Гран-При Бельгии 1968 года: Брюсу улыбнулась удача, Джеки не повезло
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1968г. Гран-При Бельгии

04-1968г. Гран-При Бельгии

На четвертую гонку сезона цирк Гран-при переехал с солнечного средиземноморского побережья Монако в дремучие леса Спа в Арденнах.
Этот переезд был сродни подвигу из-за продолжавшейся забастовки во Франции и проблем с дефицитом бензина. Некоторые команды, чьи фургоны, и наш в том числе, имели большие топливные баки, решили добираться через Францию, поскольку дозаправка топлива им не грозила. Остальным пришлось совершить длинный рейс через Италию, Швейцарию, Германию и Бельгию с 4-часовой переправой через канал в Англию в Остенде. Я был одним из тех, кто выбрал этот маршрут, поскольку моя Ferrari без дозаправки проходит не более 350 миль, и я думал, что слишком рискованно надеяться на то, что во Франции можно будет найти бензин, и подтверждение этому – нижеследующий рассказ; Вы могли либо купить галлон за раз, либо заплатить по $6 за галлон.
Должен сказать, что у нас была довольно неприятная поездка, сначала в Турине мы попали под ливень, который затопил дороги, а затем нам пришлось совершить 750-мильную прогулку через горные перевалы и переполненные автострады промышленной части Германии, где езда со скоростью 40 или 50 миль/ч считается за удачу. В конце концов, мы прибыли в Брюссель в 11:30 вечера, автомобиль с багажом мы оставили около гостиницы, взяв с собой лишь ночные чемоданы. Утром в автомобиле мы не обнаружили багажа, так как воры разбили боковое стекло и все из машины выгребли.
Для Спа мы приобрели специальные висячие замки, чтобы запирать ими фургоны, так как мы слышали, что во время 1000-километровой гонки спорткаров почти у каждого участника что-нибудь да украли в паддоке. В прошлом году у нас из грузовика стащили четыре полностью забортованных колеса Ф1. Я не могу понять, зачем кому-то понадобились шины и колеса 12-дюймовой ширины.
Городок Спа, судя по его названию, тихий курорт с лечением на водах, оживает около двух раз в году. Как мы знаем, в Спа сначала проводились скачки, а теперь, продолжая традицию, вместо лошадей здесь соревнуются автомобили.
Трасса Франкоршамп соперничает с Реймсом за право называться быстрейшей дорожной гоночной трассой в мире со скоростью на круге 150 миль/ч и прямой, на которой болиды достигают отметки 200 миль/ч. У трассы есть лишь одна шпилька, La Source, прямо перед боксами, и это единственное место, где происходит жесткое торможение, что часто доставляет большие проблемы с тормозными дисками, поскольку на длинных скоростных участках трассы они охлаждаются настолько, что затем, при резком жестком торможении в La Source они поначалу вовсе не работают, и тогда гонщик давит на педаль тормоза еще сильнее, пока они не начинают нагреваться и блокироваться. Благоразумнее перед достижением точки торможения сделать пару легких нажатий на педаль, чтобы нагреть их.
Трасса имеет одно большое неудобство – она окружена лесом, а это приводит к тому, что во время обильного ливня и частых сильных гроз трасса затопляется или просто становится мокрой, что из-за высоких скоростей чрезвычайно опасно. В 1966 году было совершенно сухо, когда болиды выстроились на стартовой решетке, но над отдаленной частью трассы нависло несколько темных зловещих туч. Флаг упал, и пелотон унесся со старта, и примерно после четверти круга он попал в стену дождя и на залитую водой дорогу. Вы, возможно, видели все это в фильме "Гран-при".
