Гран-при Германии 1971 года: Одинокий день в гонках
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1971г. Гран-при Германии

07-1971г. Гран-при Германии

Джеки Стюарт выигрывает 3-ий подряд Гран-при
В этом году Гран-при Германии вернулся в свой законный дом на Нюрбургринг после прошлогоднего переезда в Хоккенхайм, когда Ринг был признан слишком опасным. С тех пор было потрачено более миллиона долларов на вырубку деревьев, расширение трассы, ремонт покрытия и, главным образом, повышение безопасности, так что после всех этих изменений гонщики вынуждены были заново изучать трассу.
Перед этой гонкой состав участников претерпел некоторые изменения. BRM выставили Вика Элфорда, который, сейчас является, пожалуй, лучшим разносторонним гонщиком в мире. BRM старались обратить внимание на то, что это решение было принято до гибели Педро Родригеза, и что Вик был уже нанят для выступления здесь за рулём 4-го BRM. Matra, по-прежнему, были без второго гонщика, поскольку апелляционный суд FIA провёл окончательное слушание по делу Жан-Пьера Бельтуаза касаемо его инцидента с Джунти в Аргентине, и постановил отозвать у него лицензию на восемь месяцев с момента инцидента. Таким образом, он вынужден будет пропустить Гран-при Германии, Австрии и Италии; тем временем, Matra не собираются заменять его и продолжат выступления с одним автомобилем для Криса Амона.
Другими изменениями в составе участников были Марио Андретти на Ferrari, Йо Боннье на своём старом McLaren M7C, ранее принадлежавшем Брюсу и Сертизу, и Майк Бьюттлер на Clarke-Mordaunt-Guthrie March 711, которым Ронни Петерсон пилотировал в Монако. Команда March, кажется, наконец, разобралась в своих делах – Петерсон получил автомобиль, оснащённый двигателем Ford, а Нанни Галли и Андреа де Адамич – автомобили, оснащённые двигателем Alfa Romeo. Мне кажется, именно к этому они стремились всё время. Во всём остальном, состав команд был тем же, что и на протяжении всего сезона.
Первая тренировка в пятницу началась в полдень и продолжалась полтора часа. Стоял великолепный день с температурой на солнце 106 градусов (41°С), а когда на Ринге ясно, это супер. Как обычно, Джеки Стюарт на своём Tyrrell-Ford постоянно задавал темп и после первого часа показал блестящие 7:21.9 на круге. Франсуа Север на втором Tyrrell-Ford смог показать 7:31.4, но со 2-го места его сместил Сеппи Зифферт на BRM, записавший на свой счёт 7:22.4. Клей Регаццони на Ferrari был 4-ым с 7:31.8.
Вторая пятничная сессия прошла с 11:45 до 17:15 при температуре асфальта 101 градус (38°С). После первого часа Жаки Икс на Ferrari показал очень неплохие 7:22.9, и он сказал мне, что испытывал недостаток лишь в мощности – становилось жарковато. Джеки Стюарт вернулся в боксы на заднем сиденье мотоцикла – взорвался его тренировочный автомобиль; он успел только прогреть свой боевой автомобиль и совершить на нём один круг. Это был даже не быстрый круг, поскольку был укороченным, но он показал 7:19.0, чем разрешил все споры дня.
Субботнее утро выдалось мрачным и душным, и мне оно очень не понравилось, как и сторожу автостоянки, который сказал, что в субботу обязательно пойдёт дождь, а ведь он никогда не ошибается. Заключительная тренировка прошла с 12:10 до 14:10 при температуре асфальта 101 градус (38°С), по мере появления облаков снизившейся до 80-ти (27°С). Ожидаемый фейерверк не удался, поскольку примерно за 30 минут до окончания, как только запахло жаренным, начался настоящий ливень.
Первое значимое происшествие случилось, когда запоздал Рейне Виселл. В это время я разговаривал с Колином Чепмэном, и он казался удивительно беззаботным, поэтому я предположил, что у Рейне закончилось топливо, поскольку для Lotus это в порядке вещей. Но тут Колин вскочил на ноги – Рейне медленно заехал в боксы с радиатором, тащившимся рядом с автомобилем, где крепится подвеска.
