Гран-при Голландии 1971 года: Мокрая победа Жаки
Гран-при Голландии 1971 года: Мокрая победа Жаки
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1971г. Гран-при Голландии

04-1971г. Гран-при Голландии

Несмотря на угрозы местной лейбористской партии запретить гонку из-за шума и на то, как сказал Йо Боннье из Ассоциации Гонщиков Гран-при, что организаторы должны были потратить 300 000 гульденов на дальнейшие меры по обеспечению безопасности, Гран-при Голландии в этом году всё же состоялся, как и намечалось, в Зандвоорте.
Состав участников гонки немного отличался от того, что мы имели в Монако. March прибыли с двигателем Alfa Romeo, который, по их словам, развивает такую же или даже большую мощность, чем Cosworth Ford, но это должно быть скорее желаемым, чем действительностью, поскольку либо они получили двигатель Alfa бесплатно, либо за меньшую цену, чем Ford. За две недели до гонки Эмерсон Фиттипальди пострадал в дорожно-транспортном происшествии во Франции, и, несмотря на то, что его травмы были не очень серьёзными, его место занял чемпион Южной Африки Дэйв Чарльтон. Кроме того, Lotus заявили австралийца Дэйва Уокера, который должен был пилотировать газотурбинным автомобилем. Джон Сертиз привёл в исполнение новую систему, по которой сдаёт в аренду один из своих автомобилей автомобильному клубу страны-организатора, и для Гран-при Голландии им стал "TS7", доставшийся Гийзу ван Леннепу. Соглашение было достигнуто ещё перед гонкой в Ле-Мане, но, поскольку он одержал там победу, то, возможно, являлся наиболее подходящей кандидатурой. Ещё одним пополнением был не прошедший квалификацию в Монако американец Скип Барбер на March Джина Мэйсона. Однако, здесь все участники были допущены к гонке, и квалификация проводилась лишь для расстановки на стартовой решётке.
Первые тренировки начались днём в пятницу при сильном ветре и температуре 60 градусов (15,5°С). Первая авария произошла с Дэйвом Уокером, решившим немного потренироваться за рулём Lotus 72, который должен был использовать Дэйв Чарльтон – на втором круге он развил слишком большую скорость на непрогретых шинах и не справился с управлением. Довольно серьёзные повреждения получили задняя подвеска и масляный бак.
Рольф Штоммелен, с самого начала неплохо смотревшийся за рулём "TS9", сказал, что тот великолепно управлялся в поворотах. Он удерживал быстрейшее время в течение первого получаса, после чего Клей Регаццони на новой Ferrari прошёл круг за 1:17.9, но у него взорвался двигатель, разбрызгав масло по всей трассе.
У Анри Пескароло на March Фрэнка Уильямса сломался ведущий вал, который смогли отремонтировать лишь перед окончанием тренировок, и, поскольку затем пошёл дождь, он успел лишь очистить свои шины. Джон Сертиз страдал от неуправляемого тахометра, и, поскольку это было для него важно, ибо он хотел знать, способствовал ли воздухозаборник улучшению его результатов, его пришлось закрепить как следует. У Денни Халма был совершенно новый McLaren, но из-за неисправности рычага переключения передач он выехал на трассу только ближе к концу тренировок. Затем в двигателе появились пропуски зажигания, и было решено ночью заменить его. Крис Амон, казалось, шёл по трассе с сильными пропусками зажигания, но в Matra сказали, что причина заключалась в ограничителе оборотов, и им пришлось понизить передаточные отношения.
Ближе к концу тренировок у Икса, Родригеза и Сертиза всё складывалось хорошо. Как только они миновали боксы и вошли в шпильку, мы ужасно испугались, поскольку в конце прямой в ограждение врезался автомобиль. Как оказалось, это был Марио Андретти, который только что выехал с новым комплектом шин 17-дюймовой ширины. Когда он проезжал мимо боксов, кто-то заметил, что у него спустило заднюю правую шину, и она слезла с обода. По сути, когда мы посмотрели на неё впоследствии, было очевидно, что стопорные болты сломались и позволили шине слезть с очень широкого обода. Марио сказал мне, что, когда он достиг того места напротив боксов, где автомобили достигают своей максимальной скорости, ему показалось, что сломалась подвеска. К счастью, он остался невредим, хотя автомобиль был серьёзно разбит. Таким образом, теперь у Ferrari из пяти имевшихся автомобилей осталось три, причём один со сломанным двигателем.
