Гран-при Франции 1971 года: TYRRELL празднуют победу
Гран-при Франции 1971 года: TYRRELL празднуют победу
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1971г. Гран-при Франции

05-1971г. Гран-при Франции

Салют в честь Джеки Стюарта, Кена Тиррелла, а также новой и самой лучшей трассы в Европе

Гран-при Франции, будучи одним из самых старых, проводился на 13-ти различных трассах, которые со временем устаревали для современных скоростей. В течение двух последних лет его ареной была трасса в Клермон-Ферране, очень красивая и великолепная, но отнюдь не идеальная, поскольку её пит-зона и инфраструктура были просто ужасными.
Когда вопрос о дальнейшем проведения этой знаменитой гонки встал ребром, объявился месье Поль Рикар, предприниматель-миллионер, производитель безалкогольных и крепких алкогольных напитков, а также владелец большого надела между Марселем и Тулоном, включающего аэродром и остров с гостиницей – чем не место для трассы?
Должен сказать, он проделал великолепную работу – цитируя Джона Сертиза, "это –превосходнейший и конструктивнейший успех, когда-либо достигавшийся в Европе". Я ещё не видел трассы, которая могла бы сравниться с этой. Еще не были закончены кое-какие удобства в боксах, но бригады рабочих неистово работали для сдачи объекта в срок.
Длина трассы составляет 3,61 мили – отступление от привычных чуть менее трёх миль. Прежде здесь проводились только гонки Ф2 – Франсуа Север был обладателем рекорда круга 2:01,4 за рулём Tecno F2; но в феврале автомобили Ferrari F1 уже провели здесь испытания шин и показали времена в районе 1:53. Доступ на трассу был открыт за день до официальных тренировок, и Matra провели показательные заезды на своей домашней трассе – Амон показал 1:52,7, а Бельтуаз – 1:53,6. Они надеялись предоставить третий автомобиль французу Жерару Лярруссу, но из этого ничего не вышло. Состав участников был тем же самым, что и в Зандвоорте, но отсутствовали два американца – Марио Андретти уехал на материально выгодную гонку "Schaeffer 500" на Поконо Спидуэй в Пенсильвании, а Скип Барбер вернулся в Штаты. Их соответственно заменили два француза: выступающий в Ф2 за Сеппи Зифферта Франсуа Мазе на прошлогоднем March Сеппи и Жан Макс за рулём одной из моделей, на которых он выступает за Фрэнка Уильямса. Андреа де Адамич снова вернулся в лоно единомышленников, чтобы выступить за рулём STP March-Alfa Romeo Галли.
Все гонщики и многие из принимавших участие в гонке остановились на принадлежавшем Полю Рикару острове Бендор. Каждому гонщику были предоставлены по Porsche и быстроходный катер; кроме того, ожидались модели из Парижа, но этого не произошло. Возможно, к этому приложили руки жёны гонщиков. Джон Сертиз решил остаться на материке, поскольку не хотел разлучаться с автомобилями в случае внезапного шторма со стороны расположенного в 500 ярдах морского побережья. Что касается меня, едва ступив на этот остров, я даже не стал бы возражать против шторма, поскольку он оказался бы подходящим оправданием для того, чтобы остаться на острове. Однажды ночью Джеки Стюарт вернулся на остров на лодке и, идя по причалу, вполне прилично и невинно поприветствовал знакомых французов рукопожатием и поцелуями. Я сидел высоко на своём балконе и, когда он проходил мимо, крикнул ему: "Я видел тебя, Джеки". Не поднимая глаз, чтобы разглядеть собеседника, он сказал: "Я знаю, Роб. Здесь Вам не удастся одурачить меня".
Пятничные тренировки прошли с 12:30 по 14:30 при великолепной погоде, температуре под солнцем 110 градусов (43°С), но с небольшим ветром, который сохранял внутри боксов разумную прохладу. Где-то близ Лиона в третий раз подряд сломался Ford Transporter McLaren, и у тим-менеджера команды, Фила Керра, было что сказать о его качествах и причинах опоздания. Первый инцидент во время тренировок произошёл с Клеем Регаццони, когда на третьем круге его Ferrari развернуло в повороте перед боксами. Однако, автомобиль остался невредимым, и вскоре он благополучно вернулся в боксы для осмотра. Впоследствии он сказал: "Ca va, mais ca glisse bien!"
