Гран-при Австрии 1971 года: Победа BRM обеспечивает Стюарту чемпионский титул
Гран-при Австрии 1971 года: Победа BRM обеспечивает Стюарту чемпионский титул
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1971г. Гран-при Австрии

08-1971г. Гран-при Австрии

Джо Зифферт (BRM) выигрывает Гран-при Австрии с приспущенной шиной; Фиттипальди (Lotus) занимает второе место; Икс сходит с дистанции;
таким образом, Стюарт – Чемпион Мира


Пролидировав от старта до финиша и установив быстрейший круг как во время тренировок, так и в гонке, швейцарский гонщик Джо Зифферт принёс BRM заслуженную победу на Гран-при Австрии в воскресенье. Он сдержал сильный натиск со стороны Tyrrell Джеки Стюарта и Франсуа Севера, впоследствии сошедших с дистанции, и установил новый рекорд круга, побив прежний, принадлежавший покойному лидеру команды BRM Педро Родригезу, который в июне выиграл свою последнюю гонку на Остеррайхринге. Обе Ferrari потерпели неудачу, позволив гонщику Lotus Эмерсону Фиттипальди завязать погоню на заключительных кругах, когда BRM сбросил скорость из-за медленного прокола задней шины. Сход Жаки Икса обеспечил Джеки Стюарту победу в Чемпионате Мира этого года.

