2 | 118.4 | Пит-стоп / аккумулятор | |
5 | Педро Родригес | Cooper | 96 | 2:34'57.7 | 116.9 | ||
6 | Майк Спенс | BRM | 96 | 2:35'54.7 | 116.2 | ||
нф | Лоренцо Бандини | Ferrari | 81 | Авария / переворот / пожар / смертельные ожоги | |||
нф | Пирс Каридж | BRM | 64 | Разворот | |||
нф | Джим Кларк | Lotus | 42 | Разворот / амортизатор | |||
нф | Джон Сертис | Honda | 32 | Двигатель | |||
нф | Йо Зифферт | Cooper | 31 | Разворот избегая Брэбэма / пит-стоп / давление масла / двигатель | |||
нф | Йохен Риндт | Cooper | 14 | Коробка передач | |||
нф | Джеки Стюарт | BRM | 14 | Ведомая шестерня главной передачи | |||
нф | Дэн Герни | Eagle | 4 | Топливный насос | |||
нф | Джонни Серво-Гавен | Matra | 4 | Привод топливного насоса | |||
нф | Джек Брэбэм | Brabham | 0 | Разворот / двигатель | |||
нкв | Боб Андерсон | Brabham | |||||
нкв | Жан-Пьер Бельтуаз | Matra | |||||
нкв | Ричи Гинтер | Eagle |
Перевод и набор: Андрей Краснов
The Motor, week ending May 13, 1967