03-1967г. Гран-При Голландии
Неудача за океаном еще более отравляла настроение гонщикам, для которых еще свежи были воспоминания о смерти три недели назад на узких улочках Монако их товарища и талантливейшего гонщика Лоренцо Бандини. Не помнил о трагедии, пожалуй, лишь Энцо Феррари, который уже успел найти итальянцу замену в лице Майка Паркеса, единственным достижением которого была выигранная в отсутствие серьезных конкурентов, путешествующих в Новый свет, внезачетная гонка в Сиракузах.
Единственное, что смогло расшевелить паддок уже в пятницу, - появление долгожданного Cosworth DFV и нового Lotus 49, построенного Моррисом Филиппом, специально под мотор. Впрочем, тогда DFV был еще просто многообещающим агрегатом, и лишь спустя годы стал самым успешным двигателем в истории Ф1.
Первыми пользователями Cosworth DFV были пилоты Колина Чемпена Грэм Хилл и Джимми Кларк. Оба гонщика остались довольны новинкой, а Хилл уже на следующий день записал в актив мотора первый поул. (Кстати, за следующие несколько лет популярность мотора выросла настолько, что в 1975 году из 53 пилотов выходивших на старт Гран При 48 использовали двигатель DFV, а в минорной оппозиции остались BRM, и, конечно же, Ferrari).
Правда, триумф Lotus на квалификации был не полным. Кларк вполне мог разделить со своим напарником первый ряд стартового поля, но механические проблемы отбросили его на восьмое место. Вместо него рядом с Хиллом стояли Дэн Герни на Eagle и Джек Брэбем на болиде имени себя. Прямо за этой звездной троицей расположилась пара пилотов Cooper Йохан Риндт и Педро Родригес. Третий болид этой марки, проданный Робу Уокеру и доверенный Ио Зифферту, стоял Бог знает как далеко от своих "единоутробных" братьев - аж на 16 позиции.
На старте едва не произошло непоправимое. Один из стюартов гонки остался стоять прямо посреди второго ряда, то есть непосредственно перед Brabham Денни Хьюма. На счастье незадачливого служителя трассы пилот видел его, и, так и не набрав скорость, объехал. Эти маневры стоили Хьюму немало проигранных позиций, тем более что Хилл прекрасно принял старт и стремительно удалялся, преследуемый Брэбемом и Герни. Уже к концу первого круга англичанин лидировал с двухсекундным отрывом. Впрочем, комфортным его лидерство назвать было трудно, так как за его спиной очень активно и целеустремленно действовали сразу несколько соперников.
Одной из самых активных была пара Ринд-Герни. В самом начале гонки удачно стартовавшему австрийцу удалось обойти американца и даже на какое-то время навязать борьбу идущему вторым Брэбему. Но, спустя несколько кругов, не без труда отбив настырные атаки Криса Амона на Ferrari и Джима Кларка, которые, кстати, вели еще и борьбу между собой, Герни мобилизовал все ресурсы свого Eagle-Weslake и пошел в контратаку на Риндта. Казалось еще немного, и он пройдет его, но на восьмом круге американец заехал в боксы из-за проблем с мотором, откуда больше в тот день не выезжал.
Лидерство Грэма Хилла продлилось лишь до одиннадцатого круга, но активность преследующих его соперников была тут ни при чем. Британец был вынужден прекратить борьбу из-за механических проблем.
Незадолго до неприятностей, случившихся с его напарником, Джим Кларк сумел таки обойти Амона и занимал четвертое место с пелетоне. А после того, как "летучий шотландец" пролетел мимо Грэма, толкавшего свой новенький Lotus 49 в боксы, Джимми оказался на третьей позиции. Впереди были Риндт и вышедший в лидеры Брэбем.
Кларку очень быстро удалось перехватить инициативу в гонке, благо у соперников техника оказалась, как и у Хилла, не без изъянов. Австриец сдал свою позицию через четыре круга, а австралиец сумел продержаться еще виток. Таким образом, через 16 кругов после старта гонка получила нового лидера - Джимми Кларка…
Брэбем при всем желании не мог позволить себе опять включиться в борьбу за первое место. Сначала Джеку пришлось отбиваться от назойливых атак Риндта. А когда тот оставил его в покое, начав на неисправной машине откатываться все дальше и дальше, Кларк был уже далеко. На финише он "привез" паре Brabham 25 секунд, завоевав для Cosworth DFV первую победу в первой же гонке.
До конца года Джимми завоевал еще три победы, но вынужден был уступить титул более стабильному Денни Хьюму, всего дважды поднимавшемуся в том сезоне на верхнюю ступень подиума. Но, как бы там ни было, новая эра в Формуле-1, эра DFV, началась именно тогда - 4 июня 1967 года в Зандвоорте.
Джим Кларк за рулем дебютировавшего в гонках Lotus 49 | Джим Кларк и Грэм Хилл |
Дэн Герни | Йохен Риндт |
1 | 5 | Джим Кларк | Lotus | 90 | 2:14'45.1 | ||
2 | 1 | Джек Брэбэм | Brabham | 90 | 2:15'08.7 | ||
3 | 2 | Денни Хьюм | Brabham | 90 | 2:15'10.8 | ||
4 | 3 | Крис Эймон | Ferrari | 90 | 2:15'12.4 | ||
5 | 4 | Майк Паркс | Ferrari | 89 | 2:15'20.2 | ||
6 | 22 | Лудовико Скарфиотти | Ferrari | 89 | 2:15'49.9 | ||
7 | 18 | Крис Ирвин | Lotus | 88 | 2:15'44.9 | ||
8 | 10 | Майк Спенс | BRM | 87 | 2:16'06.7 | Проблемы с коробкой передач | |
9 | 21 | Боб Андерсон | Brabham | 86 | 2:16'08.2 | ||
10 | 20 | Йо Зифферт | Cooper | 83 | 2:15'07.6 | Пит-стоп / перегрев двигателя | |
нф | 7 | Джон Сертис | Honda | 73 | Заклинило дроссель | ||
нф | 9 | Джеки Стюарт | BRM | 51 | Тормоза | ||
нф | 12 | Йохен Риндт | Cooper | 41 | Подвеска | ||
нф | 14 | Педро Родригес | Cooper | 39 | Коробка передач | ||
нф | 6 | Грэм Хилл | Lotus | 11 | Распределительная шестерня | ||
нф | 15 | Дэн Герни | Eagle | 8 | Впрыск топлива | ||
нф | 17 | Брюс МакЛарен | McLaren | 1 | Авария |
Журнал ProFormula