Франсуа Мазе сумел достать двигатель для March, на котором он собирался выступить за Сеппи Зифферта, но обнаружил, что передачи выскакивали, и было трудно включать 2-ую передачу, а когда она была включена, её необходимо было удерживать на месте. Он смог совершить лишь один круг, но механики были не совсем уверены, как устранить неисправность, поскольку накануне днём они уже установили новые передачи. Кроме того, все остальные гонщики использовали новые коробки передач облегчённого типа, поэтому многие запчасти было просто невозможно найти; но механики обнаружили, что проблема заключалась в погнутом избирателе, и заменили его. Мы полагали, что после неофициальных тренировок, прошедших накануне днём, времена будут довольно быстро улучшены, но этого не произошло, и в течение первого получаса они оставались в районе 1:56. После первого часа Джеки Стюарт вписал на свой счёт быстрейшее время 1:54.1, но спустя несколько секунд Клей Регаццони улучшил его до 1:53.5.
Было очень интересно наблюдать за различной техникой прохождения гонщиками крутых поворотов перед боксами, где есть много места для бокового заноса. Стюарт и Сертиз отлично контролировали свои автомобили, Генли на BRM был довольно неаккуратен, а Крис Амон как обычно, "рвал" руль. Firestone привезли новые экспериментальные шины, которых хватило на всех лишь во второй день тренировок. Но все первые гонщики команд имели по комплекту, и новые шины оказались примерно на 1,5 секунды быстрые тех, что использовались прежде. Тем не менее, они, по-прежнему, уступали Goodyear, чьи клиенты, в целом, выглядели довольными.
Крис Амон столкнулся с той же проблемой, что и в Зандвоорте – переднюю шину спускало, когда он использовал пониженное давление, которое предпочитал, и оказалось, что проблема заключалась в типе ободьев, которые использовали Matra. Когда Крис сел за руль запасного автомобиля, то обнаружил, что тот страдал от пропусков зажигания и уступал 1,5 секунды времени, показанному им во время неофициальных тренировок днём ранее. Бельтуаз на домашней трассе сумел показать великолепные 1:53.4, записав на свой счёт третье время – всего на 0,002 секунды хуже второго времени Жаки Икса.
Джеки Стюарт на новом Tyrrell показал быстрейшее время дня 1:52.7, а затем вылетел с трассы, въехав в небольшое ограждение, но не повредив автомобиля. Оказалось, что левые передние тормоза Girling нового двухдискового типа были заклинены на протяжении всей сессии, и он счёл, что после их замены и устранения неисправности сможет улучшить свой результат. Затем Стюарт опробовал запасной Tyrrell, но обнаружил, что все передачи были испорчены, и вынужден был отложить его.
Прежде чем Грэм Хилл смог показать хорошее время, его топливный насос вышел из строя и вынудил его остановиться на трассе. У Алекса Солер-Ройга также сломался топливный насос, но организаторы предоставили ему маленькую Honda, чтобы доставить механика к его автомобилю. Они отремонтировали его на месте. Франсуа Север очень хорошо смотрелся на трассе, обладателем рекорда круга которой он являлся, и, хотя у него стоял один из прошлогодних двигателей Ford, он сказал, что на прямой его автомобиль был столь же быстрым, как и 480-сильная Ferrari Икса. Жан Макс, пилотировавший старым March Фрэнка Уильямса, обнаружил, что его тормоза работали урывисто, и не смог привыкнуть к автомобилю во время своей первой тренировки в Формуле 1. Его товарищ по команде, Анри Пескароло, считал, что располагал хорошим двигателем, но вынужден был заменить водяную трубку; ремонт отнял много времени, и он не смог как следует настроить свой автомобиль. Было приятно вновь увидеть в команде Lotus Эмерсона Фиттипальди после его дорожной аварии. Он отлично выглядел, хотя и страдал от избыточной поворачиваемости в медленных поворотах (это была всеобщая болезнь Firestone).
