Гран-При Франции 1968 года: Гибель Жо Шлессера, победа Икса
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1968г. Гран-При Франции

06-1968г. Гран-При Франции

Гран-при Франции в этом году проводился на трассе Руан-лез-Эссарт, примерно в пяти милях от города в направлении Парижа. Я считаю, что эта трасса, пролегающая посреди прекрасного леса, является одной из самых красивых. Эта трасса для настоящих гонщиков с несколькими очень сложными скоростными поворотами и шириной, едва достаточной для обгонов. Единственный недостаток, который я когда-либо замечал за ней – неровная поверхность (особенно в шпильке в конце прямой), которая является настоящим разрушителем болидов.
Руан можно было бы назвать трассой Дэна Гарни. Возможно, потому что эта трасса для настоящих гонщиков, каковым Дэн и является. В 1962 году, когда Дэн пилотировал довольно злосчастный заводской Porsche F1, он выиграл здесь свою первую гонку Чемпионата Мира и единственную для Porsche. В 1964 году Гарни снова здесь выиграл Гран-при, но уже за рулем Brabham, тем печальнее было не увидеть его в этом году, поскольку он надеялся заполучить модифицированный двигатель Eagle, но этого не случилось.
Во время тренировки наибольший интерес вызвало появление новой Honda V-8 с воздушным охлаждением, которая являлась очень революционной и держалась в секрете до недели, предшествовавшей гонке. Во вторник Джон Сэртиз протестировал ее в Сильверстоуне и сказал мне, что она работает очень хорошо. Во время нашего с ним разговора перед тренировкой в Руане он чувствовал какую-то досаду от всего происходившего, потому что во французской прессе уже сообщалось, что болид был отдан Honda of France для участия в ГП Жо Шлессер, а Джон узнал об этом лишь в 7:30 утра первого дня тренировок.
Часовая тренировка в четверг должна была начаться в 5 часов вечера. По совести говоря, одного часа для тренировки маловато, но она началась на 20 минут позже, пока телевизионщики не разошлись по трассе. Как сказал организаторам Джо Зифферт, это несерьезно для гонки Чемпионата Мира. Телевидение в Европе испытывает некоторые трудности из-за жалоб относительно отсутствия рекламы на гоночных автомобилях во время тренировочных сессий. В конечном счете, у нас было лишь 45 минут тренировки. Этого времени было недостаточно, чтобы менее опытные гонщики смогли изучить трассу, к тому же все были лишены возможности внести изменения и опробовать их.
Риндт на своем Brabham с 4-мя распредвалами первым задал темп (чего можно было ожидать, поскольку ему принадлежал рекорд круга) и вскоре показал быстрейшее время дня 1:56.1. Следом шли Ferrari Икса с 1:57.7 и его товарищ по команде, Амон, на одну десятую медленнее. Сэртиз сообщил, что прежняя Honda управляется отлично, и он вместе с Денни Халмом (McLaren-Ford) показали одинаковое следующее время 1:58.2. Джеки Стюарт сказал мне, что после победы в Зандвоорте его запястье стало болеть еще сильнее, чем до этого после Спа, и я сказал, что это естественно, поскольку ему, должно быть, пришлось работать им интенсивнее. Но он ответил, что в Зандвоорте он старался сильно его не напрягать и именно поэтому он оказался быстрее всех. Тем не менее, на Tyrrell Matra-Ford он показал седьмое время 1:58.7.
Lotus и BRM плохо управлялись на ухабистой поверхности. Лучшим среди них оказался Педро Родригез на BRM с очень похвальным восьмым временем, учитывая, что он плохо знал трассу. Грэм Хилл испытывал трудности с дополнительным большим стабилизатором шириной в хвостовую часть своего Lotus. Механики говорили, что он был очень чувствительным к малейшему изменению угла, и необходимо было очень точно его выставлять. Джеки Оливер сломал еще один карданный вал на втором Lotus 49B, и механики списали поломку на счет экспериментальной смазки, которую они использовали, как предполагалось, с целью улучшений, но, видимо, их не последовало. Бельтуаз на Matra V-12 на домашней трассе старался изо всех сил и смог добиться 11-го времени 2:01.
Cooper выставили двух гонщиков-новобранцев, Джонни Сервоз-Гавина, которого French Matra предоставила им взаймы, и универсального гонщика Вика Элфорда, в этом году за рулем Porsche одержавшего победы в Ралли Монте-Карло, Дайтоне, Тарга Флорио, Нюрбургринге и теперь проводившего свою третью гонку на одноместном болиде. Сервоз, знакомый с трассой, вскоре смог показать вполне приличные 2.01.2, 12-ое время. У Элфорда сломался привод топливного насоса, и он успел пройти лишь три круга в конце тренировки. Жо Шлессе был следующим и последним с 2:07, поскольку он еще не успел привыкнуть к новой Honda, кроме того, болид нуждался в настройке.
Вследствие короткой тренировки в четверг, длительность пятничной тренировки должна была быть увеличена с часа до часа и 35-ти минут, но она началась-таки на 15 минут позже и продолжалась всего 1 час 20 минут. Я думаю, что это привело к тому, что общая продолжительность тренировки была меньше, чем предусмотрено в правилах FIA для гонок Чемпионата Мира. Этот вопрос был поднят на собрании Ассоциации Гонщиков Гран-при, но, видимо, для французов законы не писаны.

