Гран-при Испании 1971 года: Доказательство Джеки
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

02-1971г. Гран-при Испании

02-1971г. Гран-при Испании

Превзойти 12-цилиндровые автомобили за рулём 8-цилиндрового в наши дни может лишь лучший гонщик в мире – и Джеки Стюарт доказывает, что таковым является именно он

этом году очередь принимать Гран-при Испании настала для Барселоны, ежегодно чередующейся в этом с Мадридом. Организация в этом городе намного лучше, чем в столице; возможно, потому что Барселона – промышленный центр, тогда как в Мадриде нет заслуживающей особого внимания индустрии, и он живёт более неторопливой жизнью верхушки общества. Тем не менее, не могу сказать, что я восхищаюсь обоими городами; слишком много "mañana" (исп. "завтра" – А.К.), которые, так или иначе, на мой взгляд, не сочетаются с автогонками.
Трасса проложена по улицам парка практически в центре города, и за полчаса до окончания тренировок или гонки можно увидеть автобус, подъезжающий к остановке напротив боксов, что делает трассу более реалистичной и привлекательной.
После Гран-при Южной Африки состоялись три незачётные гонки Формулы 1, и все три были выиграны 12-цилиндровыми автомобилями. Больше всего побед одержали Ferrari, но Matra и BRM также были очень конкурентоспособными, а McLaren-Ford, хоть и оснащённые V8, казалось, выглядели довольно неплохо, особенно на ухабистых трассах.
Меня часто спрашивают, почему я продолжаю заниматься автогонками и трачу на них огромные суммы. В эту Пасху у меня в загородном доме гостили Стирлинг Мосс со своей подругой и Сеппи Зифферт со своей женой, к нам собирался присоединиться ещё и Грэм Хилл, но он вернулся в свою семью, поскольку они не смогли отправиться в Швейцарию покататься на лыжах из-за недостатка снега. Мы провели самый радостный пасхальный выходной, предаваясь воспоминаниям об автогонках и наслаждаясь в саду тёплым весенним солнцем. Утром в понедельник Стирлинг вернулся в Лондон, преодолев весь маршрут с рекордным временем, тем самым доказав, что по-прежнему, является Великим Стирлингом. Зифферт уехал в Тракстон и выиграл гонку спортивных автомобилей за рулём Porsche Дэвида Пайпера, а Грэм Хилл одержал абсолютную победу в гонке Формулы 2. Для меня это именно то общение, что придаёт всему этому смысл: дружба навек.
Я прилетел в Барселону в четверг, в первый день тренировок, и, к счастью, нашим попутчиком оказался Гарольд Паркер, управляющий Королевским Автоклубом. Его встретил один из главных испанских организаторов, и нас с огромной помпой доставили к гостинице, а затем и на трассу.
День был великолепный, тренировки должны были пройти с 13:45 до 19:00. Они начались вовремя, но, по испанской традиции, не успел я сообразить, как они были продлены до 19:30. К сожалению, дополнительное время не пошло нам на пользу, поскольку после шести кругов на автомобиле Джона Сертиза срезало полый вал. Синхронизация нарушилась, и он остановился на трассе, где проторчал всю оставшуюся часть тренировок.
Затем из-за падения давления топлива на Lotus 72 остановился Эмерсон Фиттипальди. Тренировки он возобновил лишь спустя час, но за всю сессию автомобиль так и не заработал исправно.
Я заметил, как механики закатывали McLaren, оставлявший за собой масляный след, и спросил Денни Халма, не его ли это автомобиль. "Да", – сказал он бодро. – "Мой, но у меня есть ещё два запасных".
Денни сказал, что видел, как Педро Родригез остановился на трассе – под днищем его автомобиля что-то волочилось по асфальту. Когда я спросил Педро, что случилось, он сказал: "Да, он заглох, затем я вылез и ощупал всю проводку, и он завёлся". Когда он вернулся в боксы, механики заменили всю электрику, но он снова остановился на трассе, поэтому Педро показалось, что проблема, должно быть, заключалась в закупорке системы питания.
