Гран-При Южной Африки 1968 года: Джим Кларк и Грэм Хилл совершают дубль в гонке-открытии сезона Гра
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1968г. Гран-При Южной Африки

01-1968г. Гран-При Южной Африки

Новый Год начался для Team Lotus с чистого дубля Джима Кларка и Грэма Хилла в Гран-при Южной Африки, прошедшем в первый день 1968 года на перестроенной трассе Кьялами.
Но это еще не все – Джим одержал свою 25-ую победу в Гран-при и был провозглашен "Чемпионом Чемпионов", поскольку превзошел великолепное достижение Хуана Мануэля Фанхио, одержавшего 24 победы в Больших Испытаниях прошлого десятилетия.
Этот первый международный Гран-при сезона 1968 года являлся скорее гонкой против жары и высоты, нежели просто соревнованием. Африканская безоблачная летняя жара, которая притягивает тысячи туристов к этой части света, была на высоте. Добавьте к этому 4000 футов отнимающей мощность высоты, и, возможно, станет ясно, почему лишь девять болидов из 23-ех стартовавших финишировали в 200-мильной гонке.
Третье место позади всепобеждающей Team Lotus занял Йохен Риндт, проводивший свою первую гонку за конюшню Brabham. Четвертым был Крис Амон на единственной финишировавшей Ferrari, вслед за которым финишировали Халм на своем новом жеребце, McLaren-BRM, и Жан-Пьер Бельтуаз на 1.6-литровой Matra-Cosworth.
Новый Год – большой праздник, и в день гонки вокруг трассы Кьялами собралось около 100.000 нетерпеливых зрителей. Трасса находится в холмистой местности к северу от Йоханнесбурга и названа в честь ранчо Кьялами, на территории которого она расположена. В течение 1967 года на развитие трассы Южноафриканским Автогоночным Клубом было выделено примерно $120000. Трасса была расширена и переасфальтирована – с целью предоставить гонщикам больше простора на 2.5-мильной трассе с множеством изгибов и поворотов и лишь одной длинной прямой. В этом нет никакого хвастовства местных организаторов, когда утверждают, что в настоящее время Кьялами является одной из самых превосходных трасс в мире для гонщиков и зрителей.
Видимо, Колин Чепмэн после двух лет поражений всерьез задумался о победе в чемпионате 1968 года. Его болиды были безупречны – в гонке оба проработали без единой запинки – и экипированы для противостояния жаре и высоте. На первой тренировке Кларк "прочувствовал" трассу, затем закусил удила и на 5 миль/ч улучшил лучшее время, показанное местными гонщиками (на хороших болидах) за последние три месяца, пройдя круг со скоростью 109.7 миль/ч.
Самую жесткую конкуренцию ему составил Джеки Стюарт на Ken Tyrrell Matra Formula 1 с первым 3-литровым двигателем Ford V-8, поставляемым помимо Team Lotus. Джеки смог показать 108.38 миль/ч на болиде, который подготавливался настолько спешно, что даже не был окрашен в гоночные цвета и имел темно-коричнево-зеленое грунтовое покрытие! Также к новому для себя болиду пришлось привыкать Халму, располагавшему прошлогодним McLaren-BRM V-12, на котором он показал 104.91 миль/ч.
В заключительный день тренировок были поставлены на карту позиции на стартовой решетке, и обстановка накалилась. Кларк завоевал поул-позицию, промчавшись по кругу за 1:21.6 (112.5 миль/ч) – великолепное достижение на умеренно-узкой трассе подобно этой – а его товарищ по команде, Грэм Хилл, занял место в центре первого ряда с 1:22.6 (111.14 миль/ч). В конце главной прямой Кларк с Хиллом достигали почти 170 миль/ч. Стюарт показал 1:22.7, почти сравнявшись с Грэмом, таким образом, весь первый ряд оказался занят болидами, оснащенными двигателями Ford.
Джек Брэбхем, должно быть, был более чем доволен первым выступлением своего нового гонщика, Риндта, поскольку два Brabham-Repco V-8 разделили между собой второй ряд, причем Йохен оказался чуть быстрее 40-летнего Джека.