С утра погода была жаркой и солнечной, но к началу субботней тренировки, 5:00 часам вечера, небо затянулось облаками, и начали капать зловещие капли дождя, но их оказалось недостаточно, чтобы трасса намокла. Ко всеобщему облегчению (за исключением Риндта, обладателя быстрейшего времени), вскоре дождь прекратился.
Повальное увлечение стабилизаторами коснулось и McLaren, Денни Халм сказал мне, что они действительно были необходимы им, улучшение было очень значительным. Но даже в этом случае по окончании тренировки он остался не совсем доволен управляемостью.
Первый волнительный момент тренировки был связан с Джеки Оливером, с которым случилась очень неприятная авария на главной прямой примерно за 200 ярдов до боксов у всех на виду. Он проходил слипстримом Зифферта с Эттвудом на скорости около 135 миль/ч на 4-ой передаче, когда неожиданно хвостовая часть его болида начала рыскать, и спустя мгновение болид развернулся, сильно ударился о стену слева и развалился на части. На трассе повсюду валялись обломки болида, Оливер вышел фактически из ничего и зашагал поперек трассы назад в боксы. Я был просто поражен и испытал огромное облегчение, когда увидел, что он вышел невредимым из этого месива.
Никто не знает причины аварии, меньше всех – Оливер, и слава Богу, что она не произошла на 200 ярдов дальше, где, вероятно, повлекла бы за собой смерть примерно 20-ти человек, находившихся рядом с боксами. Сначала было предположение, что разломился пополам картер маховика, но при осмотре выяснилось, чтобы он был поврежден вследствие аварии. Позднее появилось мнение, что огромный стабилизатор, закрепленный в хвостовой части болида, воспринял противоположную тягу от двух болидов, в воздушном мешке которых он находился, и дестабилизировал его.
Я думаю, что трасса была не столь быстра, как в первый день, а улучшение некоторыми гонщиками своих предыдущих времен объяснялось тем, что они все больше привыкали к трассе и к своим болидам (как в случаях Шлессера и Элфорда), или сделанными за ночь изменениями в настройках управления. Например, Джеки Стюарт показал великолепные 1:57.3, позволившие ему занять второе место на старте. Он сказал мне, что надеялся пройти круг еще быстрее, но в одном довольно опасном месте вынужден был немного сбросить скорость.
Риндт провел короткую тренировку, поскольку он прочно удерживал свою поул-позишн на стартовой решетке, которая, как он гордо сказал мне, стала первой в его карьере Формулы 1. Перед прибытием сюда его двигатель преодолел 300 безупречных миль в Гудвуде, а затем был спешно перебран, и выяснилось, что он был в полном порядке. Джек Брэбхем, с другой стороны, имел ту же самую проблему с топливным насосом, что и в Зандвоорте. На этот раз он совсем вышел из строя, и Джек смог показать лишь 14-ое время.
