Гран-при ЮАР 1971 года: Андретти выигрывает первый Гран-при
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1971г. Гран-при ЮАР

01-1971г. Гран-при ЮАР

В боксах Ferrari царило восторженное ликование, поскольку Марио Андретти выиграл первый этап Чемпионата Мира и свой первый Гран-при, одержав, как показалось, убедительную победу над невезучим Денни Халмом. Халм, лидировавший на протяжении 59-ти кругов гонки, был пройден Андретти за четыре круга до финиша, а затем уступил ещё четыре позиции Стюарту, Регаццони, Виселлу и Амону. Великолепная гонка Халма была испорчена поломкой толкающей штанги задней подвески McLaren, из-за которой он вынужден был на оставшихся до клетчатого флага кругах сбросить скорость.

Напряжение возросло за день до гонки, когда стало известно о том, что перед заключительной неофициальной тренировочной сессией у Амона взорвался двигатель. Во время последней тренировки скончался двигатель Севера. После неистовой работы в боксах Tyrrell автомобилю было позволено провести специальную двухкруговую обкатку за полчаса до старта. Этой возможностью воспользовались также Амон, Сертиз, Гетин и Фиттипальди. Перед стартом Южноафриканский Автогоночный Клуб объявил о том, что ему был вручен Приз Ассоциации Гонщиков Гран-при за лучшую организацию Гран-при Чемпионата Мира 1970 года. Такая особая честь и признание организаторам была оказана 90 000 изнывающими от жары зрителями.