Следующий инцидент произошёл с Крисом Амоном, когда он прогревал свою Matra в боксах – один из механиков оставил флягу с топливом сзади автомобиля, и он загорелся. Амон в мгновение ока выскочил из кокпита, стоявшие рядом автомобили спешно оттолкали подальше. Несмотря на то, что высота пламени достигала 10 футов, пожарники подоспели очень быстро и вскоре потушили его безо всякого ущерба.
Как обычно, темп задавал Джеки Стюарт, и, хотя он совершил за рулём своего нового Tyrrell всего 10 кругов, его результат 1:26,9 оказался быстрейшим временем дня. Жаки Икс выжал из своей Ferrari максимум, и было приятно узнать, что он вписал на свой счёт 2-ое время 1:27,2. Ближе к окончанию тренировок Марио Андретти на Ferrari переусердствовал в одном из поворотов и задел колесом ограждение. К его неведению, он повредил обод колеса, и на финишной прямой у него спустило шину, отправив автомобиль в разворот. Его остановил маршал, но после того, как Марио объяснил, что автомобиль не представляет опасности, ему разрешили добраться до боксов своим ходом.
Сеппи Зифферт за рулём своего BRM показал превосходное 3-ье время 1:27,5, но сюрпризом дня стал Анри Пескароло, показавший 4-ое время на совершенно новом March Фрэнка Уильямса. Это было столь неожиданно, что его результат даже не включили в официальный протокол. Амон на Matra показал 5-ое время 1:27,6, несмотря на пропуски зажигания и выдохшийся двигатель. Грэм Хилл очень хорошо выглядел на новом Brabham и сопровождал на трассе Тима Шенкена на прошлогодней модели. Из-за утечки топлива так и не выехал на трассу McLaren Питера Гетина. Рольф Штоммелен обнаружил, что педали и сиденье в новом Surtees TS9 не подходят ему, а Жан-Пьер Бельтуаз столкнулся с недостаточной поворачиваемостью своей Matra.
Во второй день тренировки прошли при более прохладной погоде. Они состоялись в то же самое время, но на этот раз нам повезло, и мы участвовали в них до самых сумерек. Мы установили наш первый совершенно новый двигатель Cosworth 11-ой серии, но Джон обнаружил, что между 7000 и 8000 об/мин он "не тянул", поэтому после нескольких кругов решил не тратить время впустую, а сразу же изменить передаточные отношения. Он смог совершить лишь около трёх кругов в самом конце, таким образом, в течение первых двух дней он фактически не тренировался.
Большинство гонщиков, казалось, разрешило проблемы предыдущего дня, а 12-цилиндровые автомобили добились явного прогресса и показали три лучших результата. Жаки Икс показал быстрейшее время 1:25,9 и сказал, что всё, что им пришлось проделать в течение предыдущего дня – это дозаправить баки и прокачать тормоза. Клей Регаццони на второй Ferrari и Амон на Matra оба показали одинаковое 2-ое время 1:26,0. Марио Андретти скромно сказал, что пока лишь изучал трассу, хотя, как ему казалось, делал он это успешно, поскольку показал 8-ое время 1:26,9. Я спросил Марио, есть ли у него возможность выступить на всех этапах чемпионата, но он сделал очень задумчивое лицо и сказал, что очень хотел бы этого.
Педро Родригез понял, что причиной его проблем днём ранее являлся распределитель, и выглядел уже намного лучше. Эмерсон Фиттипальди обнаружил, что его проблема с давлением топлива была вызвана грязью в предохранительном клапане, но под конец тренировок у него сломался задний правый поперечный рычаг подвески, доставив ему неприятные мгновения. Верный традициям Lotus, Рейне Виселл на последних кругах выработал всё топливо.
