05-1967 Гран-При Франции
Пролидировав в гонке с 42-го по 80-ый круги, Джек Брэбхем и Денни Халм за рулем своих Repco-Brabham совершили ошеломляющий победный дубль, на целый круг опередив ближайшего преследователя. Это произошло на 53-ем Гран-при АКФ – ГП Франции, старейшем из всех ГП, для которого 2.74-мильная трасса Бугатти в Ле-Мане, по единодушному мнению, оказалась не самым лучшим местом проведения. Это была гонка на износ – до финиша добрались лишь семеро из 15-ти стартовавших – хотя Cooper-Maserati Лижье, финишировавший на седьмом месте в 12-ти кругах позади болидов Brabham, не преодолел "90-та процентов дистанции гонки", но был квалифицирован финишировавшим.
После обычной демонстрации впечатляющего старта болиды Lotus-Ford продержались в гонке недолго: Хилл – 13 кругов, а Кларк – 23, хотя каждый из них сошел, будучи лидером. Оба Eagle-Weslake также сошли: МакЛарена – после 26-ти кругов (будучи седьмым), а Гарни – после 41-го (будучи вторым). Единственная Ferrari, за рулем которой был Амон, сошла с третьей позиции после 47-ми кругов. Honda в гонке не участвовала.
Тренировка и болиды
Когда болиды выкатили перед боксами на тренировку перед их дебютом на трассе Бугатти, гонщики и участники не испытывали никакого восторга по поводу выбора трассы для Гран-при Франции. Трибуны, обычно переполнненные даже в дни тренировок перед 24-часовой Гонкой, были пустыми.
Колин Чепмэн вместе со своими гонщиками, Кларком и Хиллом, в сопровождении свиты хронометристов и "надзирателей" из Ford присутствовали, но, к сожалению, без болидов. Французские таможенные власти в Дьеппе решили не предоставлять разрешение на въезд их болидов и фургонов в страну, несмотря на то, что документы Lotus были в полном порядке, однако главные конторы Парижа и Руана все же издали приказ дать болидам "зеленую улицу".
B.R.M.: Очень много изменений было внесено в "приталенный" B.R.M., вместе с ним привезли два старых болида H-16 и тасманский болид 1965 года, на котором Эрвин выступал в Спа. Последний, естественно, был оснащен новым 2.1-литровым двигателем V-8. Стюарт опробовал новый болид H-16 и, в конце концов, показал время 1 мин. 40.3 сек. Спенс, после Спа проделавший множество замен стабилизаторов поперечной устойчивости и пружин, был более доволен своим болидом. Его время было таким же, как и Стюарта – 1 мин. 40.3 сек. Эрвин за рулем 2.1-литрового болида команды Parnell был быстрейшим среди всех B.R.M. со временем 1 мин. 39.4 сек., и он сказал, что на самом деле вел болид не на пределе. После этого Эрвин чуть опустил планку и вынужден был запрятать болид до дня гонки. А когда он собрался вывезти его на трассу во второй день тренировок, в заводской команде сказали, что они оставили его для Стюарта. Таким образом, произошла привычная замена болидов, и Эрвину предоставили H-16. Он остался этим крайне недоволен и колебался, принять ли приглашение тим-менеджера Ferrari – ни больше, ни меньше – сесть за руль их второго болида. Хотя 2.1-литровый болид команды Parnell принадлежит заводской команде, и они имеют полное право делать с ним, что хотят, возможно, благоразумнее было бы создать в команде атмосферу чуть большей гармонии, особенно когда Ferrari занята поиском гонщиков, а время Стюарта на 2.1-литровом болиде было на 0.2 сек. медленнее, чем у Эрвина!