Третий ряд открывал Джон Сэртиз за рулем прошлогодней модифицированной Honda с уменьшенными габаритами и весом шасси и 48-клапанным (по четыре на цилиндр) двигателем, развивающим заявленные 420 л.с. при 12500 об/мин. Доработанная выхлопная система способствовала прибавке мощности. Ferrari выставили три болида, которые пилотировали Крис Амон, Жаки Икс и Андреа де Адамич – молодой итальянец, протеже Феррари. Все три Ferrari являлись промежуточной "южноафриканской" моделью, развивающей 408 л.с. Де Адамич с Амоном разделили с Сэртизом третий ряд, в то время как Икс смог занять лишь 11-ое место на старте. Денис Халм на своем McLaren-BRM V-12 оказался в четвертом ряду рядом с Педро Родригезом, который в этом году перешел из Cooper в BRM на место первого пилота. Дэн Гарни обнаружил, что его Eagle-Weslake V-12 показывает признаки непереносимости жары, и вынужден был довольствоваться местом в середине пятого ряда решетки. Cooper выставили два болида, которые пилотировали бывший гонщик Ferrari Скарфиотти и молодой новичок Брайен Редмэн. Скарфиотти сел за руль более новой модели со "спойлером" на носовой части для большей устойчивости и с более стройным и облегченным кузовом. Оставшаяся часть решетки из 23-ех болидов была представлена местными гонщиками во главе с национальным чемпионом Джоном Лавом (финишировавшим вторым в прошлогодней гонке) и его основным соперником Дэйвом Чарльтоном, они оба выступали на Brabham-Repco V-8. Среди них затерялся молодой француз Бельтуаз на догруженной балластом Matra-Ford Формулы 2, которую он использовал в Уоткинс Глене и Мехико.
В день гонки в лазурно-голубом небе сияло летнее солнце, и было очевидно, что неожиданные субтропические грозы, свойственные холмистым степям, уже не появятся. Трасса пестрила флагами и тысячами разноцветных пляжных зонтов, под которыми зрители спасались от душной жары. Перед стартом гонки в 3 часа дня температура в тени составляла 92 градуса по Фаренгейту (33ºС), а асфальт, к которому невозможно было прикоснуться, прогрелся до 130 градусов (54ºС).
Когда болиды с пронзительным ревом сорвались с места в облаке дыма из-под шин, первым со старта ушел Стюарт на серо-зеленой Matra, а когда лидеры влетели в первый правый поворот, Риндт на своем Brabham прорвался вперед из второго ряда. На выходе из поворота Стюарт, по-прежнему, лидировал, а преследовали его Lotus Кларка и Brabham Риндта. Стюарт удерживал лидерство до конца первого круга, в дюймах позади него шел Кларк, преследуемый Риндтом, Сэртизом на Honda и Джеком Брэбхемом.
По завершении 1-го круга 15 болидов нос в хвост шли вереницей, возглавляемой Matra, но на главной прямой Кларк легко вышел вперед, захватив лидерство, которое он больше не упускал до самого финиша. На 2-ом круге Кларк опережал Стюарта, Риндта, Сэртиза, Брэбхема, Амона и плохо стартовавшего Хилла, но скорость и жара уже начали собирать жатву. Чарльтона зазвали в боксы, а Скарфиотти внезапно остановился на трассе, когда на его Cooper лопнула водяная труба, обдав его обжигающим паром и кипятком. Он быстро выскочил из болида и был эвакуирован с трассы медицинским вертолетом, который доставил его в больницу с ожогами второй степени. Через несколько минут Чарльтон на Brabham-Repco сошел из-за поломки главной передачи.
На 4-ом круге Кларк приступил к своей впечатляющей тактике наращивания преимущества на ранних стадиях гонки и начал постепенно отрываться. На этом же круге он побил рекорд круга с временем 1:24.5, а кругом спустя улучшил его до 1:24.1 – 109.16 миль/ч. Стюарт на Matra удерживал свою вторую позицию, его вплотную преследовали Риндт, Брэбхем и Грэм Хилл.
На 7-ом круге Брэбхем прошел Риндта на однотипном болиде, но три круга спустя он совершил пит-стоп из-за перебоев зажигания, вернулся в гонку на несколько кругов и затем сошел из-за сломанного клапана. На 10-ом круге Грэм Хилл отыграл одну позицию, и положение стало следующим: Кларк, Стюарт, Риндт, Хилл, больной Брэбхем, Сэртиз, Амон и де Адамич.
Майк Спенс на BRM H-16 сошел двумя кругами ранее из-за паровой пробки в перегретой системе впрыска топлива, таким образом, BRM осталось надеяться лишь на Родригеза на V-12, шедшего в хвосте пелотона. У де Адамича, казалось, были проблемы с непривычной мощностью новой Ferrari. На 13-ом круге он не справился с управлением, вылетел в ограждение, разбив болид настолько, что вынужден был сойти, но сам остался невредимым.