Жо Шлессер на новой Honda провел много времени на трассе и улучшил свое время, но оно так и осталось 17-ым. То же самое можно было сказать и о Вике Элфорде на Cooper-BRM, который оказался 18-ым и последним, что неудивительно для дебютанта Формулы 1. В конце концов, его постигла неудача в виде взорвавшегося двигателя с подозрением на поломку шатуна. У Криса Амона, который не смог улучшить свое время, в конце тренировки сломался двигатель его Ferrari, и ему только оставалось припарковаться на обочине. На последних минутах Денни Халм совершил один быстрый круг за 1:57.7, переместившись на четвертое место перед Амоном.
Джон Сэртиз на старой Honda страдал от обрыва проводов зажигания, с подобным недугом он уже сталкивался в Мадриде. Мне кажется, что это редко встречающийся дефект, но, видимо, он доставляет настоящие проблемы. Пирс Кэридж установил спойлер на переднюю часть своего BRM, в результате, он остался доволен поведением его хвостовой части. Я предложил ему поставить спойлер на заднюю часть, но он сказал, что не думает, что в BRM согласятся с такими новшествами.
Грэм Хилл незначительно улучшил свое время до 1:59.1, поднявшись на девятое место, но у него было много проблем. Сперва возникли трудности с механизмом выбора передач, затем Колин Чепмэн остановил его тренировку из-за осмотра болида Оливера, чтобы убедиться, что нет существенных поломок, которые могли бы отразиться на болиде Грэма, и когда, наконец, он был готов снова выехать на трассу, отказал блок зажигания, поэтому лишь в конце тренировки он смог совершить несколько кругов.
Зифферт на нашем с Джеком Дурлахером старом Lotus-Ford постепенно улучшал свое время, хотя болид очень сильно дергался в эсках после боксов, и, в конечном итоге, закончил тренировку на 12-ом месте. Мы страдали от ненормальной работы двигателя, и Кит Дакворт, нанесший один из своих редких гоночных визитов, подошел и тотчас же предложил способ устранения неисправности. Я могу охарактеризовать Кита исключительно как гения, до этой гонки его двигатели Cosworth выиграли все гонки Чемпионата Мира в этом сезоне. Что касается меня, я никогда прежде не работал с лучшими двигателями и милейшими людьми. В конце тренировки на Cooper Сервоз-Гавина, не сумевшего улучшить время предыдущего дня, прямо на трассе закончилось топливо.
Наблюдая за трассой с тренировавшимися на ней 3-литровыми болидами, у меня сложилось впечатление, что она весьма опасна, особенно в районе пит-зоны. В этом месте трасса узкая, в ряд умещаются только два болида, а пит-лайн, являясь всего лишь расширением дороги, отделена от нее желтой линией. Ширина пит-лайн составляет примерно полторы ширины болида, и когда в боксах одновременно находится несколько болидов, они фактически выезжают на желтую линию. Болиды проносятся мимо на скорости 160 миль/ч, и нет никакого барьера безопасности или какого-нибудь другого ограждения. Я думаю, они будут очень счастливы до тех пор, пока рано или поздно здесь не произойдет авария, подобная произошедшей в Ле-Мане.