Cooper: Заводская команда располагала тремя болидами, третий был запасным на случай, если понадобится замена двигателя. Это очень долгий процесс, и на такой случай лучше иметь целый запасной болид. У Риндта был обычный болид с алюминиевым шасси, примерно на 70 фунтов легче, чем у Родригеза. Времена первого дня не впечатляли, поскольку у болидов Cooper были неверные передаточные числа; и по причине очень короткой тренировочной сессии продолжительностью в 1½ часа сочли за лучшее использовать все доступное время на настройку подвески и изучение трассы. Ко второй сессии были найдены правильные передаточные числа, и времена были значительно улучшены. У Риндта лучший круг составил 1 мин. 38.9 сек., у Родригеза – 1 мин. 40.5 сек. Джо Зифферту повезло больше, нежели он был приучен болидом Walker-Durlacher, и его лучшее время было 1 мин. 40.1 сек., тогда как Лижье на своем частном болиде в итоге улучшился до 1 мин. 45.2 сек.
Eagle-Weslake: Брюс МакЛарен потратил некоторое время, во время своего дебюта привыкая к новому для себя Eagle. Несколько недель тому назад в Гудвуде он совершил на нем несколько кругов, но вынужден был заехать в боксы, когда в двигателе обнаружилась течь масла. Эта течь, несомненно, была устранена, но появилась еще одна, и Брюс совершил примерно три круга, поливая трассу маслом – чем очень сильно "помог" остальным гонщикам. В первый день его лучшее время было 1 мин. 40.2 сек., но после замены переднего резинового буфера хода сжатия он избавился от мучавшей его недостаточной поворачиваемости и серьезно улучшил свое время, финишировав пятым с 1 мин. 37.6 сек. Гарни был ненамного быстрее с 1 мин. 37.0 сек., но этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы получить место в первом ряду стартовой решетки.
Ferrari: Впервые за многие годы гонок чемпионата мира Гарцующий Жеребец был представлен единственным болидом, за рулем которого был Амон. Это был тот же самый болид, который он использовал в Спа, а в качестве запасной у него была машина, на которой Скарфиотти участвовал в Спа. Скарфиотти был очень расстроен смертью своего близкого друга и товарища по команде, Бандини; и авария Паркса в Спа ничуть не успокоила его. Он решил провести какое-то время вдали от автогонок и, возможно, отойти от них, хотя не исключил возможности выступления в Монце на Гран-при Италии. Амон приступил к изучению трассы очень разумным образом и во второй день улучшил свое время первого дня – 1 мин. 39.3 сек. – до 1 мин. 38.0 сек. Он произвел самое глубокое впечатление прохождением поворота перед боксами и пилотированием мощного болида в управляемом скольжении.
Lotus: Две сессии продолжительностью 1½ часа каждая были ужасно короткими для гонщиков, не знакомых с трассой, и для команд, чьи болиды никогда не были здесь раньше. Team Lotus пропустила тренировку в первый день из-за проблем с таможней, и они взялись за практически невыполнимую задачу, пытаясь настроить болиды в течение одной единственной тренировочной сессии. Им пришлось совсем несладко, когда с самого начала на болиде Кларка обнаружились перебои зажигания, но, хотя подозрения пали на основной топливный насос, у них не было времени на его замену, и они благоразумно приступили к исследованию остальных возможных источников проблемы.
Можно было разглядеть огромный потенциал Lotus, когда Кларк проносился мимо боксов, страдая от страшных перебоев зажигания, но при этом опережая один из Cooper. Кларк, должно быть, был очень удивлен своим четвертым временем 1 мин. 37.5 сек. Хилл заменил штанги стабилизатора поперечной устойчивости за невероятно короткое время и, как и в Зандвоорте, на своем заключительном круге задал тон, показав быстрейшее время дня 1 мин. 36.2 сек. Вместе со всеми неудачами, выпавшими на долю команды, это было замечательным достижением, учитывая, что Хилл страдал еще и от гриппа.
Repco-Brabham: Так как Денни Халм являлся обладателем рекорда круга этой трассы, установленным на болиде формулы 2, команда Brabham начала уик-энд очень хорошо, что можно было предположить, поскольку им были известны передаточные числа.