Грэм Хилл, как и мы, впервые опробовал один из новых двигателей Cosworth. Он выехал на трассу с ужасными пропусками зажигания, которые, как оказалось, были вызваны нагаром на свечах зажигания, но из-за топливного голодания он не смог улучшить время предыдущего дня. Анри Пескароло также не смог улучшиться, но он испытывал автомобиль с полными баками. Бельтуаз выглядел очень неплохо для 6-го времени 1:26,6, хотя он сказал, что ещё не освоился после своего перерыва.
Джеки Стюарт сказал мне, что не пытался показать быстрейшее время, а, в основном, испытывал шины. Его проблема заключалась в том, что он не мог найти правильную комбинацию шин, и поэтому выжимал из автомобиля всё, что мог. Мне его езда показалась устрашающей, и я спросил его, не наложил ли он в штаны или что-то в этом роде. Он ответил: "Нет, но Вы, наверное, что-то в этом роде испытали". Несмотря на это, он показал лучшее для 8-цилиндровых автомобилей время и 4-ое в общем зачёте, 1:26,2.
Как можно было предположить, к третьему дню тренировок мы находились не в лучшей форме, поскольку фактически не участвовали в тренировках и не показали хорошего времени. Когда мы прибыли на трассу, было очень пасмурно, и Джон сказал мне: "Молитесь, чтобы не было дождя". Я, должно быть, сделал всё наоборот, поскольку примерно за час до тренировок началась сильная гроза, и обрушился ливень.
Никто не горел желанием выезжать на трассу, но, в конце концов, Джон Сертиз и Питер Гетин всё же осмелились рискнуть. На протяжении первого часа Джон был быстрейшим, но, в конечном счёте, когда асфальт начал подсыхать, на трассу выехали все до одного. Мы закончили день с 3-им временем позади Стюарта и Халма, но всё было бесполезно, поскольку наше время "посуху" было примерно на 11 секунд лучше.
Из-за дождя никто не мог правильно оценить поведение своих автомобилей, но неоспоримым было то, что быстрейший круг Йохена Риндта в квалификации двухлетней давности, 1:25,7, остался непревзойдённым.

Утро в день гонки выдалось жемчужным, и, казалось, в то воскресенье в Барселоне произошло всё, что должно было произойти – открытый чемпионат Испании по гольфу, финал футбольного кубка, бой быков и Гран-при. В 9:30 утра была проведена короткая неофициальная тренировка, и спустя полкруга Джон застрял на трассе из-за упавшего давления топлива. Как оказалось, немного грязи из нового двигателя попало в предохранительный клапан, и то же самое случилось с Рольфом Штоммеленом. По возвращении автомобиля в боксы продавец кока-колы упал на его носовую часть, и Джон был настолько зол, что швырнул его за ограждение, а также бутылки и всё, что мало-мальски его раздражало. Во время доставки автомобиля ему согнули стойку заднего крыла, что слегка прибавило нам работы.
Гонка началась на полчаса позже, что было уже в порядке вещей, и это дало нам немного дополнительного времени. Все стартовали хорошо, за исключением Андреа де Адамича на March-Alfa, отставшего примерно на 50 ярдов. Но неприятности начались, когда гонщики вошли в первую шпильку –случился грандиозный затор. Не совсем ясно, что произошло, но мне показалось, что Ронни Петерсон на March-Ford не вписывался в поворот и вынужден был резко затормозить. Гонщики, шедшие вслед за ним, вынуждены были также затормозить, но некоторые этого не сделали. У Зифферта погнулось переднее левое крыло, у Грэма Хилла было повреждено управление, а у Сертиза – смяты нос и левое крыло, но все продолжили гонку.
В конце первого круга Ferrari Жаки Икса с 1,5-секундным отрывом опережала Tyrrell Стюарта, их преследовали Ferrari Клея Регаццони, Matra Криса Амона, Педро Родригез на BRM, Matra Жан-Пьера Бельтуаза, Марио Андретти на третьей Ferrari, McLaren Питера Гетина, McLaren Денни Халма, Джо Зифферт на втором BRM и Франсуа Север на втором Tyrrell. Далее спустя интервал шли March Ронни Петерсона, March Анри Пескароло, Эмерсон Фиттипальди на Lotus, Хауден Генли на третьем BRM, Грэм Хилл на Brabham, Тим Шенкен на втором Brabham, Рейне Виселл на втором Lotus, Рольф Штоммелен на Surtees TS9, Джон Сертиз на нашем Brooke Bond Oxo Surtees, Алекс Солер-Ройг на March и де Адамич на March-Alfa.