ЕРЕД восьмым этапом Чемпионата Мира цирк Гран-при переехал на живописный 3,67-мильный Остеррайхринг близ города Цельтвег, в котором находится трасса-аэродром, где в 1963 году был проведён первый Гран-при Австрии в качестве зачётной гонки Формулы 1. Открытая два года назад, трасса Остеррайхринг была построена в современном стиле с повсеместными стальными ограждениями безопасности и необходимыми подъездными дорожками. Она расположена на холмистой местности в одной из широких долин, столь характерных для этой части Австрии. Все повороты – скоростные или среднескоростные, поэтому трасса является одной из быстрейших в Чемпионате. Прежний рекорд круга Формулы 1, 131,7 миль/ч (1'40.4), принадлежал Ferrari Жаки Икса и Клея Регаццони и был установлен во время прошлогоднего Гран-при, гонки, положившей начало их успешной серии во второй половине 1970 года. В значительной степени благодаря тому, что Йохен Риндт лидировал в Чемпионате, эта гонка (к сожалению, ставшая его последним Гран-при) привлекла огромное количество зрителей, и её успех способствовал тому, что местные власти вложили в трассу немалый капитал, необходимый для постоянного улучшения её инфраструктуры; теперь местные власти владеют 51-процентным пактом её акций.
Каждая гоночная трасса обладает особенной атмосферой, и Остеррайхринг под летним солнцем со своими горным фоном, кафе, пивными ларьками и энергичными оркестрами производит впечатление весёлого праздника. Риндт может уйти в прошлое, но очевидно, что в Австрии существует стремительно развивающийся интерес к автогонкам.
Обладая 32-очковым преимуществом в Чемпионате, Джеки Стюарт знал, что в случае, если Икс не наберёт очков в Австрии, он станет обладателем чемпионского титула. В этой ситуации не было никакого смысла рисковать неиспытанной техникой, поэтому боевым Tyrrell-Ford Стюарта остался тот самый, на котором он одержал победу в Германии. Таким образом, двухдисковые тормоза Girling, готовые к дальнейшим испытаниям, не использовались, хотя на первых двух сессиях Tyrrell опробовали автомобиль Стюарта с увеличенной на 5 дюймов колёсной базой. Этот эксперимент проводился на специальном Tyrrell 004, который готовится для гонки в Монце. Увеличение длины было достигнуто добавлением легкосплавного туннеля-пристройки между двигателем и коробкой передач, для которой понадобился удлинённый первичный вал. Геометрия задней подвески была изменена установкой удлинённых продольных тяг.
За рулём автомобиля этой конфигурации Стюарт установил быстрейшее время первой тренировочной сессии, а перед заключительной тренировкой его длина была возвращена к привычному значению простой заменой узла коробка передач-подвеска на первоначальный. Если бы эксперимент с удлинённой колёсной базой увенчался успехом (ни Стюарт, ни Тиррелл не были категоричны в этом вопросе), логично было бы поместить коробку передач в место, занятое легкосплавной пристройкой.
Тогда как Гран-при становятся короче (дистанция прошлогоднего Гран-при Австрии составляла 60 кругов; в этом году – 54), тренировочные сессии, кажется, становятся длиннее, и на этот раз хронометрируемые тренировки заняли не менее девяти часов плюс 45-минутная нехронометрируемая сессия утром в день гонки. Некоторые гонщики, особенно Грэм Хилл и Рейне Виселл, извлекли из этого максимальную выгоду, преодолев во время тренировок дистанцию, эквивалентную более чем двум полным дистанциям Гран-при.
Предоставив свой автомобиль местной звезде и победителю гонки в Ле-Мане Хельмуту Марко, BRM взяли на себя обязательства по обслуживанию четырёх автомобилей, включая совершенно новый "P160" для Хаудена Генли. После проблем в последних гонках, они поместили катушку зажигания между головками цилиндров в вертикальном положении. Поскольку Matra остались на своей базе, чтобы разрешить проблемы со своим двигателем к гонке в Монце, BRM попробовали переманить Криса Амона за руль "P160", но его контракт не позволял ему этого, и когда был объявлен новый состав команды, рядом с Джо Зиффертом и Генли оказался Питер Гетин за рулём "P160" покойного Родригеза, на котором Элфорд выступал на Нюрбургринге. Марко располагал малоиспытанным "P153", построенным в начале года и взятым напрокат с помощью Mobil и Dinitrol.