Сеппи Зифферт испытывал проблемы с давлением топлива на его BRM. Грэм Хилл сказал, что он был слишком медленным за рулём своего Brabham и испытывал проблемы с кокпитом. На March-Alfa Нанни Галли сорвало водяную крышку, он потерял всю охлаждающую жидкость, и двигатель взорвался. У Ронни Петерсона, также использовавшего двигатель Alfa Romeo, оторвался генератор переменного тока.
Джеки Стюарт испытывал новые двухдисковые тормоза Girling и столкнулся с серьёзной проблемой, которая, как оказалось, была связана с сильно изношенной колодкой, вызывавшей вибрацию. После обнаружения неисправности он поехал намного быстрее и показал третье время.
Быстрейшие времена принадлежали Ferrari Икса с 1:17.42, Родригезу с 1:17.46 на BRM, Стюарту на Tyrrell с 1:17.64, Ferrari Регаццони с 1:17.98, Matra Амона с 1:18.46, Lotus Виселла с 1:18.70 и Джону Сертизу, показавшему 7-ое время 1:18.71 на нашем автомобиле Brooke Bond Oxo.
Гийз ван Леннеп неплохо смотрелся для дебютанта Формулы 1, показав 1:20.70 и превзойдя четырёх постоянных гонщиков. Скип Барбер совершил много кругов, изучая трассу, но, по-прежнему, находился в хвосте.
Дождь начался в конце тренировок и шёл всю ночь. Он продолжал идти и в 10:00, когда начались субботние тренировки, и в течение всей сессии трасса оставалась влажной.
Дневная субботняя сессия проходила с 14:00 до 16:00. Дождь прекратился, вышло солнце, температура была 70 градусов (21°С), но теперь дул сильный ветер в противоположном, чем накануне, направлении, и всё это, наряду с маслом и резиной на трассе, ухудшило времена, по сравнению с предыдущим днём, по крайней мере, на секунду.
После четырёх кругов на March Алекса Солер-Ройга взорвался двигатель Ford, и тренировки для него закончились. Сеппи Зифферт стремился показать хорошее время, поскольку днём ранее его автомобиль работал неважно, поэтому он рано выехал на трассу и задавал темп практически на протяжении всей сессии. Он показал второе время дня, но оно позволило ему занять на стартовой решётке лишь восьмое место.
Быстрейшим на этой сессии был Регаццони на Ferrari с 1:18.50, а Педро Родригез на BRM, хотя и сказал, что на максимальной скорости испытывал пропуски зажигания, показал 3-ье время. Новый двигатель, который Джон Сертиз ночью установил на наш автомобиль, оказался очень больным, и хотя мы попробовали заменить всю электрику, нам не удалось обнаружить неисправность, и, в конечном счёте, мы решили вернуться к двигателю, который использовали днём ранее.
У McLaren дела не очень ладились, и хотя Денни сказал: "Завтра с ним всё будет в порядке", он добавил задумчиво: "Я надеюсь". Питер Гетин, другой гонщик McLaren, сказал, что было бы очень хорошо, если бы он был быстрее на пять секунд. Крис Амон был не очень доволен своей Matra и сказал, что, когда он делал давление в шинах низким, как он предпочитает, спустя всего лишь один круг шины оказывались спущенными. Единственное, что ему оставалось – делать давление высоким, но из-за этого ухудшалась управляемость автомобиля.
У двигателя Alfa Нанни Галли оторвался генератор переменного тока, как и у Петерсона днём ранее, но ему удалось улучшить свои результаты. Ронни Петерсону было позволено сесть за руль March, оснащённого двигателем Ford, и он, хоть и показал на нём время, на 0,7 секунды медленнее, всё же выбрал для гонки именно его.
Марио Андретти, серьёзно разбивший свой автомобиль днём ранее, вынужден был вернуться к старой модели, но он сказал мне, что предпочёл бы новый автомобиль. По его словам, управлять им было легче и приятнее, тогда как двигатель старого автомобиля намотал уже предостаточно миль.
Я спросил Джина Мэйсона об автомобиле Скипа Барбера, и он сказал, что тот выглядел неплохо, но у Скипа возникли проблемы с изучением столь трудной трассы, хотя он с огромным нетерпением ожидал свой первый Гран-при.
Я спросил Гийза ван Леннепа, понравилось ли ему за рулём автомобиля Формулы 1, по сравнению с Porsche 917. Он сказал, что "TS7" ему очень понравился, но этот автомобиль прощал меньше ошибок и был склонен скорее к подпрыгиванию, нежели к заносу. Это было очевидно, поскольку автомобиль Ф1 сложнее удержать.