Ни одного счастливого воспоминания с трассой Франкоршамп у меня не связано. Для нас она всегда была неудачливой, мы ни разу не финишировали здесь выше пятого места, и на этой трассе произошло одно из самых неприятных событий в моей жизни, когда в 1960 году Стирлинг за рулем моего Lotus потерял колесо и попал в аварию на скорости более чем 140 миль/ч, получив очень серьезные травмы. Прежде я никогда не думал, что авария может привести к таким последствиям. Сразу же все находившиеся на трассе болиды по собственному желанию прекратили тренировку, и это обстоятельство привело к несчастному случаю, поскольку одновременно с аварией Стирлинга Майк Тейлор на другом Lotus потерпел аварию в лесу на другой части трассы и сломал себе ногу, и в течение получаса никто даже не знал, что он отсутствовал, и только потом какой-то зритель натолкнулся на него в лесу. В течение нескольких дней об аварии Стирлинга говорили заголовки всех европейских газет, у него были сломаны ноги, ребра, нос, позвоночник, и они писали, что он несколько месяцев не сможет участвовать в гонках, но он вернулся через 6 недель и одержал победу. Я вместе с ним слушал репортаж с гонки в больнице Мальмеди и узнал, что в ней погибли Бристоу и Стейси; это была в самом деле жестокая гонка.
Тренировка началась в пятницу в 5:00 вечера под пасмурным небом, предвещавшим дождь, но, к счастью, этого не произошло. Казалось, никто не стремился сразу же показать быстрые круги, возможно, из-за того, что в их распоряжении было целых два часа. Грэм Хилл выехал на Lotus 49B, и тут же из коробки передач раздался жуткий металлический звук, и болид медленно возвратился в боксы. Затем механики на месте разобрали коробку передач, а Колин Чепмэн и Грэм припали на колени к земле, изучая ее содержимое, со стороны это выглядело так, будто они играли "в деньги". В конце концов, не было обнаружено никаких неисправностей, и ее собрали обратно, а Грэм потерял час с четвертью тренировки.
Впрочем, утешением ему стало известие о том, что он был представлен к Ордену Британской Империи, одной из наших наивысших наград, в честь дня рождения королевы, который отмечался на следующий день. На самом деле, существует реальная история о том, как премьер-министр написал Хиллу письмо, где говорилось, что королева пожелала представить его к этой награде, и ему следовало до 10-го мая дать ответ, согласен ли он принять ее. Грэм был очень занят – он летал в Инди, затем в Испанию и только в 10:00 вечера после тренировки в Мадриде он вскрыл письмо. Грэм взглянул на дату – у него оставалось лишь два часа на то, чтобы дать ответ, поэтому он позвонил по телефону своему адвокату, который немедленно связался с премьер-министром; к счастью, написавший письмо министр оказался на месте и получил согласие. Грэм поведал мне эту историю на тренировке и сказал, что если бы он не смог вовремя передать свое согласие, он потерял бы свой Орден Британской Империи.
В этот уикенд присутствовали все команды гран-при Ф1 в полном составе, к огромному сожалению, кроме Дэна Гарни, победителя прошлогодней гонки. Он испытывал серьезные трудности с двигателем и не надеялся получить новые шасси и двигатель вплоть до сентября к Монце. А Билл Данн, его менеджер, сказал мне, что до тех пор он надеется поучаствовать с кем-нибудь в гонках, но, конечно же, это должен быть болид, обутый в шины Goodyear. Скорее всего, это будет McLaren или Brabham, но обе эти команды разбили свои болиды в Монако и не успели восстановить их вовремя к Спа, поэтому Дэн остался без автомобиля.
Было приятно снова увидеть Ferrari после их отсутствия в Монако, и они выглядели очень целеустремленно, имея три болида, причем один с новым двигателем, по их заявлению, развивавшим не более 410 л.с. Для Икса это была домашняя гонка, а двумя неделями ранее он одержал здесь ошеломительную победу на автомобиле JW, и вскоре они вместе с Амоном совершили несколько быстрых кругов и первыми показали быстрейшие времена. Брэбхем с Риндтом располагали новыми болидами с двигателями с 4-мя распредвалами, но с ними было много трудностей – у Джека, как в Мадриде, провалился клапан, а Риндт так и не смог совершить ни одного быстрого круга из-за проблем с системой впрыска топлива.
