01-1974г. Гран-При Аргентины
Команды в межсезонье пережили эпидемию смены пилотов. Все основные участники чемпионата практически целиком обновили свой состав, и причиной этого стал один человек. Смерть Франсуа Сэве на ГП США 1973 года привела к уходу из гонок Джеки Стюарта (шотландец все равно собирался закончить карьеру по окончанию сезона, но гибель друга и товарища по команде, только подтолкнула его такому решению). Таким образом, Кен Тиррелл потеряв обоих пилотов, вынужден был переманить третьего пилота McLaren Джоди Шектера, и пошла цепная реакция: Тедди Майер оставшись с Денни Хьюмом (Питер Ревсон еще раньше ушел в Shadow), позвал Эмерсона Фиттипальди из Lotus. В свою очередь Колин Чепмен вынужден был заменить бразильца Жаки Иксом, пообещав бельгийцу за переход из Ferrari золотые горы. Лука ди Монтеземоло, которого Энцо Феррари призвал спасать терпящую бедствие команду, вынужден был первым делом искать замену ушедшему Иксу и уволенному Арту Мерцарио. Не обладая особым выбором, Лука позвал к себе Клея Регаццони, а тот перетащил своего напарника по команде молодого, сравнительно неизвестного Ники Лауду, пока еще только мечтавшего о лаврах чемпиона и собственной авиакомпании. Что бы не утомлять читателей ограничусь утверждением, что подобная ситуация распространилась до самого низа пелетона. Команды в то межсезонье меняли пилотов с удивительной скоростью, и удивительным же упорством. Но все перестановки проходили как бы внутри пелетона, и поэтому из 26 пилотов, заявленных на старт ГП Аргентины, дебютантов чемпионата было всего четверо. Наиболее перспективным из их небезосновательно считался Патрик Депайе, найденный Кеном Тиррелом в младших гоночных сериях. Не менее успешным молодым пилотом был достаточно известный в Германии Ханс-Йохан Штук, но болид, на котором ему предстояло дебютировать – March-Cosworth 741, едва ли мог конкурировать с техникой соперников. Карьера еще двух дебютантов того года – Гая Эдвардса и Ричарда Робартса была гораздо более короткой и незаметной. Настолько, что их имена присутствуют не в каждом справочном издании по Формуле-1. Самое большее чего сумел добиться Эдвардс В Ф1, это седьмое место на этапе в Швеции в год своего дебюта, а Робартс не дотянулся даже туда – три провальных гонки за Brabham (в то время, как на такой же машине Карлос Ройтеманн выиграл ГП Южной Африки), плюс заявка на участие в шведской гонке за Williams, на старт которой он так не вышел – вот и весь актив пилота.
На квалификации лучшим был Ронни Петерсон на Lotus-Cosworth 72E. Всю сессию с ним, к неимоверной радости Луки ди Монтеземоло, боролся Клей Регаццони, но в итоге швейцарцу пришлось довольствоваться вторым стартовым местом. Прямо за ними расположились Эмерсон Фиттипальди и, на удивление высоко поднявшийся Питер Ревсон на Shadow. Пятое место осталось за Джеймсом Хантом, а шестое занял местный герой Карлос Ройтеманн. Четвертый ряд как две капли воды напоминал первый – те же болиды, но с другими пилотами – Жаки Икс на Lotus на седьмом месте, и Ники Лауда на Ferrari на восьмом. Замкнула группу лидеров пара McLaren в лице Денни Хьюма и Майка Хейлвуда на третьем болиде, раскрашенном в цвета Yardley.
Старт, как и опасались многие, не обошелся без завала. Хейлвуд отлично стартовал и почти обошел Shadow Ревсона, как произошло касание. В инцидент оказались вовлечены еще Хант и Регаццони, увлекшиеся борьбой за позицию. Все болиды получили повреждения различной степени тяжести, но из гонки выбыл только Ревсон, в которого влетел его напарник Жан-Пьер Жарье, стартовавший с 16 позиции. Француз, впрочем, тоже вынужден был прекратить соревнование. Кроме выбывшей таким образом в полном составе команды Shadow, авария негативно сказалась еще и на Ханте. Англичанин, вероятно, повредил один из радиаторов системы охлаждения двигателя, и на 11 круге из 53 мотор просто перегрелся, исключив гонщика из борьбы.
После схода Ханта на вторую позицию вышел Ройтеманн, преследуемый Фиттипальди и Хейлвудом. Аргентинец изо всех сих пытался догнать лидировавшего Петерсона, и обойти шведа, пока его самого не «сожрали» конкуренты. И на третьем круге ему удалось возглавить пелетон. Это было тем более приятно, поскольку Фиттипальди, который также готовился пройти Петерсона отправился в боксы для мелкого ремонта болида. На третье место ненадолго вышел Хейлвуд, но его тут же прошел его же напарник по команде и давний друг Денни Хьюм, а заодно и Жаки Икс. Еще несколькими кругами позже эту пару пропустил и Ронни Петерсон, начавший испытывать серьезные проблемы с тормозами. Машина стала практически неуправляемой в поворотах, и что бы быть хоть сколько-то уверенным, что ему удастся выйти из следующего виража не боком или задом, Петерсону приходилось начинать тормозить гораздо раньше соперников. В итоге он вынужден был пропустить еще и Лауду.
