Соперники 1967 год: Люди, машины и перспективы – великий год для Гран-при?
Соперники 1967 год: Люди, машины и перспективы – великий год для Гран-при?
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1967г. - Соперники

1967г. - Соперники

Этот год вполне может войти в историю автогонок как Золотой Год гонок Гран-при. Появятся новые гонщики, новые болиды и новые двигатели, а болиды и двигатели, несколько нерешительно появившиеся на гоночной арене в 1966 году, к этому времени должны стать надежнее и мощнее, как было оптимистично объявлено, когда они разрабатывались в прошлом сезоне.
Большинство команд зимой было занято отчаянной борьбой за снижение веса, главным образом, слишком тяжелых болидов, и в то же время пыталось извлечь из своих двигателей плановую цифру – 400 л.с. Больше мощность, меньше вес, меньше лобовая площадь – вот три направления достижения более высоких скоростей на круге, принятые всеми командами. И, конечно же, лучшая курсовая устойчивость. Вот в каком виде команды предстанут в этом сезоне.

Заводские команды

Anglo-American Gurney Weslake V-12
   Гонщики: Д. Гарни, Р. Гинтер.
   Топливо: Контракт не подписан. Шины: Goodyear.
Наконец, началась полномасштабная американская атака на гонки Гран-при, хотя и со значительным использованием английских технологий. Дэн Гарни и Кэррол Шелби, организаторы проекта, наняли Лена Тэрри спроектировать болид, а Гарри Уэслейка и Обри Вудса – разработать двигатель V-12; европейская база команды расположена в мастерских, соседствующих с исследовательским концерном Weslake в Райе, Суссекс. Несмотря на кажущуюся массивность, Eagle на удивление легок и весит примерно 600 кг. Он исключительно послушен в управлении, что в прошлом году продемонстрировал Гарни, частенько оказываясь в головке стартовой решетки, несмотря на то, что болид тогда оснащался четырехцилиндровым 2.7-литровым двигателем Climax. Ныне сверхкомпактный Gurney Weslake V-12 находится в состоянии полной боевой готовности. Весом всего 370 фунтов и мощностью более 400 л.с., этот двигатель вполне может оказаться самым успешным силовым агрегатом сезона, поэтому я верю, что Eagle станет в 1967 году командой-победительницей. Оба гонщика обладают огромным опытом и исключительным мастерством; очень многие относят Дэна Гарни к пятерке лучших гонщиков, а некоторые считают его самым лучшим.

BRM H-16
    Гонщики: Дж. Стюарт, также М. Спенс или П. Кэридж или К. Эрвин
   Топливо: Shell. Шины: Dunlop.
Случится ли так, что спящий гигант, двигатель H-16, в этом сезоне проснется к жизни и скроется за горизонтом с оглушительным ревом своих 450 л.с.? BRM понадобится примерно такая мощность, чтобы конкурировать с более легкими и более простыми болидами, поскольку, согласно результатам взвешивания в Монце, он очень тяжелый – 695 килограммов, почти на 200 килограммов выше минимального ограничения веса 500 кг.
С момента дебюта в середине 1966 года модификации болида включали в себя: замену плоских восьмиколенных коленвалов с целью разрешения проблем с крутильными колебаниями; модернизированное сцепление с облегченными дисками и облегченным картером, установленным со стороны первичного вала коробки передач; рычаг, приводящий в действие механизм выбора передач, вместо ранее использовавшихся тросов; и переработанные тормоза. В течение зимы энергично решались проблемы с перегревом двигателя. Если болид окажется надежным и хорошим в управлении, то в этом сезоне он может стать серьезной угрозой для соперников.
Лидером в команде теперь является Джеки Стюарт, Грэм Хилл ушел в Lotus. Не считая победы в ГП Монако в мае, в 1966 году Стюарт провел довольно жалкий сезон в Гран-при, в том числе, потерпев довольно крутую аварию в Спа. Но, по некоторым расчетам, он по-прежнему находится в самых первых рядах. Кроме того, он со своим болидом "на ты" и, по крайней мере, обладает некоторыми способностями шотландца Кларка доводить неисправный болид до финиша. Если BRM будет способен выигрывать гонки в этом сезоне, то Стюарт будет выигрывать гонки.
Имя второго гонщика команды BRM пока неизвестно, и выбор будет делаться от гонки к гонке между Майком Спенсом, Пирсом Кэриджем и Крисом Эрвином, связанными контрактами как с BRM, так и с Reg Parnell Racing Тима Парнелла. Из этих троих самым опытным является Майк Спенс, выступавший в 1964/65 годах за команду Lotus F1, а в 1966 году – на Tim Parnell Lotus-BRM. Пирс Кэридж и Крис Эрвин – многообещающие звезды Формулы 3, но имеют малый опыт в Формуле 1.

