Обзор сезона 1971 года: переходим на слики
Обзор сезона 1971 года: переходим на слики
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1971г

Обзор сезона 1971г

Кто, казалось бы, мог победить Ferrari в 1971 году? Однако уже в самом начале года команду постиг страшный удар. 10 января на новом спортпрототипе Ferrari 312 погиб Игнацио Гинти, когда его машина врезалась в неожиданное препятствие - заглохший болид Matra-Simca Жана-Пьера Бельтуаза, толкавшего
машину в боксы. За трагедией последовало долгое разбирательство, французу угрожал арест, затем его реабилитировали, в конце концов, лишили гоночной лицензии задним числом с 10 января по 9 сентября 1971 года.
Goodyear подготовил богатую последствиями инновацию и впервые показал в Кялами шины полностью без рисунка - "слики". Немного позже Firestone также вступил в битву. Шинники находили в своих испытательных лабораториях все более удачные составы смесей. Однако прогресс имеет свою цену: уже в конце 1970 года Dunlop вышел из дорогостоящего поединка и связка Stewart/Tyrrell попала "под крыло" Goodyear.
Успех к этой новой комбинации сразу не пришел. Марио Андретти на Ferrari победил в первом Гран-При сезона-71 в ЮАР и в незачетной гонке Questor Grand Prix в калифорнийском Онтарио. На новом болиде 312В2 Клей Регаццони первенствовал в Гонке Чемпионов в Брэндс Хэтч. Только во втором этапе в Барселоне 18 апреля 1971 г. фортуна повернулась лицом к 32-летнему шотландцу, который одержал первую победу за Tyrrell-Cosworth после ожесточенной борьбы с Джеки Иксом на старой модификации - Ferrari 312B. Целый год, после победы в Хараме в 1970 г., Стюарт ждал своего 13-го триумфа…
Число участников чемпионата, между тем, находилось на вполне достойном уровне. Причиной тому было то, что умные владельцы команд, а именно господа Мосли, Рис и Херд, сдавали места в кокпитах за наличные деньги. Этим путем в 1970 г. 22-летний австриец по имени Андреас Николаус Лауда попал в число гонщиков с заводским обслуживанием и выступал на торпедообразном March 711 со передним спойлером-"подносом". В сентябре 1971 г. Ники Лауда взял банковский кредит в 35 000 фунтов, чтобы получить в 1972 г. место во 2-м кокпите March.
Alfa Romeo финансировала Андреа де Адамича на March собственными моторами весь сезон. Поступления от этого гонщика позволили оплачивать нового №1: Ронни Петерсон заключил с адвокатом Максом Мосли контракт, который связывал шведа с March до 1972 г. включительно. Даже Колину Чэпмену не удалось переманить талантливого гонщика к себе. То, что деньги уже в 1971 г. он получает не зря, Петерсон доказал уже в Монте Карло. Джеки Стюарт хотя и доминировал, и одержал победу, но лавры "шоумена" украл у него занявший 2-е место Ронни. Именно здесь год назад состоялся его дебют в Формуле 1, и именно теперь он показал, на что способен, прорвавшись на второе место, опередив Джеки Икса и завоевав в первый раз очки. Ему было тогда 27 лет, он был талант от природы, которому, казалось, все равно, насколько хорош или плох автомобиль.
"Кудесник" Петерсон выжимал из болида все возможное и стал большим открытием 1971 года. Звание "самое большое разочарование сезона" досталось Джеки Иксу. Победа в Цандфоорте под проливным дождем стала в 1971 г. для него единственной. Технические проблемы на Tipo 312B2 отнюдь не способствовали успехам.
Вернемся теперь к боссу команды Lotus Колину Чэпмену. После неудачного "турбинного болида" 56В он вновь концентрируется на модели 72, который, однако, в сезоне 1971 г. оказывается не в состоянии выиграть ни одного Гран-При. Многократно перерабатывалась конструкция задней подвески, однако лишь к концу года машина стала гармонировать со сликами Firestone. Эмерсон Фиттипальди и Lotus в 1971 г. фаворитами однозначно не были.
Большой Приз Германии вернулся в Айфель, где Нюрбургринг подвергся доработке стоимостью 5,6 млн.марок для повышения безопасности. Для бельгийца Джеки Икса разочарованием стало исключение его домашнего Гран-При в Спа из календаря чемпионата. Будущее принадлежало более безопасным трассам "из пробирки", например, такой, какую построил миллионер и любитель автоспорта Поль Рикар между Марселем и Тулоном, в местечке Ле Кастелле. Трасса "Поль Рикар" длиной 5,81 км впервые приняла чемпионат 4 июля 1971 г. как образец подготовленности: широкие зоны безопасности, отбойники, уловители дополнялись самым современным комплексом боксов, зоной VIP и просторным коммуникационным центром. Новая трасса обладала теми элементами, которые впоследствии под руководством Берни Экклстоуна станут общим стандартом Формулы 1. Из-за наличия прямой "Мистраль" длиной 1,8 км ожидался триумф Ferrari с мощными моторами, однако победил Джеки Стюарт, чей Tyrrell-Ford впервые получил передний обтекатель в виде снежного плуга и развивал на прямой "Мистраль" 288 км/ч. Такой обтекатель позднее станет популярен и у других конструкторов. На трассе оставались и Ferrari, и BRM Родригеса, но, несмотря на это, Франсуа Север обеспечил команде Tyrrell
