1971г. Незачетный Rothmans International
После кончины Эйнтри как трассы для Гран-при Англии, единственной возможностью северным энтузиастам увидеть автомобили Гран-при на домашней трассе осталась гонка "Золотой Кубок" в Оултон Парке, проводящаяся ежегодно в августе. В течение последних двух лет на живописной чеширской трассе с определённым коммерческим успехом проводились пасхальные соревнования для автомобилей Формулы 5000, способствовавшие решению Motor Circuit Developments провести в страстную пятницу гонку "Rothmans International" для автомобилей Формулы 1.
Состав участников не был ясен вплоть до начала тренировок. Предварительные участники смотрелись неплохо, но в свете Гран-при Испании, до которого оставалось лишь 10 дней, и сложного положения с ремонтом двигателей Cosworth было известно, что можно было не ждать целые команды; Ferrari, Matra, Brabham и завод March, в любом случае, решили пропустить эту гонку. В конце концов, на тренировках появились 12 автомобилей. Состав участников не мог быть пополнен автомобилями Формулы 5000, поскольку в тот день они соревновались в Снеттертоне, но организаторы решили, возможно, неблагоразумно, не привлекать к участию в гонке автомобили Формулы 2.
В то время, как остальные команды рвали когти, заканчивая подготовку автомобилей и занимаясь поиском работоспособных двигателей, внезапно появились Elf Team Tyrrell с двумя автомобилями для Джеки Стюарта на выбор – "001" и "002", причём последний был автомобилем, который Север разбил в Южной Африке, и монокок которого можно было восстановить. На первой тренировочной сессии Стюарт за рулём старого автомобиля показал официальные 1'25,3, на 0,8 секунды быстрее рекорда (который Стюарт установил совместно с Гарднером и Виселлом на автомобилях Ф5000), и решил использовать его в гонке.
Однако, по окончании тренировок основной темой для разговоров стало выступление Питера Гетина за рулём единственного заводского McLaren. Он показал то же время, что и Стюарт – согласно хронометристам команды, даже превзошёл его – за рулём "M14A" 1970 года Халма, оснащённого новым Cosworth 11-ой серии (единственным имеющимся у команды работоспособным двигателем), и сделал это с неустойчивым давлением топлива!
Помня интересы своих спонсоров, Yardley, BRM серьёзно отнеслись к этой английской незачётной гонке и прибыли всей командой с Родригезом (на "P160"), Зиффертом и Генли (оба на "P153"). Родригез и Зифферт показали третье и четвёртое времена, но автомобиль швейцарского гонщика нуждался в ночной замене двигателя, которая не без проблем была завершена лишь перед самым началом гонки.
Gold Leaf Team Lotus также прибыли с тремя автомобилями. Вернулся газотурбинный "56B" – на этот раз им пилотировал обладатель рекорда круга Рейне Виселл. После его дебюта в "Гонке Чемпионов" команда "выкрутила фитиль" (по слухам, в Брэндсе он был "задушен" на 100 л.с.) и установила более низкопрофильные шины и совкообразные воздухозаборники для охлаждения тормозов. В четверг Виселл напугал самого себя разворотом из-за заблокированного колеса, начавшимся перед боксами и закончившимся через 100 ярдов в Old Hall. Среди других Lotus, Эмерсон Фиттипальди располагал модифицированным "72" с новым цельным крылом и новой компоновкой масляного бака, тогда как у Тони Триммера был преданный Lotus 49C/R6, оснащённый двигателем, позаимствованным у Фрэнка Уильямса. Он вылетел с трассы в Clay Hill, повредив заднюю подвеску, а поскольку завод испытывал недостаток в запчастях для "49", их удалось достать лишь с автомобиля, выставленного в Брэдфордском гараже!
Джон Сертиз опробовал недавно построенный второй "TS9", хотя и со старым двигателем. Он заработал место во втором ряду решётки, несмотря на проблемы с бракованным масляным баком, который выкачал всё масло.
Механики Фрэнка Уильямса разобрали свой March 711 для дальнейшей модификации после гонки в Онтарио, но не успели вовремя собрать его, поэтому Анри Пескароло присутствовал, но без автомобиля. "701" Фрэнка был доверен фавориту Оултона Киду Уильямсу, но, увы. Низкорослый валлиец потерпел очень серьёзную аварию на первом круге второй тренировочной сессии, получив сотрясение и ушибы. Он вылетел с трассы в Druids и врезался задней частью в мост Baily, вдребезги разбив автомобиль.