Джеки Стюарт впервые опробовал свои силы после перелома кости запястья на тренировке Ф2 в Мадриде, и на его запястье был надет специальный пластиковый слепок. Предполагалось, что, возможно, он не совсем восстановился, но он показал 2-ое время на Ken Tyrrell Matra-Ford, поэтому он предположил, что с ним все в порядке. Matra Бельтуаза была не очень удачной, поскольку завод бастовал в течение 20-ти дней и было проделано мало работы.
В конце тренировки Ferrari установили на задней части болида Амона стабилизирующее крыло, как на Chaparral, но оно было жестко зафиксировано и не меняло своего положения при торможении. Оно оказалось очень удачным, и с ним Амон показал быстрейшее время сессии 3:28.6. Вообще, стабилизаторы и спойлеры активно опробовались, и когда, в конце концов, Грэм Хилл взялся за дело, Колин Чепмэн изменил угол небольших передних крыльев, но у них оставалось уже мало тренировочного времени, и Грэм совершил лишь один быстрый круг с самым медленным временем. McLaren неважно смотрелись на выходе из шпильки и, казалось, работали на богатой смеси, у Зифферта на нашем Lotus-Ford проскальзывало сцепление, Lotus Оливера еще не прибыл, а Боннье, Риндт и Брэбхем не смогли показать никакого времени.
Суббота была мрачной во всех отношениях. В 11 часов утра пришла новость о том, что в Германии погиб Скарфиотти во время тренировки на Porsche перед гонкой по подъему на холм. Около полудня в Спа начало моросить, и постепенно дождь усилился, едва не превратив тренировку в фарс. Безусловно, в тренировке нуждались те, кто еще не показал никакого времени или, как Грэм Хилл, обладал плохим временем, но человеком, которого можно было только пожалеть, был Джек Оливер, чей болид только-только прибыл. Он никогда прежде не пилотировал здесь болид Ф1; самая опасная в мире трасса была мокрой от дождя, а он располагал абсолютно новым болидом. Тем не менее, он решительно и упорно продолжал наматывать круги и закончил тренировку с третьим временем по мокрому.
Джек Брэбхем вылетел в Англию, чтобы привести себе другой двигатель, и вернулся в субботу вечером. Грэм Хилл отправился на трассу в самом начале тренировки, а механики забыли снять крышку с впускных труб, поэтому его первый круг получился не очень быстрым. Риндт выехал на трассу и задал темп, а затем Родригез поднял его и показал по влажному второе время после Сэртиза, который был на 7 секунд быстрее кого бы то ни было, но все времена были примерно на одну минуту медленнее, чем посуху.
С усилением дождя все стали более подавленными, поскольку было практически невозможно проходить болиды или даже отчетливо видеть их среди брызг. Испытывались различные типы дождевых шин, а Грэм Хилл опробовал жужжащий козырек, сделанный из закрученных небольших жалюзи с вырезами по краям, но я думаю, он, должно быть, перекрутил его после первого же круга.
Все были рады, когда тренировка приблизилась к своему завершению без каких-либо инцидентов. Участники, включая и меня, потом провели собрание, на котором потребовали от организаторов сделать все от них зависящее для обеспечения безопасности в гонке на случай, если пойдет дождь, например, отложить старт, если дождь будет слишком сильным, а в случае ливня остановить или сократить гонку. Они согласились сделать все возможное, но, к счастью, случая для этого не представилось. Но я думаю, что мы правильно сделали, что устроили первую встречу участников, гонщиков и организаторов с целью попытаться улучшить фактор безопасности.