Икс поднажал, показав время 7:19.2, которое было на 0,2 секунды хуже, чем у Джеки Стюарта и которое поместило его в первый ряд решётки типа 2-2. Но на этот раз Жаки Икс был недоволен, поскольку его двигатель раскручивался на 600 об/мин меньше, чем автомобиль Клея, и на 400 меньше, чем Марио. К тому же он сильно перегревался, и перед гонкой двигатель пришлось заменить.
Примерно за 45 минут до финиша для всех был вывешен чёрный флаг. Очевидно, у Эмерсона Фиттипальди открутилась крышка маслоналивной горловины, и масло вылилось на трассу. Перед этим в Karussel у Анри Пескароло на March Фрэнка Уильямса произошла поломка стойки, третья для этого автомобиля, и первым признаком, по которому он узнал об этом, было обогнавшее его заднее колесо. Я спросил его, что он собирается делать с ним, и он сказал, что лучше установит по два колеса с обеих сторон или по одному новому для каждой тренировки.
Регаццони показал фантастическое время 7:22.7 за рулём Ferrari, которую он разбил днём ранее и над которой механики работали всю ночь. Я удивляюсь, как эти гонщики могут терпеть такие серьёзные аварии, а на следующий день снимать со своего времени 10 секунд – снимаю перед ними свою шляпу.
Я долго разговаривал с Джеки Стюартом, отдыхавшим в своём гараже после тренировки. Я спросил его, как у него складываются дела, и он ответил: "Скучно". А я сказал: "Тебе не нужно больше занимать первые места". И он ответил, что если бы знал заранее, как ему поступить, ни за что бы не сделал этого. Он сказал мне: "Если Вы сидите в гараже и не принимаете желающих взять автограф или интервью, люди думают, что Вы – самодовольный эгоист, и не понимают, что гонщик, возможно, устал или хочет побыть один". Ещё он сказал, что единственное место, где он может уединиться, и ему не будут докучать – это его собственный дом.
Было много разногласий относительно опубликованных результатов. Например, Ронни Петерсон был очень недоволен приписанным ему временем, поскольку все мы считали, что оно было примерно на шесть секунд хуже. Было очень удивительно и довольно приятно увидеть в немцах людей, хорошо знающих своё дело, но их хронометристы так ошибаются. Я замечаю это на протяжении уже многих лет, и это заставляет меня относиться к ним более человечнее.
Сеппи Зифферт и Хауден Генли отлично смотрелись на своих BRM, но бедный Вик Элфорд, только начавший привыкать ко всему, столкнулся с перебоями электрики, которые мешали ему улучшить своё время.
Грэм Хилл не смог найти те шесть секунд, на которые он так надеялся вместе с Brabham. С другой стороны, Тим Шенкен летел как "бомба" и смог показать 8-ое время 7:29.8. Было грустно видеть Джона Сертиза на нашем автомобиле Brooke Bond Oxo, дважды выигрывавшего эту гонку, на 15-ом месте. Несмотря на то, что автомобиль теперь управлялся хорошо, он страдал от постоянных пропусков зажигания, сохранившихся даже после замены двигателя, поэтому нам показалось, что причина неисправности могла быть в системе питания. Крис Амон никак не мог улучшить управляемость своей Matra, но неимоверными усилиями он снял со своего времени четыре секунды. Андреа де Адамич, очевидно, был доволен тем, что оказался быстрее Нанни Галли, и после трёх кругов закатил свой автомобиль в боксы.
Когда начался дождь, кто выехал на трассу первым, как не Денни Халм, и единственным другим гонщиком, успевшим вовремя сменить шины и совершить полноценный круг, был Джеки Стюарт, хотя некоторые, включая нас, смогли совершить по одному укороченному кругу.
Боннье решил снять с гонки свой McLaren M7C, будучи очень разочарованным управляемостью автомобиля. Что касается меня, я думаю, он слишком долго висел у него на гвозде, а когда он, наконец, снял его, то потребовал от него слишком многого.
После того, как March предоставили времена Петерсона, засечённые всеми командами, организаторы, в конце концов, согласились с ними и признали его 7-ую позицию на решётке. Это решение вызвало споры в двух рядах решётки, но до последнего момента они отказывались что-либо предпринять по этому поводу.

