Гран-при США 1971 года: Первая победа второго номера
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

11-1971г. Гран-при США

11-1971г. Гран-при США

Север одерживает свою первую победу в Гран-при на восстановленной и удлинённой трассе в Уоткинс Глене. Наихудшее выступление лучших американцев

Watkins Glen Grand Prix Corporation потратила на модернизацию трассы примерно $2,5 миллиона – огромные деньги на любом языке и миллион фунтов на моём.
Она получила новое покрытие, стала шире и длиннее на милю, теперь её длина составляет 3,37 мили. Боксы были перенесены на обратную прямую, а после длинного правого поворота в конце бывшей главной прямой появилась своеобразная петля.
Вам, наверное, интересно, почему так много денег пришлось вложить в Глен, и я думаю, на это было несколько главных причин. Во-первых, трасса стала опасной для современных условий. Покрытие было ухабистым, а дорога – слишком узкой, в связи с чем комитет по безопасности CSI издал свои рекомендации. Трасса была слишком короткой для современных скоростей, а время прохождения круга составляло чуть более минуты. Было несколько случаев, когда зрители перебегали трассу прямо перед проносящимися гоночными автомобилями. Во-вторых, боксы, и хотя у меня осталось много ностальгических воспоминаний об Уоткинс Глене за последние более чем 12 лет, в течение каждого из которых я выставлял здесь свой автомобиль, дрожь в боксах – не единственная из причин. Безусловно, это были самые примитивные боксы из всех трасс Чемпионата в мире, хотя, должен сказать, они стали лучше, по сравнению с первыми двумя годами, когда они состояли всего лишь из настила на двух опорах, наподобие половины стола.
Я предполагаю, за всё говорят деньги, тем более такие, как местный призовой фонд в $267 000 – по слухам, именно во столько обходится любой автомобиль Ф1 в мире. В драку за них были брошены все запасные заводские автомобили, а также множество частных.
Прежде чем перечислить гонщиков, я попытаюсь объяснить возникшую ситуацию, которая серьёзно коснулась двух самых значимых американских гонщиков. Это было самое печальное, что только могло случиться с любым организатором Гран-при, и, если быть честным, всё это просто не укладывается у меня в голове, поскольку, к счастью, в Европе такое произойти не может.
За неделю перед Гран-при США должна была состояться гонка USAC "Трентон 300", в которой должны были участвовать Марио Андретти и Марк Донохью. Но по причине дождя гонка была отменена. Поэтому организаторы USAC перенесли её на другую дату и решили провести её в следующее воскресенье, когда Америка проводит свой единственный в году Гран-при Чемпионата Мира. USAC заявил, что Донохью и Андретти обязаны принять участие в гонке в Трентоне и могут потерять свои лицензии USAC, если не выполнят свои обязательства. Но они также были обязаны принять участие в гонке в Уоткинс Глене, и, по требованию американских представителей, FIA могла отозвать у них международные лицензии.
Так или иначе, американцы собирались лишить двух своих главных гонщиков шансов выиграть свой собственный Гран-при. Если бы в этот уикенд в Трентоне пошёл дождь, я предполагаю, у USAC была бы возможность испортить кому-нибудь гонку, а если бы дождь пошёл и в другие воскресенья, они смогли бы испортить всю оставшуюся часть автогоночного сезона. Боюсь, всё это выше моего понимания.
Мэл Керри, организатор Гран-при США, счёл, что отсутствие Андретти и Донохью обойдётся потерей $80 000 дохода. Но это не только деньги, но и престиж страны, поскольку, вполне возможно, впервые в истории американец мог выиграть свой домашний Гран-при.
