Обзор сезона 1974 года: двухкратный Фитипальди!
Обзор сезона 1974 года: двухкратный Фитипальди!
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1974г

Обзор сезона 1974г

На протяжении сезона 1974 года на трассах королевских гонок появлялось ни много, ни мало - 20 различных производителей Формулы 1, 56 гонщикам удалось хотя бы единожды стартовать в Гран-При, еще дюжина новичков пыталась пройти квалификационный барьер. Из соображений безопасности на всех этапах старт давался по схеме 2-2-2, то есть по две машины в ряду. Начиная с сезона 1974 года стало правилом, давать командам и их гонщикам постоянные стартовые номера.
Несмотря на то, что по итогам сезона Эмерсон Фиттипальди вновь завоевал свой второй титул, а опытный Регаццони стал вице-чемпионом с очень малым отставанием, 1974 год принес и свежую струю - первые победы на Гран-При таких асов, как Ники Лауда, Карлос Ройтеманн, Джоди Шектер. Если добавить в этот список и Ронни Петерсона, то получим шесть гонщиков, в течение сезона делавших серьезные заявки на чемпионскую корону, но по различным причинам не получивших ее. Петерсон выступал на болиде с многообещающим номером 1 и не только поэтому выглядел фаворитом среди наследников Стюарта. Но долгожданный переход от Lotus 72 на Lotus 76, представленный в начале года, оказался неудачей. Кроме двойного заднего антикрыла новый болид был оснащен полуавтоматической коробкой передач, которая могла бы произвести революцию в Формуле 1 - если бы правильно функционировала. Опытный тест- пилот вроде Эмерсона Фиттипальди мог бы, возможно, довести новый Lotus до готовности, однако "ленивец" Джеки Икс и "интуитивный" гений Ронни Петерсон для этого не годились. Швед досаждал Чэпмена просьбами, вернуть проверенный Lotus 72. После этого он сразу выиграл Гран-При в Монте-Карло! Благодаря большому старанию Ронни команда одержала еще две победы, в Дижоне и Монце, но тогда 30-летний гонщик уже не был участником борьбы за титул.
Похожее происходило и с Ройтеманном, который мог бы выиграть на новом Brabham BT44 первые три этапа, но из-за досадных мелочей только в Кялами смог отпраздновать заслуженную победу. "El Lole" победил, кроме того, в Цельтвеге и Уоткинс Глен, однако бороться за чемпионское звание ему было уже поздно. И в этом году гонкам Формулы 1 были принесены человеческие жертвы. 22 марта в Кялами погиб Питер Ревсон, когда на его болиде UOP-Shadow произошла поломка элемента левой передней подвески. "Ревви", как его звали, 35-летний экс-плейбой, который был к моменту трагедии абсолютным топ-гонщиком, оставил после себя вакансию, заслуженно занятую молодым Томом Прайсом. Последний оставался верен команде Shadow даже в трудные времена, и погиб через 3 года, тоже в Кялами, почти в тот же день, что и Ревсон. Еще одной жертвой сезона стал Хельмут Коинигг. Всего лишь второй его Гран-При стоил гонщику жизни. Тогда, 6 октября 1974 г. в Уоткинс Глен все ждали, как решится судьба титула, поэтому авария молодого австрийца прошла почти незамеченной. На 10 из 59 кругов его Surtees вылетел с трассы, пробил лишь слегка закрепленные уловители и, практически не замедлившись, врезался в тройной отбойник. Так, год спустя после смерти Франсуа Севера, Хельмут Коинигг погиб тоже из-за легкомыслия организаторов в области обеспечения безопасности на трассе…
Теперь о Ferrari. Презилент FIAT Джанни Аньелли вложил в 1974 году больше денег в команду, чем обычно, и послал в Маранелло 25-летнего члена семейного клана Луку ди Монтеземоло в качестве решающего контролера и связующего звена. Это было несомненно удачным ходом, так же, как и контракты с новыми пилотами - Ники Лаудой и Клеем Регаццони. Благодаря поддержке таких торговых марок, как AGIP и Marlboro, команда смогла позволить себе двух этих топ-пилотов, хотя в начале сезона многие сомневались, следует ли действительно относить в эту категорию Ники Лауду, в отличие от Регаццони. Однако класс Лауды все улучшался от теста к тесту и австриец мог бы уже в этом году стать чемпионом, но не хватило удачи. Уже 28 апреля в Хараме Лауда празднует свою первую победу, которая стала одновременно 50-й победой Ferrari в гонках Формулы 1. Не прошло и трех месяцев, как Лауда впервые захватил лидерство и в общем зачете.
