Обзор сезона 1973г
Правда, больше побед в сезоне у него не было. Если же посмотреть результаты квалификаций, то преимущество Петерсона было неоспоримо - 11:4. В конце сезона на счету шведа было 4 победы. Колин Чэпмен, получив 7 побед в командном зачете, само собой разумеется, выиграл чемпионат среди конструкторов. Чемпион мира в личном зачете был, правда, из другой команды: Джеки Стюарт выиграл свой третий чемпионат, всячески поддерживаемый своим №2 - Франсуа Севером. Француз прикрывал своего коллегу сзади, хотя мог бы в некоторых гонках ехать быстрее. Пример - Гран-При Германии в Нюрбургринге, когда Север все гонку был "тенью" лидера Стюарта, который ехал нисколько не быстрее, и в итоге финишировал вторым.
Эмерсон Фиттипальди победил 28 января на Гран-При Аргентины и 11 февраля на Гран-При Бразилии. В Аргентине он с умом берег шины в первой фазе гонки, чтобы потом, в последней трети, атаковать и пройти оба лидировавших Tyrrell Севера и Стюарта. Дела у Икса шли совсем по-другому. Его дни в Ferrari были сочтены, как только появилась модель 312В3. Это был первый болид Скудерии, построенный на полноценном монококе. После того, как большие надежды не оправдались, вмешался концерн Fiat и восстановил на работе в команде Формулы 1 отстраненного Мауро Форгьери. Разошлись пути Икса и Ferrari после британского Гран-При. 28-летний бельгиец на Нюрбургринге выступал на заводском McLaren и был третьим на финише.
Стюарт выиграл 3 марта третий Гран-При в Кялами при непростых обстоятельствах: на тренировке отказали тормоза у Tyrrell 005, на скорости 280 километров в час болид вылетел с трассы, пробил три ограждения и врезался в стену. Шотландец выжил и выиграл гонку днем позже на машине Tyrrell 006 "из-под" коллеги Франсуа Севера. Однако Стюарт понял знак судьбы: 5 апреля 1973 года Джеки в условиях соблюдения строжайшей секретности сообщил команде, что в конце сезона он уходит из автоспорта: "Все гонщики вокруг меня погибли - Джим Кларк, Йохен Риндт, Иоаким Боннье, Пирс Кураж, Брюс МакЛарен. Со всеми я был в тесных дружеских отношениях…"
В Монако Стюарт снова триумфатор. Это его 25 победа и он таким образом повторяет рекорд своего земляка Кларка. Поскольку Эмерсон Фиттипальди был вторым, Стюарт сокращает разрыв по очкам до 37:41. На французском Гран-При 1 июля 1973 года некто по имени Джоди Шектер на McLaren M23 играет с соперниками, как кот с мышью, на протяжении 41 из 54 кругов, но затем терпение Фиттипальди лопнуло и он предпринял попытку обгона в правом повороте перед прямой "старт-финиш", которая не удалась. Нос McLaren Шектера был впереди, когда он столкнулся с Lotus Фиттипальди. Оба конкурента вылетели с трассы. Так Ронни Петерсон одержал свою первую победу, проехав уже в 40 Гран-При.
Четвертое занятое место обеспечило Стюарту лидерство в общей классификации. Счет стал 42:41 и шотландец не уступил больше лидерство до конца сезона. Шектер, герой Ле-Кастелле, стал теперь уже скандально известен, не прошло и двух недель: он стал причиной грандиозного завала в Сильверстоуне. На скорости 230 км/ч его развернуло в Вудкоте, что привело к столкновению девяти болидов. Все гонщики остались невредимы, за исключением Андреа де Адамича, который получил переломы ног и оказался зажат в своем Brabham.