Забавно, что на некоторых трассах из года в год гонки проходят по одному и тому же сценарию, и зачастую Вы можете заранее предсказать будущее гонки. Спа – одна из таких трасс, и в этом году ей сопутствовали практически те же самые обстоятельства, что и в течение нескольких предыдущих лет. Как часто на старте я вглядывался в пасмурное небо и задавался вопросом выбора дождевых или "сухих" шин, и зачастую приходилось делать замену в течение последних пяти минут. На этот раз мы выбрали "сухие", и должен сказать, что я принял такое решение, исходя из того, что все остальные сделали то же самое, и теперь, что бы ни случилось, все мы имели равные шансы, но было большое искушение рискнуть и попробовать поставить дождевые, понимая, что в случае дождя Вы перебежите остальным дорогу. Но я видел, как Колин Чепмэн выбрал "сухие", зная, что он располагал довольно точным прогнозом погоды, и мы, в самом деле, оказались правы, но я понял это только потом, так как в одно время стало очень пасмурно, и упало несколько капель дождя.
Вдоль боксов развевались флаги всех стран, и было заметно, что звезды и полосы Соединенных Штатов были приспущены из уважения к Роберту Кеннеди. Восемнадцать болидов выстроились перед стартовой линией, Брэбхем установил себе другой двигатель, Риндт использовал стабилизатор в хвостовой части а-ля Chaparral, как и Ferrari, а Грэм Хилл убрал крылья и хвостовую часть 49B. Я спросил его, почему, и он сказал, что на тренировке ему не хватило времени, чтобы настроить углы.
После прогревочного круга несколько болидов, включая наш, имели под завязку заполненные топливные баки, тогда как у некоторых был предел расхода топлива. Отмашка флага была дана точно в 3:30 дня, и старт прошел великолепно, но Стюарт замешкался с переключением первой передачи, МакЛарен притормозил, чтобы объехать его, и Зифферту пришлось резко свернуть в сторону, чтобы увернуться от МакЛарена, и когда они поравнялись, между ними произошло небольшое касание. Амон захватил лидерство со старта, следом за ним шел его товарищ по команде, Икс, но незадолго до окончания первого круга на подходе к La Source Сэртиз прошел Икса и вышел на вторую позицию, положение после первого круга было следующим: Ferrari Амона, Сэртиз на Honda, Икс на второй Ferrari, McLaren-Ford Халма, Стюарт на Tyrrell Matra-Ford, BRM Родригеза, BRM Кэриджа, Зифферт на нашем Lotus-Ford, Brabham-Repco Риндта, Lotus-Ford Хилла, McLaren-Ford МакЛарена, Редмэн на Cooper-BRM, Эттвуд на втором BRM, Brabham-Repco Джека, затем Lotus-Ford Оливера, Cooper-BRM Бьянки и Бельтуаз на Matra V-12. Боннье не появился, поскольку у него сорвало шпильку колеса, и он, рискуя потерять колесо, в конечном счете, заехал в боксы и сошел. На втором круге Сэртиз прошел Амона и вышел в лидеры, и между ними завязалась потрясающая борьба, поскольку они все время шли на расстоянии корпуса, и Амон часто шел с ним бок о бок, но никак не мог пройти его. Кэридж прошел Родригеза, а Риндт заехал в боксы, потому что у него открутилась гайка, и он начал терять воду. Вскоре ее закрепили, и он вернулся в гонку в конце пелотона. На 3-ем круге произошли небольшие изменения: Сэртиз с Амоном по-прежнему боролись между собой, а Родригез с Зиффертом прошли Кэриджа и вышли на шестую и седьмую позиции. На 4-ом круге пелотон начал разбиваться на группы, Сэртиз с Амоном шли в одной связке, затем Икс, Халм и Стюарт, затем Зифферт во главе следующей группы вместе с Родригезом, Кэриджем и МакЛареном на девятой позиции, и далее остальная часть растянувшегося пелотона.
На пятом круге Сэртиз побил рекорд круга, показав 3:30.5, почти 150 миль/ч, который устоял до конца гонки. Если учесть, что у трассы всего одна медленная шпилька и несколько узких поворотов, это очень высокая скорость. Также на этом круге Стюарт прошел Халма в борьбе за третью позицию, и они оба прошли Икса, у которого двигатель звучал ужасно и работал на 11-ти цилиндрах, а мне показалось, что на 10-ти. Тем не менее, он продолжал так работать в течение всей гонки, но болид шел удивительно быстро, учитывая, что звучал он так, будто готов развалиться в любую минуту. У Риндта провалился клапан, и он закончил свою, до некоторой степени, неудачную гонку.
