Внезачетный Гран-При Израиля 1970 года.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1970г. - Гран-При Израиля

1970г. - Гран-При Израиля

В последние годы Берни Экклстоун делает все для расширения географии Формулы-1. Привлекаются новые страны, открываются новые рынки и скопления болельщиков. Каждая новая страна длительно и скрупулезно готовится, и от этого все получается очень успешно и чрезвычайно прибыльно. Но когда-то все было совсем иначе – автоспорт распространялся усилиями энтузиастов, далеко не каждый из которых обладал организаторскими талантами. И очень многое тогда получалось демократично и весело, но, как правило, бестолково и казусно. В этом смысле очень показательным является I Гран При Израиля, проведенный для машин класса Формулы-2 в1970 году.
Все началось с того, что группа немецких энтузиастов от автоспорта взялась организовать Первый Гран При Израиля Формулы-2. Он не должен был входить ни в один из существовавших на тот момент Чемпионатов, а являлся самостоятельной гонкой, призванной развлечь гонщиков и болельщиков, и накормить организаторов. Гонка должна была проходить на автодроме, расположенном в песчаных дюнах возле города Ашкелон – эдаком упрощенном аналоге голландского Зандвоорта – в конце ноября, когда европейские Чемпионаты Ф2 уже закончились.
Поучаствовать в дебютном Гран При страны пригласили весь цвет тогдашней Формул-2. Приехали оба брата Брамбилла, Патрик Депайе, ставший о временем настоящей звездой Ф1, Дерек Белл, бывший на тот момент вице-чемпионом Европы Ф2. К ним присоединился Кшавье Перро – победитель швейцарского Чемпионата Ф2 того года.
Однако проблемы у организаторов начались еще до начала Гран При. Одна из местных партий, отличавшаяся излишней религиозностью, заявила в Кнессете, что будет блокировать проведение любых мероприятий в субботу – священный для иудеев день. Дескать, хотите - гоняйтесь в пятницу, хотите - в воскресенье, а в субботу извольте сидеть по гостиницам и чтить местные традиции. Договориться с радиально настроенными парламентариями у организаторов не получилось, и гонку, ранее запланированную именно на субботу, пришлось перенести на воскресенье. Расписание Гран При после корректировок имело весьма странный вид: в пятницу – свободные практики, затем – перерыв, и лишь в воскресенье начинались квалификации и, собственно, гонки. Кроме Формулы-2 в тот день были запланирован этап местного турингового Чемпионата и гонка Формулы-Vee, в которой также принимали участие европейские пилоты.
Однако уже во время квалификации организаторов ждал очередной сюрприз – многочисленным зрителям было абсолютно наплевать на требования безопасности и собственное здоровье. Они толпами стояли просто на обочине трассы, во всех поворотах на внешних и внутренних радиусах, а некоторые даже умудрялись перебегать трассу прямо перед машинами. Даже квалификация «кузовов» обернулась для Дирекции гонки настоящим испытанием. Первая же авария превратила происходящее в хаос, зрители взяли на себя функции добровольных помощников, пытались растаскивать столкнувшиеся машины, перегородили трассу. Проще говоря, ни о какой безопасности не могло быть и речи. Тем более, что, как выяснилось, часть колючей проволоки с забора, ограждавшего трассу, уже лежит на обочине в одном из поворотов. Впрочем, трасса изначально была сомнительного качества, несмотря на немалые деньги, вложенные в ее постройку, внешне она больше напоминала пустырь с уложенным кое-где асфальтом, нежели автодром.
В связи с этим гонка Формулы-Vee, начавшаяся после того, как всех болельщиков удалось успокоить и заставить покинуть хотя бы пределы трассы, проходила на искусственно уменьшенных скоростях. Организаторы заключили с гонщиками джентльменское соглашение, попросив их провести гонку как можно медленнее и аккуратнее. Что, впрочем, не избавило от огромного количества аварий и инцидентов. Победителем стал Бертил Роос, большую часть дистанции сражавшийся с финишировавшим вторым Хельмутом Кеннингом. Третьим, с достаточно большим отставанием, гонку закончил Хельмут Бросс. Хотя, Дирекцию гонки интрига на трассе интересовала меньше всего – после взмаха клетчатого флага они, наверняка, были счастливы, что все остались живы. Зрители отнюдь не вняли увещеваниям организаторов, и продолжали всеми силами противится соблюдению даже элементарных требований безопасности. По мнению некоторых искушенных очевидцев, ситуация напоминала гонки в Центральной и Латинской Америке в 50-60-х годах, где зрители из-за собственной неразумности гибли со страшной регулярностью.
В квалификации, также прошедшей на пониженных скоростях, победил Ернесто Брамбилла. Итальянец на своем Brabham ВТ30 проехал круг за 1.23:8. Вторым, с отставанием в 0,4 секунды, оказался Патрик Депайе, а третьим – Дерек Белл. В принципе Депайе вполне мог бы занять и поул – он выступал на машине победителя Чемпионата Европы Ф2 Клея Регаццони, прекрасном новом Tecno 70 – но француз немного сбросил скорость в одном из поворотов, побоявшись зацепить зрителей.
Ровно в два часа дня одиннадцать гонщиков выстроились на стартовой прямой, проехали прогревочный круг и приготовились к старту. Но еще до того, как стартующий с последнего места Бруно Фрей, занял свою позицию на стартовой прямой, Дирекция гонки приняла решение саму гонку отменить. Зрители в восторге от появления звезд Формулы-2 на трассе, окончательно плюнули на безопасность и плотными рядами стояли по обочинам трассы. Ощущения нереальности происходящего добавили солдаты израильской армии, появившиеся в боксах с твердым намерением смотреть гонку в непосредственной близости, и какой-то господин в костюме римского легионера постоянно крутившийся возле Директора Гонки. Не привыкшие к такому немцы, уже десять раз пожалевшие, что взялись за организацию Гран При посчитали, что с них достаточно, тем более что брать на себя ответственность за происходящее на себя никто не решился. И прямо со стартовой прямой все болиды проследовали в боксы, а затем – назад в Европу.
Справедливости ради, нужно отметить, что одну гонку гонщики все же провели. По слухам, в субботу в Иерусалиме Дерек Белл, Кшавьер Перро и Витторио Бармбилла устроили соревнование, победителем которого оказался Белл. Брамбилла финишировал вторым, а Перро – третьим. Победу британцу обеспечило виртуозное управление своим «болидом», в роли которого выступил местный верблюд. Брамбилла, отставший от него на невыясненное время, выступал на муле, также местного «производства».
В свете всего вышесказанного, хотелось бы лишний раз отметить усилия Бернарда Экклстоуна, делающего всевозможное, чтобы каждый новый Гран При проходил на высочайшем уровне, без вмешательства непредвиденных обстоятельств в виде религиозно настроенных парламентариев, болельщиков-самоубийц, и мотков колючей проволоки…

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...