09-1967 Гран-При Италии
Количество гонщиков на стартовом поле в Монце было небольшим – традиционно для первых сезонов 3-литровой Формулы. Заявились всего 18 машин. Хотя со времени введения нового регламента прошло уже почти 2 года, Гран При Италии-67 стал первой гонкой, в которой все машины были оснащены действительно 3-литровыми моторами – время переходных вариантов прошло. Основные фавориты – Brabham и Lotus – приехали в Монцу в боевом составе. Колин Чэпмен даже предоставил третью машину итальянцу Джанкарло Багетти. Впрочем, присутствие на трассе Багетти и Скарфиотти (он пилотировал один из Eagle Дэна Герни) было слабым утешением для итальянской публики, – ведь их любимая Scuderia Ferrari была явно ослаблена. После того как Маранелло покинул любимец итальянских фанов Il Grande Джон Сертиз, а в Монако погиб Лоренцо Бандини, Энцо Феррари так и не определился с кандидатурой второго гонщика. Так что в домашней гонке Scuderia представлял лишь новозеландец Крис Амон. Кроме пилотов Brabham, Lotus и Ferrari в борьбу за победу могли вмешаться, пожалуй, лишь Сертиз на Honda, Джеки Стюарт на BRM и Дэн Герни на Eagle.
Квалификацию довольно убедительно выиграл Джим Кларк, опередив Джека Брэбэма на 0,3 секунды. Третьим местом неожиданно отметился Брюс Мак-Ларен. Однако ошибка судьи на старте свела на нет все преимущества поул-позишн Кларка. Когда гонщики завершали прогревочный круг и Кларк уже остановился на своей стартовой позиции, а пилоты в задних рядах еще продолжали движение, судья на старте неожиданно взмахнул итальянским флагом (тогда старт давали именно таким образом), и Кларк пропустил почти половину стартового поля, прежде чем сдвинулся с места. Благодаря огромной ширине трассы на стартовой прямой в Монце заминка на старте не закончилась аварией. Пострадавшие, тем не менее, были – Крис Амон чуть не въехал сзади в машину Кларка и на экстренном торможении серьезно перекрутил свой мотор, в результате чего фактически выбыл из серьезной борьбы в гонке.
Лучше других воспользовался неразберихой на страте Дэн Герни, проскочивший из второго ряда в лидеры. Но счастье американца длилось не долго, – мотор его машины отказал уже на 5-м круге. А через круг ряды сошедших пополнил и второй Eagle Людовико Скарфиотти. Где-то к 10-му кругу ситуация на трассе более-менее прояснилась – лидеры распались на две группы. В первой конкурировали Хьюм и Брэбэм на Brabham и Кларк с Хиллом на Lotus. Чуть дальше сражалась вторая четверка, состоящая из Сертиза, Амона, Мак-Ларена и Риндта. На 13-м круге Кларк вдруг направился в боксы – медленный прокол правого заднего колеса, который, по-видимому, случился еще на старте, когда Кларк был вынужден выехать на траву. После долгого пит-стопа Кларк вернулся на трассу на 15-й позиции с круговым отставанием от лидеров.
Однако вскоре Кларк по очереди расправился с тремя лидерами, вернулся в "лидирующий круг” и стал медленно, но неуклонно сокращать свое отставание, стабильно проходя круг за кругом за 1’29–1’30. Вперед тем временем вышел партнер Кларка по Lotus Грэм Хилл. Денни Хьюм сошел, а Джек Брэбэм не мог выдержать темп, предложенный Хиллом, и поотстал. На третье место вышла Honda Джона Сертиза. За 10 кругов до финиша, когда победа Хилла казалась почти неминуемой, двигатель его машины вдруг задымил, и Lotus англичанина, отплевываясь водой и маслом, медленно поехал в боксы. Кларк же продолжал свое шествие сквозь пелотон. За 9 кругов до конца он прошел Сертиза, еще два круга потребовалось Летучему Шотландцу, чтобы достать и обойти Брэбэма и выйти на первое место. Вскоре Блэк Джек уступил и вторую позицию, пропустив бывшего короля мотогонок.
Предпоследний, 67-й круг Кларк вдруг прошел на 2 с хуже обычного – за 1’32. В бешеной погоне за лидерами его Lotus истратил гораздо больше топлива, чем ожидал Джим, и на последних кругах его бензобак почти опустел. На финишном круге Кларк резко замедлил ход, чтобы добраться до финиша на последних каплях бензина. Изумленные зрители на главной трибуне вместо Кларка увидели вылетевших на финишную прямую из "Параболики” Сертиза и Брэбэма – на финише Honda опередила Brabham всего на 0,2 с. Кларк же медленно пересек линию третьим и остановился на траве сразу за финишной чертой. Выбежавшие на трассу зрители извлекли Кларка из машины и на плечах пронесли его мимо главной трибуны, отдавая дань уважения великому гонщику.
1 | Джон Сертис | Honda | 68 | 1:43'45.0 | ||
2 | Джек Брэбэм | Brabham | 68 | 1:43'45.2 | ||
3 | Джим Кларк | Lotus | 68 | 1:44'08.1 | Расслоение шины / пит-стоп / топливный насос | |
4 | Йохен Риндт | Cooper | 68 | 1:44'41.6 | ||
5 | Майк Спенс | BRM | 67 | 1:44'58.5 | ||
6 | Жаки Икс | Cooper | 66 | 1:44'58.6 | Прокол | |
7 | Крис Эймон | Ferrari | 64 | 1:44'05.1 | Пит-стоп / управление | |
нф | Грэм Хилл | Lotus | 58 | Двигатель | ||
нф | Джанкарло Багетти | Lotus | 50 | Двигатель | ||
нф | Йо Зифферт | Cooper | 50 | Прокол / авария | ||
нф | Брюс МакЛарен | McLaren | 46 | Двигатель | ||
нф | Йо Боньер | Cooper | 46 | Перегрев двигателя | ||
нф | Джеки Стюарт | BRM | 45 | Двигатель | ||
нф | Денни Хьюм | Brabham | 30 | Перегрев двигателя | ||
нф | Ги Лижье | Brabham | 26 | Двигатель / клапан | ||
нф | Крис Ирвин | BRM | 16 | Привод топливного насоса | ||
нф | Лудовико Скарфиотти | Eagle | 5 | Двигатель | ||
нф | Дэн Герни | Eagle | 4 | Двигатель |
Вадим Степанов
Журнал "Формула-1" январь, 2001