Когда мы проснулись утром в день гонки, бушевала буря, и шёл сильный дождь. Местные жители считали, что такая погода сохранится на весь день. Они оказались не совсем правы. Ближе к старту дождь слегка ослаб, но не прекратился, поэтому организаторы предоставили гонщикам дополнительную 15-минутную тренировочную сессию, чтобы те привыкли к плохим погодным условиям.
Двадцать четыре автомобиля выстроились на стартовой решётке перед 70-круговой гонкой. Перед 5-минутным сигналом выяснилось, что на Ferrari Марио Андретти возникли проблемы с топливным насосом. Её откатили в боксы, где механики начали отчаянно над ней работать, и пелотон стартовал без Марио. Чтобы уйти в гонку, он вынужден был совершить лишний круг, поскольку боксы находились за чертой старт/финиш.
Все остальные стартовали благополучно, за исключением Сеппи Зифферта, развернувшегося на первом круге и откатившегося в хвост пелотона. На следующем круге Ferrari Икса, опережавшую Родригеза на BRM, преследовали Tyrrell Стюарта, Matra Амона, Ferrari Регаццони, Surtees на нашем автомобиле Brooke Bond, Lotus Виселла, Бельтуаз на 2-ой Matra, March-Ford Петерсона, Север на втором Tyrrell, BRM Генли, McLaren Халма, March Пескароло, March-Alfa Галли, Brabham Шенкена, Brabham Грэма Хилла, Штоммелен на 2-ом Surtees, Уокер на газотурбинном Lotus, ван Леннеп на 3-ем Surtees, BRM Зифферта, March Барбера и March Солер-Ройга.
На следующем круге Амон на Matra вылетел с трассы, повредил радиатор и сошёл. Спустя ещё один круг Джеки Стюарт развернулся в шпильке и откатился на 8-ую позицию. К 5-му кругу Икс опережал Родригеза на одну секунду, а сами они оторвались от Регаццони практически на длину главной прямой. Сертиз на нашем автомобиле шёл в 2,5 секунды позади него, а в 7-ми секундах позади нас шёл Ронни Петерсон. На этом круге друг с другом столкнулись Пескароло и Тим Шенкен, повредив свои передние крылья. Пескароло заехал в боксы и избавился от спойлера, а Brabham Шенкена продолжил гонку с перекошенным крылом.
К 9-му кругу Педро Родригез обошёл Икса в борьбе за лидерство и начал понемногу отрываться. Тем временем, Андретти временно преодолел свою болезнь и выскочил из боксов, но развернулся на выходе из первого поворота, что отнюдь не способствовало разрешению его проблемы. Несколько кругов спустя он вернулся в боксы всё с той же проблемой и вынужден был сойти – боюсь, бедный Марио провёл не самую удачную гонку.
На 8-ом круге Рейне Виселл, едва миновав боксы, неожиданно решил, что с его автомобилем случилось что-то серьёзное. Он резко затормозил и совершил один из самых необычных поступков, которые я когда-либо видел в автогонках. Он дал задним ходом к выезду с пит-лейн и свернул в свои боксы, где обнаружил, что одно из задних колёс открутилось на пол-оборота. Прежде, чем он смог вернуться в гонку, его вполне справедливо дисквалифицировали.
Едва Дэйв Уокер начал осваиваться с полноприводным газотурбинным Lotus, как запоздал с торможением в конце прямой. Он заблокировал все четыре колеса и влетел прямо в защитное ограждение, серьёзно повредив носовую часть автомобиля и выбыв из гонки.
На том же 8-ом круге столкнулись Франсуа Север и Нанни Галли – March-Alfa Нанни получил слишком серьёзные повреждения, чтобы продолжить гонку. Север вернулся на трассу двумя кругами спустя, но снова развернулся из-за поломки ведущего вала.
Джон Сертиз испытывал большие трудности с обгоном Рейне Виселла и слегка подотстал, уступив свою позицию Ронни Петерсону. К 12-му кругу Джон вновь оказался в ударе – между этими двумя гонщиками завязалось единственное за всю гонку тесное соперничество, продолжавшееся вплоть до 63-го круга. Дождь, по-прежнему, не унимался, а Родригез продолжал отрываться от Икса.
К 20-му кругу в одном круге оставались лишь Родригез, Икс, Регаццони, Петерсон, Сертиз и Зифферт. Рольф Штоммелен, уверенно шедший на 6-ой позиции, вылетел с трассы и заглох в песке. Он не смог завести свой двигатель и, чтобы выбраться из дюны, вынужден был прибегнуть к посторонней помощи, за что и был дисквалифицирован. Затем Питер Гетин заехал в боксы, пожаловавшись на проблемы с управляемостью, но не нашёл ни малейшего сочувствия со стороны своей команды и вернулся в гонку.
К 25-му кругу дождь временно ослаб, и Педро начал терять своё преимущество. На 30-ом круге Икс захватил лидерство, а на 31-ом Педро вернул его себе обратно, но на следующем круге его вновь захватил Икс.
