Гран-При США 1970 года: Погоня за призраком
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

12-1970г. Гран-При США

12-1970г. Гран-При США

За месяц до проведения Гран При США 1970 года Формула-1 лишилась одного из лучших своих пилотов Йохана Риндта. Австриец, тем не менее, даже после смерти продолжал оставаться лидером Чемпионата. Единственным претендентом, сохранявшим шансы на успех, оставался Жаки Икс, которому для победы в Чемпионате необходимо было выиграть две последних этапа – ГП США и Мексики. Задача была бельгийцу по плечу, тем более, что Ferrari в тот момент находилась на подъеме, и три последних победы разделили между собой Икс и Регаццони (в то время второй пилот Ferrari).
Напору Ferrari противостояла армада из трех Lotus, которая должна была помочь своему покойному напарнику завоевать титул, а заодно и сохранить команде Кубок Конструкторов. На предыдущую гонку (ГП Канады) Колин Чепмен решил не ехать, тем самым позволив Ferrari привезти дубль, и теперь необходимо было исправлять положение. Место лидера команды занял молодой Эмерсон Фиттипальди, а ассистировать ему должен был, заменивший Джона Майлза, молодой швед Рейне Визель.
Еще по одной дополнительной машине выставили Surtees и BRM, подъехал кое-кто из частников, и в итоге пелетон по сравнению в предыдущим этапом вырос почти на 50%. Желающих прокатиться по асфальту Уоткинс-Глена оказалось аж 27 человек, из которых трое должны были остаться за бортом квалификации. Где, собственно, и оказались: Питер Уэстбури на BRM, Пит Лавли на частном Lotus и Андреа де Адамич на McLaren с полумертвым двигателем Alfa Romeo. Остальным повезло больше.
Поул с завидной легкостью занял Жаки Икс, на полсекунды обогнавший Джеки Стюарта. Фиттипальди оказался третьим, разделив второй ряд с Педро Родригесом. Таким образом, соперники фактически оказались предоставлены друг другу – их напарники решительно ничем не могли им помочь, поскольку Регаццони занял лишь шестое место в квалификации, и Визель – 9.
С точки зрения Чемпионата все было просто – Иксу надо было успеть «уехать» от Фиттипальди, сохранив при этом первое место. Только две победы давали бы Иксу на финише Чемпионата такое необходимое преимущество в одно очко перед Риндтом. Эмерсону же нужно было финишировать впереди бельгийца, сохранив, таким образом, лидерство в Кубке Конструкторов. Сам он ни на что не претендовал, так как на тот момент набрал всего два очка в Чемпионате.
На старте пилоты, занимавшие нечетные позиции (Икс, Фиттипальди, Амон) оказались на грязной стороне трассы и потеряли по нескольку мест каждый. Так лидерство захватил Стюарт, которого начал преследовать Родригес. Икс оказался лишь третьим, а на четвертую позицию прорвался Регаццони, который, по идее, должен был бы прикрыть своего напарника от атак сзади. Фиттипальди, в свою очередь, провалился в самую глубь пелетона, пропустив вперед Амона, Сертиза и Джеки Оливера. Казалось, они застрял там надолго, но Судьба в тот день была явно не стороне Ferrari. Сначала на шестом круге из-за механических проблем гонку покинул Джон Сертиз, затем на четырнадцатом «умер» мотор на BRM Оливера.
Икс рвался к победе как сумасшедший. На 16 круге он обошел Родригеса, и начал погоню за, уехавшим вперед, Стюартом. Кругом позже мексиканец сдался под атаками Регаццони, и теперь уже две красных машины преследовали синий Tyrrell.
Впрочем, Икс мог бы и не форсировать события, поскольку Стюарт выступал на новой машине – Tyrrell 001, которую «ввели в строй» только две недели назад. Новинка в равной степени отличалась скоростью и обилием «детских» болезней, которые команда предпочла устранять не на тестах, а прямо по ходу гонок, тем более, что особых претензий на Чемпионат шотландец не имел. Так, что теоретически Икс вполне мог подождать схода Стюарта, чтобы спокойно возглавить пелетон. Но такой риск показался ему слишком серьезным, и он бросился в атаку. Отчасти ему удалось сократить свое отставание, но в это время Регаццони вынужден был заехать в боксы для смены резины, оголив «тыл» своего лидера по команде. А еще через несколько кругов, и Крис Амон поехал «переобуваться», выведя, таким образом, Фиттипальди на четвертую позицию. Получился интересная ситуация – Стюарт уезжал вперед, ожидая какой-то подлости от своей машины, Икс гнался за лидировавшим шотландцем, Фиттипальди гнался за Иксом, и только Родригес путался у всех под ногами, не принимая участия в глобальных «разборках». На какой-то момент показалось, что приме Ferrari удастся задуманное – он постепенно приближался к Джеки Стюарту, а Фиттипальди, находившийся за спиной Родригеса, с каждым кругом отставал все больше.
А гонка тем временем постепенно теряла своих участников. Джордж Итон на второй BRM вынужден был сойти с дистанции еще на 10 круге из-за проблем с мотором, Гас Хатчинсон не удержал на трассе свой частный Brabham, Боннье на личном McLaren также вынужден был сойти из механических проблем не добравшись даже до середины дистанции. Пелетон растягивался по трассе, активные действия уступали место расчету, и в итоге все внимание зрителей окончательно сосредоточилось на лидерах гонки.
А в лидирующей группе произошло непредвиденное – Икс, продолжавший свою погоню за Стюартом и призраком Риндта, на 57 круге вынужден был заехать в боксы для дозаправки. Оно бы все ничего, но его соперники-то ехали всю дистанцию без остановок. И все закончилось. Стюарт умчался вперед на недостижимое расстояние, для того, чтобы сойти на 82 круге, Родригес, Фиттипальди и Визель тоже успели проскочить мимо боксов Ferrari, а Икс мог только бессильно наблюдать как уплывают его надежды на титул. Теоретически у него в запасе было еще 50 кругов и час времени, но догнать и обогнать за это время четырех пилотов, каждый из которых посчитал бы своим долгом навязать ему свою борьбу, было малореально.
За семь кругов до финиша Судьба или дух Риндта нанесли еще один удар по Ferrari. Лидировавший после схода Стюарта с 20-секундным отрывом Родригес, вынужден был заехать в боксы для дозаправки. Фиттипальди оставалось только спокойно проехать оставшиеся круги, став самым молодым победителем Гран При (рекорд, который был побит только в 2003 году Фернандо Алонсо), и фактически лишив Энцо Феррари надежд и на Кубок Конструкторов.