День гонки был тёплым и солнечным со случайными облаками и температурой асфальта 102 градуса (39°С), ближе к финишу упавшей до 80-ти (27°С). Когда механики прогревали в паддоке Brabham Грэма Хилла, то обнаружили, что давление топлива составляло всего 40 фунтов/дюйм2, и быстро выполнили ремонт. У Пескароло также была проблема, поскольку днём ранее у него промок двигатель, но быстрая замена свечей зажигания и сушка проводов разрешили её.
Перед самой отмашкой флага Грэм почувствовал, что педаль акселератора утопилась в пол, а его привод – сломался. Поэтому Грэм вскинул руку вверх в знак предупреждения стоящим позади. Рейне Виселл обнаружил отсутствие давления топлива на своём Lotus и остался стоять на месте, но к нему подбежали механики, воткнули в предохранительный клапан затычку, и он ушёл в гонку.
Первым со старта ушёл Икс, но, когда пелотон достиг южного поворота, впереди был уже Джеки Стюарт. Тем временем, механики Грэма отремонтировали привод дросселя, и он ушёл в гонку с опозданием в 3 минуты 13 секунд. Он сказал, что на протяжении всей гонки не встретил ни одного автомобиля, и ему казалось, что, возможно, он перепутал день гонки или выполнял виртуозное соло пилотирования по Рингу перед двумястами или тремястами тысячами зрителей. Так или иначе, это было невероятное достижение, поскольку он ехал словно демон, сняв восемь секунд со своего квалификационного времени и, в конечном счёте, финишировав 9-ым. Как он сказал мне впоследствии, ужасно трудно пилотировать на пределе, когда не видишь соперников и знаешь, что у тебя нет шансов.
Джеки Стюарт сказал, что не мог поверить в то, что такая длинная трасса, как Ринг, может быть такой замасленной на первом круге. Это был результат предшествующих гонок, а цемент, которым посыпали трассу, сделал её только хуже. Я спросил Джеки, откуда он узнал, что после первого круга трасса всё равно осталась скользкой, и он сказал, что это ему подсказал своего рода внутренний голос. Он действительно не мог этого объяснить, и я предполагаю, что это та самая интуиция, которая делает гонщика из обычного великим.
В конце первого круга положение было следующим: Tyrrell Джеки Стюарта опережал Ferrari Икса на 2,7 секунды, далее следовали Ferrari Регаццони, BRM Зифферта, March Петерсона, великолепный McLaren Халма, Ferrari Андретти, который также отыграл несколько позиций, Tyrrell Севера, Brabham Шенкена, Lotus Фиттипальди и Штоммелен на Brabham. Затем шли March Пескароло, BRM Генли, McLaren Гетина, Сертиз на нашем Brooke Bond Oxo Surtees, BRM Элфорда, March Бьюттлера, March-Alfa Галли, Амон на Matra, Lotus Виселла и, далеко позади, отважный Грэм на Brabham. Де Адамич остановился на трассе на первом круге из-за заевшего топливного клапана, позже он смог вернуться на трассу, совершил пит-стоп, спустя два круга вернулся в боксы, сказал, что с автомобилем что-то не то, упаковал свои вещи и отправился домой к огромной досаде своих механиков.
Главные события начались на втором круге. Жаки Икс изо всех сил пытался догнать Стюарта, но перестарался и вылетел с трассы в Hohe Acht. Он остался невредимым, но автомобиль потерял аккумулятор и поперечный рычаг подвески. Клей Регаццони, видевший аварию, по-видимому, слегка потерял концентрацию, в следующем повороте не смог включить 4-ую передачу и сам вылетел с трассы. Во время приземления он повредил выхлопной патрубок, а, тем временем, Сеппи Зифферт обошёл его и вышел на 2-ую позицию, но впоследствии Клей не уступил ни одной позиции. Марио Андретти великолепно шёл по трассе и пробивался сквозь пелотон. Джон Сертиз позволил Вику Элфорду обойти себя, и это были плохие известия, поскольку BRM выбрасывал масло, и когда Джон приближался к нему, он ничего не видел, хоть и пытался, по мере возможности, протирать забрало своего шлема.
К 3-му кругу Стюарт имел 20-секундное преимущество над Сеппи Зиффертом, а двигатель Сеппи, казалось, терял мощность. Север смог обойти Петерсона в борьбе за 4-ую позицию, а BRM Хаудена Генли взорвался в северном повороте.
На четвёртом круге BRM Сеппи звучал явно больным. Регаццони обошёл его в начале следующего круга, а следом за ним и Север. Майк Бьюттлер получил прокол позади боксов, но он заехал в них в северном повороте и был за это дисквалифицирован. У Денни Халма произошла сильная течь топливного бака – он заехал в боксы, выскочил из автомобиля и сорвал с себя комбинезон, насквозь пропитанный топливом.
Джон Сертиз, наконец, обошёл Вика Элфорда, после чего смог очистить забрало и устремился в погоню за Питером Гетином.
К концу 5-го круга Север шёл на хвосте у Клея Регаццони и активно его атаковал. У Рольфа Штоммелена были проблемы с управляемостью, а у Питера Гетина были проблемы с его обгоном. В конечном счёте, Гетин попробовал обойти его в Metzgesfeld, наехал на «крошку» и вылетел с трассы, повредив заднее колесо и подвеску. Затем Рольфа догнал его босс, Джон Сертиз, и обошёл его.