В середине пелотона, к огромному восхищению голландской публики, Гийз ван Леннеп блистал за рулём "TS7" и шёл на 10-ой позиции, опережая Чемпионов Мира – Хилла, Стюарта и Халма. Таким образом, зрители не пожалели о потраченных деньгах.
К середине дистанции Икс установил новый быстрейший круг в гонке и оторвался от Педро примерно на 5 секунд. На 49-ом круге Икс установил окончательный быстрейший круг в гонке, 1:34.9, и к 50-му кругу имел уже 7,2-секундное преимущество над Родригезом. Эти двое были единственными, кто оставался в одном круге.
Это была действительно экстраординарная гонка, поскольку примерно в четырёх кругах позади шла группа из Чемпионов Мира и известных гонщиков. Боюсь, это можно объяснить только тем, что в последнее время Goodyear слишком много внимания уделяли развитию "сухих" шин и игнорировали дождевые. Goodies великолепны в условиях ливня, но когда идёт мелкий дождь, как в данном случае, они явно проигрывают.
Питер Гетин совершил грациознейший разворот, на котором фактически не потерял времени. Затем взорвался March-Ford Солер-Ройга, оставив масляный след, по крайней мере, на трети дистанции круга. Он превратил трассу в каток, в результате чего пострадала большая часть пелотона. Первой жертвой стал Регаццони, который вылетел прямо в ограждение и полностью разрушил носовую часть своего автомобиля, но он потерял лишь 15 секунд, и это никак не сказалось на его позиции. Когда разбитый автомобиль вернулся на трассу, зрители зааплодировали.
Замечательное тесное соперничество между Джоном Сертизом и Ронни Петерсоном было испорчено, когда March смог обойти на круг Хаудена Генли в конце прямой, а Джон сделать этого не успел. Таким образом, к концу круга между ними был уже 4-секундный разрыв. Затем Джон попал на масляное пятно и так сильно врезался в ограждение, что остановился и вылез из автомобиля, чтобы осмотреть повреждения. На момент инцидента он шёл в 53-ёх секундах впереди BRM Сеппи Зифферта, но за один круг до финиша он очень медленно миновал боксы, опережая Сеппи всего на 20 секунд – его носовая часть и передняя подвеска были повреждены, поэтому мы очень сильно беспокоились, сможет ли он удержать свою 5-ую позицию.
Тем не менее, Икс пересёк финишную черту, одержав уверенную победу над Педро Родригезом, который проиграл из-за прекратившегося ливня; кроме того, он пожаловался на провал между 7000 и 8000 об/мин, сильно затруднявший пилотирование. Должен сказать, Икс и Родригез заслуживают самой высокой похвалы за демонстрацию потрясающей езды в столь ужасных погодных условиях.
Регаццони привёл повреждённую Ferrari к финишу в одном круге позади, на круг от него отстал Петерсон, и, к нашему огромному облегчению, Джон Сертиз на неисправном "TS9" финишировал всего в 7-ми секундах впереди Сеппи Зифферта, совершившего блестящий прорыв после своего разворота на первом круге. Далее финишировали Хауден Генли и Гийз ван Леннеп, совершивший поистине неслыханный дебют в Формуле 1.
Было необычно видеть таких гонщиков, как Бельтуаз, Хилл, Стюарт и Халм, проведших безостановочную гонку, на 9-ом, 10-ом, 11-ом и 12-ом местах, и это можно было бы объяснить лишь тем, что промежуточные шины Goodyear не подошли для этой трассы. Всё это более чем подчёркивается тем фактом, что Firestone заняли первые восемь мест.
Скип Барбер смог закончить свой первый Гран-при на 14-ом месте, несмотря на отсутствие сцепления и неподходящие шины. И, несмотря на отставание в 10 кругов, он финишировал не последним.
Насколько я помню, это была первая дождевая гонка после Гран-при Германии 1968 года на Нюрбургринге, что довольно неслыханно, учитывая наш климат. Несмотря на ужасные погодные условия, понаблюдать за гонкой собралось фантастическое количество зрителей – 45 000. Чтобы Вы имели некоторое представление о погоде, мне пришлось дополнительно надеть жилет, свитер поло, рубашку, пуловер, две куртки с капюшоном и плащ. И мне было довольно тепло.
Голландцы – замечательнейшие люди, и они сделали всё, чтобы оказаться полезными, отчего сложились самые приятные впечатления. Но им, в самом деле, необходимо что-то сделать с боксами, поскольку их совершенно недостаточно – их должно быть вдвое больше количества автомобилей.
Можете себе представить, для нашей команды гонка оказалась удачной, поскольку благодаря 5-му месту мы заработали свои первые в этом году два зачётных очка.