В 8:00 утра в воскресенье была проведена неофициальная тренировка, и многие команды Ф1 воспользовались ею. В результате, в BRM Эттвуда из выхлопных труб полилась вода – пришлось заменить его двигатель, у Стюарта отказал дозатор – пришлось заменить его двигатель, у Грэма Хилла обнаружилась трещина в верхней части опоры большого стабилизатора – пришлось его усиливать в месте соединения, и, наконец, у Риндта произошла утечка топлива из бака – пришлось аккуратно обработать его аральдитом.
После ясного утра небо заволокло тучами, и за час до старта начал накрапывать дождь. Появились наихудшие опасения, что дождь усилится, но все надеялись, что он прекратится, как и во второй день тренировок. Было подготовлено семнадцать автомобилей Matra Sport для совершения круга по трассе с целью представления гонщиков зрителям. Новизна идеи была в том, что за рулем должен был находиться представитель или тим-менеджер гонщика. Не думаю, что это причинило гонщикам Ф1 какое-либо беспокойство, поскольку это была не гонка, а медленная процессия на низкой передаче, поэтому, к счастью, у меня не было возможности показать Зифферту, как надо пилотировать автомобиль.
По какой-то непонятной причине у них кто-то на стартовой решетке был одет в цвета Johnnie Walker, и я попытался объяснить ему, что тот был моим пра-пра-прадедом, и что этого не следовало делать, но у меня ничего не вышло.
За двадцать минут до старта все еще накрапывало, но тучи находились довольно высоко и, как казалось, за ними следовали более легкие облака. Настало время выбора шин, и, как выразился Грэм Хилл, все мы оболванились. Все, кроме Ferrari, принявших очень мудрое решение. Они обули один болид в "сухие" Firestone, а другой – в дождевые, чтобы, по крайней мере, один смог оказаться в выигрыше. Они разумно отдали дождевые шины Жаки Иксу, поскольку он традиционно силен на мокрой трассе.
Гонщики ушли на прогревочный круг через пять минут после того, как гонка должна была начаться. Наш болид не смог завестись, поскольку Кит Дакворт посоветовал нам обеднить рабочую смесь, и после безуспешных попыток завести болид от стартера, в конце концов, механики вынуждены были завести его с толкача. После прогревочного круга все дозаправили свои топливные баки, и дождь начал идти всерьез.
Когда был дан повторный старт, наш болид снова не смог завестись. Должно быть, небольшой стартер перегрелся при первой попытке завести двигатель. Спустя четверть часа после отмашки флага оставшемуся стоять на стартовой решетке Зифферту механики заменили аккумулятор и завели двигатель, и он умчался в гонку в 42-ух секундах позади пелотона.
После первого круга Ferrari Икса на дождевых шинах на три десятых секунды опережала Matra-Ford Стюарта, за которой следовали Brabham-Repco Риндта, Honda Сэртиза, BRM Родригеза и Lotus-Ford Хилла. Затем шли МакЛарен на своем McLaren-Ford, Бельтуаз на Matra V-12, Амон на обутой в "сухие" шины Ferrari, McLaren-Ford Халма, Эттвуд на втором заводском BRM, Brabham-Repco Брэбхема, Кэридж на Tim Parnell BRM, Cooper-BRM Элфорда, Шлессер на Honda с воздушным охлаждением, Cooper-BRM Сервоз-Гавина и, наконец, Зифферт на нашем Lotus-Ford, стремительно догонявший последних двоих. На следующем круге Икс по-прежнему лидировал, Риндт прошел Стюарта в борьбе за вторую позицию, а Амон – Бельтуаза в борьбе за восьмую.
В начале третьего круга произошла трагедия – новая Honda с бедным Жо Шлессером за рулем вышла из-под контроля во второй эске на спуске к Nouveau-Monde. Болид вскарабкался на 10-футовую насыпь вплотную к ограждающей сетке и разорвал ее. Затем, разбрызгивая во все стороны горящее топливо и раскидывая обломки, он огромным факелом скатился с насыпи и опрокинулся на бок. Шлессер никак не мог выбраться из него. Поскольку поблизости не оказалось ни одного пенного огнетушителя, в конечном счете, пожарникам пришлось использовать воду, которая только усилила пожар, а дым от него можно было уже увидеть издалека. Бедный Жо Шлессер сгорел заживо, а 12 зрителей получили ранения от горящего топлива или летящих обломков. Я прослышал, что один-два человека даже прорвались сквозь ограждение к пожару, но, к счастью, ни один из них серьезно не пострадал. Зифферт, достигший места аварии примерно через 25 секунд, впоследствии сказал мне, что невозможно было пройти этот спуск, не миновав огня.