Brabham-Repco V-8
   Гонщики: Дж. Брэбхем, Д. Халм.
   Топливо: Esso. Шины: Goodyear.
В прошлом году простой двигатель V-8 с одним верхним распредвалом на легком, простом болиде пространственно-рамной конструкции, который пилотировал довольно тяжелый и далеко не простодушный Джек Брэбхем, выиграл Чемпионат Мира среди гонщиков и Кубок Конструкторов Формулы 1. Сможет ли команда в этом году повторить свое достижение? Им наверняка потребуется более мощный и более легкий двигатель, нежели прежний 330-сильный, приводивший в движение 555-килограммовый болид, с которым они добились успеха в 1966 году. Repco в Австралии разработали для Брэбхема на 1967 год совершенно новый V-8 с новым блоком, не имеющим ничего общего с легкосплавной отливкой Oldsmobile, с распределительными шестернями вместо цепного привода распредвала, который оказался слабым звеном в двигателях 1966 года, и с новыми головками цилиндров с выпускными каналами внутри развала и впускными каналами снаружи, чтобы воздухозаборники были направлены наружу, а не внутрь, как в настоящее время. Новый двигатель короче и легче агрегата 1966 года и будет устанавливаться на новый болид, который, будем надеяться, станет легче болида 1966 года. Поэтому кажется правдоподобным, что заводские Brabham в этом сезоне будут располагать примерно 370 л.с., приводящими в движение сверхкомпактный болид с низкой лобовой площадью и весом около 530 кг.
Брэбхем и Халм снова будут первым и вторым гонщиками соответственно. Брэбхема немного раздражает, когда люди говорят о его возрасте, напоминая ему о старости. Мы просто отметим, что в 1967 году он станет еще на год старше, но навряд ли будет на 1 милю/ч медленнее, чем в 1966 году. Халм – типичный заводской гонщик Brabham, тихий, спокойный и по причине отсутствия хвастовства сильно недооцениваемый. Эти двое составляют почти непобедимую команду, особенно когда их болиды самые надежные, как это было в прошлом сезоне.

Cooper-Masarati V-12
   Гонщики: Й. Риндт, П. Родригез.
   Топливо: BP. Шины: Firestone.
Cooper закончили сезон-1966 с триумфом, когда Сэртиз выиграл ГП Мексики, и так же хорошо начали сезон-1967 с победы Родригеза в ГП Южной Африки. Только к последним месяцам 1966 года Maserati разработали 350-сильный двигатель, способный потянуть тяжелый болид весом 615 кг. Зимой все усилия были направлены на получение от двигателя большей мощности при помощи новых головок цилиндров с тремя клапанами на цилиндр и в то же время на снижение веса и лобовой площади путем использования алюминия вместо стали при постройке каркаса монокока и небольшого уменьшения площади необычайно большого радиатора. Проблемы с управляемостью, возникшие в начале сезона-1966, позже были решены с переходом на шины Firestone.
Лидер команды – молодой австриец Йохен Риндт, который, избавившись от излишней необузданности, стал очень сильным гонщиком. Он здорово улучшил свою результативность в течение сезона-1966, делает все от него зависящее и никогда не сдается. Второй гонщик команды участвует в гонках с 1957 года, когда многие из нынешних асов еще ходили в школу, поскольку Педро Родригез стал автогонщиком в 17 лет, а перед этим в течение нескольких лет гонялся на мотоциклах. Он ездил за заводские команды Ferrari и Lotus, но одержал свою первую победу в Гран-при, выступая за Cooper в Южной Африке в январе этого года.

Ferrari V-12
   Гонщики: Л. Бандини, Л. Скарфиотти, М. Паркс, К. Амон, Дж. Уильямс.
   Топливо: Shell. Шины: Firestone.
Обычно одноместные болиды Ferrari обделяются вниманием вплоть до гонки в Ле-Мане, гоночное отделение в Маранелло все свое внимание и заботу в течение первых месяцев сезона уделяет спорткарам. Но не в этом году, однако – ко всеобщему удивлению, в самом начале сезона Ferrari отправили в Брэндс Хетч новый болид с новым двигателем. Болид Ferrari F1 1966 года, несмотря на свои размеры и вес – примерно 620 кг – возможно, был самым быстрым из всех болидов Ф1 1966 года, особенно в модификации для Монцы с тремя клапанами на цилиндр, когда двигатель V-12 развивал около 370 л.с.
Болид 1967 года, говорят, будет являться промежуточной моделью (но тогда все Ferrari можно назвать промежуточными по отношению к новой 24-цилиндровой полноприводной машине, в строгой секретности подготавливаемой к ГП Италии), более легкой и более стройной, чем Ferrari 1966 года, с модифицированной передней подвеской для улучшения управляемости. Новый двигатель имеет не только по три клапана на цилиндр, но и по две свечи зажигания на цилиндр, а также выпускные каналы внутри развала вместо внешнего расположения. Развиваемая мощность, говорят, составит свыше 400 л.с.
Гонщиком номер один в Ferrari, видимо, будет Лоренцо Бандини, который, как утверждают, частенько сумасброден, но за все время участия в гонках ни разу не попадавший в серьезные аварии. Майк Паркс в прошлом сезоне очень быстро за короткий промежуток времени научился управлять болидами Формулы 1, но, как и в случае со Скарфиотти, его карьера в Гран-при только начинается. Крис Амон, я верю, если ему дать возможность, вполне может стать самым успешным гонщиком Ferrari. Джонатан Уильямс, вероятно, в этом сезоне будет выступать, главным образом, за команду Ferrari F2.