двойную победу!
Год назад концерн Elf пригласил этого, на первый взгляд, неуклюжего молодого гонщика из Парижа в команду Кена Тиррелла, поскольку Джонни Серво-Гавен посреди сезона объявил о своем уходе. Север, Петерсон и Фиттипальди были новым поколением Формулы 1, "молодыми львами".
В 1960 г. Формула 1 в Сильверстоне показывала средние скорости около 180 км/ч, в 1971 г. Стюарт и Ко. - 215 км/ч! Не в последнюю очередь поэтому, как и раньше, происходили трагедии. За 6 дней до начала Гран-При в Сильверстоуне жертвой своей страсти к гонкам пал Педро Родригес. Он стартовал в гонках на Норисринге в Германии на частном Ferrari 512M швейцарца Херберта Мюллера и возглавлял пелетон, когда столкнулся с гораздо более медленным конкурентом. Формула 1 потеряла в лице Родригеса одного из наиболее мужественных своих представителей. Его роль лидера в команде BRM взял на себя похожий по характеру Йозеф Зифферт.
"Сеппи" и Педро были ожесточенными соперниками, и одновременно каждый из них проявлял большое уважение к водительскому искусству другого. Зифферт и Родригес были парой, как Черное и Белое, как Огонь и Вода. И жестокая судьба распорядилась так, что швейцарец пережил мексиканца только на три с
половиной месяца. Отставая по очкам от лидера со счетом 19:42, Джеки Икс был более чем мотивирован на победу на доработанной трассе в Нюрбургринге. Однако не прошло и двух кругов, как бельгиец в погоне за лидирующим Стюартом разбил свой Ferrari в отбойнике на участке "Wippermann". Стюарт и Север заняли две первые ступеньки пьедестала, а шотландец заложил мощную основу для досрочной победы в сезоне.
Сход обоих - Севера и Стюарта в Австрии - был лишь маленькой ложкой дегтя в большой бочке меда. Тем более что настроение публики было великолепным благодаря победе любимца болельщиков Зифферта, который на BRM P160 возглавлял гонку со старта до финиша и во второй половине сезона вообще неожиданно для многих находился в великолепной форме.
35-летний швейцарец выглядел явным претендентом на победу и тремя неделями спустя в ставшей впоследствии знаменитой Монце-71, пока дефект коробки передач не прервал его "сольную партию". Поскольку трио фаворитов - Регаццони, Икс и Стюарт - также сошли с дистанции, настал черед "середнячков", к которым причисляли и Криса Эймона. К началу последней четверти гонки Эймон на Matra Simca MS 120B стал лидером. Но в момент отрывания очередной пленки с защитного стекла шлема он оторвал и само стекло! Будучи беспомощным против мощного потока воздуха, бьющего в лицо, новозеландец опустился в итоге до 6-го места. На последнем круге на победу претендовал целый квинтет, который на финише с опережением на сотую долю секунды возглавил англичанин Питер Гетин на BRM P160 перед Ронни Петерсоном на March 711!
Сезон завершился успехами Tyrrell : в Моспорте победил Стюарт, причем это был первый досрочно остановленный Гран-При. Остановка гонки произошла после 64 кругов из плановых 80, поскольку после длительного дождя неожиданно появился густой туман. В Уоткинс Глен, в последней гонке сезона 1971 г., Франсуа Север добивается своей первой, и как, к сожалению оказалось позднее, единственной победы. Сезон, собственно, был окончен, но вдруг на 24 октября была назначена еще одна гонка Формулы 1. Дата проведения освободилась из-за отмены мексиканского Гран-При, и табачный концерн вкупе с хозяевами трассы Brands Hatch "стали крестными" гонки World Championships Victory Race в честь Джеки Стюарта. Фаворитом считался Зифферт, трасса подходила швейцарцу, здесь он первый раз победил. Однако "Зеппи" из-за плохого старта растерял преимущества своей поул-позиции и был вынужден с трудом пробиваться вперед. После 14 кругов он был на 4-м месте, когда его BRM
на прямом отрезке в низине Pilgrims Drop занесло и выбросило в сторону откоса. Болид несколько раз перевернулся и мгновенно вспыхнул… Пять дней спустя, 29 октября 1971 года, более 50 000 человек провожало спортсмена в последний путь в траурной процессии, шедшей по улицам его родного Фрибурга. Роб Уокер впоследствии узнал от ответственного лица команды BRM, что гибель его друга была вызвана поломкой элемента задней подвески.
Вслед за чемпионом мира-71 Джеки Стюартом (62 очка) места в итоговой классификации года заняли Ронни Петерсон (33 очка) и Франсуа Север (26 очков)







Знаете ли Вы что...