Хауден Генли на BRM смотрелся неплохо и надеялся добиться большего успеха на следующий день, когда должен был получить новые шины. Сеппи Зифферт также страдал от избыточной поворачиваемости, но многие считали, что проблема заключалась лишь в настройке автомобиля под трассу. Джон Сертиз был слегка недоволен как своим двигателем, так и курсовой устойчивостью автомобиля, но считал, что нет ничего, что нельзя исправить к следующему дню. Педро Родригез считал так же, хотя сделал уже достаточно для того, чтобы показать пятое время. Ронни Петерсон пилотировал March-Alfa Romeo с таким же успехом, что и автомобилем с двигателем Ford. Андреа де Адамич располагал вторым автомобилем с двигателем Alfa, но вынужден был заменить передаточные отношения, на что у него ушло слишком много времени, чтобы успеть разрешить проблему с недостаточной поворачиваемостью. Рольф Штоммелен использовал старые шины Firestone B24 и сказал, что после трёх кругов они начинали ужасно скользить, но на следующий день он должен был получить новые шины.
В субботу утром тренировки начались в 9:00 и продолжались до 12:00. Я и несколько гонщиков покинули остров на быстроходном катере в 8:15 и прибыли на трассу с большим запасом времени. После чего мы стали свидетелями репетиции новой процедуры старта: теперь он должен был даваться посредством сигнальных огней над мостом; кроме того, они вёли обратный секундный отсчёт, сначала 130, затем 100, 30, 15, после чего 15 рядов сигнальных огней должны были возвестить о начале гонки. Кое-кто взгрустнул по традиционной отмашке национальным флагом, но, видимо, из-за того, что на эстакаде с сигнальными огнями красовалась реклама сигарет Marlboro, и телекамеры должны были фокусировать внимание на ней, Marlboro не захотели, чтобы те неожиданно переключались с рекламы Marlboro на стартера с флагом.
Пока механики Джеки Стюарта меняли двигатель, сам он являлся обычным зрителем. Я увидел его в таком же костюме, который носит моя жена. Я подошел к нему и сказал: "Бетти носит такой же костюм, но ей не хотелось бы, чтобы её перепутали с тобой". Он ответил: "О, как мило, какой комплимент! Когда-нибудь я напишу что-нибудь о вас". Первая авария дня случилась с Тимом Шенкеном, который выглядел довольно хорошо, располагая более мощным двигателем, но он остановился на трассе из-за проблем с электрикой. Механики смогли добраться до него и устранили неисправность, после чего его старый Brabham стал идти всё быстрее и быстрее, и, в конечном счёте, показал 11-ое время 1:53.5. Франсуа Мазе, оправившийся от проблем с коробкой передач, с которыми он столкнулся накануне, вошёл во вкус и вскоре преодолел 2-минутный барьер; затем у него сломалась клапанная пружина, и он уже не смог улучшить свой результат. Денни Халм, восстановивший своё здоровье в Сен-Жовите, вскоре улучшился до 1:53, несмотря на разворот. Но затем у него также сломалась клапанная пружина, и перед второй сессией ему пришлось менять двигатель. Питер Гетин, казалось, никак не мог привыкнуть к новому McLaren и дважды развернулся.
Все улучшали свои результаты, поскольку было прохладно, около 65°F (18°С), и через 1,5 часа Жаки Икс показал быстрейшее время 1:52.15. Зифферт снял свои передние крылья и заменил их обтекателями перед передними колёсами, но он сказал мне, что они снизили его обороты на 200 об/мин, а когда он вернул крылья на место, двигатель перестал раскручиваться до прежних оборотов, и ему показалось, что тот потерял мощность. Тем не менее, он смог показать 7-ое время. Джеки Стюарт также установил на свой автомобиль обтекаемую переднюю часть, но не мог сказать, способствовала ли она улучшению его времени на круге, поскольку он не делал сравнения. Он отказался от использования двухдисковых тормозов Girling, поскольку, как ему показалось, они ещё нуждались в обширных испытаниях, и, как обычно, он показал быстрейшее время 1:51.7, даже не воспользовавшись чьим-либо буксиром.