Ко 2-му кругу Стюарт сократил отставание от Икса до секунды, а на третьем круге Амон обошёл Регаццони и приблизился к Стюарту. Это заставило Джеки вплотную приблизиться к Иксу, Амон замыкал плотную группу лидеров. На шестом круге Стюарт обошел Ferrari, и на этом же круге Денни Халм обошёл своего товарища по команде, Гетина, в борьбе за 9-ую позицию.
Грэм Хилл почувствовал серьёзное нарушение управления после инцидента на первом круге, и когда он вернулся в боксы, механики обнаружили поломку крепления рулевой рейки – таким образом, для Грэма гонка была закончена. Тем временем, мы пытались подготовить для Джона новую носовую часть, подгоняя крылья и петли, с тем чтобы можно было позже зазвать его в боксы. Затем Зифферт остановился на трассе с заклинившей на "нейтрале" коробкой передач. Выйдя из автомобиля и включив 1-ую передачу сзади "вручную", он смог медленно добраться до боксов, где окончательно сошёл с дистанции. Затем в боксы заехал Штоммелен на "TS9", вновь из-за упавшего давления топлива. После очистки предохранительного клапана он вернулся на трассу, но смысла в этом не было никакого, и он вынужден был прекратить гонку.
В это время Джеки Стюарт отрывался по нескольку десятых секунды на круге, и к 10-му кругу шёл уже более чем в 3-ёх секундах впереди Икса. Крис Амон сказал мне впоследствии, что он без труда держался за парой лидеров вплоть до 8-го круга, когда автомобиль начал повсюду скользить – он подумал, что шины чересчур перегрелись. По его словам, причиной этому были тяжёлый вес автомобиля и большое количество топлива на борту.
На 13-ом круге шедший на 4-ой позиции Клей Регаццони заехал в боксы для замены свечей зажигания и пробыл там некоторое время. Когда он возвращался на трассу по пит-лейн, на автомобиле показалось небольшое пламя – к счастью, организаторы заметили это и решили остановить его. Как оказалось, в задней части автомобиля сломалась топливная трубка около насоса, и образовалась течь горючего. Таким образом, автомобиль оттолкали в боксы, где он и сошёл.
Это послужило началом потрясающего тесного соперничества за 4-ую позицию между Родригезом, Андретти и Халмом, длившегося на протяжении 28-ми кругов. По сути, за всё это время они ни разу не обменялись позициями, но Марио совершил несколько попыток обгона в самых невероятных местах, и Педро убедился в том, что шансов оторваться у него не было никаких.
К 20-му кругу Стюарт обладал 3,5-секундным преимуществом над Иксом, причём оба отрывались от Амона.
На 24-ом круге STP Oil Treatment March Ронни Петерсона неожиданно остановился из-за неисправности электрики. Два круга спустя у его товарища по команде, Андреа де Адамича, отказала трансмиссия на его March-Alfa.
На 23-ем круге Икс застрял за круговыми и резко потерял 1,8 секунды. В течение следующих 20-ти кругов он, казалось, взял небольшой тайм-аут, и отставание выросло до 9-ти секунд.
На 29-ом круге Фиттипальди заехал в боксы, пожаловавшись на тормоза – он потерял некоторое время на доливку тормозной жидкости и осмотр автомобиля. На следующем круге в боксы заехал его товарищ по команде Виселл, оставшийся лишь с 3-ей и 5-ой передачами, но ему сказали возвращаться на трассу. Однако, автомобиль не завёлся, и механики вынуждены были заменить аккумулятор – в результате, он откатился в хвост пелотона. Джон Сертиз обнаружил, что его "TS9" начал перегреваться, поэтому он решил заехать в боксы и заменить повреждённую носовую часть. Поскольку автомобиль Штоммелена в гонке уже не участвовал, мы использовали для замены его носовую часть, на что ушло чуть более трёх минут.
