Незачетный "Золотой Кубок" в Оултоне 1971 года: Джон Сертиз побеждает
Незачетный "Золотой Кубок" в Оултоне 1971 года: Джон Сертиз побеждает
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1971г. Незачетный "Золотой Кубок"

1971г. Незачетный "Золотой Кубок"

Предоставив долгожданный стимул своим команде и спонсорам, Brooke Bond Oxo, Джон Сертиз вернул себе победную форму в субботней гонке Rothmans International "Золотой Кубок" в Оултон Парке. За рулём "TS9" формулы 1 посреди смешанного пелотона Ф1 и Ф5000 он одержал свою третью победу в этой гонке. В первом из двух 20-круговых заездов его почтенный двигатель Cosworth (именно его он использовал, когда одержал прошлогоднюю победу за рулём "TS7") страдал от пропусков зажигания, и Сертиз финишировал третьим позади Анри Пескароло на Frank Williams March и BRM Хаудена Генли. Во втором заезде Пескароло потерпел аварию после столкновения с BRM Питера Гетина. Генли стал вторым в итоговом зачёте, опередив Фрэнка Гарднера (Lola Т242), который упрочил своё лидерство в Чемпионате Rothmans Ф5000.

Как и на протяжении последних двух лет, главная автогонка Северной Англии была проведена совместно для автомобилей формулы 1 и формулы 5000. К сожалению, в этом году по финансовым соображениям состав участников формулы 1 был малочисленным, поскольку из заводских команд своих гонщиков выставили лишь две, имеющие базирующихся в Англии "иностранных" спонсоров – Yardley BRM и Surtees, финансируемые Brooke Bond Oxo. BRM были представлены Питером Гетином и Хауденом Генли. Оултон Парк стал ареной лучшего выступления Гетина в формуле 1 – в гонке "Rothmans International" в страстную пятницу он финишировал вторым за рулём McLaren M14A позади покойного Педро Родригеза и разделил с ним рекорд круга 1'25,06, 116,93 миль/ч. На этот раз он пилотировал тем же BRM P160, на котором одержал свою победу Родригез. Генли располагал прошлогодним "P153", который он использовал на протяжении большей части сезона. Единственный Surtees принадлежал самому Джону – "ТS9/4", на котором он выступал на Гран-при Австрии. Наиболее конкурентоспособным среди частных участников Ф1, безусловно, был Frank Williams March 711 с новым шасси для Анри Пескароло, тогда как другой "711" заводской подготовки был предоставлен Майку Бьюттлеру. Williams March 701 должен был пилотировать Тони Триммер, а "701", который приобрёл немецкий гонщик Хуберт Хане, но в прошлом году в гонках не участвовал, был вверен Жан-Пьеру Жарье, который время от времени демонстрирует скорость в Ф2 и Ф3, но пока принял участие всего в 34-ёх гонках. Замыкал список 3-литровых автомобилей Brabham BT33/2, автомобиль 1970 года Джека Брэбэма, за большие деньги купленный Аленом де Кадане для Криса Крафта.
Остальная часть пелотона из 21-го автомобиля включала главных претендентов на победу в Чемпионате Rothmans Формулы 5000, для которого это был 12-ый этап. Лидерство в Чемпионате оспаривалось между Фрэнком Гарднером (Lola Т242/300) и Майком Хэйлвудом (заводской Surtees TS8), которых за 6 этапов до окончания сезона разделяют 4 очка. Хотя это был один из случаев, когда автомобили Ф5000 имели возможность померяться силами с лучшими автомобилями формулы 1, Гарднер и компания сосредоточились на "победе в классе" Ф5000; призовой фонд для автомобилей Ф5000 был значительно выше, чем за общую итоговую победу, но, в отличие от Ф1, они не получали стартовых денег, поэтому финишировать было важно в любом случае.
Во время тренировок BRM Гетина установил неофициальный рекорд круга, показав 1'24,6 и на 0,4 секунды опередил Пескароло и Генли – таким образом, BRM разместились по обеим сторонам первого ряда стартовой решётки. Сертиз разделил 2-ой ряд с Бьюттлером – оба они показали 1'25,8, тогда как лучший автомобиль формулы 5000, Lola Фрэнка Гарднера, оказался в третьем ряду. Возможно, Фрэнк показал бы результат и получше, но он был доволен тем, что на 0,8 секунды превзошёл второй результат в своём классе, принадлежавший Алану Роллинсону на Alan McKechnie Surtees TS8.
После сырого и убогого утра погода оживилась ко времени старта первого 20-кругового заезда (победа в гонке "Золотой Кубок" определяется по сумме времён двух заездов, для каждой из категорий Ф1 и Ф5000 в отдельности).
