Гонка чемпионов 1971 года: дебют газотурбинного Lotus 56B и победа Регаццони на Ferrari
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1971г. - Гонка чемпионов

1971г. - Гонка чемпионов

Хотя "Гонка Чемпионов" была единственной гонкой дня, не изобиловавшей плотной борьбой вплоть до последнего поворота последнего круга, она отнюдь не была скучной. Клей Регаццони за рулём новой Ferrari 312-B2 на середине дистанции отнял лидерство у Стюарта, ушёл вперёд и одержал лёгкую победу благодаря тому, что на стартовой решётке переобулся в "сухие" шины. Стюарт, стартовавший на промежуточных шинах, большую часть гонки отбивал атаки Дениса Халма на новом McLaren M19, пока тот не сошёл из-за проблем с зажиганием, а затем – Грэма Хилла, летевшего словно ветер на новом Brabham с клешнями омара, пока тот также не сошёл в боксах с подозрением на поломку клапанных пружин, перед этим установив быстрейший круг в гонке.
Все остальные гонки уикенда – организованные BRSCC при спонсорской поддержке Daily Mail и Champion Sparking Plugs – отличались острыми кульминациями, от субботней гонки Формулы 3 до воскресных Формулы Ford и двух гонок дорожных автомобилей. Таким образом, огромная толпа зрителей, храбро встретившая не обещавшую ничего хорошего погоду, не пожалела о заплаченных деньгах, тем более, после нескольких утренних ливней та оставалась сухой.