В конце 3-го круга Икс увеличил свое преимущество до восьми секунд, а Джон Сэртиз вывел Honda на вторую позицию, за ним вплотную шел Педро Родригез. Затем на 4-ом круге оба Brabham заехали в боксы, Риндт – из-за прокола шины металлическим обломком объятой пламенем Honda, а Джек – из-за неисправного топливного насоса, который беспокоил его в течение всей гонки. В конце концов, перепробовав всевозможные решения, он заменил насос, и болид пошел великолепно. К этому времени он уже серьезно отстал, поэтому решил использовать гонку в качестве тренировки и удостовериться, что проблема была вызвана именно насосом – он поставил на болид старый насос, и двигатель тут же заработал с перебоями.
К 10-му кругу Икс имел 7.5-секундное преимущество над Родригезом, преследуемым Сэртизом, и эта тройка отрывалась от Стюарта, Хилла и МакЛарена. На 11-ом круге Бельтуаз заехал в боксы, потому что двигатель работал с перебоями, видимо, из-за влаги в электрике, заодно ему сменили шины на дождевые. Во время пит-стопа он узнал о смерти своего коллеги, и с этого времени, вполне естественно, его энтузиазм к гонке немного спал. Оставшуюся часть гонки он шел на последней позиции, хотя организаторы почему-то поместили его на 10-ую в окончательном протоколе. Официальный подсчет кругов, предположительно, из-за сложных погодных условий, оставлял желать лучшего, и после гонки Тиму Парнеллу даже пришлось прибегнуть к нашему графику, чтобы убедить их, что Кэридж на его BRM пришел шестым.
На 12-ом круге Грэм Хилл вплотную приблизился к Стюарту, а на 13-ом прошел его и вышел на четвертую позицию. Но на 15-ом круге он сошел из-за сломанного карданного вала и впоследствии сказал мне: "Не могу понять, почему карданный вал ломается в этих условиях". На том же круге Сервоз-Гавин совершил ужасный разворот, чтобы быть точным, в шесть оборотов, на протяжении примерно 200 ярдов и, в конечном счете, ударился о дерево и разбил Cooper-BRM, к счастью, без травм.
Дождь начал немного стихать и затем прекратился. Когда трасса немного подсохла, Педро Родригез на BRM начал стремительно догонять Ferrari Икса. На 19-ом круге он установил быстрейший круг 2:11, и вместе с Сэртизом они прошли Икса, захватив первую и вторую позиции. Но успех их был недолгим, поскольку вновь пошел дождь, еще более сильный, чем прежде, и к следующему кругу Икс не только вернул себе лидерство, но и оторвался на 7.5 секунды, таким образом, его выигрыш только за этот единственный круг составил более 8-ми секунд.
Денни Халм проколол шину и заехал в боксы для ее замены, а затем на следующем круге началась целая волна замен шин. К этому времени погодные условия ухудшились настолько, что дождевые шины были просто необходимы.
Царил полный беспорядок, и позиции менялись постоянно. Сначала Эттвуд и Амон заехали в боксы за дождевыми шинами, затем МакЛарен проколол шину и поставил себе комплект дождевых шин, на 22-ом круге Джеки Стюарт на Matra также заехал в боксы для замены шин. Все это время Икс атаковал изо всех сил, иногда его отрыв увеличивался по 10 секунд на круге. В это время Зифферт на нашем Lotus оказался на шестой позиции, поскольку мы не зазывали его в боксы для замены шин, так как мы боялись, что потом двигатель снова не заведется. На одном круге он задержался на 4 минуты, и я начал сильно беспокоиться, но оказалось, что он остановился на трассе, чтобы одолжить у Грэма Хилла защитную маску, и он вынужден был поставить болид напротив насыпи так, чтобы затем смог скатиться назад и завестись на задней скорости. Некоторые журналисты, увидев это, сказали мне в шутку, что его следовало бы дисквалифицировать за оказание посторонней помощи со стороны Грэма и за рестарт автомобиля без использования стартера. Я ответил им, что не смог бы перенести потери 11-го места, на котором, в конце концов, мы и финишировали.
Вплотную преследуя Родригеза, Сэртиз столкнулся с пеной, выброшенной в районе аварии из-под заднего колеса Педро, в результате чего из защитных очков Джона выбило стекло. В течение следующих 10-ти кругов он изо всех сил пытался вставить его на место, и, в конце концов, на 34-ом круге заехал в боксы за новыми защитными очками. Он не заглушил двигатель и простоял не очень долго. Кроме того, его беспокоил двигатель, работавший на 10-ти цилиндрах, но по мере подсыхания трассы он работал все лучше и лучше. МакЛарен вынужден был сделать еще один пит-стоп, поскольку на одной из его дождевых шин золотник пропускал воздух.