Состав участников насчитывал 29 гонщиков – возможно, самое многочисленное стартовое поле Ф1 за многие годы, и старт был гарантирован всем без исключения. Я кратко пробегусь по нему, поскольку он сильно отличался от привычного. Lotus – никаких изменений, Фиттипальди и Виселл. Ferrari – Икс и Регаццони, но без Андретти. McLaren – Денни Халм и автомобиль Penske/White Донохью, которого заменил Дэвид Хоббс. Tyrrell – Стюарт и Север плюс Питер Ревсон на запасном автомобиле. Matra – как обычно, Амон и Бельтуаз. BRM – снова пять автомобилей для Зифферта, Гетина, Генли, Марко и Джона Кэннона, заменившего Джорджа Итона. Surtees – Джон на своём новом автомобиле и Майк Хэйлвуд на другом, оба в наших цветах Brooke Bond Oxo Rob Walker. Рольф Штоммелен находился в больнице в ожидании операции на челюсть после неудачного удаления зуба, поэтому его место за рулём автомобиля Auto Motor und Sport Eifelland занял победитель гонки в Ле-Мане голландец Гийз ван Леннеп. Frank Williams – никаких изменений, Анри Пескароло. Brabham – как обычно, Хилл и Шенкен. Крис Крафт вновь выступал за рулём прошлогоднего автомобиля Брэбхема. March – Петерсон и Галли с двигателем Ford, а де Адамич вернулся за руль March-Alfa, чтобы заменить Бьюттлера. Боннье, победитель гонки 1958 года, привёз свой старый McLaren, Пит Лавли располагал Lotus 69 с задней подвеской от "49", который одобрил даже Колин Чепмэн, и, наконец, Джин Мейсон выставил March 711 для Скипа Барбера.
За день до тренировок Элен, Джо и Виктор Францезе из Glen Motor Court организовывали днём великолепнейший матч по гольфу среди гонщиков и журналистов. Я играл вместе с Блойсом Бриттом из Associated Press против Майка Хэйлвуда и Джона Сертиза. Было очень забавно, а полную победу одержал Боб Мартин, спортивный менеджер Firestone. Блойс и я официально закончили вторым и третьим из-за непонятным образом вычисленного гандикапа в незасчитанные две худшие лунки. Должен сказать, я был рад избавиться от 10 и 8! Вино и призы были предоставлены Францезе и Great Western Wine Company, вино было выпито на месте, и все хорошо провели время.
Когда я прибыл на трассу, Чарльз Литл предоставил мне автомобиль, и я совершил три круга вместе с ним и Элизабет Хэйворд. Должен сказать, я находился под сильным впечатлением; они превратили трассу, равнозначную клубной, в одну из самых прекрасных трасс в мире, и мне показалось, что была проделана превосходная работа. Единственное, что заслуживает критики – в некоторых местах ограждения расположены довольно близко к трассе, но после гонки против этого никто возражать не стал.
Одним из первых, кого я увидел, был Марио Андретти, который был полон решимости принять участие в тренировках, господь с ним. Он сказал, что лично виделся к владельцем Трентона и умолял его перенести дату, но тот был непреклонен. Тем не менее, Марио сказал, что был уверен, что в воскресенье в Трентоне пойдёт дождь, и он легко доберётся на самолёте Lear Пенске вовремя к Гран-при. Он сказал: "Если дождя не будет, я устрою так, чтобы Мафия нагнала несколько дождевых туч". После чего он выехал на трассу и показал превосходное 4-ое время, поэтому не было никаких сомнений, в каком направлении лежат его симпатии.
Тренировки прошли с 13:00 до 17:00, стояла великолепная погода с температурой на солнце 105 градусов (40°С) и температурой асфальта 122 градуса (50°С), и Глен предстал во всём своём великолепии. Времена на круге не спешили снижаться, как и жара с большим количеством пыли на трассе, все гонщики довольствовались изучением трассы. Денни Халм, после того, как его двигатель, отработав своё, перегрелся, решил заменить его. Он потребовал нового рекорда от своих механиков, которые управились за один час и 28 минут, после чего успел вовремя выехать на трассу и показать 7-ое время. У Дэвида Хоббса взорвался двигатель на его Penske Sunoco McLaren, но в его случае рекордов не последовало, двигатель поменяли ночью.
Рейне Виселл совершил уже привычную для второго гонщика Lotus выходку и выработал всё топливо на трассе, после чего его пришлось буксировать в боксы. Объяснение, конечно же заключалось в том, что ему залили слишком мало топлива, чтобы он не смог износить двигатель. Когда я спросил Мауро Форгиери, всё ли было хорошо с Ferrari, он сказал: "Я ничего не говорю", что означало – он скрестил свои пальцы, чтобы всё было хорошо. Основных жалоб было две – взрывы двигателя и шины. Шин Firestone хватало лишь на два круга, после чего они перегревались, вероятно, из-за исключительно высокой температуры асфальта.