На 17-ом круге сошел Брэбхем, а местный гонщик ван Роойен последовал за ним из-за пробитой прокладки головки цилиндров. На 20-ом круге Родригез остановился из-за проблем с парообразованием топлива и сошел. Еще раньше на Cooper Брайена Редмэна произошла утечка масла распределительного механизма, и он сошел, таким образом, команды BRM и Cooper окончательно выбыли из гонки.
На четверти дистанции гонка успокоилась и превратилась в подобие процессии, которую нарушали лишь пит-стопы и поломки, разве что Грэм Хилл медленно продвигался вперед и теперь шел третьим после Кларка и Стюарта. Эти три болида, оснащенные двигателями Ford, были в гонке единственными работавшими без проблем даже на этой ранней стадии. Они шли по трассе, держа друг друга в поле зрения и неоднократно проходя круговых. Кларк уже имел 16-секундное преимущество над Matra, которая, в свою очередь, шла в шести секундах впереди Хилла.
После того, как сошел Родригез, Сэртиз на Honda совершил короткий пит-стоп из-за двигателя, не раскручивавшегося более чем на 9000 об/мин, но затем вернулся на трассу. Он вынужден был совершить еще один короткий пит-стоп, но так и не смог вылечить кажущийся дефект зажигания и потерял всякую надежду финишировать "в деньгах". Потом он заехал в боксы для замены защитных очков. Все его пит-стопы, должно быть, стоили ему нескольких кругов, таким образом, он финишировал с отставанием в пять кругов.
На 29-ом круге Хилл, наконец, смог пройти Стюарта на Matra, таким образом, Lotus захватили первые две позиции, на которых продержались до самого финиша. Четвертую позицию, по-прежнему, храбро удерживал Риндт, Амон на Ferrari вышел на пятую, а его товарищ по команде, Жаки Икс, вывел оставшуюся Ferrari на шестую.
Воспользовавшись сходами соперников и спокойно пилотируя, Дэн Гарни после плохого старта (11-ый на 10-ом круге) добрался до 7-ой позиции на 30-ом круге, и когда стало казаться, что он мог бы навязать борьбу шедшим впереди него двум Ferrari, он совершил пит-стоп на 33-ем круге, затем вернулся в гонку, уступив свою позицию Халму на единственном McLaren. Дэн удерживал восьмую позицию на протяжении следующих 10-ти кругов, его двигатель, казалось, звучал немного грубо, затем он совершил последний пит-стоп и сошел.
На 40-ом круге положение оставалось неизменным. Было уже 4 часа дня и все так же жарко, Джим отрывался все дальше, Грэм укрепился на второй позиции, а Стюарта на Tyrrell Matra, казалось, устраивало его 3-ье место. Но фортуна отвернулась от него, и три круга спустя его болид взорвался в облаке дыма. Позже было объявлено, что авария произошла из-за сломанного шатуна.
Через несколько минут сошли еще два гонщика. Первым был Икс, который потянулся в боксы, изнемогая от жары, будучи не в состоянии продолжать гонку. Следующим был Йо Боннье. На 47-ом круге его Cooper потерял колесо. Ему установили другое, но он решил прекратить гонку.
На 50-ом круге, со сходом Стюарта, положение оставалось прежним. Два Lotus-Ford уверенно лидировали впереди Риндта (Brabham), Амона (Ferrari) и Халма (McLaren), а пелотон сократился до 12-ти болидов. Так продолжалось и на 60-ом, и на 70-ом круге, разве что место Гарни заняла (сюрприз!) догруженная балластом Matra Ф2 Бельтуаза, который на первых кругах шел на 20-ой позиции, но, по мере того, как остальные откатывались назад или останавливались в боксах, он пробился вперед.
Ближе к концу гонки Кларк совершил рывок и на 73-ем круге установил новый рекорд круга, 1:23.7, 109.68 миль/ч. Так они и финишировали: Кларк, Хилл, Риндт, Амон, Халм и Бельтуаз. Остальными тремя финишировавшими были Джо Зифферт на Walker-Durlacher Cooper на 7-ом месте, Сэртиз на больной Honda на 8-ом и Джон Лав, повстанец из Родезии, на 9-ом. 10-й болид фактически добрался до финиша, местный гонщик Джеки Преториус на устаревшем 4-цилиндровом Brabham-Climax провел гонку в одиночестве, но ему не хватило двух кругов, чтобы быть классифицированным финишировавшим. Когда Кларк поднялся на подиум, чтобы получить огромный кубок из рук восходящей южноафриканской кинозвезды, многие серьезные поклонники автоспорта размышляли о том, что этот сезон легко может стать еще одним годом Lotus. Колин Чепмэн демонстрировал тихое удовлетворение – и не зря, поскольку на протяжении сезона-1968 его комбинация будет выглядеть очень сильной.

