03-1971г. Гран-при Монако
Гран-при Монако является светским событием сезона Формулы 1, и каждый, кто сколько-нибудь интересуется автогонками, пользуется этим, чтобы на несколько дней приехать в княжество. Кроме того, это замечательная возможность для новых крупных спонсоров вроде Yardley и нашего собственного, Brooke Bond Oxo, развлечь своих почётных клиентов, и, в свою очередь, всё это во благо спорта.
Как обычно, завязались бесконечные споры между организаторами и участниками. Без них Монако уже не Монако. Правилами разрешается участие в гонке не более восемнадцати автомобилей – это заметное улучшение по сравнению с прежними шестнадцатью. Тем не менее, участники говорят, что Женевское Соглашение предусматривает гарантированное участие в гонках 20-ти автомобилей, и, как они считают, никаких исключений быть не должно.
Организаторы ответили, что участвовать в этой гонке более восемнадцати автомобилям им не разрешает правительство, но в 1972 году их число, возможно, и возрастёт до двадцати, если будут предприняты дополнительные меры по увеличению безопасности. Хотя лично я считаю, что эта трасса – одна из самых безопасных в мире, и, безусловно, немногие другие могут похвастаться тем, что в гонках на их трассе погиб лишь один гонщик Ф1 – Бандини.
В Монако не существует проблемы с деньгами, поскольку организаторы согласились заплатить первым 20-ти квалифицировавшимся, даже если двое из них не выйдут на старт гонки. Должен сказать, что было бы довольно интересно посмотреть, что бы произошло, если бы в своём стремлении добиться своего участники отказались выступать в гонке – в гостиницах, полных людей, прибывших для того, чтобы увидеть Гран-при, такое бы началось!
Было 23 гонщика, и все они должны были пройти квалификацию в борьбе за 18 мест на старте, хотя дорожные расходы возмещались только на 20 автомобилей. Впервые за многие годы выход на старт гонки не гарантировался никому, и я считаю, что это справедливо.
Состав участников был точно таким же, как и в Барселоне, за исключением того, что Нанни Галли принял March Alfa Romeo у Андреа де Адамича, который был не совсем доволен автомобилем, и ещё один March выставил Скип Барбер, преуспевающий гонщик Формулы В из Штатов. Они наняли моего бывшего главного механика, Тони Клеверли, который работал со мной в течение 15-ти лет, поэтому за ними нужно было хорошенько присматривать.
В течение трёх дней накануне тренировок стояла очень скверная погода с сильным восточным ветром, не сулившим ничего хорошего, но дождь начался лишь утром в четверг. Он становился всё сильнее и сильнее, пока не превратился в ливень, и когда автомобиль безопасности Maserati Ghibli выехал на трассу, Джон Сертиз сказал: "Это самая быстрая вещь, которую мы увидим здесь сегодня". Трассу залило так, как никогда прежде на моей памяти. Никто не спешил рисковать, но, в конечном счёте, решительный шаг "во славу Франции" сделал Бельтуаз – он совершил несколько быстрых кругов, после чего к нему присоединились Икс, Андретти, Стюарт, Сертиз и ещё несколько гонщиков. Должно быть, Скип Барбер испытал печальный опыт знакомства с новым автомобилем на незнакомой трассе в таких условиях – он отнюдь не выглядел довольным.
Икс установил ориентир 1:55, а затем Ferrari закатили в гараж, и после первого часа быстрейшими оказались Жан-Пьер Бельтуаз на Matra и Джон Сертиз на нашем Brooke Bond Oxo "TS9" с временем 1:50.15. Затем Виселл, вообразив себя на шведском льду, показал быстрейшее время 1:50, которое перекрыл лишь Крис Амон на Matra, довольно решительно показав 1:48.8. Я сказал ему: "Крис, я и не знал, что ты – дождевой маэстро", на что он ответил, что себя таковым не считает, но Matra так хорошо управлялась на влажной трассе, что он не мог её больше сдерживать.
