Гран-При ЮАР 1973 года: Стюарт ставит всех на место
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

03-1973г. Гран-При ЮАР

03-1973г. Гран-При ЮАР

1973 год запомнился острой борьбой Джеки Стюарта и Эмерсона Фиттипальди. В предыдущем сезоне бразилец стал самым молодым Чемпионом Мира, одолев Стюарта еще в середине Чемпионата, и шотландец хотел, что бы то ни было, поставить своего бразильского визави на место. Увы, на двух первых этапах сезона 1973 года, Гран При Бразилии и Аргентины, победы опять достались именно бразильцу.
Благодаря им, перед третьим этапом сезона, проходившим в ЮАР на трассе Кьялами, Фиттипалди уверено возглавлял Чемпионат Мира, опережая Стюарта на восемь очков опережая. Но если любой другой гонщик посчитал бы такое начало сезона весьма удачным, то Джеки с трудом скрывал разочарование. Как-никак, а победитель двух Чемпионатов Мира привык быть впереди.
Справедливости ради следует отметить, что в поражениях в двух первых гонках сезона вины Стюарта не было – Tyrrell 005 страдал от перегрева тормозов, что было особенно ощутимо в южноамериканской жаре. К тому же, в Бразилии синие болиды преследовали еще и «традиционные» тирреловские проблемы – слишком жесткая подвеска – автомобиль имел серьезные проблемы с «глотанием» кочек и неровностей, которыми всегда «славился» Интерлагос. Так что, третье место Джеки в Аргентине и второе в Бразилии можно смело назвать тем максимум, на который, в сложившихся обстоятельствах, мог рассчитывать Стюарт.
Как бы там ни было, в команде Tyrrell продолжали работать над новой машиной. Ее полноценный боевой дебют был запланирован на Гран При Испании, но в ЮАР второй пилот команды, Франсуа Севэ, должен был провести боевые испытания болида. Но во время пятничных заездов Стюарт, потеряв тормоза в конце прямой старт/финиш, разбил свою машину, Tyrrell 005. В результате, в квалификации Джеки вынужден был пересесть на болид Севэ. Но если до аварии двукратный Чемпион Мира показывал время в районе 1 мин. 16сек, то, сев за руль «сырого» Tyrrell 006, свой лучший круг Стюарт проехал за 1мин. 17,6 сек. Севэ, впрочем, повезло еще меньше, получив наспех восстановленный 005, француз вообще оказался в самом хвосте пелетона.
Поул же достался Денни Хьюму на McLaren. Новозеландско-британская команда приехала в Кьялами за три дня до начала официальных заездов и смогла неплохо приспособить свой гениальный новый М23 к особенностям южно-африканского автодрома.
За 15 минут до начала гонки над частью автодрома прошел приличный ливень, что заставило организаторов отложить старт. К счастью, ливень и гроза оказались кратковременными, и когда гонка таки стартовала, в 15:55 по местному времени, действующий Чемпион Мира, Эмерсон Фиттипальди, на черном Lotus-Ford 72 захватил лидерство, опережая героя местной публики, Джоди Шектера на McLaren-Ford M19C и владельца поула, Денни Хьюма. Впрочем, неважно стартовавший, Денни нашел способ вернуть себе первое место, опередив сначала молодого Шектера, а затем и Фиттапальди – слишком уж хорош был McLaren M23.
Первый круг новозеландец окончил с приличным преимуществом над идущим вторым Джоди Шектером. Третьим держался Фиттипальди, четвертым – Ревсон на стареньком McLaren M19C, пятым шел второй пилот Lotus, Ронни Петерсон, а замыкал зачетную шестерку местный гонщик Дейв Чарльтон на частном Lotus 72D. Что касается Старта, то, стартуя с 16 места, шотландец смог отвоевать сразу четыре позиции и шел двенадцатым. Финиш в очковой зоне был для него пределом мечтаний, но судьба, изменившая шотландцу во время тренировок, решила отдать ему должок.
Стюарту помогла крупная авария, спровоцированная Дейвом Чарльтоном на третьем круге. Сражаясь с Ройтеманном за седьмую позицию, один из лучших южноафриканских гонщиков, неожиданно потерял машину, и зацепил Surtees Майка Хейлвуда. Большинство пилотов смели объехать место аварии, но Клей Регаццони на полном ходу все же «влетел» в болид Хейлвуда. От удара BRM швейцарца загорелся, а сам пилот потерял сознание. Лишь отвага Хейлвуда – одного из самых талантливых мотогонщиков своего времени, и вместе с тем, едва ли не самого недооцененного пилота Ф1 – вытащившего Регаццони из огня, спасла жизнь швейцарцу.
Эта авария лишила Хьюма шансов на победу – проезжая мимо горящих машин на следующем круге, он проколол колесо и вынужден был возвращаться в боксы, уступив первую позицию Джоди Шектеру. Но наибольшую выгоду она принесла именно Стюарту, который по мнению своих почитателей сумел «почувствовать ситуацию», а по мнению соперников – поступил не вполне корректно. Дело в том, что суета на месте аварии, а также желтые и белые флаги (сигнализирующие о появление автомобиля скорой помощи) вынудили гонщиков сбавить темп в зоне катастрофы. Однако Стюарт, стремясь отвоевать как можно больше позиций, по мнению некоторых, проигнорировал сигналы маршалов и обогнал идущих впереди Ронни Петерсона и Питера Ревсона. И хотя сам маневр состоялся в якобы «зеленый» зоне, Джеки опередил своих оппонентов непосредственно на торможении перед местом аварии. Такое поведение не понравилось некоторым завсегдатаям паддока, и руководство команды McLaren подало протест после окончания Гран При. Стюарт, оказавшись в кабинете стюардов после церемонии награждения, заявил, что просто не заметил желтых прапоров, чего, к вящему удивлению многих, оказалось достаточно для сохранения победы. По понятным причинам, столь мягкое наказание шотландца, отделавшегося только предупреждением, меньше всего понравилось Эмерсону Фиттипальди. Бразилец усомнился в том, что Стюарт просто не заметил желтые флаги. «Джеки так яростно сражается за безопасность на трассах… Вряд ли он мог не увидеть прапоров, предупреждающих об опасности», – поделился своим мнением с британскими журналистами действующий Чемпион Мира.
Как бы там ни было, воспользовавшись сумятицей, Стюарт уже к шестому кругу сумел выйти в лидеры, опередив Шектера, и начав отрываться от соперников. В скорости с шотландцем могли тягаться разве что Денни Хьюм и Питер Ревсон, однако новозеландца замучили проколы, а американцу просто не хватило стабильности.
После 79-круговой гонки – долгого разговора со стюардами – Джеки Стюарт завоевал свою 23 победу в Формиуле-1, сократив тем самым отставание от лидера мирового первенства, Эмерсона Фиттипальди, всего до трех очков.