По завершении 6-го круга, середины дистанции, Стюарт шёл в 35,2 секундах впереди Регаццони, которого, по-прежнему, преследовал Север. Отважный Анри Пескароло, который удерживал 8-ую позицию, заехал в боксы March с погнутыми двумя передними и одним задним поперечными рычагами. Так для него закончился уикенд, на протяжении которого у него смялся монокок, сломалась стойка и погнулись три поперечных рычага подвески безо всяких аварий или столкновений.
У Клея Регаццони окончательно сломалась одна из выхлопных труб в том месте, где он ударился о землю ранее, и, в результате, он потерял 500 об/мин на прямых. Север, после неимоверных усилий, промчался мимо него в конце главной прямой и едва не потерял свой автомобиль в повороте с разбитым асфальтом.
7-ой круг оказался неудачливым как для Зифферта, так и для Амона. У Сеппи заглох двигатель позади боксов, поэтому он проехал накатом по северному повороту и вернулся в боксы с "чёрного входа". Источником неисправности была катушка зажигания, но после её замены он был дисквалифицирован, поскольку заехал в боксы с их обратной стороны – к сожалению, на этом его великолепная гонка закончилась. Крис Амон заработал настоящий «пробой» двигателя, и, хоть он и шёл в хвосте пелотона на 14-ой позиции, но старался изо всех сил и, в конце-концов, вылетел с трассы. Он смог вернуться в боксы, где и сошёл с дистанции, избавив себя от долгого возвращения в паддок.
Со сходом Сеппи, Джон Сертиз переместился на 7-ую позицию позади Тима Шенкена – это было единственное интересное сражение в гонке. Он сократил своё отставание с 10-ти секунд до 7-ми, 4-ёх, 3,5, а затем приблизился настолько, что выброшенная из-под задних колёс Тима грязь попала в воздухозаборник, и у Джона заклинило дроссель, в результате чего он испытал несколько очень неприятных мгновений и откатился назад. С этого момента гонка превратилась в процессию, хотя Регаццони продолжал висеть у Севера на хвосте.
К 8-му кругу Стюарт имел 39,5-секундное преимущество над своим товарищем по команде и, должно быть, ощущал себя в довольно безопасном положении. У Фиттипальди, который прорвался на 7-ую позицию, несмотря на поломку переднего стабилизатора поперечной устойчивости на первом круге, упало давление масла, и он вынужден был сойти. Нанни Галли был показан чёрный флаг, поскольку его кузов начал разваливаться. Он заехал в боксы и закрепил его, а по возвращении на трассу у него сломалось крепление двигателя, но он мужественно выполнил свою задачу и смог закончить гонку на медленной скорости.
На 9-ом круге Петерсон устремился в боксы, чтобы снять с одного из боковых радиаторов обтекатель, который волочился по трассе, и, хотя его пит-стоп длился около 15-ти секунд, это позволило Марио Андретти выйти на 4-ую позицию.
Джеки Стюарт бил рекорд трассы практически на каждом круге, но на 10-ом круге Франсуа Север показал время 7:20.1, которое осталось окончательным рекордом трассы.
На 10-ом круге Рольф Штоммелен заехал в боксы для осмотра управления "TS9", но неисправностей обнаружено не было, и он уступил две позиции Виселлу и Грэму Хиллу.
На 11-ом круге у Вика Элфорда оторвалась катушка зажигания практически в том же месте, что и у Зифферта, но к этому времени BRM уже учли урок – они вручили Вику катушку и гаечный ключ позади боксов, он переквалифицировался в механика и после замены катушки вернулся в гонку.
Джеки Стюарт пересёк финишную черту, одержав лёгкую победу над своим товарищем по команде Севером, и очевидно, что комбинация гонщиков и Tyrrell-Ford является почти непобедимой. Это невероятное достижение со стороны Кена Тиррелла – построить автомобиль и вновь добиться дубля. Клей Регаццони смог привести Ferrari на 3-ье место, а Марио Андретти был вознаграждён за свою великолепную гонку 4-ым местом. Ронни Петерсон и Тим Шенкен снова доказали, что они – перспективные гонщики будущего, финишировав 5-ым и 6-ым, и я сказал Тиму, что это случилось из-за того, что вечером перед тренировками он устроил мне званый обед. Джон Сертиз снова продемонстрировал свою надёжность, финишировав 7-ым, хотя мы были бы более счастливы, если бы он занял на одно место выше и заработал зачётное очко.
Это была третья подряд победа Джеки Стюарта в Чемпионате, которая позволила Джеки опередить Стирлинга Мосса и с 17-ью победами стать третьим в списке победителей grande epreuve за всё время после Джима Кларка с 25-ью и Фанхио с 24-мя победами. Я спросил Джеки, скучно ли ему до сих пор, и он ответил: "Более того", уставившись на многочисленную толпу охотников за автографами перед гаражом.