Honda V-12
   Гонщик: Дж. Сэртиз.
   Топливо: BP. Шины: Goodyear.
Несмотря на то, что ее монокок был разработан авиатехниками, Honda чрезмерно тяжела – полный вес болида в Монце составил 730 кг. Ее высокая скорость обусловлена исключительной мощностью, развиваемой ее двигателем V-12 с углом развала 90°, который, следуя обычаям Honda, использует по четыре клапана на цилиндр и роликоподшипники на коленвале и нижней головке шатуна. Если удастся снизить вес и улучшить управляемость, то бело-красный болид будет среди лидеров – или вовсе окажется впереди.
Джон Сэртиз, несомненно, входит в пятерку лучших в мире гонщиков современности, и поскольку он к тому же является великолепным консультантом по доводке болидов, за будущими успехами этой команды одного гонщика будут следить с интересом его друзья, и с опасением – его соперники.

Lotus-Ford V-8
   Гонщики: Дж. Кларк, Г. Хилл.
   Топливо: Esso. Шины: Firestone.
До сих пор не сообщалось никаких подробностей о новом двигателе, который Cosworth строят совместно с английским Ford или с Lotus, на который он будет устанавливаться, но многие предполагают, что это будет сверхлегкий V-8, включающий в себя многие особенности нового 1600-кубового двигателя Ф2 Ford-Cosworth, на сверхлегком болиде, который ближе всех своих соперников к минимально разрешенному весу 500 килограммов – примерный вес двигателя BRM H-16 вместе с трансмиссией. Шепотом говорят, что каркас монокока в задней части заканчивается переборкой позади гонщика, и двигатель будет крепиться на этой переборке, а задняя подвеска – на двигателе. Окажется ли задняя подвеска типа де Дион? Сейчас подвеска гоночного болида отстает от других крупных технических достижений, поскольку примерно с 1960 года все конструкторы работали в одном и том же направлении.
Безусловно, теоретически Lotus обладает лучшей парой гонщиков среди всех команд Гран-при. Джим Кларк и Грэм Хилл делают ее единственной командой с двумя Чемпионами Мира, и теперь, после долгих лет борьбы между собой во многих гонках и на многих трассах, они объединяются, чтобы предстать перед соперниками единым фронтом. По крайней мере, это – идея, и хотя некоторые относятся скептически к общему соглашению, считая, что пребывание двух топ-пилотов в одной команде приведет лишь к раздорам, я думаю, что оба достаточно разумны, чтобы сработаться вместе.

McLaren-BRM V-8 и V-12
   Гонщик: Б. МакЛарен.
   Топливо: Shell. Шины: Goodyear.
И, наконец, McLaren. В прошлом году провал двигателя, разработанного на базе агрегата Ford Indianapolis, обернулся для новой команды McLaren F1 жалким сезоном-1966. В этом году команда начинает сезон с новым McLaren Формулы 2, который на первых гонках будет оснащаться BRM V-8, и надеется, что задержек с поставкой нового двигателя BRM V-12 для их нового болида Формулы 1 не будет. Выступать будет только один болид, который поведет сам Брюс. Если новый двигатель окажется конкурентоспособным, то МакЛарен, безусловно, обладает способностью оставаться на одном уровне с лидерами в любой гонке, поэтому здесь надеются, что новое творение Бурна заработает с самого начала.

Остальные команды
По два болида заявили BRM, Brabham, Cooper, Eagle, Ferrari и Lotus, и по одному – Honda и McLaren, поэтому на стартовой решетке любой гонки окажутся заполненными не менее 14 мест, оставив слишком мало мест для частников. В их число будут входить: Reg Parnell Racing Тима Парнелла, которая, вероятно, будет состоять из болидов BRM V-12, за руль которых сядут кто-то из Спенса, Кэриджа или Эрвина, не занятых в заводской команде BRM; три новых болида Pearce-Martin; Rob Walker Cooper-Maserati для Джо Зифферта; новый Cooper-Maserati для Лижье, сменившего болид, списанный во время тренировки перед ГП Германии; Harris-Costin-BRM V-12, Matra-BRM V-12 и Lotus-Martin от Charles Lucas Engineering. Таким образом, стартовые решетки будут полностью заполнены.

Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, week ending April 8, 1967



Знаете ли Вы что...