03-1973г. Гран-При ЮАР
Благодаря им, перед третьим этапом сезона, проходившим в ЮАР на трассе Кьялами, Фиттипалди уверено возглавлял Чемпионат Мира, опережая Стюарта на восемь очков опережая. Но если любой другой гонщик посчитал бы такое начало сезона весьма удачным, то Джеки с трудом скрывал разочарование. Как-никак, а победитель двух Чемпионатов Мира привык быть впереди.
Справедливости ради следует отметить, что в поражениях в двух первых гонках сезона вины Стюарта не было – Tyrrell 005 страдал от перегрева тормозов, что было особенно ощутимо в южноамериканской жаре. К тому же, в Бразилии синие болиды преследовали еще и «традиционные» тирреловские проблемы – слишком жесткая подвеска – автомобиль имел серьезные проблемы с «глотанием» кочек и неровностей, которыми всегда «славился» Интерлагос. Так что, третье место Джеки в Аргентине и второе в Бразилии можно смело назвать тем максимум, на который, в сложившихся обстоятельствах, мог рассчитывать Стюарт.
Как бы там ни было, в команде Tyrrell продолжали работать над новой машиной. Ее полноценный боевой дебют был запланирован на Гран При Испании, но в ЮАР второй пилот команды, Франсуа Севэ, должен был провести боевые испытания болида. Но во время пятничных заездов Стюарт, потеряв тормоза в конце прямой старт/финиш, разбил свою машину, Tyrrell 005. В результате, в квалификации Джеки вынужден был пересесть на болид Севэ. Но если до аварии двукратный Чемпион Мира показывал время в районе 1 мин. 16сек, то, сев за руль «сырого» Tyrrell 006, свой лучший круг Стюарт проехал за 1мин. 17,6 сек. Севэ, впрочем, повезло еще меньше, получив наспех восстановленный 005, француз вообще оказался в самом хвосте пелетона.
Поул же достался Денни Хьюму на McLaren. Новозеландско-британская команда приехала в Кьялами за три дня до начала официальных заездов и смогла неплохо приспособить свой гениальный новый М23 к особенностям южно-африканского автодрома.
За 15 минут до начала гонки над частью автодрома прошел приличный ливень, что заставило организаторов отложить старт. К счастью, ливень и гроза оказались кратковременными, и когда гонка таки стартовала, в 15:55 по местному времени, действующий Чемпион Мира, Эмерсон Фиттипальди, на черном Lotus-Ford 72 захватил лидерство, опережая героя местной публики, Джоди Шектера на McLaren-Ford M19C и владельца поула, Денни Хьюма. Впрочем, неважно стартовавший, Денни нашел способ вернуть себе первое место, опередив сначала молодого Шектера, а затем и Фиттапальди – слишком уж хорош был McLaren M23.
Первый круг новозеландец окончил с приличным преимуществом над идущим вторым Джоди Шектером. Третьим держался Фиттипальди, четвертым – Ревсон на стареньком McLaren M19C, пятым шел второй пилот Lotus, Ронни Петерсон, а замыкал зачетную шестерку местный гонщик Дейв Чарльтон на частном Lotus 72D. Что касается Старта, то, стартуя с 16 места, шотландец смог отвоевать сразу четыре позиции и шел двенадцатым. Финиш в очковой зоне был для него пределом мечтаний, но судьба, изменившая шотландцу во время тренировок, решила отдать ему должок.
Стюарту помогла крупная авария, спровоцированная Дейвом Чарльтоном на третьем круге. Сражаясь с Ройтеманном за седьмую позицию, один из лучших южноафриканских гонщиков, неожиданно потерял машину, и зацепил Surtees Майка Хейлвуда. Большинство пилотов смели объехать место аварии, но Клей Регаццони на полном ходу все же «влетел» в болид Хейлвуда. От удара BRM швейцарца загорелся, а сам пилот потерял сознание. Лишь отвага Хейлвуда – одного из самых талантливых мотогонщиков своего времени, и вместе с тем, едва ли не самого недооцененного пилота Ф1 – вытащившего Регаццони из огня, спасла жизнь швейцарцу.
Эта авария лишила Хьюма шансов на победу – проезжая мимо горящих машин на следующем круге, он проколол колесо и вынужден был возвращаться в боксы, уступив первую позицию Джоди Шектеру. Но наибольшую выгоду она принесла именно Стюарту, который по мнению своих почитателей сумел «почувствовать ситуацию», а по мнению соперников – поступил не вполне корректно. Дело в том, что суета на месте аварии, а также желтые и белые флаги (сигнализирующие о появление автомобиля скорой помощи) вынудили гонщиков сбавить темп в зоне катастрофы. Однако Стюарт, стремясь отвоевать как можно больше позиций, по мнению некоторых, проигнорировал сигналы маршалов и обогнал идущих впереди Ронни Петерсона и Питера Ревсона. И хотя сам маневр состоялся в якобы «зеленый» зоне, Джеки опередил своих оппонентов непосредственно на торможении перед местом аварии. Такое поведение не понравилось некоторым завсегдатаям паддока, и руководство команды McLaren подало протест после окончания Гран При. Стюарт, оказавшись в кабинете стюардов после церемонии награждения, заявил, что просто не заметил желтых прапоров, чего, к вящему удивлению многих, оказалось достаточно для сохранения победы. По понятным причинам, столь мягкое наказание шотландца, отделавшегося только предупреждением, меньше всего понравилось Эмерсону Фиттипальди. Бразилец усомнился в том, что Стюарт просто не заметил желтые флаги. «Джеки так яростно сражается за безопасность на трассах… Вряд ли он мог не увидеть прапоров, предупреждающих об опасности», – поделился своим мнением с британскими журналистами действующий Чемпион Мира.
Как бы там ни было, воспользовавшись сумятицей, Стюарт уже к шестому кругу сумел выйти в лидеры, опередив Шектера, и начав отрываться от соперников. В скорости с шотландцем могли тягаться разве что Денни Хьюм и Питер Ревсон, однако новозеландца замучили проколы, а американцу просто не хватило стабильности.
После 79-круговой гонки – долгого разговора со стюардами – Джеки Стюарт завоевал свою 23 победу в Формиуле-1, сократив тем самым отставание от лидера мирового первенства, Эмерсона Фиттипальди, всего до трех очков.
Джеки Стюарт мчится к победе в Кьялами | Авария на втором круге гонки |
1 | 3 | Джеки Стюарт | Tyrrell | 79 | 1:43'11.07 | ||
2 | 6 | Питер Ревсон | McLaren | 79 | 1:43'35.62 | ||
3 | 1 | Эмерсон Фиттипальди | Lotus | 79 | 1:43'36.13 | ||
4 | 9 | Артуро Мерцарио | Ferrari | 78 | 1:43'50.04 | ||
5 | 5 | Денни Хьюм | McLaren | 77 | 1:43'33.57 | Пит-стоп / прокол | |
6 | 23 | Джордж Фоллмер | Shadow | 77 | 1:43'46.90 | ||
7 | 18 | Карлос Рейтеманн | Brabham | 77 | 1:43'50.79 | ||
8 | 12 | Андреа де Адамик | Surtees | 77 | 1:44'28.10 | ||
9 | нф | 7 | Джоди Шектер | McLaren | 75 | Двигатель | |
10 | 21 | Хоуден Генли | Iso Marlboro | 73 | 1:43'35.50 | Пит-стоп / прокол | |
11 | 2 | Ронни Петерсон | Lotus | 73 | 1:43'58.09 | Пит-стоп / тяга управления дроссельной заслонкой | |
нф | 11 | Карлуш Пасе | Surtees | 69 | Взрыв покрышки / авария | ||
нк | 26 | Эдди Кейзан | Tyrrell | 67 | |||
нк | 14 | Жан-Пьер Жарье | March | 66 | |||
нк | 4 | Франсуа Сэвер | Tyrrell | 66 | 3 пит-стопа / шина / распределительный механизм | ||
нк | 24 | Майк Бёттлер | March | 65 | |||
нф | 19 | Вилсон Фиттипальди | Brabham | 52 | Переключение передач | ||
нф | 20 | Джеки Преториус | Iso Marlboro | 35 | Перегрев двигателя | ||
нф | 17 | Ники Лауда | BRM | 26 | Двигатель | ||
нф | 22 | Джеки Оливер | Shadow | 14 | Двигатель | ||
нф | 16 | Жан-Пьер Бельтуаз | BRM | 4 | Пробуксовка сцепления | ||
нф | 25 | Дэйв Чарлтон | Lotus | 3 | Разворот / удар в Хэйлвуда | ||
нф | 8 | Жаки Икс | Ferrari | 2 | Столкновение с Регаццони и Хэйлвудом | ||
нф | 15 | Клей Регаццони | BRM | 2 | Удар в развернувшегося Хэйлвуда / пожар / спасен Хэйлвудом / ожоги | ||
нф | 10 | Майк Хэйлвуд | Surtees | 2 | Удар от Чарлтона / разворот / спас Регаццони |
Журнал ProFormula