Гонка

Со взмахом флага лидерство захватил Регаццони, вплотную преследуемый Фиттипальди, Иксом, Халмом, Родригезом, Андретти, Стюартом и шедшим 8-ым Сертизом. Замыкал пелотон проваливший старт Хилл. Лучшим среди южноафриканских участников был Чарльтон на 11-ой позиции, шедший впереди Лава на 15-ой. На втором круге Регаццони сдерживал атаки Фиттипальди, а Халм вышел на 3-ью позицию впереди Икса и Родригеза. В глубине пелотона Север переместился с 10-ой на 8-ую позицию, а Виселл, на первом круге опередивший Редмэна, улучшил свою позицию с 12-ой на 10-ую, обойдя Сертиза, откатившегося на 11-ую. К четвёртому кругу Халм обошёл Фиттипальди и устремил свой взор на лидера. Сертиз выполнил несколько быстрых манёвров и вышел на 5-ую позицию впереди Стюарта, который, в свою очередь, опередил Андретти и Иска. Далеко позади Грэм Хилл навёрстывал свой ужасный старт – он обошёл де Адамича и Солер-Ройга. Боннье стал первым пострадавшим; он заехал в боксы из-за проблем с подвеской, сменил колесо, но спустя круг выбыл из гонки. У Гетина были такие же проблемы – на восьмом круге недалеко от перехода у него сломалась подвеска.
К шестому кругу пелотон разбился на несколько больших групп, а Регаццони опережал Халма примерно на 1,5 секунды. Родригез обошёл Фиттипальди в борьбе за 3-ье место, а на следующем круге Стюарт оттеснил бразильца ещё на одну позицию назад. Пескароло, Преториус и Генли откатились в хвост пелотона, и непреклонный Хилл начал оказывать на них давление. Давление на Фиттипальди всё больше усиливалось, и к восьмому кругу он оказался позади Андретти и Сертиза. Бледное выступление Солер-Ройга закончилось в Club House из-за падения давления масла. Регаццони находился под сильным давлением. В пяти секундах позади лидеров сражение между собой вели Родригез и Стюарт, а Сертиз предпринимал атаки на Ferrari Андретти. Фиттипальди вёл борьбу за 7-ое место с шедшими плотной группой Иксом, Зиффертом, Виселлом и Севером. Тесное соперничество завязалось между действующим и бывшим Чемпионами Южной Африки, Чарльтоном и Лавом; Чарльтон шёл впереди с преимуществом в 1 секунду. Лав, в свою очередь, никак не мог избавиться от Редмэна, Петерсона и Амона. Согласованная езда Сертиза позволила ему на 11-ом круге обойти Андретти, а на 15-ом – оттеснить на 5-ую позицию Стюарта. Чарльтон сдал свою позицию Лаву, после чего завязалось одно из самых великолепных сражений дня между Лавом, Петерсоном, Чарльтоном, Редмэном и Амоном.
На 17-ом круге произошёл важный момент. Халм захватил лидерство, Сертиз прошёл Родригеза в борьбе за 3-ью позицию, а несчастный Икс совершил пит-стоп для замены спущенной шины, 1,5 круга спустя вернувшись в гонку на последней позиции. Стюарт удерживал 5-ую позицию, а Андретти и Зифферт сражались друг с другом за 6-ую. К 20-му кругу Халм на 1,3 секунды опережал Регаццони, который, в свою очередь, уверенно шёл впереди Сертиза. Пары Родригез-Стюарт и Андретти-Зифферт, разделённые несколькими футами, отрывались от одинокого Фиттипальди, который печально наблюдал за тем, как спустя несколько кругов Lotus его товарища по команде оттеснил его ещё на одну позицию назад.
Зрители, по-прежнему, с напряжением следили за борьбой в глубине пелотона между Лавом, Петерсоном, Чарльтоном, Амоном и Редмэном; в 20-ти секундах позади них шёл отважный Хилл. Икс гнал во весь опор, пытаясь наверстать потерянное время. Спустя два круга Андретти взял верх над Стюартом, чей Tyrrell по ходу гонки терял скорость, и вышел на 5-ую позицию, а на следующим круге обошёл Родригеза, в то время как Стюарт вынужден был откатиться на 7-ую позицию позади Зифферта. На этой стадии Джеки Преториус сошёл из-за взрыва двигателя на его Brabham после великолепной борьбы с Пескароло, которую он вёл на протяжении всей своей гонки. Это было началом неудач для южноафриканского контингента.
На 30-ом круге из-за сломанного дифференциала в боксы потянулся Лав, а кругом спустя из-за сломанной клапанной пружины сошёл Чарльтон. Из тесного соперничества также выбыл Петерсон, который совершил короткий пит-стоп и потерял четыре позиции. Зифферт также выбыл из гонки из-за взорвавшегося двигателя.
К 30-му кругу положение было следующим: Халм, Регаццони, Сертиз, Андретти, Зифферт, Родригез, Стюарт, Виселл, Фиттипальди, Север, Петерсон, Редмэн, Чарльтон, Амон, Хилл, Пескароло, Штоммелен, Генли, Икс и де Адамич, чей March, оснащённый двигателем Alfa, замыкал пелотон на протяжении почти всей гонки.
Следующим пострадавшим стал Родригез – он вылез из своего BRM с сильно обожжёнными ногами. Благодаря его сходу Хилл вышел на 11-ую позицию.
На 37-ом круге утомлённый Регаццони наблюдал за тем, как Сертиз отобрал у него 2-ую позицию; а кругом спустя Андретти сместил его на 4-ую. Фиттипальди сдал очередную позицию Северу, а потерявший терпение Амон, в конечном счёте, обошёл Редмэна. К середине дистанции Халм имел 5,5-секундное преимущество над Сертизом, а Андретти висел у Сертиза на хвосте, Регаццони шёл более чем в секунде позади. Шедший на 5-ой позиции Джеки Стюарт отставал от лидера на 15 секунд, а следующие пять автомобилей были равномерно разделены 2-секундными интервалами; это были Виселл, Север, Фиттипальди, Амон и Хилл.
На 44-ом круге произошли изменения среди лидеров – Андретти переместился на 2-ую позицию примерно в 6-ти секундах позади Халма и быстро создал секундное преимущество над Сертизом, который, в свою очередь, шёл в секунде впереди Регаццони. Стюарт отставал от Халма на 16 секунд. Единственная авария в гонке произошла на 45-ом круге, когда Север врезался в насыпь в Leeukop, на очень узком правом подъёме, выводящем на главную прямую. Его Tyrrell отскочил рикошетом от недавно установленного ограждения-ловушки, после чего загорелся. Север не пострадал, но левая сторона автомобиля была серьёзно повреждена.
На том же круге Регаццони вернул себе 3-ью позицию у замедлившегося Сертиза. Джон Сертиз уступил ещё одну позицию Стюарту, после чего, в конце концов, направил свой "TS9" в боксы. Проблема заключалась в сломанной масляной трубке у коробки передач, которая, по оценкам его механиков, должно быть, была повреждена примерно на 20-ом круге. К 56-му кругу он уже не смог продолжить гонку. Непродолжительное, но напряжённое тесное соперничество между Пескароло и Иском за 11-ую позицию закончилось после того, как эти двое несколько раз обменялись позициями, и Икс ушёл в отрыв.
Гремлины ещё не закончили своё празднество, как это следующим отметил Фиттипальди. Его Lotus с взорвавшимся двигателем пополнил коллекцию в парке для сошедших автомобилей. На 60-ом круге Грэм Хилл совершил пит-стоп продолжительностью в один круг для ремонта крепления крыла, но в гонку он вернулся на той же позиции позади Икса и Редмэна. На этой стадии Халм имел 4-секундное преимущество над Андретти, который, в свою очередь, примерно на 12 секунд уверенно опережал Регаццони. Стюарт производил неважное впечатление на шедших впереди него круговых, хотя изо всех сил использовал в поворотах снос и занос. После гонки он сказал, что это была одна из его самых трудных гонок, поскольку его двигатель терял мощность.
Стюарт имел почти 30-секундное преимущество над шедшим 5-ым Виселлом. При кажущейся невыполнимости своей задачи Стюарт ни на секунду не замедлился и смог отнять у Регаццони 3-ью позицию. Впереди него Андретти приближался к Халму, сводя на нет его преимущество. Лидеры проходили круги в пределах 1'21, но Андретти неожиданно взвинтил темп до 1'20 и быстро догнал Халма. Неудача постигла Халма на 75-ом круге, всего за четыре круга до финиша, когда его времена резко упали до 1'41, а последнюю пару кругов он прошел более чем за 2 минуты каждый.
На 73-ем круге Андретти установил быстрейшее время круга в гонке – 1'20,3 (это было хуже рекорда круга Дэйва Чарльтона). После обгона Халма он на последних нескольких кругах снизил время прохождения круга до 1'23 и одержал свою первую победу в Гран-при. Позади него продолжавший борьбу Халм уступил сначала Стюарту, затем Регаццони и на последнем круге – Виселлу и Амону. Вторым, примерно в 21-ой секунде позади Андретти, пришёл Стюарт, шедший на безопасном расстоянии от Регаццони, Виселла, Амона, Халма, Редмэна, Икса, Хилла, Петерсона, Пескароло, Штоммелена и де Адамича. Третий автомобиль Ferrari старавшегося изо всех сил Икса пришёл 8-ым – глазурь для пирога в честь 100-процентного финиша Ferrari. Вся красная команда высыпала в типичном континентальном духе, чуть не задушив победителя, после того, как он надел венок и получил свой приз на новом победном подиуме. Репортёрам это не очень понравилось, особенно тем, кто не смог взобраться на помост и вынужден был, стоя на цыпочках, снимать Андретти, окружённого механиками и поздравителями.