У Джона Сертиза был новый автомобиль с широкой носовой частью и боковыми радиаторами, и он уже не перегревался. Дела шли очень хорошо, за исключением того, что Джон смог совершить лишь один быстрый круг перед тем, как его передние шины перегрелись из-за сильного давления, оказываемого на них новой носовой частью. Тем не менее, он закончил тренировку на 9-ом месте. Майк-Мотоцикл Хэйлвуд теперь находится под строгой опёкой Джона. Ему запрещены три вещи: Мотоциклы, Выпивка и Девушки, но Майк говорит, что Джон неверно определил его приоритеты; тем не менее, Хэйлвуд взял себя в руки и показал 14-ое время, при этом пожаловавшись на большую недостаточную поворачиваемость, которую он не любит. Питеру Ревсону на его Tyrrell поставили старый изношенный двигатель, чтобы он привык к автомобилю и трассе. Он прекрасно выполнил свою задачу и заслужил для гонки двигатель 11-ой серии.
Фиттипальди был в ударе на протяжении большей части сессии, но в самом конце маэстро Джеки Стюарт вновь вырвался вперёд с 1:42.9, превзойдя великолепные 1:43.2 Клея Регаццони, который сказал, что автомобиль был "безупречен", и Эмерсона Фиттипальди с 1:43.8. Они были единственными тремя, кто преодолел барьер 1:44.
Заключительная тренировка в субботу прошла с полудня до 16:00 при ещё лучшей и более жаркой погоде с температурой на солнце 110 градусов (43°С) и температурой асфальта 127 градусов (53°С). С момента начала тренировки и до её окончания, причём на час раньше, чем днём ранее, температура оставалась неизменной, поэтому вероятность улучшения результатов была не очень высокой, разве что у неудачников предыдущего дня.
Джон Сертиз решил предоставить шанс Сэму Поуси, как и Гийзу ван Леннепу, Марк Донохью также разделил свой Penske McLaren с Дэвидом Хоббсом.
В течение первых двух часов почти ничего не происходило, за исключением механических поломок, и хватало пары остановок, чтобы автомобили возвращались в боксы. У Джона Кэннона сломался поршень и погнуло несколько клапанов. У Криса Крафта сломался привод дросселя, и он потянулся в боксы, то же самое сделал Скип Барбер из-за недостаточного давления топлива. На нашем автомобиле Brooke Bond Oxo Джона Сертиза заклинило механический топливный насос, но его довольно легко отремонтировали.
Шины доставляли ужасные проблемы, как из-за жары (которая, как сказал Кэмерон Аргетсингер, не наблюдалась со времён гонки Свободной Формулы 1960 года), так и из-за абразивной поверхности трассы. У Сертиза, Виселла и Петерсона шины ужасно хлюпали, а у Петерсона одна даже взорвалась, но я думаю, из-за того, что он вылетел с трассы. И Goodyear, и Firestone использовали квалификационные шины, но их хватало лишь на несколько кругов.
У Хаудена Генли взорвался двигатель, Икс также столкнулся с проблемами и вынужден был пересесть на старое шасси "B1". Сеппи Зифферт был не очень доволен работой своего двигателя, а у Пита Ревсона возникли проблемы с управляемостью его автомобиля. У Галли полетело сцепление, а у Тима Шенкена упало давление топлива. Едва Крис Амон настроил свой автомобиль и притёр тормоза для хорошего результата, думая, что из-за остановок будет предоставлено дополнительное время, как появился клетчатый флаг, поскольку дополнительного времени не предоставили. Его тим-менеджеру нужно было сделать как я – а именно, спросить Текса Хопкинса, человека с флагом, когда он собирается заканчивать тренировку. Пит Лавли использовал двигатель с 1052-мильным пробегом (предел предположительно составляет 600), а двигатель Боннье не перебирался в течение двух лет. Марк Донохью и Дэвид Хоббс не помогали, скорее, только мешали друг другу, поскольку использовали один и тот же автомобиль, деля пополам время, выделенное им для тренировок, и каждый хотел настроить автомобиль по-своему, поэтому они закончили тренировки далеко позади; Марк показал 1:45.3, а Дэвид – 1:46.2.
Среди довольных были Регаццони ("Fantastique"), Денни Халм, который на этот раз располагал действительно хорошим двигателем, Сэм Поуси, который исключительно хорошо пилотировал, показал 1:45.2 и получал удовольствие от появившейся возможности сесть за руль, и Майк Хэйлвуд, всего одну десятую секунды уступивший своему "боссу" Джону Сертизу. Таким образом, Team Surtees, как и я, были довольны тем, что наши автомобили заняли хорошие места на стартовой решётке.