На одном из автомобилей Криса Амона сломалась коробка передач, и он вынужден был припарковать его на обочине, но за рулём другой Matra он смог пройти круг на 0,1 секунды быстрее, чем во время неофициальных тренировок. Он сказал, что это далось ему крайне нелегко, поскольку двигатель, по-видимому, выдавал не всю мощность! Команда March посоветовала Анри Пескароло заменить подвеску на автомобиле Фрэнка Уильямса, но он сказал, что она подходит шинам Firestone, но никак не Goodyear, и решил вернуться к своей первоначальной подвеске. У Жана Макса на старом автомобиле Фрэнка Уильямса дела не заладились, и он охарактеризовал его как "50 процентов автомобиля и 50 процентов гонщика". Когда я спросил Грэма о его состоянии дел, он сказал: "Чертовски плохо – автомобиль скользит постоянно и повсюду и имеет ужасную склонность к избыточной поворачиваемости". У Франсуа Севера взорвался двигатель, с которым он так хорошо выглядел днём ранее. В боксах March, казалось, постоянно шёл громкий спор, и все там были очень недовольны. По-видимому, Alfa Romeo обещали выставить в этой гонке и Андреа де Адамича, и Нанни Галли, поэтому привезли два двигателя Alfa для трёх гонщиков. Единственное верное решение было отдать Петерсону автомобиль с двигателем Ford, но оно подразумевало неучастие в гонке Солер-Ройга, поскольку команда привезла лишь один двигатель Ford. В результате, Алекс Солер-Ройг выехал на трассу, совершил один круг, вернулся в боксы и пожаловался на нерабочие тормоза.
Джон Сертиз всю первую часть тренировок испытывал различные амортизаторы, на что у него ушло около двух часов; затем он и Рольф Штоммелен выехали на трассу и стали помогать друг другу буксиром, в результате чего оба улучшили свои времена больше чем на полсекунды. В самом конце Рольф выехал на трассу один и показал ошеломительные 1:53.1, записав на свой счёт 8-ое время. Быстрейшими оказались Джеки Стюарт с 1:51.7, Жаки Икс с 1:52.15 и Клей Регаццони с 1:52.43, следом за ними во втором ряду расположились Педро и Жан-Пьер Бельтуаз.
Заключительная сессия прошла с 17:00 до 19:00, и мы попросили сделать её неофициальной, поскольку тренировки продолжались на протяжении уже пяти часов, и у механиков уже не хватало времени на подготовку автомобилей. McLaren, отсутствовавшие на тренировках в первый день, не согласились на это, а любое изменение в правилах должно быть согласовано со всеми участниками.
В перерыве некоторым гонщикам установили новые двигателей, среди них были Джон Сертиз, Тим Шенкен, Франсуа Север, Питер Гетин и Денни Халм. Хауден Генли начал сессию с разворота в повороте перед боксами, а темп задал Педро Родригез, совершивший серию ошеломительных кругов. Спустя час свои времена улучшили лишь два гонщика: Педро и Франсуа Север. Но во время второго часа, как обычно, запахло жареным. Грэм Хилл продемонстрировал свойственный ему рывок на последних минутах и начал улучшаться с каждым кругом (совершив таинственный дьявольский спурт, который он не смог мне объяснить, извинившись при этом), наконец, показав невероятные 1:52.3, позволившие ему занять четвёртое место на стартовой решётке.
Как и следовало ожидать, Крис Амон и Жан-Пьер Бельтуаз горели желанием как можно лучше квалифицировать французские автомобили, но ни один из них не остался довольным – Крис сказал, что у него сломался очередной, шестой, двигатель за 10 дней. Ж.-П. Бельтуаз испытывал трудности с дозированием тормозов. Стюарт вновь разбил всем сердца, показав 1:51.13. Но это ещё было не всё: в самом конце он выехал на трассу, чтобы предоставить Северу буксир, показал 1:50.7 и заодно улучшил время Франсуа на 1,5 секунды. Джеки признался, что автомобиль был настроен лучше некуда!