На 27 круге в группе лидеров произошла очередная перестановка. Жаки Икс наехал на какой-то мусор, и отправился в боксы с проколотым колесом. На третье место выбрался Ники Лауда, а Денни Хьюм поднялся на второе. Отрыв пилота McLaren от Ройтеманна был слишком велик, что бы можно было рассчитывать на победу, но на помощь чемпиону мира 1967 года пришла удача. Мотор на болиде Ройтеманна начал стремительно терять мощность, и аргентинец теперь проигрывал по несколько секунд на круге. Впрочем, он еще мог дотянуть до финиша – на последний круг Карлос ушел лидером, но когда все местные болельщики молились за благополучный исход гонки для своего соотечественника, а букмекеры исходили потом от волнения, болид неожиданно заглох и съехал на обочину – баки Brabham были столь же сухие, как песок Сахары. Сейчас уже сложно сказать, была ли это ошибка механика залившего немного меньше топлива, либо сам Ройтеманн слишком неэкономно его использовал? А может, с Ройтеманном сыграл злую шутку, уже упомянутый, топливный кризис, и команда, решив сэкономить несколько десятков долларов, лишила своего пилота победы?
В итоге Ройтеманн оказался на седьмом месте, буквально в шаге от очковой зоны, и Бог знает как далеко от победы. Кстати восьмым оказался Хоуден Генли, March, которого также из-за нехватки топлива не доехал до финиша пол-круга.
Фиттипальди и Фанхио | Денни Хьюм на пути к победе |
1 | 6 | Денни Хьюм | McLaren | 53 | 1:41'02.01 | ||
2 | 12 | Ники Лауда | Ferrari | 53 | 1:41'11.28 | ||
3 | 11 | Клей Регаццони | Ferrari | 53 | 1:41'22.42 | Столкновение с Ревсоном и Хэйлвудом на старте / разворот | |
4 | 33 | Майк Хэйлвуд | McLaren | 53 | 1:41'33.80 | Столкновение с Ревсоном и Регаццони на старте | |
5 | 14 | Жан-Пьер Бельтуаз | BRM | 53 | 1:41'53.85 | ||
6 | 4 | Патрик Дэпайе | Tyrrell | 53 | 1:42'54.49 | ||
7 | нф | 7 | Карлос Рейтеманн | Brabham | 52 | 1:39'15.01 | Перебои в зажигании / нехватка топлива |
8 | нф | 10 | Хоуден Генли | March | 52 | 1:40'19.32 | Нехватка топлива |
9 | 15 | Анри Пескароло | BRM | 52 | 1:41'23.45 | ||
10 | 5 | Эмерсон Фиттипальди | McLaren | 52 | 1:41'55.95 | Пит-стоп / свечи зажигания | |
11 | 27 | Гай Эдвардс | Lola | 51 | 1:41'25.17 | ||
12 | 28 | Джон Уотсон | Brabham | 49 | 1:41'21.99 | Столкновение на старте / пит-стоп / носовой обтекатель | |
13 | 1 | Ронни Петерсон | Lotus | 48 | 1:42'11.39 | Проблемы с тормозами / пит-стоп / аккумулятор | |
нф | 26 | Грэм Хилл | Lola | 45 | Перегрев двигателя | ||
нф | 8 | Ричард Робартс | Brabham | 36 | Коробка передач | ||
нф | 2 | Жаки Икс | Lotus | 36 | Пит-стоп / прокол / трансмиссия / сцепление | ||
нф | 9 | Ханс-Йоахим Штук | March | 31 | Трансмиссия / сцепление | ||
нф | 37 | Франсуа Миго | BRM | 31 | Утечка воды | ||
нф | 3 | Джоди Шектер | Tyrrell | 25 | Прокладка головки цилиндра | ||
нф | 18 | Карлуш Пасе | Surtees | 21 | Двигатель / подвеска | ||
нф | 20 | Артуро Мерцарио | Williams | 19 | Столкновение на старте / перегрев двигателя | ||
нф | 24 | Джеймс Хант | March | 11 | Разворот / перегрев двигателя | ||
нф | 19 | Йохен Масс | Surtees | 10 | Двигатель / поршень | ||
нф | 16 | Питер Ревсон | Shadow | 1 | Столкновение с Хэйлвудом и Регаццони / разворот / удар от Жарье | ||
нф | 17 | Жан-Пьер Жарье | Shadow | 0 | Удар в развернувшегося Ревсона | ||
нс | 22 | Рикки фон Опель | Ensign | Проблемы с управлением |
Журнал ProFormula