Я спросил Колина Чепмэна, доволен ли он был, и он сказал: "Да, за исключением того, что нам не хватило одной сотой секунды до $2000 для обладателя лучшего квалификационного времени".
Трое закончили тренировки в 1:42: Джеки Стюарт с 1:42.64, Фиттипальди с 1:42.65 и Денни Халм с 1:42.9. Далее шли Регаццони, Север и Андретти.
Вечером накануне гонки я обедал с Питером Скеггом, который прибыл из Англии и вёл для меня диаграмму кругов, когда вошёл Джеки Стюарт, мертвецки уставший после 12-ти часов интервью для телевидения и прессы, рекламных вечеринок, фильмов и, чуть не забыл, показанных быстрейших времён во время обеих тренировок. Он попросил разрешения присоединиться к нашему столу и, едва он сделал себе заказ, как пришёл священник и пожелал ему удачи. Как только он ушёл, Сеппи Зифферт, который сидел за соседним столом, вскочил и сказал: "Джеки, неужели ты договорился о поддержке кюре?"

Утро в день гонки выдалось очень туманным, что положило конец нашим планам прибыть на трассу на вертолёте. Тем не менее, шериф нашёл время на организацию автоколонны, и в такой манере я никогда ещё не добирался на автогонку. Передо мной ехал мотоциклист и полицейский автомобиль, а следом за мной следовал автомобиль шерифа. С включенными сиренами мы мчались, несмотря на знаки остановки и "красный свет", обгоняя всех на свете и добравшись от Glen Motor Court до боксов за 15 минут – так же быстро, как на вертолёте.
Ближе к полудню пробилось солнце, и стало ясно, что день будет таким же жарким с температурой на солнце 104 градуса (40°С). В то же время появились новости о том, что в Трентоне ясно, и Андретти с Донохью примут участие в тамошней гонке. Марк получил от FIA телеграмму, вероятно, по требованию американского представителя, в которой говорилось о том, что он, вероятнее всего, лишится своей международной лицензии. Не думаю, что это слишком сильно взволновало Марка, но уверен, что Марио – да. Должно быть стыдно, что какой-то национальный клуб может испортить международную гонку.
Было разрешено совершить три прогревочных круга, и на первом Джон Сертиз влетел в боксы с упавшим давлением топлива. Сломался нагнетательный клапан, и на ремонт оставалось всего пять минут, после чего автомобиль должен был появиться на решётке. В конечном счёте, мы оттолкали автомобиль на решётку, причём с механиком, сидевшим на задней части автомобиля, но он успел поставить клапан на место; в итоге, автомобиль закончил гонку со слишком большим давлением.
Флаг упал вовремя, и в гонку ушли все, кроме Скипа Барбера, у которого сломалось сцепление. Он попытался накатом продолжить движение от временной решётки к настоящей, но вынужден был остановиться, и двигатель заглох. Он никак не мог завести его повторно, но ему всё же это удалось – воткнув повышенную передачу, он ушёл в гонку. Гонка для него не сложилась, поскольку он вынужден был заменить три спущенные шины, затем у него закончилась вся тормозная жидкость, а двигатель потерял мощность. В первом повороте коробка передач на BRM Джона Кэннона застряла на нейтрале – он остановился, расстегнул ремни, вылез из автомобиля, самостоятельно установил рычаг переключения передач в нужное положение и продолжил гонку, но обнаружил, что в непристёгнутом состоянии болтается в кокпите словно горошина в стручке, поэтому после 30-ти кругов он так устал, что заехал в боксы, чтобы как следует пристегнуть ремни. В последнем повороте перед боксами Крис Крафт развернулся и не смог завести свой двигатель, но, поскольку он находился на въезде на пит-лейн, он оттолкал автомобиль в боксы, где его завели, заменив аккумулятор. Впоследствии с одной из его шин слез кусок резины, что привело к поломке задней поперечины. И, наконец, бедный Питер Ревсон медленно заехал в боксы из-за масла, попавшего на сцепление. Довольно богатый событиями первый круг.