Ронни Петерсон добился серьёзного улучшения за рулём March-Alfa Romeo и показал 1:53.3, но затем у него разорвался водяной патрубок. Де Адамич установил себе новый двигатель Alfa, и Нанни Галли надеялся позаимствовать двигатель Ford для запасного March, но автомобиль был недостаточно приспособлен для быстрой замены двигателя, поэтому на старт гонки он не вышел. Алексу Солер-Ройгу разрешили совершить несколько кругов на другом March-Ford, и он улучшил своё время почти на три секунды. Джон Сертиз на нашем автомобиле Brooke Bond Oxo смог воспользоваться отличным буксиром и улучшить своё время более чем на полсекунды, хотя улучшение результатов являлось трудной задачей для всех гонщиков, поскольку после гонок, прошедших в перерыве между тренировочными сессиями, на трассе осталось много масла и резины. В самом конце Педро Родригез остановился на трассе из-за поломки болта в задней подвеске от вибрации на выходе из поворотов, о которой я упоминал в отчётах о предыдущих Гран-при. Похоже, примерно после шести кругов новые шины Firestone приходят в негодность, вызывая на некоторых автомобилях вибрацию на выходе из медленных поворотов.
В Ferrari были довольны – оба их автомобиля оказались в первом ряду стартовой решётки. Всё, что им теперь не хватало – такого гонщика как Стюарт. Первую шестёрку составляли Стюарт (1:50.7), Регаццони (1:51.5), Икс (1:51.8), Хилл (1:52.3), Родригез (1:52.4) и Зифферт (1:52.5).

День гонки, начавшийся с безупречного средиземноморского синего неба, обещал быть жарким. Многие гонщики провели утро в плавательном бассейне, а затем все мы переправились на материк. Среди прочих, в нашей компании были Жаки Икс со своей женой. Он надел свой гоночный шлем и сел за руль мотоцикла BMW, его довольно невысокая жена вскочила на заднее сиденье, и они умчались прочь. Уверен, автомобилисты не верили своим глазам, когда их обгонял мотоциклист в шлеме Жаки Икса.
Перед гонкой состоялся парад гонщиков, затем 20-минутная тренировка и, спустя перерыв, прогревочный круг. В конце концов, было решено воспользоваться стартовым флагом, поскольку днём ранее сигнальные огни стали причиной полной неразберихи в гонке Ф3. Они отсчитали 15 секунд, а затем парень нажал не на ту кнопку, и куш не выпал!
Но всё обошлось, и триколор упал всего на 50 секунд позже намеченного старта – неплохо по всем меркам. Джеки Стюарт сразу же вышел в лидеры и на прямой оторвался на 100 ярдов. Его автомобиль был намного быстрее любой 480-сильной Ferrari, и все отнесли это на счёт какого-то специального двигателя, но Кен Тиррелл настаивает, что двигатель этот совершенно обычный и даже уступает им в мощности! Кен также упомянул о помощи специальной обтекаемой носовой части и верхнего воздухозаборника...
На первом круге Джеки Стюарт опережал Клея Регаццони на 200 ярдов, и, что касается победителя, гонку можно было считать уже завершённой. К счастью, в остальном пелотоне шла интенсивная борьба. После первого круга следом за Регаццони шли Родригез, Бельтуаз, Амон, Север, Зифферт, Икс, Петерсон, Хилл, Штоммелен, Сертиз, Халм, Фиттипальди, Виселл, Пескароло, Шенкен, Гетин, Генли, де Адамич, Солер-Ройг, Макс и Мазе. Ко второму кругу Стюарт увеличил своё преимущество до 3,5 секунды, а Хилл продвинулся на одну позицию вперёд, обойдя Петерсона, который начал откатываться назад. На третьем круге Tyrrell ещё на две секунды оторвался от Ferrari, которая, в свою очередь, отрывалась от Педро Родригеза на BRM. Солер-Ройг остановился на трассе из-за заевшего клапана топливного насоса (по которому после гонки стукнули молотком, и он заработал). Это был день не Жаки Икса, поскольку он плохо стартовал и не мог подняться выше 8-ой позиции; затем на 5-ом круге у него заглох двигатель. Джеки продолжал отрываться по секунде на круге и, по сути, уже на втором круге установил рекорд круга и показал быстрейшее время в гонке – фантастическое достижение, учитывая, что в тот момент в его баках было 40 галлонов топлива. Его способность идти столь быстро в начале гонки может обеспечить ему громкий успех. Точно такой же способностью обладал Стирлинг Мосс, который обычно так сильно гнал в начале гонки, что его преимущество абсолютно деморализовывало остальных гонщиков.