К 24-му кругу Пирс Кэридж, проводивший блестящую гонку, поднялся до четвертой позиции. Но на 25-ом круге у него ослабло крепление седлообразного бака, поэтому он заехал в боксы, чтобы закрепить его и одновременно поменять шины, что отбросило его на 12-ую позицию.
К середине дистанции Икс увеличил свой отрыв от Педро до 69-ти секунд, Сэртиз по-прежнему шел третьим, а Стюарт – четвертым.
За 14 кругов до финиша превосходно пилотировавший свой болид отважный Педро заехал в боксы. Его постигла неудача после проезда по нескольким обломкам Honda, приведшего к проколу, а также к разрыву бензопровода и утечке. На ремонт понадобилось некоторое время, а по возвращении на трассу он обнаружил, что коробка передач застряла на 2-ой скорости. Несмотря на два дополнительных пит-стопа, ее не смогли отремонтировать. Он продолжил медленное продвижение по дистанции, но смог закончить лишь 52 круга, которых было недостаточно для попадания в квалификацию. Такая неудача после великолепных усилий.
На том же круге Риндт заехал в боксы, где окончательно сошел из-за серьезной течи топливного бака.
Когда Родригез отправился в боксы, Икс более чем на круг опережал Сэртиза. Икс на Ferrari начал немного снижать темп, в то же время Джон, теперь уже с новыми защитными очками, на отлично работавшей Honda мчался во весь опор и отыгрывал примерно по семь секунд на круге. Лишь за 11 кругов до финиша Сэртиз вышел из круга отставания и немного оторвался от Ferrari, но Икс не позволял ему уйти слишком далеко.
Последние 10 кругов были не богаты событиями, Сэртиз продолжал понемногу сокращать преимущество Ferrari, но Икс спокойно принял клетчатый флаг в двух минутах впереди Honda после великолепно проведенной гонки. Иногда казалось, что Икс шел на пределе, но я предполагаю, чтобы победить в таких погодных условиях, ему пришлось натерпеться страха. Джон Сэртиз, должно быть, по-настоящему почувствовал себя реабилитированным в глазах Honda, и я делаю вывод, что в тот вечер были отданы жесткие распоряжения.
Джеки Стюарт привел Matra-Ford на третье место, отстав на один круг после не богатой событиями гонки, за исключение замены "сухих" шин на дождевые. Вик Элфорд на Cooper пришел четвертым, и его гонку можно назвать одной из самых поразительных, поскольку он всю гонку провел на "сухих" шинах, стартовав с последнего места и не совершив ни единого пит-стопа. Действительно феноменальное выступление в своей дебютной гонке Ф1.
Пятым и шестым пришли Денни Халм и Пирс Кэридж, оба совершившие по пит-стопу для замены шин.
В этой гонке ключевым моментом оказался шинный выбор, и тот факт, что Ferrari выбрали правильный тип резины для Жаки Икса, имеет огромное значение. Никто другой не выбрал дождевые шины, хотя был прогноз дождя во второй половине дня.
Для официального оглашения, это была первая победа Икса в Чемпионате Мира Ф1, на протяжении всей гонки он был обут в дождевые шины Firestone, а Сэртиз – в "сухие" Firestone.
Ferrari не выигрывали гонки Чемпионата Мира Ф1 с Монцы в 1966 году. Это было первое поражение Cosworth Ford в этом году. Джон Сэртиз рассказал мне о наблюдавшейся странной закономерности: именно 7-го числа каждого из последних 4-ех месяцев погибло по одному гонщику: Кларк в апреле, Спенс в мае, Скарфиотти в июне, а теперь Шлессер в июле. Но я считаю, что Скарфиотти погиб 8-го июня, так что все это сказки.




1
Жаки ИксFerrari602:25'40.9Разворот
2
Джон СертисHonda602:27'39.5Пит-стоп / очки
3
Джеки СтюартMatra592:25'49.0
4
Вик ЭлфордCooper582:26'56.0
5
Денни ХьюмMcLaren582:27'02.2
6
Пирс КариджBRM572:26'38.5
7
Ричард ЭтвудBRM572:27'37.4
8
Брюс МакЛаренMcLaren562:26'23.0
9
Жан-Пьер БельтуазMatra562:27'42.7
10
Крис ЭймонFerrari552:26'52.9Пит-стоп / двигатель
11
Йо ЗиффертLotus542:26'01.3

нкПедро РодригесBRM532:25'59.1Пит-стопы / коробка передач

нфЙохен РиндтBrabham45
Прокол / пит-стоп / утечка топлива

нфДжек БрэбэмBrabham15
Топливный насос

нфДжонни Серво-ГавенCooper14
Авария / удар в дерево

нфГрэм ХиллLotus14
Ведущий вал

нфЖо ШлессерHonda2
Авария / переворот / пожар /
смертельные ожоги

нсДжеки ОливерLotus

Авария

Перевод и набор: Андрей Краснов

Road & Track, October 1968



Знаете ли Вы что...