Положение было следующим: Джеки Стюарт на 1,3 секунды опережал Денни Халма, преследуемого Севером, Регаццони, Зиффертом, Иксом, Амоном, Фиттипальди, Виселлом, Бельтуазом, Пескароло, Генли, Хэйлвудом, Петерсоном, Сертизом, Гетином, Шенкеном, Хиллом, Марко, Поуси, Галли, Хоббсом, де Адамичем, Боннье, Лавли и Барбером, а Ревсон и Крафт отправились в боксы. На следующем круге показалось, будто в гонке лидировал Кэннон, поскольку он вернулся в автомобиль и закончил свой первый круг в тот момент, когда лидеры ушли на свой второй. Джеки уверенно удерживал свою позицию, Фиттипальди обошёл Амона в борьбе за 7-ое место, а Пескароло обошёл Генли в борьбе за 10-ое. Мы шли в "сэндвиче" из Хэйлвуда, Петерсона и Сертиза на 12-ом, 13-ом и 14-ом местах соответственно. С этого момента Майк и Ронни завязали между собой продолжавшийся почти всю гонку поединок, ставший одной из сенсаций дня, и Хэйлвуд оказался одним из выдающихся гонщиков в своём всего лишь 2-ом Гран-при с 1964 года. К 5-му кругу Джеки уступил несколько десятых секунды, что было несвойственно его привычной форме, а Джон Сертиз заехал в боксы из-за пропусков зажигания – ему заменили распределительную коробку, и он вернулся в гонку в круге позади пелотона. С этого момента он полетел словно "бомба", хотя двигатель продолжал глохнуть в самый неподходящий момент, как это было в Монце, но с тех пор он вернулся к отремонтированному, только, по-видимому, без особого успеха, Cosworth.
Рейне Виселл сначала обнаружил недостаток в тормозах и снизил темп. Затем, обнаружив их улучшение, вдавил "газ" в пол, но на 6-ом круге внезапно потерял их, врезался в ограждение во втором повороте перед боксами и прекратил гонку. На 7-ом круге Север обошёл Денни в борьбе за 2-ое место, а на 9-ом Икс обошёл своего товарища по команде, Регаццони (чьи тормоза и двигатель больше не были "Fantastique"), в борьбе за 4-ое место, тогда как Джеки, по-прежнему, обладал 1,0-секундным преимуществом. Примерно в это время Goodyear Стюарта начали перегреваться, вызвав небольшую недостаточную поворачиваемость. На 11-ом круге Фиттипальди совершил первый из своих нескольких пит-стопов из-за заевшего золотника дросселя. Галли "поймал" огромный камень, вылетевший из-под зацепившего обочину Дэвида Хоббса, который погнул Нанни рулевую тягу и монокок и повредил (несмотря на решётчатую защиту) задний радиатор, так что он вынужден был сойти с дистанции. Скип Барбер также совершил первую из своих трёх замен шин.
На 13-ом круге Север приблизился вплотную к Джеки Стюарту, который сразу же подвинулся и уступил ему лидерство, после чего тот попытался помочь Франсуа, сдерживая остальных, поскольку знал, что недостаточная поворачиваемость на его автомобиле слишком возросла, и самому ему гонку уже не выиграть. По сути, Джеки финишировал всего с 1,5-миллиметровым протектором на передней левой шине. У Денни Халма также возникли проблемы – шины провернулись вокруг ободьев, вывели их из баланса и вызвали сильную вибрацию, и он уступил сначала Иксу, а затем Регаццони и Зифферту. На 15-ом круге Сэм Поуси, который великолепно выступал в своём первом Гран-при, его самой большой амбиции, сошёл из-за взорвавшегося поршня. Двигатель дымил уже много кругов – большая неудача после столь хорошего пилотажа. Скип Барбер заехал в боксы для замены ещё одного колеса, а у Эмерсона Фиттипальди в скоростном повороте на вершине холма взорвалась задняя шина, доставив ему очень неприятные мгновения, и он заехал в боксы с разорванной в клочья шиной. На 17-ом круге Север имел 5,7-секундное преимущество, а Икс смог обойти Стюарта в борьбе за 2-ое место и устремился в погоню за Франсуа. Петерсон смог обойти Майка-Мотоцикла, но Хэйлвуд вернул себе свою позицию.