Преимущество в знании трассы не могло быть излишне подчеркнутым, но, тем не менее, в первый день темп задали именно болиды Brabham. У Халма был совершенно новый болид, который он вынужден был настраивать под себя, тогда как Джек располагал болидом, который он использовал в Спа. Проблемы с маслом, возникшие в Спа, кажется, были решены, но, предприняв меры безопасности, Джек ожидает поставку новых маслосборников со вторым откачивающим насосом.
Интересной особенностью был новый воздухозаборник, установленный сбоку и позади головы гонщика, который направлял поток охлаждающего воздуха к топливному насосу, спрятанному в развале блока цилиндров. В первый день Халм показал второе после Джека время 1 мин. 38.0 сек., но во второй день смог его улучшить лишь до 1 мин. 37.9 сек. Брэбхем же во второй день атаковал изо всех сил и за минуту до окончания тренировки показал быстрейшее время дня 1 мин. 36.3 сек., казалось, поул-позиция была у него в кармане. Но она досталась Хиллу, со взмахом клетчатого флага опередившему его на 0.1 сек.
Все более и более очевидно, что производителям придется проделать большую работу над решением проблем утечки масла и размера своих масляных баков, поскольку последние полчаса первого дня были потрачены совершенно впустую, когда B.R.M. Стюарта и Eagle МакЛарена совершили акцию Torrey Canyon. Небывалая жара, в условиях которой проводились сессии, немного облегчили эту ситуацию, и это также заставило всех участников подумать об оптимизации охлаждения своих систем водяного охлаждения.
Ночь накануне гонки была наиболее активной в гараже Lotus, поскольку топливный насос Кларка, на который поначалу пали подозрения, оказался в полном порядке. Так как его двигатель был совсем новым, и не было обнаружено ни одной определенной причины проблемы, было решено заменить двигатель и установить один из тех, что использовались в Спа. Большинство остальных участников занималось привычной предгоночной подготовкой, хотя Амон решил использовать болид Скарфиотти, когда обнаружился прохудившийся сальник. Он чувствовал, что у него получше управляемость, и, кроме того, именно на нем он показал свое лучшее время. Стюарт выбрал для гонки 2.1-литровый болид, это означало, что Спенс и Эрвин будут стартовать на H-16.
Гонка
На гонку прибыло ужасно мало зрителей, и дело было не только в пасмурной и довольно прохладной погоде, которой они испугались. Мы уже привыкли наблюдать переполненные трибуны напротив боксов во время 24-ех Часов Ле-Мана, тем более было грустно видеть, как мало зрителей привлекла эта гонка величайших в мире гонщиков на, возможно, самых дорогих за всю историю автогонок гоночных болидах.
Некоторые гонщики, включая Брюса МакЛарена, в начале прогревочного круга отрабатывали старт. Когда болиды выстроились на временной стартовой решетке, можно было заметить Колина Чепмэна со своими механиками, стоящих на коленях, исследующих рулевое управление болида Хилла и вращающих колеса от замка до замка. Возможно, Хилл жаловался на немного жесткий руль, и когда болиды подъезжали к настоящей стартовой решетке, он правил рулем беспорядочными движениями, дабы убедиться, что с ним все в порядке.
Весь пелотон отлично стартовал, и сразу же выявилась скорость Lotus, когда лидерство захватил Хилл, вплотную преследуемый Гарни, Брэбхемом и Кларком. Спенс стартовал очень хорошо, но серьезно замешкался и потерял все свое преимущество. Когда болиды пронеслись по обратной прямой и прошли "эску", выводящую на главную прямую, положение было следующим: Хилл, Гарни, Брэбхем, Кларк, Амон, МакЛарен, Риндт, Родригез, Халм, Стюарт, Спенс, Зифферт, Андерсон, Эрвин и Лижье. Борьба была в полном разгаре, и на следующем круге на прямой Брэбхем на позднем торможении протиснулся вперед Хилла, захватив лидерство, а Кларк, казалось, был не доволен прозябанием на четвертой позиции. За очень короткий промежуток времени он прошел Гарни и предпринимал огромные усилия, чтобы пройти своего товарища по команде. К 4-му кругу ему удалось это сделать, а на следующем круге он уже со всех ног удирал от Брэбхема.