На старте Пескароло перещеголял два BRM и успешно захватил лидерство над Гетином и Генли; Сертиз был четвёртым. Во время тренировок "TS9" страдал от пропусков зажигания, и на первых кругах двигатель несколько раз глох – это говорило о том, что проблема не была разрешена полностью.
Первыми жертвами стали March Бьюттлера, у которого в конце тренировок заклинил дозатор топлива, но, хотя его и выкатили на решётку, стартовать ему было не суждено; Рэй Аллен (McLaren M10B) из-за сломанного привода масляного насоса; Гордон Спайс (McLaren M10B), развернувшийся в опасной близости от озера в Esso; и Тревор Тейлор (Leda LT25), вылетевший с трассы в Knicker Brook; Тейлора довольно долго извлекали из разбитого автомобиля, но, к счастью, он отделался всего лишь порезом на ноге.
Лидирующий Пескароло атаковал, а на пятом круге его преимущество резко возросло, когда шедший вторым Гетин остановился в боксах для осмотра подвески; он заблокировал колесо при торможении и сделал на шине "проплешину". По ходу гонки Генли сократил отставание от Пескароло до 4,5 секунды на финише, Сертиз финишировал в 1,5 секунды позади него, а Гетин прорвался на пятое место.
В категории Формулы 5000 Гарднер сдержал натиск Редмэна (McLaren M18 Сида Тейлора), Хэйлвуда и Роллинсона, заняв четвёртое место впереди Гетина. На 14-ом круге Редмэн остановился в Clay Hill из-за неисправности датчика температуры воды, больного двигателя Chevrolet и проблем с коробкой передач. Грэм МакРэй (McLaren M10B) замялся на старте, обнаружив, что ему поставили несколько свеч зажигания не того типа, и остановился за один круг до финиша из-за небольшого пожара, вызванного коротким замыканием в системе пожаротушения!
Победа Пескароло (его первая в формуле 1) позволила ему стартовать во 2-ом заезде с поул-позиции; на решётке теперь отсутствовали Тейлор, Редмэн и Тони Триммер, который из-за проблем с механизмом переключения передач и заклинившего колеса вылетел с трассы в Old Hall и разбил свой Williams March 701.
На этот раз лидерство над Пескароло и двумя BRM захватил Сертиз. На третьем круге при входе в Lodge Corner Гетин слишком поздно затормозил и врезался в заднюю часть Williams March. Гетин добрался до боксов, где сошёл из-за сломанной поперечной рулевой тяги, тогда как Пескароло, после первого заезда имевший в запасе 5,8 секунды преимущества над Сертизом, устраивало то, что он шёл следом за ним на второй позиции. Но спустя три круга француз, чей March с самого старта испытывал проблемы с тормозами и, возможно, пострадал от последствий столкновения с Гетином, вылетел с трассы на выходе из Knicker Brook, врезался в насыпь и повредил себе заднее колесо.
Сертиз опережал Генли всего на 1,4 секунды, сокращая отставание от BRM в 1-ом заезде. Генли почувствовал ухудшение управляемости своего автомобиля из-за ослабленного крепления подвески к монококу, благодаря чему Сертиз смог к финишу уверенно оторваться на 13 секунд, несмотря на рецидив пропусков зажигания на последнем круге.
Во втором заезде в категории формулы 5000 лидировал Хэйлвуд, которого вплотную преследовали Гарднер и Роллинсон, но на 11-ом круге он вылетел с трассы и впоследствии сошёл из-за сломанной продольной тяги. Гарднер сдерживал Роллинсона до самого финиша и одержал победу в категории Ф5000, финишировав третьим в заезде и третьим в общем итоговом зачёте. Крис Крафт, впервые севший за руль автомобиля формулы 1 лишь за два дня до гонки, постепенно привык к Brabham и на финише активно атаковал Роллинсона. МакРэй и Майк Уокер (Lola Т192) оказались последними, кто финишировал в одном круге с победителем.

Rothmans International "Золотой Кубок", Оултон Парк, 21 августа 1971 г.,
2×20 кругов: 110,4 мили

Итоговый результат:
1. Surtees TS9-Ford (Дж. Сертиз), 57'38,6, 114,96 миль/ч;
2. BRM P153 (Х. Генли), 57'50,0;
3. Lola Т242-Chevrolet Ф5000 (Ф. Гарднер), 58'46,6;
4. Surtees TS8-Chevrolet Ф5000 (А. Роллинсон), 59'15,2;
5. Brabham BT33-Ford (К. Крафт), 59'30,8;
6. Lola Т192-Chevrolet (М. Уокер), 1:0'18,2.

Быстрейший круг: Ф1 – Сертиз, 1'24,8, 117,21 миль/ч, новый абсолютный рекорд;
Ф5000 – Гарднер, 1'26,0, 115,58 миль/ч.

Перевод и набор: Андрей Краснов

Autocar, 26 August 1971



Знаете ли Вы что...