Незачетная гонка International Trophy 1971 года: Возвращение Грэма Хилла
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1971г. Незачетная International Trophy

1971г. Незачетная International Trophy

Возвращение Грэма Хилла к прежней форме завершилось: за рулём заводского Brabham BT34 он выиграл свою первую за последние два года гонку Формулы 1, одержав абсолютную победу в состоявшем из двух заездов субботнем GKN-Daily Express "Интернэшнл Трофи" в Сильверстоуне. Джеки Стюарт на Tyrrell с лёгкостью выиграл первый заезд, но во втором потерпел аварию из-за заевшего дросселя, тогда как Педро Родригез (BRM) лидировал во втором заезде, но затем откатился назад из-за прокола. Сопутствующую гонку Формулы 5000 выиграл Майк Хэйлвуд (Surtees TS8).

Соревнования "Интернэшнл Трофи" в Сильверстоуне традиционно знаменуются богатыми на события и очень увлекательными гонками представительного для "Трофи" состава участников Формулы 1. В этом году 23-ий по счёту Трофи прошёл, как всегда, при поддержке Daily Express и второй год подряд при финансовой поддержке крупной GKN Group. Спонсорская поддержка этих соревнований со стороны GKN – самая обширная среди всех представителей автомобильной промышленности; различные подразделения группы предоставили свои призы каждой из гонок уикенда.
Как и в 1970 году, "Интернэшнл Трофи" был открыт для автомобилей Формулы 1 и Формулы 5000 и включал в себя этап Чемпионата Rothmans Формулы 5000. Когда автомобили выстроились на стартовую решётку перед первым из двух 26-круговых заездов, предварительно обнародованный список участников из 39-ти автомобилей был сокращён до 31-го, но даже он являлся, вероятно, самым представительным пелотоном из 400-сильных монопостов, собравшихся в этом году по эту сторону Атлантики. Иронический побочный эффект совместного участия автомобилей Формулы 1 и Ф5000 заключался в том, что победители в обоих классах получили одинаковые призовые (£750), но из-за призового соотношения Чемпионата Rothmans финишировавший пятым в Ф5000 получил столько же, что и финишировавший вторым в Формуле 1. Но, безусловно, это рассматривается без учёта весьма значительных стартовых денег, которые BRDC пришлось выплатить для привлечения 17-ти автомобилей Гран-при. Собрав столь великолепный пелотон, они испытали разочарование, когда перед самым началом тренировок в четверг пришла телеграмма, в которой говорилось о том, что, из-за забастовки машиностроителей в Италии, будут отсутствовать две заводские Ferrari.
После того, как во время частных испытаний гонщики нескольких команд превзошли рекорд Джеки Стюарта двухлетней давности 1'21,3, официальные тренировки уже ничего не решали, поскольку после сухой первой сессии в четверг оставшиеся тренировки прошли на влажной трассе. Во время той первой сессии Крис Амон за рулём заводской Matra MS120B с широкими носовыми обтекателями, впервые используемыми в Южной Африке, показал время 1'20,0 131,72 миль/ч, которое позволило ему стартовать с поул-позиции. Второе время 1'20,2 показал Tyrrell Стюарта, тогда как третье 1'21,0 – Эмерсон Фиттипальди на газотурбинном Lotus 56B, сдержавший обещания во время испытаний в Сильверстоуне. После своего последнего появления в Оултон Парке газотурбинный автомобиль был оснащён увеличенными 1,25-дюймовыми тормозными дисками на всех четырёх колёсах и новыми "сликами" Firestone. Замыкал первый ряд решётки "TS9" Джона Сертиза. Во время очень влажной второй сессии быстрейшим был Ронни Петерсон на STP March-Alfa Romeo, показавший 1'28,2, тогда как Стюарт получил £100 (награда за быстрейшее время на каждой сессии) после того, как показал быстрейшее пятничное время. Среди тех, кто мог бы пройти круг ещё быстрее, если бы не погодные условия, были два гонщика BRM, Родригез и Зифферт, и Пескароло на Williams March, который для пятничной сессии был доставлен самолётом с тренировок перед 1000-километровой гонкой в Спа.
Быстрейший автомобиль Формулы 5000, заводской Surtees TS8 Майка Хэйлвуда, занял место в третьем ряду с результатом 1'23,6, который повторил на последней сессии Брайен Редмэн на Syd Taylor McLaren М18. Было очевидно, что в этом году автомобили Ф5000 не могли состязаться на равных даже с посредственными автомобилями Формулы 1, частично из-за того, что автомобилей Ф1 было больше, и они были лучше, и также потому, что большинство 5-литровых автомобилей не могли воспользоваться новейшими достижениями шинников. Основные клиенты Goodyear, включая Стюарта, Brabham BT34 Хилла, единственный McLaren M14 Гетина и Matra Амона и Бельтуаза, использовали очередной новый состав "G26" и шины со слегка отличной конструкцией каркаса.
С попаданием газотурбинного Lotus в первый ряд, казалось, у него были все шансы оторваться на страте от пелотона в первом заезде "Трофи". Когда флаг упал в лучах солнца, его выхлопные трубы извергли пламя, и он стартовал бок о бок со Стюартом. Но когда пелотон исчез за Copse, Стюарт начал очередную убедительную демонстрацию своего превосходства. К концу первого круга он оторвался от пелотона почти на 50 ярдов и пронёсся в Woodcote впереди Сертиза, Бельтуаза, Амона, Фиттипальди и Хилла.