Было много разговоров о долгожданном "короткоходном" 11 500-оборотном двигателе V12, установленном на запасной BRM P160 Зифферта, хотя подробности о диаметре цилиндров и ходе поршня обнародованы не были. Этот автомобиль был быстрейшим из BRM на первой сессии и шестым за все тренировки, но впоследствии Зифферт оказался намного быстрее на своём традиционном автомобиле и на заключительных стадиях последней сессии прошёл круг за 1'37.44, на 0,2 секунды быстрее, чем Стюарт во время более прохладной (и менее скользкой) тренировки в четверг, позволивший ему занять поул-позицию. Его время было почти на две секунды лучше абсолютного рекорда, установленного покойным Педро Родригезом на Porsche 917, 1'39.35, 133,03 миль/ч.
В то время как Стюарт был единственным гонщиком, который на первых двух сессиях разменял 1'38 и в субботу один за одним проходил круги за 1'37, его товарищ по команде Франсуа Север, Клей Регаццони на тренировочной Ferrari (традиционном автомобиле Андретти) и Lotus Фиттипальди, наконец, также преодолели отметку 1'38. Фиттипальди ловко воспользовался "буксиром" от Стюарта, когда шотландец в четверг попытался помочь Северу, и оказался быстрейшим на второй сессии, хоть и с худшим временем, поскольку трасса была скользкой от масла, оставленного Surtees Штоммелена и другими.
Длинные скоростные повороты трассы усугубили проблему вибрации, которая особенно волновала Ferrari, и после испытаний, прошедших за несколько недель до этой гонки, на автомобилях Икса и Регаццони решено было использовать "крупнопрофильные" 26-дюймовые задние шины образца 1970 года, но с новым составом "B28". Клиенты Goodyear выбрали новые шины со слегка изменённой конструкцией и с более крупным и "более круглым" профилем.
Команда Brabham, состоявшая из Шенкена (использовавшего на своём "BT33" широкую "аэродинамическую" носовую часть) и Хилла ("BT34"), обосновалась в четвёртом ряду, в начале тренировок разрешив проблемы с ведущими валами BRD нового типа. Штоммелен был быстрейшим среди двух Surtees TS9 и использовал традиционный автомобиль Джона Сертиза – после того, как Штоммелен пожаловался на то, что его автомобиль ужасно управлялся на Нюрбургринге, Джон предложил поменяться автомобилями. Сертиз же сел за руль нового, запасного, автомобиля.
Учитывая накал страстей перед кульминацией сезона, поломка фургона может разрушить даже тщательно продуманные планы. У McLaren, чей огромный фургон постоянно выкидывает фокусы, на этот раз возникли проблемы с фургоном Ford Econoline, который буксировал прицеп с "M19" для Джека Оливера. Оливер, который прежде не ездил на "M19", смог приступить к тренировкам лишь в субботу, но успел совершить всего 7 кругов, после чего быстросъёмная шайба держателя колодки на одном из задних тормозов открепилась, и автомобиль швырнуло в ограждение. В качестве эксперимента этот автомобиль был оснащён задней подвеской "M14" вместо "прогрессивной" системы Беллами, и, к счастью, под рукой оказался запасной "M14", обеспечивший запчасти для ремонта. "M19" Халма выглядел неплохо – он использовал очередную широкую носовую часть, похожую на ту, что успешно используют Tyrrell....
Также из-за проблем с фургоном Williams March Пескароло появился лишь в субботу, учитывая, что автомобиль был собран вокруг нового шасси за 34 часа безостановочной работы четырёх механиков. После того, как их предыдущий монокок "711" практически развалился в Германии, Фрэнк заставил Мориса Гомма (изготовителя шасси Tyrrell) построить копию с использованием стальных перегородок и более тяжёлого лёгкого сплава 16-го размера. Несомненно, Лен Бейли также приложил свою руку к её конструкции.
Заводским March не особенно везло – особенно в пятницу (Алан Риз заметил, что число было 13-ое). У Петерсона возникли проблемы с двигателем его "711", тогда как молодой австриец Ники Лауда, взявший напрокат второй заводской STP "711"-Ford, и Нанни Галли на автомобиле, оснащённом двигателем Alfa, пропустили пятничную тренировку после взрывов двигателя в четверг. Майк Бьюттлер снова выступал за рулём "711" заводской подготовки, предоставленного команде Clarke-Mordaunt-Guthrie.
Президент GPDA Йо Боннье был готов принять участие в своём первом Гран-при в этом году на старом McLaren M7C, но его планам не суждено было сбыться из-за течи топливного бака перед самым стартом гонки.