К десятому кругу Джеки имел более чем 10-секундное преимущество, Регаццони также отрывался от остального пелотона. Грэм проводил превосходную гонку за рулём Brabham и к 12-му кругу вышел на 5-ую позицию. Должно быть, это был его самый лучший Гран-при после его серьезной аварии в Уоткинс Глене. На том же 12-ом круге Халм заехал в боксы, чтобы избавиться от пропусков зажигания, но после замены трамблёра он вернулся на трассу не в лучшей форме и на 16-ом круге сошёл с дистанции из-за проблем с зажиганием. Тем временем, в течение некоторого времени Сертиз следовал за Рольфом Штоммеленом, но затем решил обойти его, поскольку автомобиль Рольфа не совсем хорошо управлялся. Таким образом, Джон оказался позади Фиттипальди, который перед этим обошёл их обоих.
К 15-му кругу Джеки Стюарт смог позволить себе немного сбавить темп, поскольку имел уже 14-секундное преимущество. Таким образом, в среднем он отрывался по полсекунды на круге, начиная с этого момента вплоть до 21-го круга, когда Регаццони наехал на масляную лужу от March-Alfa Romeo Петерсона, чей двигатель взорвался кругом ранее. Клей развернулся и врезался в ограждение, повредив заднюю подвеску и остановившись посередине дороги. Поздно заметивший Клея Грэм Хилл попытался проскочить между ним и ограждением, но безуспешно – он развернулся и повредил себе переднее колесо. Регаццони вынужден был сойти; Хилл заехал в боксы и заменил колесо за 53 секунды. Но по возвращении в гонку автомобиль стал хуже управляться; Грэм смог подняться до 14-ой позиции, но из-за предыдущих осложнений у него сломалась масляная трубка. На 34-ом круге его двигатель заклинило, отправив его в разворот, но он благополучно закончил гонку на обочине дороги. После схода Регаццони Стюарт получил 28-секундное преимущество над Родригезом, постоянно отрывавшимся от Франсуа Севера, которого преследовал Сеппи Зифферт. Но, по словам Сеппи, даже обладая 12-ью цилиндрами, он не мог догнать на прямой Tyrrell Франсуа. Фиттипальди смог обойти Matra Амона и Бельтуаза, которые постепенно откатывались назад, а Шенкен и Виселл обошли Джона Сертиза и начали догонять Matra. Педро недолго занимал 2-ую позицию, поскольку на 28-ом круге его двигатель неожиданно заглох, и он вынужден был оставить автомобиль на трассе. Как оказалось, причиной его схода была катушка зажигания. Таким образом, Джеки Стюарт оказался в удачном положении, обладая 39-секундным преимуществом над собственным товарищем по команде Севером.
Рольф Штоммелен развернулся и потерял две позиции, а у де Адамича взорвался двигатель, 2-ой раз подряд пробив брешь в стане Alfa Romeo. В середине пелотона развернулось захватывающее тесное соперничество. Фиттипальди и Зифферт постоянно обменивались своими позициями; Тим Шенкен проводил потрясающую гонку за рулём старого Brabham, сражаясь за 5-ое место с Крисом Амоном. Третье сражение шло за 7-ую позицию между Виселлом, Бельтуазом, Сертизом и Пескароло. На 39-ом круге Виселл развернулся на оставленном Грэмом масле и потерял четыре позиции, после чего оказавшийся 7-ым Бельтуаз и Джон Сертиз образовали слётанную пару, на 3 секунды опережавшую Пескароло. Но, несмотря на то, что Джон трижды оказывался бок о бок с Matra Бельтуаза, он понял, что его двигателю не хватает мощности для обгона. У Пескароло заело коробку передач в повороте перед боксами, и он развернулся, выбыв из борьбы за позиции. По возвращении в гонку он остался лишь с двумя передачами. Рейне Виселл быстро наверстал упущенное время и вскоре сел Бельтуазу и Сертизу на хвост. Lotus без лишних трудностей обошёл обоих на прямой и начал от них отрываться. Тим Шенкен, который, в конце концов, обошёл Криса Амона, потерял давление масла, и его двигатель заклинило – печальный конец великолепной гонки. Это позволило Крису выйти на 5-ую позицию, а Виселлу – на 6-ую; непосредственно позади них продолжалась дуэль между Джоном и Жан-Пьером.