Несколько гонщиков из числа основных соперников рано столкнулись с проблемами. В конце второго круга в боксы потянулись Фиттипальди и Петерсон – проблема Петерсона была не более, чем отсоединившимся проводом свечи зажигания, а вот газотурбинный автомобиль вынужден был сойти из-за поломки крепления верхнего поперечного рычага передней подвески. После пяти кругов Matra Амона заглохла из-за топливного голодания – она остановилась в боксах, где ей долили топлива, что, казалось, разрешило проблему, но впоследствии её попыткам догнать пелотон помешал прокол. Тем временем, Бельтуаз вышел на вторую позицию и почувствовал давление со стороны Грэма Хилла, которого, в свою очередь, догонял Родригез на BRM P160. Его товарищ по команде Зифферт на "P160" сошёл на восьмом круге из-за проблем с двигателем – последующая диагностика выявила треснувшую гильзу цилиндра.
Пока Стюарт продолжал отрываться, как обычно, постепенно улучшая рекорд круга, Хилл вышел на вторую позицию, а Родригез – на третью. BRM неумолимо догонял Brabham, а зрители на трибунах обсуждали редкий для мексиканца случай – он показал Хиллу кулак, когда они проходили Woodcote на скорости примерно 130 миль/ч! За 20 кругов до финиша Родригез совершил захватывающий дух обгон по внутреннему радиусу Woodcote, и эти позиции они сохранили до самого финиша. Позади них Сертиз снова вышел на четвёртую позицию впереди Бельтуаза. Гетин шёл шестым, тогда как Виселл, Генли и Шенкен (заводские Lotus 72, BRM P153 и Brabham BT33 соответственно) опережали лучший среди автомобилей Формулы 5000, McLaren Брайена Редмэна. За один круг до финиша Петерсон, после своего пит-стопа откатившийся далеко назад, с заблокированными передними колёсами въехал прямо в шлакобетонную стену перед Becketts. Удар был очень сильным – видимо, на скорости более 90 миль/ч – такое ощущение, что у него заело дроссель. Петерсона доставили в санчасть Гран-при, а затем в больницу Нортгемптона, откуда сообщили, что он получил сотрясение, но кости остались целыми.
BRM Зифферта не смогли восстановить вовремя ко 2-му заезду. Среди прочих сошедших были McLaren M10B Ф5000 Роя Аллена, не подлежавший ремонту после аварии в Abbey в первом заезде, и Leda Тревора Тейлора с упавшим давлением масла. Но газотурбинный Lotus был отремонтирован вовремя и в самый последний момент занял место в конце решётки.
На этот раз Стюарт пробовал обойти Родригеза со всех сторон, когда они проносились под пешеходным мостом. Но после Copse у Tyrrell Стюарта заело дроссель, и он на огромной скорости врезался в насыпь – к счастью, без последствий. В середине пелотона Роллинсон (за рулём заводского Surtees TS7) столкнулся в Becketts с BRM Генли; BRM сошёл из-за поломки задней подвески. Хилл вышел на вторую позицию, устремившись в погоню за Родригезом, Сертиз шёл третьим, а Амон – четвёртым, обнаружив, как и в первом заезде, что Matra не хватало мощности на прямых. Вскоре Matra Бельтуаза и вовсе лишилась тяги – она накатом заехала в боксы, испуская клубы дыма из дыры в двигателе.
На 12-ом круге Хилл обошёл Родригеза; казалось, вот-вот начнётся увлекательное тесное соперничество, но на самом деле Родригез терял скорость и кругом спустя заехал в боксы из-за прокола. После замены колеса Родригез вернулся в гонку непосредственно впереди Хилла; таким образом, их позиции на трассе остались неизменными, хотя теперь Хилл шёл к уверенной победе в заезде и в общем зачёте гонки. Сертиз шёл вторым примерно в двух секундах позади, по-прежнему, опережая Амона.
Фиттипальди успешно шёл за рулём газотурбинного автомобиля, обходя одного соперника за другим – на 5-ом круге он был 12-ым, на 10-ом – 10-ым, на 15-ом – 7-ым, а затем стал непосредственным свидетелем дуэли между Гетином и Виселлом, верх в которой одерживал гонщик Lotus 72. Затем, за четыре круга до финиша, Виселл остановился из-за взорвавшегося двигателя, а кругом спустя Сертиз испытал неприятный момент в конце прямой и медленно пополз в боксы из-за сорванного болта передней подвески. Таким образом, газотурбинный автомобиль уверенно финишировал на третьем месте – хорошее предзнаменование перед его следующим выступлением в Хоккенхайме 13 июня.
Четвёртого места (без четвёртой передачи) Гетину оказалось достаточно, чтобы занять второе место в общем зачёте, тогда как Шенкен, финишировавший восьмым в первом заезде и седьмым во втором, неожиданно оказался третьим в общем зачёте. Хэйлвуд пришёл первым среди гонщиков Формулы 5000, получив приз GKN Vanwall после того, как Тони Дин (McLaren M7A-Chevrolet) вылетел с трассы на последних кругах 2-го заезда, а Брайен Редмэн сошёл после прокола и проблем с электрикой. Французский гонщик Жан-Пьер Жоссо на McLaren M18 Бэрри Ньюмэна финишировал третьим после стабильных выступлений в обоих заездах.