1Марио АндреттиFerrari791:47'35.5
2Джеки СтюартTyrrell791:47'56.4
3Клей РегаццониFerrari791:48'06.9
4Рейне ВиселльLotus791:48'44.9
5Крис ЭймонMatra781:47'43.2
6Денни ХьюмMcLaren781:47'53.6Пит-стоп / проблемы с подвеской
7Брайан РедманSurtees781:48'05.5
8Жаки ИксFerrari781:48'35.4
9Грэм ХиллBrabham771:47'43.7Пит-стоп / заднее антикрыло
10Ронни ПетерсонMarch771:48'00.6Пит-стоп / свечи зажигания
11Анри ПескаролоMarch771:48'22.4
12Рольф ШтоммеленSurtees771:48'37.8
13Андреа де АдамикMarch751:48'08.6
нфЭмерсон ФиттипальдиLotus58
Двигатель
нфДжон СертисSurtees56
Маслопровод коробки передач
нфФрансуа СэверTyrrell45
Авария
нфХоуден ГенлиBRM42
Плохое самочувствие
нфПедро РодригесBRM33
Перегрев двигателя
нфЙо ЗиффертBRM31
Перегрев двигателя
нфДэйв ЧарлтонBrabham31
Двигатель / пружина клапана
нфДжон ЛавMarch30
Дифференциал
нфДжеки ПреториусBrabham22
Распределительный вал
нфПитер ГетинMcLaren7
Топливопровод
нфЙо БоньерMcLaren5
Подвеска
нфАлекс Соле-РуаMarch5
Двигатель
 




нсПедро РодригесBRM

Стартовал в другом автомобиле
нсДжеки СтюартTyrrell

Автомобиль Сэвера /
стартовал в другом автомобиле
нсДжон СертисSurtees

Стартовал в другом автомобиле

Журнал "The Motor", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...