Тренировки
Первый день тренировок в пятницу был разливом во всех смыслах этого слова, поскольку, когда не было дождя, шёл ливень. Денни Халм охотно вздремнул в паддоке в своём дорожном автомобиле и отказался выводить на трассу новый McLaren M19 на любую из трёх сессий, считая это напрасной тратой времени.
На первой сессии быстрейшим был Джеки Стюарт, но его лучший круг 1'42,8 был намного хуже рекорда круга Джека Брэбхема 1'25,8, несмотря на несколько впечатляющих "змеек" со стороны Tyrrell, которым являлся "001", оригинальный автомобиль. Сертиз, который, кажется, постоянно вытворяет чудеса на влажной трассе, за рулём нового Surtees TS9 показал второе время 1'45,8, а третье 1'48,7 – новый газотурбинный Lotus 56B. Четвёртое время 1'50,1 показал новичок Рэй Аллен на Motul-March 701 Фрэнка Уильямса.
Вторая сессия непосредственно перед полуднем также прошла под дождём. Стюарт улучшился до 1'41,1, что было на три секунды лучше кого бы то ни было и позволило ему заработать 100 бутылок шампанского, как всегда, предоставленных Evening News, хотя в холод и сырость были бы намного предпочтительнее 100 чашек горячего кофе. Фиттипальди за рулём газотурбинного Lotus показал второе время 1'44,1, Сертиз улучшился до 1'44,2, а новобранец команды BRM Хауден Генли показал четвёртое время 1'45,8. Его товарищ по команде Джон Майлз на втором "P153" заработал прокол и прочие проблемы на первой сессии, затем поломку третьей передачи на второй сессии, которая доставила ему хлопот на целый день, поскольку единственная запасная коробка передач находилась в Бурне, будучи упакованной и готовой к отправке на гонку в Онтарио. Тем не менее, она была спешно распакована и отправлена в Брэндс.
Поскольку всё ещё шёл дождь, команды Tyrrell и Surtees не остались на заключительную сессию дня, а упаковались и отправились по домам, что позволило Фиттипальди "развернуться" и показать на газотурбинном автомобиле быстрейший круг.
Некоторые опытные обозреватели говорили, что его время 1'43,2 было достигнуто скорее благодаря полному приводу, нежели газовой турбине, поскольку Lotus выглядел намного устойчивей своих соперников и, казалось, передавал много больше мощности на дорогу. Наконец, мы увидели, как работает на мокрой трассе полный привод с гонщиком за рулём, предпринявшим решительное усилие для постижения его особенностей. Эта демонстрация была столь впечатляющей, что некоторые команды задались вопросом, не преждевременно ли они оставили свои эксперименты над собственными системами полного привода.
В течение всей субботы, после унылого и пасмурного утра, погода постепенно прояснялась. На утренней сессии трасса была всё ещё влажной, хотя Стюарт улучшился до быстрейшего времени сессии 1'26,4. Оно было показано после нескольких пробных кругов с полными топливными баками для сравнения поведения Tyrrell и чтобы убедиться, что автомобиль нигде не "приседает", поскольку Брэндс обнаруживает все слабые места в подвеске любого автомобиля, которую, как правило, всегда приподнимают выше, чем обычно. Как уныло сказал Стюарт: "В Брэндс Хетче всё на свете валится из рук". Новая прогрессивная подвеска McLaren M19, казалось, справлялась лучше всех, поскольку Халм показал второе время сессии 1'28,9, а затем всех удивил Джон Майлз, показав третье время 1'29,1, несмотря на замену коробки передач с неверными передаточными отношениями. Механики Ferrari всю ночь провозились с Ferrari Клея Регаццони, новой "312-B2" с горизонтальным расположением элементов задней подвески, спешно восстановленной после аварии во время испытательной сессии в Кьялами. В течение дня подвеска тщательно настраивалась, пока автомобиль не перестал высекать искры на кочках Брэндса, и Регаццони начал постепенно улучшать свои результаты.
Наконец, дневная сессия прошла посуху, что вылилось в 30-минутную неистовую погоню за улучшением времён на круге. Гонщик каждый раз показывал результат, который давал ему право стартовать из первого ряда решётки, но тут же откатывался в третий ряд, поскольку его соперники тут же улучшали его время. Стюарт с самого начала предъявил права на поул-позицию, и никто не мог сравняться с его временем, но Грэм Хилл на новом Brabham BT34 с клешнями омара, Халм, Регаццони и Сертиз постоянно сталкивали один другого с верхних строчек стартовой решетки, как это бывает при обмене позициями в гонке. Когда появился клетчатый флаг, Стюарт, по-прежнему, уверенно занимал поул-позицию с временем 1'24,6, показанным под самый конец, а рядом с ним в первом ряду решётки расположились Халм с 1'25,5 и Регаццони с 1'26,0. Следом за первой тройкой оказались Хилл с 1'26,1 и Майлз с 1'27,1.
Драма происходила не только на трассе, но и в паддоке. Механики Фрэнка Уильямса отчаянно работали над доводкой своего нового March 711 в соответствии с уроком, полученным заводскими автомобилями в Южной Африке. Их автомобиль был доставлен в Брэндс лишь перед окончанием заключительной тренировочной сессии, но он напрочь отказался заводиться. Тем не менее, в воскресенье утром команде предоставили специальную испытательную сессию, но это означало, что Ронни Петерсон должен был стартовать с последнего места и лишь спустя 10 секунд после основного пелотона.
После прояснения, утром в день гонки небо вновь заволокло тучами, и на трассу обрушился ливень. Однако, ближе к старту "Гонки Чемпионов", запланированному на 14:00, дождь прекратился, и появились все признаки того, что погода может проясниться. Это обстоятельство поставило команды перед сложной проблемой выбора между промежуточными шинами и "сухими" в надежде на то, что трасса полностью высохнет. Денис Халм, бормоча грубые замечания по поводу "проклятой английской погоды", выбрал промежуточные шины Goodyear. Tyrrell Стюарта дольше всех остальных стоял перед своими боксами в промежуточных шинах, в то время как его команда обсуждала с гоночным руководителем Goodyear Лео Мелом, переобуться ли в "сухие" шины, заранее подготовленные к замене. Они решили остаться на промежуточных. В первом ряду решётки царила ужасная суета, посреди которой на Ferrari Регаццони промежуточные шины Firestone спешно сменили новыми Firestone B23, 20-дюймовыми передними и 24-дюймовыми задними.