На первых кругах темп был настолько интенсивным, что пелотон уже разбился на группы, причем Амон был последним в первой пятерке. Халм стремительно пробирался в своей группе, опередив Родригеза, Риндта и МакЛарена, и вскоре сел Ferrari на хвост, завязав еще одну схватку, напомнившую о Зандвоорте. Кларк отрывался от Брэбхема, и это, как показалось, очень не понравилось Хиллу, и он решительно взялся за дело, не только отняв у Брэбхема вторую позицию, но и вплотную приблизившись к Кларку. На этом впечатляющем круге он установил рекорд со временем 1 мин. 36.7 сек. – что было более чем на секунду быстрее рекорда круга, установленного ранее Кларком. Затем два болида Lotus приступили к весьма убедительной демонстрации своей превосходящей скорости, отрываясь примерно по секунде на круге от своих ближайших преследователей, Брэбхема и Гарни, которые, в свою очередь, отрывались от сражавшихся между собой Амона и Халма. На приличном расстоянии позади них шли Риндт, МакЛарен и Родригез; и если Риндт вывел свой Cooper вперед второго Eagle, то Родригез довольствовался своей позицией, тем более что Риндт никак не мог оторваться вперед.
К 10-му кругу разрыв между Хиллом и Брэбхемом составлял 6½ сек., а на следующем круге Хилл, опередив Кларка, вернул себе лидерство. Но таким положение оставалось недолго, поскольку на 14-ом круге Хилл исчез с трассы, когда на его болиде отказала главная передача. Таким образом, Кларк вышел в лидеры в 11-ти сек. впереди Брэбхема, который по-прежнему был занят боьбой с Гарни. Эта пара шла в 12-ти сек. впереди борьбы за четвертую позицию, которую пока что удерживал Халм, прошедший Амона на главной прямой. Риндт проходил повороты в широком зрелищном контролируемом заносе, пытаясь удержаться впереди МакЛарена; но при выходе на главную прямую он перестарался и вылетел с трассы, к счастью, ни с чем не столкнувшись. Вернувшись на трассу, он откатился на десятую позицию позади B.R.M. Стюарта. Спенс к тому времени уже сошел, когда в "эске" сломался один из карданных валов его B.R.M.
К четверти дистанции гонки Кларк увеличил свое преимущество до более чем 13-ти сек., и казалось, будто он шел к своей очередной легкой победе. Однако, судьба распорядилась иначе, и на 23-ем круге он потянулся в боксы. Этот сход, казалось, был довольно предвещающим, поскольку механики тотчас начали двигать рычагом переключения передач, и обнаружилось, что главную пару постигла та же судьба, что и у Хилла.
Пока все это происходило, Амон смог снова выйти вперед Халма, и казалось, будто он мог оторваться от него. Риндт догнал МакЛарена с Родригезом, и к этому времени Родригез использовал ту же технику прохождения поворотов, что и его №1, при этом, как казалось, лучше контролируя ситуацию. Риндт смог пройти второй болид Eagle, но три круга спустя МакЛарен заехал в боксы, где сошел из-за поломки магнитного триггера транзисторного зажигания. Родригез пилотировал великолепно, и хотя Риндт шел в 5-ти сек. позади, он никак не мог приблизиться к нему. Возможно, причина была в тормозах, поскольку правое переднее колесо постоянно блокировалось при торможении на обратной части трассы. Но прежде чем разрешилась внутрикомандная борьба, у Риндта с широким размахом взорвался двигатель. Сообщение, пришедшее в боксы Cooper, гласило: "Болид с огромной дырой в двигателе припаркован на обочине – увидемся в Сильверстоуне!"
Ближе к середине дистанции гонки Гарни взвинтил темп, и казалось, будто он вскоре пройдет Брэбхема. Но на этот раз удача отвернулась от Eagle, и когда Гарни проносился мимо боксов, двигатель начал страдать от сильных перебоев зажигания. В середине гонки он накатом въехал на пит-лайн, но до боксов не доехал, после чего обнаружил, что треснул штуцер трубопровода, подающего топливо в дозатор. Таким образом, лидерству Джека больше никто не угрожал, на второй позиции в 48-ми сек. позади шел "свой" Халм, преследуемый Амоном. Родригез шел четвертым, и все они уже прошли на круг шедшего 5-ым Стюарта, Зифферт находился на 6-ой позиции.