На 41-ом круге сражение за 4-ую позицию было в самом разгаре, когда у Андретти, находившегося между двух огней, загорелась задняя часть автомобиля. Произошла точно такая же поломка топливной трубки у топливного насоса, что и на Ferrari Регаццони. Денни начал махать рукой Марио, который поначалу подумал, что Денни собирается совершить обгон, но затем понял, что произошло, и заехал в боксы, где ему заменили трубку. После чего Денни потерял связь с Педро, и судьба 4-ой позиции была предрешена.
На 44-ом круге Жаки Икс неожиданно оживился и начал резко сокращать своё отставание от Tyrrell по 1,3 секунды на круге. Я помню, то же самое происходило в Мексике, когда Икс догонял Халма. Похоже, Жаки предпочитает брать передышку в середине гонки.
На 46-ом круге Алекс Солер-Ройг остановился на трассе из-за сломанной топливной трубки на его March. Затем неприятности возникли у Андретти – у него вновь произошёл пожар. Он схватил у пожарного огнетушитель и обдал его содержимым самого себя. Как он объяснил, два пожара за один день – уже чересчур.
Затем сошёл Пескароло после целого букета проблем, ну а последним в списке сошедших стал Фиттипальди со сломанной поперечиной на его Lotus. Сертиз совершил 50-секундный визит в боксы, чтобы узнать, сколько у него осталось тормозной жидкости, поскольку его нога доставала уже до пола. Поскольку с ней оказалось всё в порядке, мы решили, что, должно быть, проблема заключалась в испарении, и он вернулся в гонку, в конечном счёте, финишировав на 11-ом месте.
У Brabham Тима Шенкена наблюдалась недостаточная поворачиваемость, двигатель BRM Хаудена Генли скверно звучал, а на McLaren Питера Гетина выскакивали передачи. Все они просто добирались до финиша, но для остальных гонка складывалась очень трудно, особенно для Франсуа Севера, который делал всё возможное, чтобы отнять у Бельтуаза 6-ую позицию.
На 60-ом круге, за 15 кругов до финиша, разрыв между Стюартом и Иксом сократился до 4,7 секунды, а на следующем круге Ferrari уменьшила его ещё на полсекунды. Казалось, грядёт настоящая кульминация – все начали засекать разрывы своими секундомерами. Рекорд круга падал на каждом круге – очевидно, оба гонщика старались изо всех сил.
На 63-ем круге Стюарт имел 4-секундное преимущество, когда догнал на круг своего товарища по команде, Севера. Север знал, с какой целью ему сигнализировали из боксов, но продолжал своё сражение с Бельтуазом. Джеки никак не мог обойти его. Затем Север как будто бы промахнулся в одном из поворотов, и Стюарт ринулся в образовавшуюся щель. Но Франсуа захлопнул перед ним калитку, поэтому Джеки отправил свой автомобиль в боковой занос, едва не врезавшись в ограждение, но оба Tyrrell чудом смогли вписаться в поворот. Стюарт оказался впереди, но этот манёвр стоил ему 2-ух секунд, и теперь он обладал лишь 2-секундным преимуществом.
Но затем настала очередь Икса – помеха в лице Бельтуаза отбросила Ferrari на 3,9 секунды на 67-ом круге. В течение следующих двух кругов Икс поднажал, на 69-ом круге установил новый рекорд круга 1:25,1 и оказался в 2-ух секундах позади лидера. На следующем круге он сократил своё отставание до 1,7 секунды, но Стюарт ответил ему быстрейшим кругом 1:25,6, вновь увеличив отрыв до 2-ух секунд. В конечном счёте, на 73-ем круге Икс ошибся в шпильке – Ferrari едва не вписалась в поворот. Эта ошибка стоила ему очень дорого – за 2 круга до финиша Джеки Стюарт лидировал уже с 3,7-секундным преимуществом. Уже не испытывая на себе давления, он уверенно финишировал победителем в 3-ёх секундах впереди.