На 20-ом круге Крис Амон заехал в боксы для замены передней левой шины и вернулся на трассу примерно в 10-ти секундах впереди Джона Сертиза, который вскоре присоединился к сражению, и они вели между собой тесное соперничество до тех пор, пока у Сертиза не лопнула топливная трубка – на 54-ом круге он выбыл из гонки. На 23-ем Тим Шенкен заехал в боксы с очень грубо звучащим двигателем, где ему заменили свечу зажигания, но это не помогло, и он сошёл в прерии из-за сломанной клапанной пружины. Скип Барбер заехал в боксы и заменил ещё одну шину. У Анри Пескароло на March Фрэнка Уильямса взорвался двигатель.
К 30-му кругу Север, по его словам, столкнулся со страшной недостаточной поворачиваемостью, и Икс догнал его, сократив разрыв до 4-ёх секунд. Удивительно, что шины Франсуа держались так долго, тогда как большинство Goodies уже пришли в негодность. На 32-ом Денни Халм заехал в боксы и заменил все четыре колеса, поскольку из-за вибрации его глаза уже вылазили из орбит. Это отбросило его с 5-го на 15-ое место. Тем временем, Икс приблизился к Северу на 3,3 секунды, а сам он, в свою очередь, шёл в 14,5 секунды впереди Yardley BRM Сеппи Зифферта. Сеппи сказал, что его двигатель работал не очень хорошо и не тянул в интервале между 8500 и 9500 об/мин. Его преследовал Стюарт, которого стремительно догоняли Петерсон и Хэйлвуд.
Эмерсон заехал в боксы из-за сломанного топливного манометра – его комбинезон был пропитан топливом и нуждался в замене. Икс постепенно приближался к Северу – на 43-ем круге разрыв составлял 2,2 секунды, когда Жаки установил рекорд круга 1:43.47. Он имел преимущество, поскольку чем дольше продолжалась гонка, тем шины Firestone становились лучше; но Франсуа пилотировал очень хладнокровно и ни разу не потерял головы под давлением Икса. Всё решилось на 49-ом круге. Генератор на Ferrari Жаки Икса вышел из строя и проделал в коробке передач дыру, через которую вылилось всё масло. Халм был первым, кто наехал на него прежде, чем был вывешен флаг, предупреждающий о масле на трассе – он врезался в ограждение и погнул переднюю подвеску. Едва Денни остановился, как появился Франсуа Север и очень сильно ударился об ограждение, но Tyrrell оказался достаточно прочным, чтобы остаться невредимым и продолжить гонку. Ferrari доползла до боксов и сошла, но Икс был доволен, поскольку он сказал, что доказал, каким хорошим автомобилем являлось старое шасси "B1", и он чувствовал, что мог одержать победу – я думаю, он сделал бы это. Таким образом, Франсуа оказался в удобном положении, на 29 секунд опережая Сеппи Зифферта.
В районе 50-го круга Майк Хэйлвуд, который собирался обойти Стюарта в борьбе за 5-ое место, неожиданно получил два прокола, и, как он потом сказал, он почувствовал, что автомобиль ведёт себя очень странно, но он не знал, чем это было вызвано, поскольку он никогда прежде не получал прокола, поэтому он всего лишь сбавил темп, и Хауден Генли обошёл его. На 54-ом круге шина, видимо, спустила окончательно, бедный Майк вошёл в один из поворотов, но автомобиль продолжил движение прямо, и подвеска не выдержала – так закончилась его великолепная гонка, и я надеюсь, что мы увидим ещё нечто большее в его исполнении.
У BRM начались проблемы с расходом топлива, и первым в боксы на 49-ом круге отправился Хельмут Марко, который дозаправился и вернулся на трассу. Пит Лавли также заехал в боксы для быстрой дозаправки, но он знал заранее, что не сможет преодолеть всю дистанцию без дозаправки. За четыре круга до финиша Север безмятежно лидировал. Сеппи Зифферт, который шёл вторым в 33-ёх секундах впереди Петерсона, начал испытывать нехватку топлива. Прежде, выступая за меня, Сеппи уже сталкивался с этим, и он знает все уловки вроде бросания автомобиля из стороны в сторону с целью расплёскивания топлива, но он испытывал серьёзные трудности и терял по 8 секунд на круге. За 2 круга до финиша разрыв сократился до 9,8 секунды, и зрители повставали с мест. За один круг до финиша он, по-прежнему, составлял 8 секунд. Затем двигатель Хаудена Генли заглох на въезде в боксы, но когда он затормозил, топливо хлынуло вперёд, двигатель снова завёлся, и ему неистово замахали, чтобы он возвращался на трассу.