Гонка

При великолепной жаркой и солнечной погоде утром в день гонки примерно 125 000 человек прибыли на трассу, заполнив естественные трибуны на холмах. Некоторые команды, которых волновал вопрос выбора шин, были обеспокоены высокой температурой асфальта, и ближе к старту, намеченному на 15:00, большинство гонщиков воспользовалось возможностью отдохнуть в тени боксов; становилось горячо.
Старт был дан довольно неожиданно. Флаг упал прежде, чем задняя часть пелотона выдвинулась с временной на "правильную" решётку, и автомобили умчались в гонку; BRM Зифферта захватил лидерство на подъёме и на вершине холма первым вошёл в скоростной правый поворот. Затем на прямой, в профилированном Bosch Kurve, в двойном левом и в скоростном правом Jochen Rindt Kurve, мимо сосен назад к боксам Yardley-BRM опережал Стюарта, Регаццони, Севера, Икса и Шенкена.
March Майка Бьюттлера не смог тронуться с временной решётки и ушёл в гонку только после того, как лидеры отправились уже на свой второй круг. Пока Зифферт продолжал лидировать, его товарищ по команде Хауден Генли после двух кругов вернулся в боксы для первого из пяти подряд пит-стопов, во время которых он пытался вылечить двигатель, беспокоивший его с самого старта. Смена режима смесеобразования и замена некоторых элементов электрики ни к чему не привели, и он сошёл с дистанции. Другим ранним визитёром в боксы был March Лауды, столкнувшийся с проблемами с управлением.
В начале четвёртого круга Зифферт продолжал лидировать примерно с секундным преимуществом над Стюартом. К этому времени эти двое вместе с Регаццони и Севером оторвались от Ferrari Икса, и на том же четвёртом круге Шенкен обошёл Икса в борьбе за пятую позицию. Ferrari Икса скверно звучала и постепенно откатывалась назад, тогда как Регаццони испытывал большое давление со стороны Севера и на пятом круге уступил ему, но кругом спустя всё же повторно обошёл Tyrrell. Но вызов Регаццони был недолгим, поскольку на девятом круге он остановился на трассе из-за неисправности двигателя – по-видимому, сломался поршень. Менее чем за пятую часть гонки вызов Ferrari совершенно ослаб – Икс шёл 11-ым, и Стюарт уже фактически обеспечил себе второе чемпионство.
BRM Зифферта, по-прежнему, опережал Стюарта, теперь уже более чем на две секунды, но, поскольку Север шёл на третьей позиции, Tyrrell представляли собой грозную пару. Шедший четвёртым Шенкен вёл неистовую борьбу с Lotus Эмерсона Фиттипальди, тогда как позади них Грэм Хилл догонял шедший шестым Lotus Виселла.
К этому времени McLaren Халма и "TS9" Джона Сертиза сошли с дистанции из-за неисправности двигателя. На 15-ом круге преимущество BRM над Стюартом выросло до 4,5 секунды, и оно продолжало расти. Интересным было то, что разрыв между Зиффертом и третьей позицией Севера оставался неизменным – 8,5 секунды; последний постепенно догонял Стюарта. Что он и сделал на 22-ом круге, когда мы стали свидетелями редкой картины – Стюарт пропустил француза вперёд; автомобиль Стюарта мучила вибрация, которая серьёзно сказывалась на управляемости, и Стюарт понял, что у его товарища по команде было больше шансов догнать быстрый BRM.
Но к тому моменту, когда Север совершил обгон, он отстал ещё на одну секунду и продолжил отставать дальше. К середине дистанции, 27-му кругу, BRM имел 11-секундное преимущество.
Хилл догнал и обошёл Виселла, таким образом, два Brabham временно оказались впереди двух Lotus, тогда как на 23-ем круге Икс накатом заехал в боксы Ferrari, чтобы попытаться найти причину потери мощности; ему заменили болтавшийся провод свечи зажигания, и он вернулся в гонку, но спустя 8 кругов из-за той же проблемы вернулся в боксы и сошёл с дистанции.
Вскоре после старта палящее солнце уступило место ливневым тучам, и стало прохладнее, но, тем не менее, у всех March, за исключением автомобиля Уильямса, были проблемы с управляемостью из-за износа передних шин. Лауда, чей автомобиль к тому же был оснащён исчерпавшим свой ресурс двигателем, сошёл с дистанции; Бьюттлер (использовавший старые шины с более крупным рисунком протектора) заехал в боксы с разорванной в клочья передней шиной, тогда как Петерсон по ходу гонки обнаружил, что из-за сильной недостаточной поворачиваемости вынужден притормаживать перед поворотами, которые прежде проходил на полной скорости, и постепенно оказался позади Surtees Штоммелена. С другой стороны, Пескароло на автомобиле Уильямса, обутого в Goodyear, успешно шёл на шестой позиции.
На 29-ом круге Виселл нарушил диспозицию в квартете Lotus-Brabham, повторно обогнав Хилла (автомобиль Хилла получил медленный прокол шины), а спустя три круга Фиттипальди, с самого старта оказывавший сильное давление на Шенкена, вышел на четвёртую позицию, когда Brabham слишком широко зашёл в Bosch Kurve. Зифферт отрывался от Севера по секунде на круге, по ходу установив рекорд круга 1'38.47, тогда как Стюарт откатывался всё дальше, а на 36-ом круге вовсе исчез из виду.
Вибрация на Tyrrell, в конце концов, привела к поломке ведущего вала, подвеска не выдержала, и заднее колесо оторвалось; Стюарт без какого-либо риска вылетел в "инфилд" левого поворота. А спустя несколько минут улетучились и оставшиеся шансы Tyrrell. У Севера были явные проблемы с переключением передач – проезжая мимо боксов, он показал четыре пальца, указывая на то, что потерял четвёртую передачу. Фиттипальди быстро догнал его, и на 42-ом круге вышел на вторую позицию, когда двигатель Севера выпустил предсмертное облако дыма, и автомобиль остановился за боксами.
На протяжении большей части гонки шло интересное тесное соперничество в конце пелотона между BRM Марко и Гетина, McLaren Оливера и March Галли. Поначалу быстрейшим среди них был Галли, пока на его двигателе Alfa не возникли пропуски зажигания, BRM Гетина постигла та же участь (повторение проблемы во время тренировок), и эту группу возглавил неудачно стартовавший Марко, но затем он развернулся, позволив Оливеру финишировать девятым.
За 10 кругов до финиша каждое появление Зифферта сопровождалось аплодисментами, взмахами флагов и звоном коровьих колокольчиков со стороны швейцарских болельщиков – стало очевидным, что его преимущество сокращается. После схода Севера оно составляло 27 секунд, к 48-му кругу – 19,5. На 50-ом круге Фиттипальди, старавшийся изо всех сил и на выходе из скоростных поворотов пускавший Lotus 72 в обратный занос, шёл всего в 13-ти секундах позади. В самом деле, разве Зифферт сознательно позволил бы так близко подпустить к себе Lotus? Но тогда мы не знали, что BRM получил медленный прокол задней шины, и Зифферт опасался возможной поломки.
За один круг до финиша разрыв составлял 8 секунд, но Зифферт, по-прежнему, проходил круги за 1'43. Впоследствии Зифферт сказал, что управляемость на последних кругах была "почти невыносимой", но с отмашкой клетчатого флага он всё ещё был впереди и ясно видел в своих зеркалах Фиттипальди в 4-ёх секундах позади.
Зифферт был здесь самым известным победителем; он трижды выигрывал гонки спортивных автомобилей в Цельтвеге. Для BRM это была первая победа в Гран-при после прошлогодней гонки в Спа и оправдание надежд, с которыми их связывали в начале этого года и которым мешали пустяковые проблемы. В 1970 году Ferrari одержали победу в Австрии, после чего выиграли три из четырёх оставшихся Гран-при –может быть, гонка этого года ознаменует подобный поворотный момент для BRM?