1973 год - один из самых страшных, что касается трагических случаев. 29 июля в Цандфоорте разразился настоящий ад. Это произошло на 8 круге. Роджер Уильямсон был на 13-м месте, когда его March в быстрой комбинации "левый-правый", называемой "Хонденвлак" вылетел с трассы по прямой, врезался в
ограждение на скорости более 200 км/ч, перевернулся, загорелся и замер вверх колесами. Камера голландского телевидения включилась в непосредственной близости от места аварии и показала самые ужасные сцены, которые когда-либо транслировались телевидением с Гран-При. Бесстрастный объектив показал напрасную борьбу Дэвида Парли за жизнь своего коллеги Роджера Уильямсона. Парли остановил свой March 731G на обочине и сразу поспешил на помощь. В то время как работники трассы, не имея защитной одежды, не могли приблизиться к горящему болиду, 28-летний гонщик пытался погасить пламя с помощью огнетушителя и поставить на колеса перевернутый March. Но Парли оставался в одиночестве, никто не поддержал его во время этой попытки спасения. Когда пожарная команда минутами спустя потушила огонь, Роджер Уильямсон уже был мертв, сгорев заживо в перевернутой машине. "Я видел, что он был жив, я слышал, как он звал на помощь, но я не смог перевернуть машину. Я просил стоящих вокруг работников трассы, помочь мне. Если бы я мог перевернуть этот проклятый автомобиль, все бы обошлось, мы его бы вытащили!",- говорил вне себя Парли позже для протокола. Его имя осталось навсегда связанным с этой трагедией, несмотря на то, что его карьера закончилась после тяжелой аварии в 1977 году, а в 1985 году он погиб в авиакатастрофе. Ему было всего 40 лет, человеку, безуспешно пытавшемуся спасти жизнь своего друга Роджера Уильямсона. Никто не пришел на помощь, хотя коллективные действия могли бы сохранить жизнь коллеге-гонщику. То, что это было возможным, доказывает авария Ники Лауды три года спустя на Нюрбургринге. Уильямсону не повезло, что его машина не осталась в пределах трассы, что стало бы препятствовать проезду. Злые языки утверждают, что Ники Лауда на вопрос, почему попытка спасти Уильямсона не была поддержана, ответил, что в Формуле 1 платят за то, что гоняются, а не за то, что останавливаются.
В Нюрбургринге Стюарт победил в 27-й раз. Вскоре стало ясно, что это его последняя победа. В классификации чемпионата шотландец вел с 60 очками перед Севером с 45 и Фиттипальди с 42 очками. После того, как Фиттипальди в Цельтвеге попытался изменить ход борьбы за титул, но сошел, лидируя, из-за дефекта бензопровода, четвертое место Стюарта, занятое им 9 сентября в Монце, обеспечило ему досрочное звание чемпиона. Дождливый Гран-При Канады принес очередной курьез. Из-за хаотического
замера времени, многочисленных остановок в боксах и впервые примененного пейс-кара осталось до сих пор неясным, действительно ли объявленный победителем Питер Ревсон выиграл гонку. На победу претендовали Эмерсон Фиттипальди, Джеки Оливер на Uop-Shadow, Хоуден Генли на ISO-Williams, Жан-Пьер Бельтуаз на BRM. Но как бы то ни было, чемпион определился. Стюарт готовился к 100-му и последнему Гран-При своей карьеры. Однако ранним утром в субботу, 6 октября 1973 года его друг и коллега по команде Франсуа Север погиб в аварии на трассе в Уоткинс Глен. В высокоскоростной связке его болид вылетел с трассы, и его разрезало отбойником на две части. Несчастливый гонщик был гильотинирован. 29-летний Север не имел ни шанса выжить. Кен Тиррелл отозвал заявленных на гонку Стюарта и Эймона. Восемь дней спустя чемпион мира Стюарт официально заявил об уходе из спорта - это было печальное завершение неприятного гоночного сезона и конец эры.
Не столько грандиозное чутье Стюарта как гонщика, сколько его выраженные качества бизнесмена оставили свой след в истории. Шотландец был первым абсолютным профессионалом автоспорта, который расчистил дорогу для коммерциализации Формулы 1. началась эпоха все более быстрых, но и все более зарабатывающих эпигонов1. Цирк Формулы 1 в лице Стюарта получил мировую медиа-звезду, которая вовремя попрощалась с гонками - живой. Чего-либо лучшего нельзя и желать гонщику.