1
Джим КларкLotus801:53'56.6
2
Грэм ХиллLotus801:54'21.9
3
Йохен РиндтBrabham801:54'27.0
4
Крис ЭймонFerrari781:54'32.2
5
Денни ХьюмMcLaren781:54'45.6
6
Жан-Пьер БельтуазMatra771:55'06.9Машина с балластом
7
Йо ЗиффертCooper771:55'19.6
8
Джон СертисHonda751:54'12.22 пит-стопа / перебои в зажигании
9
Джон ЛавBrabham751:55'18.5

нкДжеки ПреториусBrabham711:54'51.4

нфДэн ГерниEagle58
Утечка масла / перегрев двигателя

нфЖаки ИксFerrari51
Лопнул масляный бак / истощение

нфЙо БоньерCooper46
Потеря заднего колеса

нфДжеки СтюартMatra43
Двигатель / шатун

нфСэм ТинглLDS35
Зажигание / перегрев двигателя

нфБазил ван РоенCooper22
Прокладка головки цилиндра

нфПедро РодригесBRM20
Зажигание / закипание топлива

нфДжек БрэбэмBrabham16
Двигатель / пружина клапана

нфАндреа де АдамикFerrari13
Разворот на масле / авария

нфМайк СпенсBRM7
Закипание топлива

нфБрайан РедманCooper4
Распределительный вал / утечка масла / двигатель

нфДэйв ЧарлтонBrabham3
Ведомая шестерня главной передачи

нфЛудовико СкарфиоттиCooper2
Утечка воды / ожоги от кипятка / авария


Перевод и набор: Андрей Краснов

Road & Track, March 1968



Знаете ли Вы что...