На шестом круге все интересные события происходили в глубине пелотона. Сначала Редмэн на Cooper вылетел в Les Combes, крутом левом повороте на самой вершине подъема после боксов. Никто не знает, как это случилось, одни говорят, что спустило переднюю шину, но после гонки ее проверили на нашем колесе, поскольку его колесо было сломано, и оказалось, чтобы она была в порядке. Другие говорят, что разрушилась передняя подвеска, а маршал говорит, что была проколота задняя шина. Во всяком случае, он, как из катапульты, выстрелил за пределы трассы и приземлился среди припаркованных маршальских автомобилей. Один маршал получил травму спины, другой вытащил Редмэна из перевернутого болида. Когда он вытащил его из автомобиля, тот загорелся, и Редмэн с маршалом получили незначительные ожоги. К тому же Редмэн сильно сломал себе руку и был отправлен на вертолете в больницу в Льеж, где его прооперировали.
Затем Хилл сошел на трассе из-за сломанного карданного вала. Брэбхем сошел в боксах из-за заевшего дросселя, а Эттвуд – из-за утечки воды. Он вылетел с трассы в La Source, в нижней части болида отсоединился водяной шланг, и он в течение двух кругов шел по трассе практически без воды. По-прежнему бушевало сражение между Сэртизом и Амоном. Каждый раз, минуя боксы, Ferrari шла вровень с лидером, и каждый раз вынуждена была отступать на исходную позицию. Зифферт на нашем Lotus страдал от проскальзывавшего сцепления и скатился с шестой на девятую позицию, но, по-прежнему, шел в составе довольно плотной группы.
Затем на 8-ом круге Сэртиз миновал боксы в полном одиночестве, в 15-ти секундах впереди Стюарта, которого вплотную преследовал Халм. В масляный радиатор Ferrari Амона угодил камень, миновав защиту радиатора, а он узнал об этом только тогда, когда болид начал рыскать по трассе, поскольку вытекавшее масло лилось под его задние колеса.
На 9-ом круге Халм прошел Стюарта и вышел на вторую позицию позади Сэртиза, и на 10-ом круге положение стало следующим: Сэртиз, Халм, Стюарт, Икс, МакЛарен, Кэридж, Родригез, Зифферт, Оливер, Бьянки и Бельтуаз. Но на следующем круге Сэртиз заехал в боксы из-за отсоединившегося от шасси нижнего поперечного рычага, в результате чего болид стал неуправляемым.
Таким образом, вплотную преследуемый Стюартом Халм вышел в лидеры. Но в конце 11-го круга, входя в La Source, они догнали на круг Бельтуаза, и Стюарт сумел обойти их обоих, оставив Денни связанным по рукам и ногам. С этого момента вплоть до 17-го круга положение в гонке не менялось, хотя между Стюартом и Халмом разрыв составлял чуть более секунды. Затем у Денни сломалась полуось, и преимущество Стюарта выросло до 35-ти секунд над МакЛареном, у которого, хотя и на таком же болиде, что и у Халма, к счастью, стояли более новые и более крепкие полуоси.
На 19-ом круге Бельтуаз заехал на дозаправку топливом, но эта остановка не повлияла на его положение в гонке, поскольку он в любом случае шел последним. Теперь Стюарт решил передохнуть, поскольку обладал огромным 37-секундным преимуществом над МакЛареном. С другой стороны, Брюс отнюдь не был спокоен относительно своей второй позиции, поскольку у него на хвосте сидели Педро Родригез и Пирс Кэридж, и между 20-ым и 21-ым кругами Педро вырвался на вторую позицию, он явно находился в своей лучшей форме. Затем на 22-ом круге, видимо, из-за пробитой прокладки, взорвался BRM бедного Пирса Кэриджа, проводившего великолепную гонку и занимавшего пятую позицию. Это вывело Зифферта на нашем с Джеком Дурлахером Lotus на пятую позицию, несмотря на проскальзывавшее сцепление. На 22-ом круге МакЛарен вернул себе вторую позицию, Педро шел вплотную за ним, и они отыгрывали у Стюарта примерно по 2½ секунды на круге, который, видимо, берег свое поврежденное запястье, причинявшее ему сильную боль. На 24-ом круге его отрыв сократился до 29-ти секунд, а Зифферт начал сильно дымить. К 25-му кругу положение было следующим: Стюарт шел в 27.5 секундах впереди МакЛарена, который шел в секунде впереди Родригеза, затем шел Икс, чей двигатель по-прежнему звучал ужасно и работал на 11-ти цилиндрах, это было просто какое-то чудо, что он все еще оставался на трассе.