В самом конце Грэм Хилл совершил несколько быстрых кругов и показал третье время 1:50.1. В шестёрке лучших были Амон, Виселл, Хилл, Бельтуаз с Сертизом и Родригез. Не захотели выезжать на трассу и решили дождаться лучших времён следующие гонщики: Халм, Север, Зифферт, Генли, Солер-Ройг и Пескароло. Не уверен, что это было мудрым решением, поскольку, несмотря на большую вероятность повредить автомобиль во влажных условиях, если бы не было дождя во время остальных тренировок, а в гонке дождь бы пошёл, они рисковали оказаться без опыта езды на влажной трассе.
Марио Андретти, только что вернувшийся из Индианаполиса, где квалифицировался в третьем ряду, сказал, что дождь был действительно сильным. Думаю, ему не очень хотелось лицезреть жёлтые флаги. Примечательно – он предполагал, что трасса расположена у моря, а не в море.
Пятничные утренние тренировки должны были начаться в 7:50 утра, но трасса открылась лишь в 8:40. Дождь прекратился ещё накануне вечером, но трасса была всё ещё сырой, и даже после часовой сессии не высохла как следует.
Как обычно, Джеки Стюарт был в центре внимания и являлся «заводилой», так что вскоре он опустил планку до 1:25, считавшихся удивительным временем в сложившейся ситуации, тогда как остальные обычные смертные пытались преодолеть отметку 1:28. Марио Андретти остановился на трассе – ему казалось, что дело было в зажигании, но когда я сказал ему, что специалист Lucas считает, что проблема связана с приводом бензонасоса, Марио сказал: "Я знаю только то, что эта хреновина не едет".
В течение последних 20-ти минут трасса, хоть и не до конца просохшая, стала значительно лучше, и начался полномасштабный Гран-при по улучшению времён на круге. Джеки Стюарт показал невероятные 1:23.2, повторив рекорд круга Йохена Риндта. Джеки сказал мне, что было ещё слишком сыро, чтобы говорить о том, что автомобиль ведёт себя хорошо, поскольку сначала вело его переднюю часть, затем – заднюю, он никак не мог найти правильные точки торможения и баланс и считал, что при отличных условиях мог бы улучшиться до 1:21 или 1:22.
Преимущество Стюарта над остальным пелотоном составляло более секунды, но, как отметил Кен Тиррелл, в течение последних трёх лет Джеки всегда стартовал здесь с поул-позиции, но в гонке ни разу ему не удавалось продержаться более 27-ми кругов. Жаки Икс на Ferrari занял 2-ое место со скромными 1:24.4, Амон показал 1:24.8, но по непонятной причине хронометристы не засекли его время, хотя он показывал его несколько раз. Сеппи Зифферт также проделал превосходную работу за рулём BRM, показав 1:24.8, всего на 0,3 секунды опередив своего товарища по команде, Родригеза. Денни Халм, показавший в Индианаполисе четвёртое время, довольствовался 6-ым временем 1:25.3.
Джон Сертиз показал то же время, что и занявший 9-ое место Грэм Хилл – 1:26 ровно, но "TS9" страдал ужасной недостаточной поворачиваемостью в шпильках – Джон сказал, что ему приходилось слишком часто переключать передачи, но у нас в запасе был лишь один старый двигатель, поэтому ему поставили новый, 11-ой серии, раскручивавшийся на 500 об/мин выше, и, благодаря изменению передаточного отношения, он смог сократить количество переключений передач.
Казалось, лишь немногим удалось избежать проблем.
Полагаю, бедный Марио Андретти оказался в наиболее возмутительном положении, поскольку, пойди дождь в последний день тренировок, один из выдающихся претендентов на победу в Чемпионате Мира не прошёл бы квалификацию, но он, казалось, относился к этому философски, как подобает такому настоящему профессионалу, как он.