1
Джеки СтюартTyrrell121:29'15.7
2
Франсуа СэверTyrrell121:29'45.8
3
Клей РегаццониFerrari121:29'52.8Разворот избегая Икса
4
Марио АндреттиFerrari121:31'20.7
5
Ронни ПетерсонMarch121:31'44.8Пит-стоп / радиатор
6
Тим ШенкенBrabham121:32'14.3
7
Джон СертисSurtees121:32'34.7
8
Рейне ВиселльLotus121:35'47.4Давление топлива
9
Грэм ХиллBrabham121:35'52.7
10
Рольф ШтоммеленSurtees111:29'23.1Проблемы с управлением
11
Вик ЭлфордBRM111:34'53.7Пит-стоп / обмотка
12
Нанни ГаллиMarch101:31'02.1Разрушение крепления двигателя

нфЭмерсон ФиттипальдиLotus8
Утечка масла

нфЙо ЗиффертBRM6
Обмотка

нфКрис ЭймонMatra6
Авария / подвеска

нфПитер ГетинMcLaren5
Авария / подвеска

нфАнри ПескаролоMarch5
Подвеска

нф/дк** Майк БёттлерMarch3
Прокол

нфДенни ХьюмMcLaren3
Утечка топлива

нфАндреа де АдамикMarch2
Впрыск топлива

нфХоуден ГенлиBRM2
Двигатель

нфЖаки ИксFerrari1
Авария

нквЙо БоньерMcLaren



нсХельмут МаркоMcLaren

Нехватка топлива / отказ

Журнал "Road & Track", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...