Джеки Стюарт мчится к победе в КьяламиАвария на втором круге гонки

1
3Джеки СтюартTyrrell791:43'11.07
2
6Питер РевсонMcLaren791:43'35.62
3
1Эмерсон ФиттипальдиLotus791:43'36.13
4
9Артуро МерцариоFerrari781:43'50.04
5
5Денни ХьюмMcLaren771:43'33.57Пит-стоп / прокол
6
23Джордж ФоллмерShadow771:43'46.90
7
18Карлос РейтеманнBrabham771:43'50.79
8
12Андреа де АдамикSurtees771:44'28.10
9нф7Джоди ШектерMcLaren75
Двигатель
10
21Хоуден ГенлиIso Marlboro731:43'35.50Пит-стоп / прокол
11
2Ронни ПетерсонLotus731:43'58.09Пит-стоп / тяга управления
дроссельной заслонкой

нф11Карлуш ПасеSurtees69
Взрыв покрышки / авария

нк26Эдди КейзанTyrrell67


нк14Жан-Пьер ЖарьеMarch66


нк4Франсуа СэверTyrrell66
3 пит-стопа / шина /
распределительный механизм

нк24Майк БёттлерMarch65


нф19Вилсон ФиттипальдиBrabham52
Переключение передач

нф20Джеки ПреториусIso Marlboro35
Перегрев двигателя

нф17Ники ЛаудаBRM26
Двигатель

нф22Джеки ОливерShadow14
Двигатель

нф16Жан-Пьер БельтуазBRM4
Пробуксовка сцепления

нф25Дэйв ЧарлтонLotus3
Разворот / удар в Хэйлвуда

нф8Жаки ИксFerrari2
Столкновение с Регаццони и Хэйлвудом

нф15Клей РегаццониBRM2
Удар в развернувшегося Хэйлвуда /
пожар / спасен Хэйлвудом / ожоги

нф10Майк ХэйлвудSurtees2
Удар от Чарлтона / разворот /
спас Регаццони

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...