GKN-Daily Express "Интернэшнл Трофи", 8 мая 1971 г.
2×26 кругов: 52 круга

Итоговый результат:

1. Brabham BT34-Ford (Г. Хилл), 1:11'03,2, 123,53 миль/ч;
2. McLaren M14A-Ford (П. Гетин), 1:12'37,0;
3. Brabham BT33-Ford (T. Шенкен), 1:13'07,9;
4. BRM P160 (П. Родригез), 51 круг;
5. Surtees TS8-Chevrolet Ф5000 (М. Хэйлвуд), 51 круг;
6. March 711-Ford (А. Пескароло), 51 круг.

Заезд 1:

1. Tyrrell-Ford (Дж. Стюарт);
2. Родригез;
3. Хилл;
4. Surtees TS9-Ford (Дж. Сертиз);
5. Matra-Simca MS120B (Ж.-П. Бельтуаз);
6. Гетин.

Заезд 2:

1. Хилл;
2. Matra-Simca MS120B (К. Амон);
3. Lotus 56B-Pratt & Whitney (Э. Фиттипальди);
4. Гетин;
5. Пескароло;
6. Хэйлвуд.

Быстрейший круг: Дж. Стюарт (Tyrrell-Ford), 1'20,5, 130,9 миль/ч, новый абсолютный рекорд.

Перевод и набор: Андрей Краснов

Autocar, 13 May 1971



Знаете ли Вы что...