В Андерсторпе Джоди Шектер приносит победу своей команде Tyrrell, придя к финишу перед коллегой Патриком Депайе. Это была его лично первая победа в Формуле 1. 24-летний южноафриканец совершенно преобразился, забыв свои же методы "бури и натиска" в команде McLaren. Он прилежно и надежно выступал, собирая в чемпионате важные очки. Такой же тактики придерживался и Эмерсон Фиттипальди. Хотя он смог победить в Бразилии и Бельгии, но затем его McLaren M23 уже не в состоянии был бороться за первые места. Эксперименты с разными антикрыльями и обтекателями, различные исполнения, отличающиеся колесной базой, за все лето так и не смогли вывести М23 на победный курс. И когда Фиттипальди первый раз в сезоне сходит с трассы на Гран-При Франции, лидерство в классификации сразу переходит к Лауде. Но теперь удача отворачивается и от него: на следующем Гран-При в Брэндс-Хэтч 20 июля Ники безоговорочно лидировал, когда за 10 кругов до финиша правое заднее колесо его Ferrari стало терять воздух. Австриец игнорировал сигналы из боксов, намереваясь добраться до финиша без замены колеса, но надежды его не оправдались. Шектер выходит в лидеры, а болид Лауды на голом диске сворачивает в боксы. Там ставят новое колесо, Лауда готов выехать на трассу пятым, но на выходе с пит-лейн Ferrari отказано в возврате на трассу! Спустя некоторое время CSI все-таки присудило гонщику 2 незаслуженно потерянных очка, но чемпионат для него был уже проигран.
На Гран-При Германии Лауда хотя и был на поул-позиции, но старт ему не удался. Чтобы не отпустить от себя Регаццони, Лауда попытался еще перед Северной шпилькой Nordkehre пройти Шектера на Tyrrell. Маневр не удался, и Лауда вдребезги разбил машину, не проехав и двух километров после старта. Победил Клей Регаццони и стал теперь лидером в общем зачете. Шансы Ники Лауды на титул быстро убывают. В Цельтвеге и Монце Ferrari австрийца сходит с трассы из-за проблем с двигателем. Его коллега Регаццони лидировал в итальянском Гран-При, будучи на верном пути к победе в чемпионате, когда и его 12-цилиндровый двигатель испустил облако голубого дыма. Это событие лишь продолжило полосу невезения: незадолго до этого в Цельтвеге швейцарец потерял второе место из-за повреждения шины и финишировал пятым. После сходов обоих болидов Ferrari победу в Монце одержал Ронни Петерсон перед Фиттипальди и Шектером. И вот за две гонки до конца чемпионата остается еще целых пять претендентов на титул. Классификация по очкам: Регаццони 46, Шектер 45, Фиттипальди 43, Лауда 38, Петерсон 31.
После канадского Гран-При в Моспорте остаются уже три "аспиранта": победу празднует Фиттипальди, ставя тем самым весь ход сезона с ног на голову. Снова бразилец использовал неудачи Лауды. Дело было так. Австриец, горя желанием сохранить свои шансы, до 68-го из 80 кругов находился на лидирующей позиции. Но тут вмешалась судьба в лице шедшего далеко позади Джона Уотсона. Из-за неполадок в передней подвеске "Уотти" на Brabham BT44 cъезжает с траектории и выбрасывает грязь на трассу. И Лауда первым попадает на нее. "Флагов еще не было, все произошло так быстро, у меня не было ни шанса",- надежды Ники на титул разбились об отбойник вместе в машиной. Фиттипальди победил, Регаццони был вторым, Петерсон третьим. Шектер вылетел с трассы, но с 45 очками был еще в теоретической досягаемости от чемпионского звания. Фиттипальди и Регаццони имели по 52 очка, хотя бразилец - из-за большего числа побед (3:1) - находился в выигрышном положении. В Уоткинс Глен Карлос Ройтеманн и Карлос Паче добились двойной победы Brabham, впервые с 1969 года. Шектер сошел на 45 круге. Эмерсон Фиттипальди сконцентрировался на главной своей задаче - финишировать впереди Регаццони. На финише стратег "Фитти" был четвертым и вознаградил себя вторым чемпионским званием. Клей Регаццони мог держаться за бразильцем лишь несколько кругов, его автомобиль плохо держал трассу. Дважды он заезжал в боксы, обнаружив дефектный амортизатор и, сменив шины, довел гонку до конца на 11-м, предпоследнем, месте, до финиша надеясь на чудо…







Знаете ли Вы что...