Майк Бьюттлер располагал Clark-Mordaunt-Guthrie March 701, тогда как другой March 1970 года, принадлежащий Джо Зифферту, был оснащён двигателем Йо Боннье и предназначался для дебютанта Формулы 1 Алана Роллинсона.
Родригез лидирует на протяжении всей гонки
Педро Родригез выглядел уверенным в течение тренировок, и, когда началась гонка, стало понятно, почему – он великолепно стартовал с внутренней стороны первого ряда и в конце 1-го круга лидировал с 1,8-секундным преимуществом над Сертизом, Гетином, Фиттипальди и Стюартом. 2-ой круг, и отрыв мексиканца вырос почти вдвое – это было лидерство, которое он больше не потеряет.
Его товарищ по команде Зифферт имел несчастье получить прокол на стартовом поле, поэтому с временной решётки он отправился прямо в боксы и стартовал лишь спустя более чем полукруга.
Вскоре Сертиз столкнулся с проблемами и спустя пять кругов сошёл из-за сломанного поршня. Гетин, напомнив о своих тренировочных обещаниях, уже вышел на вторую позицию впереди Стюарта, а спустя круг эти двое постепенно догнали Родригеза. К 16-му из 40-ка кругов 1,5 секунды разделяли три автомобиля, ведших борьбу, которая выглядела интересной, но не имела дальнейшего развития. Четвёртым шёл BRM Хаудена Генли – единственный автомобиль, остававшийся в одном круге с лидером, тогда как газотурбинный Lotus шёл пятым. Однако, кругом спустя Виселл заехал в боксы, чтобы сойти – реактивный двигатель совершил посадку в буквальном смысле слова, поскольку задняя шина получила прокол, и поперечный рычаг подвески начал сгибаться.
Зифферт уже сошёл из-за проблем с распределителем зажигания, тогда как двигатель Фиттипальди умер всего лишь спустя шесть кругов; он продолжил гонку, далеко позади пелотона, после того, как механики заменили транзисторную коробку. March Бьюттлера также сошёл после двух пит-стопов для повторного закрепления разболтавшейся передней части кузова. На 25-ом круге на трассе оставалось лишь семь автомобилей, а Родригез увеличивал свой отрыв от Гетина – у гонщика McLaren возникли проблемы с включением третьей передачи. Двумя кругами ранее Стюарт вплотную приблизился к нему, когда Гетин в поисках третьей передачи нечаянно сломал выключатель топливного насоса.
Попытки Тони Триммера схватиться с Аланом Роллинсоном, после пит-стопа на первом круге из-за заевшего дросселя, закончились ничем, когда на 27-ом круге он снова заехал в ямы из-за перебоев в системе управления смесеобразованием.
Родригез одержал уверенную победу для BRM, но при этом он шёл по трассе как никогда впечатляюще, на каждом круге проходя Lodge в обратном заносе. Он разделил быстрейший круг 1'25,06 (116,93 миль/ч) с Гетином, который продемонстрировал невиданную для себя отличную форму и впоследствии сказал, что, обладая полным комплектом передач, чувствовал, что мог бы бросить вызов BRM. Стюарт прервал череду своих вторых мест, но без ожидаемой победы. Хотя это не было очевидно из боксов, его двигатель страдал от пропусков зажигания, и он пожаловался на плохую управляемость, особенно при прохождении правых поворотов. Генли занял почётное четвёртое место, в круге позади победителя, тогда как Роллинсон, который был и без того рад принять участие в гонке, благоразумно привёл March Зифферта на пятое место.
"Rothmans International Трофи", Оултон Парк, 9 апреля 1971 г.
40 кругов 2,76-мильной трассы: 110,44 мили
1. BRM (П. Родригез), 57'33,4, 115,13 миль/ч;
2. McLaren-Ford (П. Гетин), 57'38,0;
3. Tyrrell-Ford (Дж. Стюарт), 57'45,6;
4. BRM (Х. Генли), 39 кругов;
5. March-Ford (A. Роллинсон), 36 кругов;
6. Lotus-Ford (T. Триммер), 31 круг;
7. Lotus-Ford (Э. Фиттипальди), 27 кругов.
Быстрейший круг: BRM (П. Родригез) и McLaren-Ford (П. Гетин), 1'25,06 116,93 миль/ч.
Перевод и набор: Андрей Краснов
Autocar, 15 April 1971