В субботу, последний день тренировок, в 9 утра я выглянул из окна – шёл дождь, который затем превратился в ливень, и моя первая мысль была о Марио. Что с ним могло твориться? И, увидев его, я поинтересовался, на что он ответил: "Ну, я просто стараюсь не думать об этом вообще", что я считаю правильной натурой. К полудню дождь прекратился, и вышло солнце. Тренировки проходили с 15:45 до 18:15. Примерно в 15:15 трасса почти высохла, но в 15:30 зонты раскрылись вновь – дождь возобновился. Марио пытался изо всех сил, но перевес был не на его стороне; сперва отказал двигатель из-за неисправности системы впрыска топлива его боевого автомобиля, затем сломалась главная передача на запасном, и, вдобавок ко всему, трасса высохла лишь спустя четверть часа после окончания тренировок. Таким образом, Андретти не смог пройти квалификацию по чистому невезению, но он поступил очень спортивно, сказав, что придёт на гонку в качестве зрителя. Не признав Женевское Соглашение, организаторы гонки лишились одного из самых популярных гонщиков, на которого пришли посмотреть тысячи людей.
На протяжении трёх дней тренировок трасса была почти сухой в течение лишь 20-ти минут, и если в течение этого времени Ваш автомобиль не был правильно настроен, Вы либо выбывали из соревнования, либо занимали плохую стартовую позицию. Пятерыми, кто не прошёл квалификацию, были (в нисходящем порядке по результатам): Хауден Генли, Марио Андретти, Нанни Галли, Алекс Солер-Ройг и Скип Барбер, который не показал ни одного хорошего времени.
Ночью снова шёл ливень, но утром перед гонкой было довольно солнечно, хотя в полдень появилось несколько грозных туч.
Автомобили уже выстроились на временной решётке для прогревочного круга, когда один из механиков случайно нажал кнопку огнетушителя на Ferrari Клея Регаццони и опорожнил его, что привело к исключению автомобиля со стартовой решётки и 15-минутной замене огнетушителя и лишило Клея прогревочного круга. Между тем, он терпеливо дождался завершения работ. Наконец, всё было готово, но Matra Криса Амона не тронулась с места, поэтому остальным гонщикам пришлось объезжать её, и когда она осталась одна, механики завели её с толкача. На стартовой решётке Стюарт изменил баланс своих тормозов, сместив его к передней части автомобиля, но впоследствии он сказал мне, что это была ошибка.
Знаменитый монегаск Луи Широн собирался дать старт гонке в честь 40-ой годовщины своей победы на этой трассе. За десять секунд до старта автомобиль Криса Амона снова заглох, но на этой стадии помощь механиков была запрещена, поэтому его оттолкали в боксы. За три секунды до старта Педро Родригез решил занять место Амона, и Жан-Пьер Бельтуаз подумал, что настало время стартовать, и они оба тронулись с места, но Луи не пошёл у них на поводу и дождался, пока они не остановились, и только потом отсчитал на пальцах три секунды и дал отмашку красно-белым флагом Монако – Гран-при начался.
Питер Гетин провалил старт и оказался в хвосте пелотона. Тем временем, механики Matra заменили Амону свечи зажигания, и он ушел в гонку в 45-ти секундах позади пелотона. После первого круга никаких неожиданностей не произошло – Джеки Стюарт на пять корпусов опережал Джо Зифферта, вплотную преследуемого Иксом, на 50 ярдов оторвавшегося от Родригеза, Петерсона, Халма, Бельтуаза, Хилла, Виселла, Сертиза, Пескароло, Регаццони, Штоммелена, Фиттипальди, Гетина, Севера, Шенкена и шедшего в полукруге позади Амона.
На втором круге, к огромному всеобщему разочарованию, герой и пятикратный победитель гонки в Монако Грэм Хилл попал в аварию. Как он сам мне сказал впоследствии: "Я ошибся на входе в скоростной поворот Tabac. Я задел ограждение слева, и меня отбросило поперёк дороги на стену. Это была моя ошибка – никого рядом со мной не было, и никто меня не подталкивал". Безусловно, все мы восхищаемся им, тем более за столь честное заявление безо всяких оправданий.
