Гран-При Италии 1967 года: Последний круг
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

09-1967 Гран-При Италии

09-1967 Гран-При Италии

Сезон-67 был в разгаре. В чемпионате уверенно лидировала пара пилотов Brabham-Repco – Деннис Хьюм и Джек Брэбэм. Джима Кларка, одержавшего сенсационную победу в Зандвоорте на новом Lotus 49 с мотором Ford-Cosworth DFV, в последних гонках преследовали неудачи. Гран При Италии в Монце должен был расставить все по своим местам. Если выигрывал Кларк, то в чемпионате сохранялась интрига, если побеждал кто-то другой, в особенности гонщик Brabham, то дележ чемпионского трона оставался сугубо внутренним делом австралийской команды.
Количество гонщиков на стартовом поле в Монце было небольшим – традиционно для первых сезонов 3-литровой Формулы. Заявились всего 18 машин. Хотя со времени введения нового регламента прошло уже почти 2 года, Гран При Италии-67 стал первой гонкой, в которой все машины были оснащены действительно 3-литровыми моторами – время переходных вариантов прошло. Основные фавориты – Brabham и Lotus – приехали в Монцу в боевом составе. Колин Чэпмен даже предоставил третью машину итальянцу Джанкарло Багетти. Впрочем, присутствие на трассе Багетти и Скарфиотти (он пилотировал один из Eagle Дэна Герни) было слабым утешением для итальянской публики, – ведь их любимая Scuderia Ferrari была явно ослаблена. После того как Маранелло покинул любимец итальянских фанов Il Grande Джон Сертиз, а в Монако погиб Лоренцо Бандини, Энцо Феррари так и не определился с кандидатурой второго гонщика. Так что в домашней гонке Scuderia представлял лишь новозеландец Крис Амон. Кроме пилотов Brabham, Lotus и Ferrari в борьбу за победу могли вмешаться, пожалуй, лишь Сертиз на Honda, Джеки Стюарт на BRM и Дэн Герни на Eagle.
Квалификацию довольно убедительно выиграл Джим Кларк, опередив Джека Брэбэма на 0,3 секунды. Третьим местом неожиданно отметился Брюс Мак-Ларен. Однако ошибка судьи на старте свела на нет все преимущества поул-позишн Кларка. Когда гонщики завершали прогревочный круг и Кларк уже остановился на своей стартовой позиции, а пилоты в задних рядах еще продолжали движение, судья на старте неожиданно взмахнул итальянским флагом (тогда старт давали именно таким образом), и Кларк пропустил почти половину стартового поля, прежде чем сдвинулся с места. Благодаря огромной ширине трассы на стартовой прямой в Монце заминка на старте не закончилась аварией. Пострадавшие, тем не менее, были – Крис Амон чуть не въехал сзади в машину Кларка и на экстренном торможении серьезно перекрутил свой мотор, в результате чего фактически выбыл из серьезной борьбы в гонке.
Лучше других воспользовался неразберихой на страте Дэн Герни, проскочивший из второго ряда в лидеры. Но счастье американца длилось не долго, – мотор его машины отказал уже на 5-м круге. А через круг ряды сошедших пополнил и второй Eagle Людовико Скарфиотти. Где-то к 10-му кругу ситуация на трассе более-менее прояснилась – лидеры распались на две группы. В первой конкурировали Хьюм и Брэбэм на Brabham и Кларк с Хиллом на Lotus. Чуть дальше сражалась вторая четверка, состоящая из Сертиза, Амона, Мак-Ларена и Риндта. На 13-м круге Кларк вдруг направился в боксы – медленный прокол правого заднего колеса, который, по-видимому, случился еще на старте, когда Кларк был вынужден выехать на траву. После долгого пит-стопа Кларк вернулся на трассу на 15-й позиции с круговым отставанием от лидеров.
Однако вскоре Кларк по очереди расправился с тремя лидерами, вернулся в "лидирующий круг” и стал медленно, но неуклонно сокращать свое отставание, стабильно проходя круг за кругом за 1’29–1’30. Вперед тем временем вышел партнер Кларка по Lotus Грэм Хилл. Денни Хьюм сошел, а Джек Брэбэм не мог выдержать темп, предложенный Хиллом, и поотстал. На третье место вышла Honda Джона Сертиза. За 10 кругов до финиша, когда победа Хилла казалась почти неминуемой, двигатель его машины вдруг задымил, и Lotus англичанина, отплевываясь водой и маслом, медленно поехал в боксы. Кларк же продолжал свое шествие сквозь пелотон. За 9 кругов до конца он прошел Сертиза, еще два круга потребовалось Летучему Шотландцу, чтобы достать и обойти Брэбэма и выйти на первое место. Вскоре Блэк Джек уступил и вторую позицию, пропустив бывшего короля мотогонок.
Предпоследний, 67-й круг Кларк вдруг прошел на 2 с хуже обычного – за 1’32. В бешеной погоне за лидерами его Lotus истратил гораздо больше топлива, чем ожидал Джим, и на последних кругах его бензобак почти опустел. На финишном круге Кларк резко замедлил ход, чтобы добраться до финиша на последних каплях бензина. Изумленные зрители на главной трибуне вместо Кларка увидели вылетевших на финишную прямую из "Параболики” Сертиза и Брэбэма – на финише Honda опередила Brabham всего на 0,2 с. Кларк же медленно пересек линию третьим и остановился на траве сразу за финишной чертой. Выбежавшие на трассу зрители извлекли Кларка из машины и на плечах пронесли его мимо главной трибуны, отдавая дань уважения великому гонщику.



1Джон СертисHonda681:43'45.0
2Джек БрэбэмBrabham681:43'45.2
3Джим КларкLotus681:44'08.1Расслоение шины / пит-стоп / топливный насос
4Йохен РиндтCooper681:44'41.6
5Майк СпенсBRM671:44'58.5
6Жаки ИксCooper661:44'58.6Прокол
7Крис ЭймонFerrari641:44'05.1Пит-стоп / управление
нфГрэм ХиллLotus58Двигатель
нфДжанкарло БагеттиLotus50Двигатель
нфЙо ЗиффертCooper50Прокол / авария
нфБрюс МакЛаренMcLaren46Двигатель
нфЙо БоньерCooper46Перегрев двигателя
нфДжеки СтюартBRM45Двигатель
нфДенни ХьюмBrabham30Перегрев двигателя
нфГи ЛижьеBrabham26Двигатель / клапан
нфКрис ИрвинBRM16Привод топливного насоса
нфЛудовико СкарфиоттиEagle5Двигатель
нфДэн ГерниEagle4Двигатель

Вадим Степанов

Журнал "Формула-1" январь, 2001



Знаете ли Вы что...