Гонка
Халм ушёл со старта в облаке синего дыма от шин задних колёс, но когда пелотон устремился вниз к Druids, Стюарт был уже впереди, и к концу первого круга его Tyrrell уже создал существенный отрыв от Халма (McLaren), Регаццони (Ferrari), Хилла (Brabham), Сертиза (Surtees), Виселла (Lotus), Гетина (McLaren), Майлза (BRM), Генли (BRM), Шенкена (Brabham), Фиттипальди (газотурбинный Lotus), Петерсона (March), Бьюттлера (March) и Аллена (March).
Триммер заехал в боксы из-за проблем с подачей топлива на GLTL Lotus 72, совершил ещё несколько кругов, а затем сошёл. Положение в первой шестёрке не менялось на протяжении первых 19-ти кругов, хотя позади неё Петерсон за рулём нового March в тёмно-синих цветах Motul прорывался сквозь пелотон, пока не вышел на восьмую позицию – затем на 13-ом круге у него сломался карданный шарнир ведущего вала, и он сошёл.
Преимущество Стюарта выросло более чем до 5-ти секунд, а затем, по мере того, как трасса подсыхала, начало сокращаться, несмотря на то, что какое-то время его времена на круге улучшились примерно с 1'29 до 1'28,6. Но Халм и Регаццони постепенно сводили на нет его отрыв, пока на 20-ом круге Регаццони не обошёл Халма и не начал приближаться к Стюарту по секунде на круге. Когда гонка подошла к своему экватору, 25-му кругу, Регаццони был уже у Стюарта на хвосте, а на 25-ом круге Ferrari вышла в Dingle Dell в лидеры и начала постепенно уходить вперёд, проходя круги за 1'28,2, по сравнению с 1'29 у Стюарта.
Третьей позиции Халма угрожал Хилл на новом Brabham с клешнями омара, который всё же обошёл новый McLaren. На протяжении нескольких кругов Халм удерживал четвёртую позицию, а затем заехал в боксы из-за пропусков зажигания. Транзисторную коробку заменили, но спустя ещё несколько кругов она снова сгорела, таким образом, проблема, очевидно, была более серьёзной, и автомобиль вернулся в боксы, где и сошёл.
Среди ранних визитёров в боксы был Майлз, чей BRM настолько плохо вёл себя на промежуточных шинах, что у него возникли подозрения на прокол. Его подозрения не оправдались, но ему спешно установили "сухие" шины, а остановка отбросила его на 1,5 круга назад. Фиттипальди на газотурбинном Lotus заехал в боксы из-за разболтавшегося заднего стабилизатора поперечной устойчивости – его сняли с автомобиля. Кроме того, отрегулировали тормоза, но отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости ухудшило управляемость, и автомобиль постоянно "приседал", поэтому, в конечном счёте, Фиттипальди вернулся в боксы, чтобы сойти с дистанции. В результате этой пробной гонки, Lotus решили не брать газотурбинный автомобиль на гонку в Онтарио.
Регаццони постепенно отрывался от Стюарта, который теперь испытывал сильное давление со стороны Хилла. Каждый раз на входе в поворот South Bank два автомобиля оказывались рядом, но дополнительные 500 об/мин нового двигателя 11-ой серии Стюарта позволяли ему каждый раз оставаться впереди. Великолепная схватка между двумя опытными гонщиками продолжалась почти 10 кругов, после чего из двигателя Хилла раздался странный скрежет, и он заехал в боксы, где сошёл с подозрением на поломку клапанных пружин.
Таким образом, на 40-ом круге Регаццони имел 15-секундное преимущество и постепенно отрывался от Стюарта, чей Tyrrell проходил круги в районе 1'29 и был единственным автомобилем, находящимся в одном круге с лидером. Джон Сертиз решительно удерживал третью позицию за рулём автомобиля, чей двигатель теперь охлаждался фактически воздухом, поскольку большая часть воды вытекла через поврежденный шланг, соединяющий двигатель с правым радиатором. На четвёртой позиции шёл Рейне Виселл, но в Bottom Bend на его Lotus 72 неожиданно отказал двигатель, и он вылетел с трассы в траву. Он решил, что его заклинило, но когда впоследствии механики начали восстанавливать его автомобиль, они нажали на кнопку стартера, и двигатель завёлся, так что, возможно, дело было в сбое зажигания.
Это позволило Хаудену Генли на втором BRM P153 выйти на четвёртую позицию, но на всём протяжении второй половины гонки он отбивал непрекращающиеся атаки со стороны Тима Шенкена на втором заводском Brabham. В конце концов, после того, как Регаццони пересёк финишную черту и одержал победу, Генли на последнем круге не вписался в Westfield, и Шенкен обошёл его. Интрига в гонке сохранялась до самого финиша.

Результаты
Daily Mail "Гонка Чемпионов", 21 марта – Организована BRSCC для автомобилей Формулы 1,
50 кругов 2,65-мильной трассы Гран-при Брэндс Хетч. Погода: сначала влажно, затем пасмурно, но сухо.

1 К. Регаццони (Ferrari 312-B2), 1:13'35,0, 108,04 миль/ч;
2 Дж. Стюарт (Tyrrell-Ford), 1:13'58,6;
3 Дж. Сертиз (Surtees-Ford TS9), 49 кругов;
4 T. Шенкен (MRD Brabham-Ford BT33), 48 кругов;
5 Х. Генли (Yardley-BRM P153), 48 кругов;
6 Р. Аллен (Frank Williams Motul March-Ford 701), 48 кругов;
7 Дж. Майлз (Yardley-BRM P153), 48 кругов.

Быстрейший круг: Г. Хилл (MRD Brabham-Ford BT34), 1'26,7, 110,03 миль/ч.

Сходы:
T. Триммер (GLTL Lotus 72), система питания;
Р. Петерсон (Williams March 711), карданный шарнир;
Г. Хилл (Brabham BT34), двигатель;
Р. Виселл (GLTL Lotus 72), двигатель;
М. Бьюттлер (March 701), давление масла;
Д. Халм (McLaren M19), зажигание.



Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, week ending March 27, 1971



Знаете ли Вы что...