На 26-ом круге Зифферт исчез с трассы, его двигатель взорвался от недостатка масла и разбил наши надежды на очки в чемпионате, а Стюарт обладал 24-секундным отрывом за два круга до финиша.
Затем перед началом последнего круга произошла драма, когда Стюарт потянулся в боксы с пустыми топливными баками. Все столпились вокруг него, и в этот момент в лидеры вышел МакЛарен, вплотную преследуемый Педро Родригезом. МакЛарен даже не знал, что он лидировал, потому что все случилось так неожиданно, что его даже не успела предупредить команда, а он не мог видеть Стюарта в боксах из-за окружившей его толпы. Педро шел так близко к Брюсу, что он, несомненно, должен был пойти в решающую атаку, и все мы с волнением стали ожидать, кто из них придет к финишу первым. Им оказался МакЛарен, оторвавшийся от Педро на 12 секунд, поскольку на последнем круге у того начало кончаться топливо, и его двигатель заикался на протяжении всего круга – такая неудача после великолепно проведенной гонки, которую он, возможно, выиграл бы.
Икс пришел третьим с двигателем, по-прежнему издававшим ужасные звуки, и, финишировав на столь высоком месте, для него это было поистине героическим достижением. Джеки Стюарт дозаправился, ушел на свой последний круг и финишировал четвертым. Очевидно, во время тренировки его расход составлял один галлон на семь миль, но в гонке, несмотря на то, что его баки были заполнены до отказа 38-ью галлонами, он расходовал по галлону каждые 6.6 миль, вероятно, вследствие более высоких скоростей.
У Оливера также закончилось топливо на предпоследнем круге, он заехал в боксы на дозаправку, затем ушел на свой последний круг, и у него сломался карданный вал, но он все же был классифицирован пятым, Бьянки, проводивший тихую, не богатую событиями гонку – 6-ым, Зифферт, несмотря на взрыв двигателя – 7-ым, и Бельтуаз – 8-ым и последним.
Брюс МакЛарен даже не знал, что он победил, пока не добрался до паддока, где один из механиков BRM сказал ему: "Ты бы не выиграл, если бы у Педро на последнем круге не начали пустеть баки". Брюс выпрыгнул из своего болида и сказал: "Я выиграл гонку?" Он полностью заслужил эту победу, потому что в 1964 году гонка шла по такому же сценарию, но закончилась для Брюса неудачей. Джим Кларк лидировал, но у него заканчивалось топливо, и он заехал в боксы, но его команда оказалась не готовой к дозаправке, поэтому механики МакЛарена одолжили ему свой бензин. Тем временем, Брюс захватил лидерство, но за полмили до финиша у него также кончилось топливо, и ему пришлось накатом доезжать до финишной черты, и только он собрался принять клетчатый флаг, как Джим промчался мимо него и выиграл гонку. Итак, теперь Брюс получил свою награду, и все были очень довольны, особенно Грэм Хилл, поскольку, хоть он и сошел на шестом круге, первые пятеро финишировавших набрали свои первые зачетные очки в этом сезоне, значит, Грэм остается лидером Чемпионата.




1
Брюс МакЛаренMcLaren281:40'02.1
2
Педро РодригесBRM281:40'14.2
3
Жаки ИксFerrari281:40'41.7
4
Джеки СтюартMatra27

5нфДжеки ОливерLotus26
Ведущий вал
6
Люсьен БьянкиCooper261:40'13.2
7нфЙо ЗиффертLotus25
Давление масла / двигатель
8
Жан-Пьер БельтуазMatra251:42'33.8

нфПирс КариджBRM22
Двигатель

нфДенни ХьюмMcLaren18
Ведущий вал

нфДжон СертисHonda11
Задняя подвеска

нфКрис ЭймонFerrari8
Пробой радиатора камнем

нфРичард ЭтвудBRM6
Маслопровод

нфДжек БрэбэмBrabham6
Заклинило дроссель

нфБрайан РедманCooper6
Передняя подвеска / авария /
удар в припаркованный автомобиль /
пожар / перелом правой руки и ожоги

нфЙохен РиндтBrabham5
Двигатель

нфГрэм ХиллLotus5
Ведущий вал / универсальный шарнир

нфЙо БоньерMcLaren1
Штифт колеса

Перевод и набор: Андрей Краснов

Road & Track, September 1968



Знаете ли Вы что...