Примерно на этой стадии гонка стала похожа на фарс, поскольку на 48-ом круге Амон сошел из-за поломки троса дросселя, и в это же время Родригез заехал в боксы, стоя на своем сиденье и копаясь в чем-то в нижней части кокпита. Затем под аплодисменты кучки оставшихся зрителей он начал толкать болид по направлению к боксам. Оказалось, треснул топливопровод, и, потеряв четыре круга на его ремонт, он вернулся в гонку и продолжал пилотировать в самой неистовой манере, даже быстрее уже расслабившегося Брэбхема.
За 20 кругов до финиша двигатель бедного Зифферта захворал и зазвучал так, будто работал на последнем издыхании. Эрвин, с самого старта проводивший гонку вообще без сцепления, прошел его, переместившись на четвертую позицию, хотя они оба отставали от лидеров на два круга. Брэбхем с Халмом продолжали идти в безупречном стиле, и времена Джека на круге упали до 1 мин. 41 сек.
Теперь гонка превратилась в длительное скучное действие "хоть бы она закончилась", хотя Родригез все еще отчаянно пытался догнать больного Зифферта. Но, как он ни старался, это было невозможно с отставанием в 1½ круга. За 8 кругов до финиша из B.R.M. Эрвина стали вырываться клубы синего масляного дыма, и однажды он очень эффектно развернулся, вне сомнения, на собственном масле, попавшем под его задние шины. В болиде был поврежден маслопровод; задняя часть двигателя была забрызгана маслом, и что удивительно, его запасов хватило до середины последнего круга, когда болид, в конце концов, остановился на трассе. В результате Эрвин откатился назад на 5-ое место, когда его прошел Зифферт.
Хоть гонка и развивалась нелицеприятным образом, все же Джек эту победу заслужил, поскольку он с самого старта находился в гуще событий и задавал великолепный темп. Оба его болида продемонстрировали надежность, с лихвой восполнившую неудачу в Спа – хотя Халм снизил скорость на заключительных стадиях, когда у него возникли трудности с переключением передач. Стюарт сделал удачный выбор в пользу 2.1-литрового B.R.M. и, последовательно проходя круги в быстром темпе и удерживая его на протяжении всей гонки, привел свой болид на третье место, отстав от лидеров на круг и опередив ближайшего преследователя, Зифферта, на два круга.
1 | Джек Брэбэм | Brabham | 80 | 2:13'21.3 | ||
2 | Денни Хьюм | Brabham | 80 | 2:14'10.8 | ||
3 | Джеки Стюарт | BRM | 79 | 2:14'26.9 | ||
4 | Йо Зифферт | Cooper | 77 | 2:14'15.0 | ||
5 | нф | Крис Ирвин | BRM | 76 | Двигатель | |
6 | Педро Родригес | Cooper | 76 | 2:13'22.6 | Пит-стоп / топливопровод | |
нк | Ги Лижье | Cooper | 68 | 2:14'45.8 | ||
нф | Крис Эймон | Ferrari | 47 | Тяга управления дроссельной заслонкой | ||
нф | Дэн Герни | Eagle | 40 | Топливопровод | ||
нф | Йохен Риндт | Cooper | 33 | Двигатель / поршень | ||
нф | Брюс МакЛарен | Eagle | 26 | Зажигание | ||
нф | Джим Кларк | Lotus | 23 | Ведомая шестерня главной передачи | ||
нф | Боб Андерсон | Brabham | 16 | Зажигание | ||
нф | Грэм Хилл | Lotus | 13 | Ведомая шестерня главной передачи | ||
нф | Майк Спенс | BRM | 9 | Ведущий вал / трансмиссия |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Autocar, 6 July 1967