Амон пришёл 3-им в минуте позади после трудной гонки за рулём Matra, в течение последних 20-ти кругов испытывая в поворотах недостаток масляного давления. Педро Родригез пришёл 4-ым в 20-ти секундах позади Амона, как он выразился, на квадратных колёсах. Финишировавший 5-ым Денни Халм впоследствии сказал: "Автомобиль шёл превосходно. Я должен был выиграть гонку, но не знаю, почему этого не сделал". Бельтуаз пришёл 6-ым – он испытывал избыточную поворачиваемость и выглядел сильно уставшим. Франсуа Север пришёл 7-ым, упустив возможность обойти Жан-Пьера, когда Стюарт прошёл его на круг.
Ferrari возлагали ответственность за свои поломки на английские топливные насосы, и я слышал, как Рэй Вуд, очень опытный спортивный менеджер Lucas, объяснял Мауро Форгиери причину тем, что насосы были закреплены слишком жёстко, что и вызвало поломку трубок. Всё это я уже слышал и раньше; эти двое всегда спорят, и, думаю, услышу это ещё не раз.
Это была первая победа Джеки Стюарта за последний год и его третья подряд победа на Гран-при Испании. Это была первая победа Кена Тиррелла в Гран-при с автомобилем собственной конструкции, и это выдающееся достижение для частного участника, построившего свой собственный автомобиль и выигравшего гонку чемпионата за столь короткое время. Я думаю, Тиррелл вошёл в историю как величайший тим-менеджер в автогонках.
В самом деле, это была великолепная победа Джеки, которая, по-моему, продемонстрировала, что он – самый выдающийся на сегодня гонщик. Он сказал мне, что, как ему кажется, это была самая трудная гонка, которую он когда-либо проводил – он всё время шёл на пределе. Я спросил его: "А если бы Икс в конце ещё немного приблизился? Поднажал бы ты ещё чуть-чуть?" Джеки сказал: "Возможно. Но если бы я поехал ещё быстрее, возник бы риск врезаться в ограждение. Не думаю, что Ferrari обошла бы меня, хотя бы потому, что мы шли на абсолютном пределе и использовали всю ширину дороги, и не было никакой возможности совершить обгон".



1Джеки СтюартTyrrell751:49'03.4
2Жаки ИксFerrari751:49'06.8
3Крис ЭймонMatra751:50'01.5
4Педро РодригесBRM751:50'21.3
5Денни ХьюмMcLaren751:50'30.4
6Жан-Пьер БельтуазMatra741:49'18.2
7Франсуа СэверTyrrell741:49'23.5
8Питер ГетинMcLaren731:49'06.5
9Тим ШенкенBrabham721:49'13.4
10Хоуден ГенлиBRM711:49'13.1
11Джон СертисSurtees671:49'15.52 пит-стопа / повреждения шасси
нкРейне ВиселльLotus581:49'30.7Пит-стоп / коробка передач
нфЭмерсон ФиттипальдиLotus54
Задняя подвеска
нфАнри ПескаролоMarch53
Пит-стоп / заднее антикрыло /
 двигатель
нфМарио АндреттиFerrari50
Топливный насос /
давление масла
нфАлекс Соле-РуаMarch46
Топливопровод
нфАндреа де АдамикMarch26
Трансмиссия
нфРонни ПетерсонMarch24
Зажигание
нфКлей РегаццониFerrari13
Топливный насос
нфРольф ШтоммеленSurtees9
Клапан топливного насоса
нфГрэм ХиллBrabham5
Рулевой механизм
нфЙо ЗиффертBRM5
Коробка передач
 




нсКлей РегаццониFerrari

Стартовал в другом автомобиле
нсДжеки СтюартTyrrell

Стартовал в другом автомобиле

Журнал "Road & Track", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...