За пять кругов до финиша, как это часто случается, всё переменилось – исходы всех сражений были уже разрешены. Франсуа Север шёл на 2-ой позиции с отрывом в 9 секунд, но его двигатель звучал просто ужасно. И когда он сбавил темп, Фиттипальди в течение одного круга приблизился к нему на две секунды. Но затем его механики поняли, что проблема заключалась лишь в треснувшей выхлопной трубе, и начали неистово махать ему руками, на что он немедленно отреагировал и помчался во весь опор. Он доставил огромное удовольствие местным болельщикам, благополучно финишировав в 28-ми секундах позади своего товарища по команде, Стюарта, и в 6-ти секундах впереди Эмерсона Фиттипальди, избавившегося от Зифферта, поскольку последний обнаружил, что его двигатель резко потерял 1000 об/мин и практически лишился мощности. Со сходом Тима Шенкена Амон остался в гордом одиночестве впереди Виселла, единственной проблемой которого был разворот. Затем финишировал Бельтуаз, который на последних трёх кругах оторвался от Джона Сертиза, когда в трансмиссии "TS9" возникла вибрация. Но Джон смог сохранить своё 8-ое место. Что касается Амона, Бельтуаза и Сертиза, можно сказать, что рассчитывать на мощность своих двигателей они никак не могли. Что касается остальных финишировавших, Питер Гетин не смог разрешить проблему с управляемостью своего нового McLaren, а Хауден Генли видел двигатели и получше; Штоммелен также был недоволен курсовой устойчивостью; Мазе испытал поломку клапанной пружины во время тренировок и в гонке, а Жан Макс то и дело заезжал в боксы из-за проблем со сцеплением.
Это был самый потрясающий триумф Кена Тиррелла, который создал команду из своих автомобилей и менее чем через год добился дубля в Гран-при. Честь ему и хвала.
В настоящее время, по-видимому, существует огромное неравенство двигателей по мощности. Matra не оправдывают надежд, Tyrrell обладают самой большой мощностью, и, я полагаю, они развивают, по крайней мере, на 30 л.с. больше нас.
Это был выдающийся дубль шин Goodyear и отличное подтверждение продемонстрированных в Зандвоорте характеристик, поднявшее их рейтинг. Что касается меня, они кажутся мне даже привлекательными. Goodyear были лучшими до момента появления на трассе масла, но я слышал от одного известного гонщика, что Firestone добились своего.
Чтобы отчёт был наиболее точным, добавлю, что во всех боксах было по телевизору, помимо зарядного устройства, умывальника и туалета! Организация была великолепной. Единственной небольшой критики заслуживает тот факт, что они выделили так много пропусков на пит-лейн, что было трудно следить за графиком кругов и передачей сигналов.







1Джеки СтюартTyrrell1:46'41.68
2Франсуа СэверTyrrell1:47'09.80
3Эмерсон ФиттипальдиLotus1:47'15.75
4Йо ЗиффертBRM1:47'18.85
5Крис ЭймонMatra1:47'22.76
6Рейне ВиселльLotus1:47'57.70
7Жан-Пьер БельтуазMatra1:47'58.61
8Джон СертисSurtees1:48'06.59
9Питер ГетинMcLaren1:46'58.76
10Хоуден ГенлиBRM1:47'18.13
11Рольф ШтоммеленSurtees1:46'52.00
12-нфТим ШенкенBrabham
Давление масла / двигатель
13Франсуа МазеMarch1:48'02.60
нкЖан МаксMarch1:46'43.72
нфАнри ПескаролоMarch
Коробка передач / разворот
нфГрэм ХиллBrabham
Авария / пит-стоп / давление масла /
маслопровод
нфАндреа де АдамикMarch
Двигатель
нфПедро РодригесBRM
Обмотка зажигания
нфКлей РегаццониFerrari
Разворот на масле Петерсона /
авария / колесо
нфРонни ПетерсонMarch
Двигатель
нфДенни ХьюмMcLaren
Зажигание
нфЖаки ИксFerrari
Двигатель
нфАлекс Соле-РуаMarch
Топливный насос


Журнал "ROAD & TRACK", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...