К пятому кругу Стюарт имел двухсекундное преимущество над Зиффертом, которого, по-прежнему, вплотную преследовал Икс. Внезапно Север, как показалось, запнулся на выходе из шпильки, когда у него резко упали обороты, и Шенкен оказался перед выбором – либо столкнуться с ним, либо свернуть на бордюр, поэтому он выбрал последнее и повредил себе оба левых колеса, в результате чего вынужден был заехать в боксы для их замены. Джон Сертиз обнаружил, что его задние тормоза были ненадёжно закреплены – он постоянно блокировал передние колёса, поэтому вынужден был сбавить темп и откатиться с 9-ой на 14-ую позицию, при этом пропустив вперёд Пескароло, Регаццони, Фиттипальди и Штоммелена. На 6-ом круге Север перестарался и ударился о бордюр в правом повороте после шпильки Station, из-за чего у него спустила шина. Он добрался до боксов с дымящейся, разорванной в клочья резиной, но отливка под коробкой передач для крепления подвески оказалась треснувшей, поэтому он вынужден был сойти с дистанции. Затем у бедного Амона случился прокол, и он вынужден был заехать в боксы для замены колеса.
К десятому кругу всё внимание, несомненно, переключилось на Ронни Петерсона за рулём STP March. На 14-ом круге он обошёл Халма в борьбе за 5-ую позицию – Денни проводил трудную гонку из-за утопленной в пол педали тормоза, с которой "было не всё в порядке". Затем Родригез заблокировал передние колёса и сделал на шине проплешину – его колесо стало "квадратным", и он заехал в боксы для его замены.
15-ый круг Стюарт прошёл за 1:24, а к 20-му уже на 8,2 секунды опережал Сеппи Зифферта, который, по-прежнему, вёл титаническую борьбу с Жаки Иксом. BRM заметно отрывался на выходе из шпильки Gasworks, и Икс впоследствии сказал, что он использовал Firestone B24, которые, несмотря на высокую надёжность, допускали слишком сильную пробуксовку, из-за чего он вынужден был использовать 2-ую передачу на выходе из шпильки и неудобные передаточные отношения на протяжении всего круга. Однако, Сеппи также использовал Firestone B24, и он сказал, что Икс тормозил намного позже, то есть, Ferrari была менее устойчивой на выходе из поворотов, но, в любом случае, BRM располагал большим крутящим моментом.
На 21-ом круге Регаццони попытался пройти рядом с кем-то в туннеле, но ему явно не хватило места, и он ударился о бордюр правыми колёсами, в результате чего вынужден был заехать в боксы и заменить их. Спустя два круга Питер Гетин попробовал сдвинуть шикану с места, но шикана не поддалась и сама сдвинула с места его переднее колесо, поэтому он вынужден был сойти. Непосредственно после этой сцены в шикану вошёл Клей и предпринял очередную попытку покушения на её жизнь, но она вновь не поддалась, и Ferrari появилась в боксах со спущенной, дымящейся задней шиной, серьёзно повреждённым поперечным рычагом подвески и деревяшкой от шиканы между шиной и колесом, ставшей причиной досрочного окончания его гонки. Следующим сошедшим стал Рейне Виселл, который ударился о бордюр и повредил подшипник заднего колеса.
К 30-му кругу Tyrrell имел 15-секундное преимущество над BRM Сеппи, а Ронни Петерсон обошёл Жаки Икса в борьбе за 3-ью позицию и теперь преследовал Зифферта. В течение 2-ух кругов он вышел на 2-ую позицию, а Сеппи сказал мне впоследствии, что из боксов BRM ему не поступало никаких сигналов о готовящейся атаке March – но, в любом случае, он, возможно, ничего бы не смог с ним поделать из-за проблем с тормозами. На протяжении нескольких кругов Пескароло шёл по трассе со спущенной задней шиной, но узнал он об этом только после того, как Денни Халм обошёл его на круг и обратил его внимание на колесо. На 33-ем круге он всё же заехал в боксы, заменил его и вернулся в гонку, но не смог финишировать выше 8-го места. В середине пелотона шла настоящая схватка между Виселлом, Пескароло, Регаццони, Штоммеленом, Фиттипальди и Сертизом. Но теперь, после многочисленных сходов, слётанной парой шли лишь два Surtees, причём Рольф Штоммелен был впереди. Джон однажды обошёл его на входе в шпильку Gasworks, но на выходе из поворота двигатель на мгновение заглох, и Рольф вернул себе утраченную позицию. Они шли практически нос в хвост на протяжении примерно 50-ти кругов, и за это время Фиттипальди смог немного от них оторваться.