1
Жаки ИксFerrari701:56'20.09
2
Педро РодригесBRM701:56'28.08
3
Клей РегаццониFerrari691:58'06.06Разворот
4
Ронни ПетерсонMarch681:56'25.71
5
Джон СертисSurtees681:57'13.84
6
Йо ЗиффертBRM681:57'25.60Разворот
7
Хоуден ГенлиBRM661:57'07.94
8
Ги ван ЛеннепSurtees651:56'38.60
9
Жан-Пьер БельтуазMatra651:57'32.13
10
Грэм ХиллBrabham651:57'37.76
11
Джеки СтюартTyrrell651:58'19.57Разворот
12
Денни ХьюмMcLaren631:56'37.96

нкАнри ПескаролоMarch621:58'24.30Столкновение с Шенкеном / разворот /
пит-стоп / носовой обтекатель

нкСкип БарберMarch601:57'44.20

нкПитер ГетинMcLaren601:58'19.83Разворот / пит-стоп

нфАлекс Соле-РуаMarch57
Двигатель

нфТим ШенкенBrabham39
Столкновение с Пескароло / подвеска

нфФрансуа СэверTyrrell29
Разворот / столкновение с Галли

нф/дк Рольф ШтоммеленSurtees19


нф/дкРейне ВиселльLotus17
Проблемы с задним колесом / пит-стоп

нфНанни ГаллиMarch7
Столкновение с Сэвером

нфДэйв УокерLotus5
Авария

нфМарио АндреттиFerrari5
Заглох на старте / топливный насос

нфКрис ЭймонMatra2
Авария / радиатор

Журнал "ROAD & TRACK", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...