Франсуа Север спокойно принял финишный флаг, одержав очень заслуженную и довольно запоздалую победу. У него даже было время, чтобы при пересечении черты снять обе руки с руля и поприветствовать зрителей. Сеппи Зифферт смог в течение последнего круга сохранить подачу топлива и пересечь черту всего в четырёх секундах впереди Петерсона – после столь огромного достижения Сеппи был совершенно истощён. Хауден Генли пересёк черту в боковом скольжении, пытаясь обеспечить насос большим количеством топлива, и смог удержать своё 4-ое место.
Петерсон сказал, что его шины плохо работали на старте, но вскоре они улучшились и ближе к финишу работали очень хорошо. Единственной проблемой Генли было топливо. Стюарт смог финишировать 5-ым после гонки, испорченной недостаточной поворачиваемостью. Регаццони пришёл 6-ым после того, как откатился назад из-за разворота, недостатка тормозов и скверно звучащего двигателя. Грэм Хилл предпринял свойственные ему решительные усилия, финишировав 7-ым, несмотря на недостаточную поворачиваемость и жёсткую зубчатую рулевую рейку; Бельтуаз – 8-ым, Гетин – 9-ым, Дэвид Хоббс – 10-ым с онемевшей шеей, поскольку слишком маленький автомобиль не был подогнан под него.
Нужно признать, что, несмотря на победу Goodyear, шины играли в гонке огромную роль. Firestone заняли 2-ое, 3-ье, 4-ое и 6-ое места. Почему шины Севера выглядели намного лучше, чем Стюарта – настоящая тайна, и единственное, что Кен Тиррелл смог предположить – одна партия шин оказалась лучше другой.
Франсуа Север стал первым французом, выигравшим Гран-при Чемпионата с тех пор, как Морис Тринтиньян в 1958 году выиграл гонку в Монако, выступая на моём Cooper-Climax. Франсуа – третий подряд гонщик, выигравший свой первый Гран-при в Соединённых Штатах, и пятый за всю его историю: Риндт, Фиттипальди и Север победили в 1969-70-71 годах соответственно, Иннес Айленд в 1961 году, и Брюс МакЛарен – в 1959 году. Гонщики представляли 13 различных национальностей – ещё один рекорд. Мне кажется, трасса, организация, погода и пресс-релизы были потрясающими с большой буквы, и Уоткинс Глен можно отнести к числу лучших трасс в мире.



1Франсуа СэверTyrrell1:43'51.991
2Йо ЗиффертBRM1:44'32.053
3Ронни ПетерсонMarch1:44'36.061
4Хоуден ГенлиBRM1:44'48.740
5Джеки СтюартTyrrell1:44'51.994Расслоение шин
6Клей РегаццониFerrari1:45'08.417Разворот
7Грэм ХиллBrabham1:44'13.860
8Жан-Пьер БельтуазMatra1:44'20.570
9Питер ГетинBRM1:44'54.151Пружина клапана
10Дэвид ХобсMcLaren1:45'15.503
11Андреа де АдамикMarch1:44'01.191
12Крис ЭймонMatra1:44'51.004
13Хельмут МаркоBRM1:45'12.737
14Джон КэннонBRM1:45'06.281
15-нфМайк ХэйлвудSurtees
Прокол / разворот на масле / авария
16-нфЙо БоньерMcLaren
Нехватка топлива
17Джон СертисSurtees1:43'23.786Пит-стоп / зажигание
нкСкип БарберMarch1:43'55.329Пит-стоп / коробка передач
нкЭмерсон ФиттипальдиLotus1:44'19.344Пит-стопы / дроссель
нкПит ЛавлиLotus1:44'28.539
нфЖаки ИксFerrari
Генератор
нфДенни ХьюмMcLaren
Разворот на масле / авария
нфТим ШенкенBrabham
Двигатель / клапан
нфКрис КрафтBrabham
Разворот / расслоение шин /
задняя подвеска
нфАнри ПескаролоMarch
Распределительный вал
нфСэм ПоузиSurtees
Двигатель / поршень
нфНанни ГаллиMarch
Рулевой механизм /
подвеска / радиатор
нфРейне ВиселльLotus
Тормоза / авария
нфПитер РевсонTyrrell
Сцепление


Журнал "ROAD & TRACK", 1971
Перевод: Андрей Краснов.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...