Перед самой серединой дистанции Петерсон предпринял решительное усилие в надежде догнать Стюарта и сократил своё отставание до 17,5 секунды, но Джеки был готов отбить любую атаку и сделал мощный рывок, вновь начав отрываться вперёд. На 46-ом круге у Криса Амона, которому, казалось, и так не везло, произошла поломка главной передачи, положившая конец его неудачной и неутешительной гонке. На следующем круге его товарищ по команде Жан-Пьер Бельтуаз, уверенно шедший 6-ым, остановился в боксах Matra с точно таким же диагнозом. Так были разбиты надежды Франции, хотя Анри Пескароло всё ещё продолжал плестись в хвосте пелотона. На 59-ом круге у бедного Зифферта, удерживавшего великолепную 3-ью позицию, резко упало давление масла, и спустя несколько мгновений его двигатель взорвался – это был печальный конец его блестящей гонки. А также надеждам Швейцарии и BRM. На 56-ом и 57-ом кругах Джеки Стюарт резко взвинтил темп, показав сначала 1:22.5, а затем установив рекорд круга 1:22.2. Но спустя два круга он едва не попал в беду, когда обходил на круг Эмерсона Фиттипальди – при прохождении поворота Tabac Эмерсон, подвинувшись в сторону, чтобы пропустить его вперёд, внезапно лишил его встречного воздушного потока; Джеки потерял сцепление передней части автомобиля с дорогой и сильно ударился об ограждение. Джеки сказал мне впоследствии, что любой другой автомобиль, кроме Tyrrell, разбился бы, но этот крепок настолько, будто сделан из цемента! При прохождении шиканы он дважды задел её, но отделался всего лишь небольшими царапинами, о которых затем даже не узнал, но это говорит о высоком пределе его возможностей. Всё это напомнило мне о Нуволари, который на каждом круге оставлял на стене отметину от колпака ступицы колеса в "TT"1.
Рольф Штоммелен, по-прежнему, сдерживал Джона Сертиза и проводил превосходную гонку – постепенно они догоняли шедшего 5-ым Эмерсона Фиттипальди (у которого на 20-ом круге отказало сцепление). К 70-му кругу Джеки Стюарт увеличил своё преимущество до 35-ти секунд, и Ронни Петерсон, несмотря на великолепную гонку, ничего не мог с этим поделать. Последние круги практически превратились в процессию, хотя Рольф Штоммелен не оставлял попыток догнать Фиттипальди, с безудержной энергией пилотируя своим "TS9". Джон Сертиз решил, что лучше закончить гонку с двумя автомобилями, нежели без единого, и оставил Рольфа в покое.
Таким образом, после своего великолепного выступления первым принял флаг Джеки Стюарт. Он извлёк максимальную выгоду из своей поул-позиции и до последнего момента полностью контролировал ситуацию. По сути, он поцарапал оба передних колеса, причём о втором даже не узнал – это говорит о том, на каком высоком пределе он пилотировал. Во время исполнения национального гимна он очень плохо себя чувствовал и едва держал себя в руках. Он сказал, что задыхался в автомобиле и, хотя совсем не устал, под конец страстно желал глотнуть чистого воздуха.
Ронни Петерсон, который провёл лучшую гонку в своей карьере, несомненно, является гонщиком будущего – за один круг он отыграл у Денни Халма пять секунд. Он напоминает мне Йохена Риндта, особенно на влажной трассе. Зрителю кажется, что он вот-вот не справится с управлением, в то время как гонщик знает, что у него всё под контролем. Это были первые зачётные очки Ронни в гонках Гран-при; возможно, он заработал бы ещё больше, но в начале гонки его серьёзно сдерживал Педро Родригез и, пытаясь обойти BRM, он немного износил тормоза своего March. Жаки Икс провёл свойственную ему чистую гонку, финишировав третьим, и, возможно, добился бы большего, если бы использовал новые шины Firestone B26, в которые были обуты Петерсон, Фиттипальди и Штоммелен, и мне кажется, что Джон Сертиз также выступил бы лучше, выбери их, но решиться на это было очень трудно, поскольку точное их количество было неизвестно, и мы так мало тренировались посуху, чтобы опробовать их.
