14-1974г. Гран-При Канады
Хотя, организаторы подсуетились, и «разбавили» стартовое поле двумя американскими командами, точнее двумя машинами, одна из которых принадлежала Парнелли Джонсу, а вторая некому Пенске. Парнелли выставил на гонку, спроектированный Моррисом Филиппом, VPJ4, усадив за руль молодого Марио Андретти. Пенске, в свою очередь, воспользовавшись услугами First National City bank в качестве спонсора, и Джеффа Ферриса, в качестве конструктора представил на суд общественности новенький РС1.
«Местных» представлял Эппи Витцез, купивший Brabham BT42, нарисовавший на нем кленовый листик, севший внутрь, и назвавший это все Team Canada F1. Патриотично донельзя.
Перестановки в своем составе провели всего три команды. Так в BRM уволили и Пескароло, и Миго, взяв на их место уставшего от возни с собственной командой Криса Амона и Жана-Пьера Бельтуа. Джон Сертиз посчитал необходимым усилить свою команду Хельмутом Кенигом, а в Yardley-McLaren заменили малорезультативного Дэвида Хоббса на Йохана Масса.
Уже на квалификации лидеры в полный голос заявили о своих претензиях. Первые три места заняли соответственно Фиттипальди, Лауда и Шектер. Регаццони не сумел подняться выше шестого места, пропустив вперед Ройтеманна и Жарье. Таким образом, задача лидера общего зачета усложнялась необходимостью пробиваться через соперников, каждый из которых не преминул бы навязать ему жесткую борьбу. Тем боле, что в спину ему «дышали» молодые и амбициозные Патрик Депайе и Джеймс Хант.
Из американских пилотов лучшим оказался Андретти, сумевший «потащить» свой Parnelli на 16 позицию. Донохью на Penske оказался лишь 24-м. Хуже него проехали только, так и не восстановивший форму, Крис Амон и патриотичный Эппи Витцез.
На старте пилоты Ferrari продемонстрировали чудеса ловкости и существенно улучшили свои позиции. Лауда захватил лидерство, а Регаццони с шестого места разом поднялся на третье. Между ними остался только Фиттипальди, которого активно прессинговал швейцарец. Еще немного и уже две красных машины возглавили бы гонку, но на третьем круге Шектер, предприняв отчаянную атаку, прошел Регаццони. Установившийся порядок (Лауда-Фиттипальди-Шектер-Регаццони) мало того, что продержался без изменений практически полдистанции, так еще и закрутил интригу Чемпионата донельзя. Финишируй первая четверка таким образом, у троих пилотов (Фиттипальди, Шектер, Регаццони) было бы по 49 очков, а у Лауды – 47. Лихо, не правда ли?
Болельщики уже потирали руки в ожидании решающей схватки, а организаторы следующего этапа подсчитывали потенциальные барыши, но всех подвел Джоди Шектер, а точнее его тормоза. В самый неподходящий момент педаль тормоза у южноафриканца просто провалилась в пол, и его Tyrell улетел в отбойник.
Этот «ход» Шектера вернул Регаццони утраченную третью позицию, а вместе с ней и лидерство в личном зачете Чемпионата. Швейцарца более чем устраивала такая расстановка сил перед последним этапом. Виртуально он был впереди Фиттипальди, а значит на следующем этапе ему было бы достаточно финишировать на одну позицию впереди Фиттипальди, чтобы примерить Чемпионскую Корону. Эта задача не казалась неосуществимой, тем более, что по ходу сезона Регаццони выступал успешнее своего визави. Клей проиграл лишь четыре квалификации из четырнадцати, и все гонки, в которых финишировал, закончил в очках, в отличие от двух нерезультативных финишей у Фиттипальди. Оставалось только финишировать в таком же порядке.
Но тут воображаемое путешествие Регаццони за титулом прервал Ники Лауда, за 13 кругов до финиша проверивший на прочность отбойник посредством своей Ferrari. Таким образом, Фиттипальди оказался лидером, причем не только гонки, но и виртуального общего зачета. Теперь он на одно очко опережал Регаццони.
Пилот Ferrari может и хотел бы начать атаковать McLaren Фиттипальди, но его самого нагонял Ронни Петерсон, проводивший одну из своих лучших гонок. Швед, стартовавший с десятого места, к моменту вылета Лауды находился на пятой позиции, а затем, опередив Депайе и Ханта, погнался и за Регаццони. Швейцарец еле уехал от Ронни, который на финише отстал от него чуть больше, чем на секунду.
По итогам гонки в лидеры личного зачета вырвался Фиттипальди, преследуемый Регаццони. Лауда и Шектер остались при своих, не набрав ни одного очка, причем австриец окончательно потерял шансы на титул. Все должно было решиться на последнем этапе в Уоткинс-Глене.
Победный финиш Фиттипальди | Канадский патриот Эппи Витцез |
1 | 5 | Эмерсон Фиттипальди | McLaren | 80 | 1:40'26.136 | ||
2 | 11 | Клей Регаццони | Ferrari | 80 | 1:40'39.170 | ||
3 | 1 | Ронни Петерсон | Lotus | 80 | 1:40'40.630 | ||
4 | 24 | Джеймс Хант | Hesketh | 80 | 1:40'41.805 | ||
5 | 4 | Патрик Дэпайе | Tyrrell | 80 | 1:41'21.458 | ||
6 | 6 | Денни Хьюм | McLaren | 79 | 1:40'26.461 | ||
7 | 55 | Марио Андретти | Parnelli | 79 | 1:40'26.702 | Задержался на старте | |
8 | 8 | Карлуш Пасе | Brabham | 79 | 1:40'34.700 | ||
9 | 7 | Карлос Рейтеманн | Brabham | 79 | 1:40'37.091 | ||
10 | 19 | Хельмут Койнигг | Surtees | 78 | 1:40'35.550 | ||
11 | 27 | Рольф Штоммелен | Lola | 78 | 1:40'38.143 | ||
12 | 66 | Марк Донохью | Penske | 78 | 1:40'40.118 | ||
13 | 2 | Жаки Икс | Lotus | 78 | 1:40'52.616 | ||
14 | 26 | Грэм Хилл | Lola | 77 | 1:41'41.211 | ||
15 | нф | 21 | Жак Лаффит | Iso Marlboro | 74 | Прокол | |
16 | 33 | Йохен Масс | McLaren | 72 | 1:41'24.210 | Разворот / пит-стоп | |
нк | 15 | Крис Эймон | BRM | 70 | Пит-стоп / перебои в зажигании | ||
нф | 12 | Ники Лауда | Ferrari | 67 | Авария | ||
нф | 16 | Том Прайс | Shadow | 65 | Двигатель | ||
нф | 28 | Джон Уотсон | Brabham | 61 | Подвеска / авария | ||
нк | 14 | Жан-Пьер Бельтуаз | BRM | 60 | Пит-стопы / управление | ||
нф | 3 | Джоди Шектер | Tyrrell | 48 | Тормоза / авария | ||
нф | 17 | Жан-Пьер Жарье | Shadow | 46 | Ведущий вал | ||
нф | 20 | Артуро Мерцарио | Williams | 40 | Управление | ||
нф | 50 | Эппи Витцез | Brabham | 33 | Трансмиссия / двигатель | ||
нф | 9 | Ханс-Йоахим Штук | March | 12 | Двигатель / давление топлива | ||
нкв | 18 | Дерек Белл | Surtees | ||||
нкв | 22 | Майк Уайлдс | Ensign | ||||
нкв | 10 | Витторио Брамбилла | March | Авария | |||
нкв | 42 | Ян Эшли | Brabham |
Журнал ProFormula