Эмерсон Фиттипальди

1
24Эмерсон ФиттипальдиLotus1081:57'32.79
2
19Педро РодригесBRM1081:58'09.18
3
23Рейне ВиселльLotus1081:58'17.96
4
3Жаки ИксFerrari1071:57'39.04Пит-стоп / утечка топлива
5
12Крис ЭймонMarch1071:57'44.16
6
18Дерек БеллSurtees1071:58'49.43
7
8Денни ХьюмMcLaren1061:58'16.18
8
7Анри ПескаролоMatra1051:57'38.47
9
11Йо ЗиффертMarch1051:58'06.40
10
15Джек БрэбэмBrabham1051:58'26.78
11
29Ронни ПетерсонMarch1041:58'06.59
12
16Рольф ШтоммеленBrabham1041:58'38.33Пит-стоп / тормоза
13
4Клей РегаццониFerrari1011:58'01.59Пит-стоп / топливопровод
14
9Питер ГетинMcLaren1001:57'34.95

нф1Джеки СтюартTyrrell82
Утечка масла / двигатель

нф14Грэм ХиллLotus72
Сцепление

нф2Франсуа СэверMarch62
Потеря заднего колеса

нф30Тим ШенкенDe Tomaso61
Задняя подвеска

нф27Йо БоньерMcLaren50
Трубка подвода воды

нф6Жан-Пьер БельтуазMatra27
Управление

нф31Гас ХатчинсонBrabham21
Авария / топливный бак

нф20Джеки ОливерBRM14
Двигатель

нф21Джордж ИтонBRM10
Двигатель

нф17Джон СертисSurtees6
Маховик

нкв32Питер УэстбериBRM



нкв28Пит ЛавлиLotus



нкв10Андреа де АдамикMcLaren



Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...