Занявший 4-ое место Денни Халм был не очень доволен своим выступлением из-за сильного износа тормозов, но его должна утешить недавно родившаяся дочка. Эмерсон Фиттипальди сумел финишировать пятым, проведя три четверти гонки без сцепления. Рольф Штоммелен пилотировал исключительно хорошо, хотя иногда его прыть едва не брала над ним верх. Кроме того, он боролся с редкими пропусками зажигания и тугим переключением передач. Джон Сертиз был не совсем доволен, поскольку сначала он лишился задних тормозов, а затем вынужден был бороться с выключением двигателя в самые неподходящие моменты. Но он был очень доволен тем, что его команда была единственной, финишировавшей невредимой на 6-ом и 7-ом местах.
Для 100 000 зрителей гонка была не очень захватывающей, в основном, из-за того, что Стюарт, к его чести, полностью контролировал ситуацию. Я думал, что после известия о том, что Андретти не будет участвовать в гонке, будет меньше многочисленных автобусов с поклонниками Ferrari, но, поскольку они всё же прибыли, пробка на дорогах была столь огромной, что пришлось закрыть итальянскую границу.
Женевское Соглашение разрешает по 10 билетов на участника для спонсоров, и мы, как обычно, попросили билеты для своих, но по прибытии на трассу им было категорически отказано – наши спонсоры были очень расстроены. Теперь нам придётся всё труднее и труднее искать спонсоров на следующий год, но, возможно, будет проще исключить из своей программы Гран-при Монако. Поначалу билеты не давали даже шинным специалистам, так Лео Мел и Боб Мартин, спортивные менеджеры Goodyear и Firestone, просто сказали: "Хорошо, тогда мы загружаем шины обратно в грузовики и уезжаем домой. Нам так жаль, что ваша гонка не состоится". Друзья, так быстро билеты ещё никогда не появлялись!
1 | Джеки Стюарт | Tyrrell | 80 | 1:52'21.3 | |
2 | Ронни Петерсон | March | 80 | 1:52'46.9 | |
3 | Жаки Икс | Ferrari | 80 | 1:53'14.6 | |
4 | Денни Хьюм | McLaren | 80 | 1:53'28.0 | |
5 | Эмерсон Фиттипальди | Lotus | 79 | 1:52'57.0 | |
6 | Рольф Штоммелен | Surtees | 79 | 1:53'04.6 | |
7 | Джон Сертис | Surtees | 79 | 1:53'25.7 | |
8 | Анри Пескароло | March | 77 | 1:53'35.1 | Пит-стоп / прокол |
9 | Педро Родригес | BRM | 76 | 1:52'38.1 | Пит-стоп / колесо |
10 | Тим Шенкен | Brabham | 76 | 1:53'26.4 | Авария избегая Сэвера / пит-стоп / прокол левого заднего колеса |
нф | Йо Зифферт | BRM | 58 | Утечка масла / двигатель | |
нф | Жан-Пьер Бельтуаз | Matra | 47 | Ведомая шестерня главной передачи | |
нф | Крис Эймон | Matra | 45 | Ведомая шестерня главной передачи | |
нф | Клей Регаццони | Ferrari | 24 | Авария / подвеска | |
нф | Питер Гетин | McLaren | 22 | Авария | |
нф | Рейне Виселль | Lotus | 21 | Подшипник ступицы заднего колеса | |
нф | Франсуа Сэвер | Tyrrell | 5 | Двигатель / авария / подвеска | |
нф | Грэм Хилл | Brabham | 1 | Авария | |
нкв | Хоуден Генли | BRM | |||
нкв | Марио Андретти | Ferrari | Пропустил сухую сессию из-за проблем с шасси | ||
нкв | Нанни Галли | March | |||
нкв | Алекс Соле-Руа | March | |||
нкв | Скип Барбер | March |
Журнал "ROAD & TRACK", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru