09-1973г. Гран-При Великобритании
Как обычно, английская гонка ознаменовалась большим количеством дебютантов и смен команд.
Так, McLaren выставил третью машину для молодого южноафриканца Джоди Шектера, а Surtees сделал тоже самое для Йохена Масса. March, лишившись своего призового пилота Жана-Пьера Жарье, который решил, что только теряет время в столь бесперспективной команде, заангажировал восходящую английскую звезду Роджера Уильямсона и параллельно предоставил свои машины трем частным гонщикам. Тут же, в Англии, при поддержке дилеров BMW компании Hexagon, дебютировал Джон Уотсон.
Квалификация прошла под диктовку Ронни Петерсона и пилотов McLaren. Они и заняли первый ряд стартового поля. Первым стоял швед, за ним расположились Дэнни Хьюм и Питер Ревсон. Основные претенденты на чемпионство - Стюарт и Фиттипальди, заняли, соответственно, четвертую и пятую позиции, а проводящий свою четвертую гонку Шектер - шестую. Сэвер на Tyrrell и Ройтеманн на Brabham стояли в третьем ряду, а за ними расположились недавний дебютант Джеймс Хант, "человек-мотоцикл" Майкл Хейлвуд на Surtees и брат Эмерсона Фиттипальди Вильсонна на еще одном Brabham. Лучшим среди пилотов, дебютировавших на Гран при Великобритании, оказался Йохен Масс, занявший двенадцатое место, что было весьма неплохо, учитывая, что он опередил таких асов, как Крис Амон на Tecno, Джеки Икса на Ferrari и самого Грема Хилла.
На старте BRM Ники Лауды, стартовавшего с девятого места, неожиданно замедлился и тут же получил удар сзади от Shadow Джеки Оливера. Результатом этого "наезда" стал сход обеих машин. А тем временем и в голове пелетона события также начали набирать повышенные обороты. Первые несколько поворотов лидером оставался Ронни Петерсон, но уже к началу второго круга он пропустил вперед Джеки Стюарта, в то время как Ройтеманн совершенно неожиданно прорвался с восьмого места на третье. Но тут случилось непредвиденное - McLaren Шектера на выходе из последнего поворота вдруг повело в сторону, ударило о стену пит-лейн и выбросило назад на трассу.
Если бы это случилось несколькими кругами позже, возможно, все бы еще обошлось. Но на первом круге, пока машины еще едут плотной группой, - это катастрофа. В завал оказались вовлечены еще восемь машин. Гонка была остановлена. Пострадала вся середина пелотона. Все три Surtees под пилотированием Хейлвуда, Пасе и Масса составили значительную часть той кучи-малы, которая не так давно была машинами. Кроме них, из обломков покореженного металла пришлось выбираться Жану-Пьеру Бельтуа, Джорджу Фоллмеру и Андреа да Адамичу, причем последний оказался наиболее пострадавшим. У пилота Brabham была сломана лодыжка. Единственным пилотов вовлеченным в завал и способным потом самостоятельно довести свою машину до боксов, оказался Грэм Хилл. Shadow его личной команды был наименее разрушен в результате аварии.
Кстати, в завале оказался и один из дебютантов - Роджер Уильямсон. Либо таким образом судьба предостерегала его от участия в гонках, либо это нелепая случайность, но уцелев в этой аварии, Роджер погиб на своей следующей гонке в голландском Зандвоорте…
Следующие полчаса спасатели посвятили вытаскиванию Андреа да Адамича из сплющенной машины. Затем еще час на подготовку трассы к рестарту. И вот, наконец, на стартовом поле выстроились девятнадцать машин: восемнадцать избежавших завала и Shadow Хилла, которую удалось подготовить к рестарту.
На этот раз право вершить чудеса на старте досталось Ники Лауде. В основном за счет обилия пустого места перед собой, австриец совершил грандиозный прорыв, оказавшись на втором месте за Петерсоном. В числе "обиженных" им оказались Фиттипальди, Сэвер, оба пилота McLaren и Джеки Стюарт. Впрочем, уже через круг Стюарт устранил это досадное упущение, обойдя Лауду, а еще через несколько кругов настала очередь Фиттипальди, который подвинул не в меру резвого австрийца на четвертое место.
В это самое время Стюарт начал испытывать проблемы с коробкой передач, по причине чего едва не вылетел с трассы, и начал опускаться в глубину пелетона. Казалось, исход гонки предрешен, и пилотов Lotus ждет дубль, но на 36 круге у Эмерсона неожиданно возникли проблемы с дифференциалом, и он был вынужден припарковать свой черный болид у обочины. Его сход открыл дорогу к победе Питеру Ревсону. Американец не замедлил этим воспользоваться, устремился в погоню за лидировавшим Петерсоном и на 39 круге прошел его.
В дальнейшем Ронни немного сбавил обороты, и его тут же начал прессинговать молодой пилот команды лорда Хескета Джеймс Хант, обошедший перед этим Дэнни Хьюма. Молодой англичанин старался как мог, пытался использовать любую возможность, но, увы. Шины его March износились настолько, что на последних кругах машина практически перестала держать трассу. В результате, Хант не только не завершил свою атаку на Петерсона, но и вынужден был пропустить на третье место Хьюма…
А в это время Ревсон, промчавшись под клетчатым флагом своей двадцать второй гонки, праздновал первую победу в Формуле-1. Первую и последнюю - американец успел принять участие еще в восьми гонках, а в марте 1974 года он погиб во время тестов в Кьялами...
Авария во время первого старта | |
Последствия стартовой аварии | Питер Ревсон празднует первую в карьере победу |
1 | 8 | Питер Ревсон | McLaren | 67 | 1:29'18.5 | ||
2 | 2 | Ронни Петерсон | Lotus | 67 | 1:29'21.3 | ||
3 | 7 | Денни Хьюм | McLaren | 67 | 1:29'21.5 | ||
4 | 27 | Джеймс Хант | March | 67 | 1:29'21.9 | ||
5 | 6 | Франсуа Сэвер | Tyrrell | 67 | 1:29'55.1 | ||
6 | 10 | Карлос Рейтеманн | Brabham | 67 | 1:30'03.2 | ||
7 | 19 | Клей Регаццони | BRM | 67 | 1:30'30.2 | ||
8 | 3 | Жаки Икс | Ferrari | 67 | 1:30'35.9 | ||
9 | 25 | Хоуден Генли | Iso Marlboro | 66 | 1:29'31.9 | ||
10 | 5 | Джеки Стюарт | Tyrrell | 66 | 1:29'41.9 | Коробка передач / разворот | |
11 | 15 | Майк Бёттлер | March | 65 | 1:30'24.0 | ||
12 | 21 | Ники Лауда | BRM | 63 | 1:30'40.7 | ||
13 | 28 | Рикки фон Опель | Ensign | 61 | 1:30'32.1 | Пит-стоп / датчик температуры | |
нф | 11 | Вилсон Фиттипальди | Brabham | 44 | Маслопровод | ||
нф | 1 | Эмерсон Фиттипальди | Lotus | 36 | Трансмиссия / ш.р.у.с. | ||
нф | 29 | Джон Уотсон | Brabham | 36 | Регулятор подачи топлива | ||
нф | 12 | Грэм Хилл | Shadow | 24 | Рулевой механизм | ||
нф | 22 | Крис Эймон | Tecno | 6 | Давление топлива | ||
нф | 26 | Грэм МакРэй | Iso Marlboro | 0 | Заклинило дроссель | ||
нс | 20 | Жан-Пьер Бельтуаз | BRM | Массовое столкновение до рестарта | |||
нс | 9 | Андреа де Адамик | Brabham | Массовое столкновение до рестарта / перелом лодыжки | |||
нс | 16 | Джордж Фоллмер | Shadow | Массовое столкновение до рестарта | |||
нс | 23 | Майк Хэйлвуд | Surtees | Массовое столкновение до рестарта | |||
нс | 31 | Йохен Масс | Surtees | Массовое столкновение до рестарта | |||
нс | 24 | Карлуш Пасе | Surtees | Массовое столкновение до рестарта | |||
нс | 30 | Джоди Шектер | McLaren | Авария / разворот до рестарта / инициировал массовое столкновение | |||
нс | 14 | Роджер Уильямсон | March | Массовое столкновение до рестарта | |||
нс | 17 | Джеки Оливер | Shadow | Удар в Лауду до рестарта | |||
нс | 18 | Дэвид Пэрли | March | Авария |
Журнал ProFormula