1Йо ЗиффертBRM541:30'23.91211.86Расслоение шины
2Эмерсон ФиттипальдиLotus541:30'28.03211.70
3Тим ШенкенBrabham541:30'43.68211.09
4Рейне ВиселльLotus541:30'55.78210.62
5Грэм ХиллBrabham541:31'12.34209.98
6Анри ПескаролоMarch541:31'48.42208.61
7Рольф ШтоммеленSurtees541:32'01.33208.12
8Ронни ПетерсонMarch531:30'46.67207.07Проблемы с управлением
9Джеки ОливерMcLaren531:31'03.79206.42
10Питер ГетинBRM521:30'32.01203.71Перебои в зажигании
11Хельмут МаркоBRM521:31'19.45201.94
12Нанни ГаллиMarch511:31'56.40196.73
нкМайк БёттлерMarch471:30'38.57183.90Пит-стоп / двигатель
нфФрансуа СэверTyrrell42

Двигатель
нфДжеки СтюартTyrrell35

Ведущий вал / задняя ось /
потеря колеса / разворот
нфЖаки ИксFerrari31

Электрика / свечи зажигания
нфНики ЛаудаMarch20

Управление
нфДжон СертисSurtees12

Двигатель
нфКлей РегаццониFerrari8

Двигатель
нфХоуден ГенлиBRM5

Зажигание
нфДенни ХьюмMcLaren4

Двигатель

Журнал "Autocar", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...