02-1976г. Гран-При ЮАР
Мы с женой прилетели в Йоханнесбург из Австралии на частном реактивном самолете за неделю до гонки, когда все лихорадочно тестировали шины. У нас выдались свободные выходные и мы решили съездить в знаменитый своим сервисом "Отель Винклер” на границе Крюгер Парка. Уровень обслуживания там настолько высок, что вам каждое утро моют машину. Когда моя жена обратилась к администратору, я ещё не зашел в вестибюль. Мистер Винклер спросил её о цели нашего визита и она сказала ему, что мы приехали на автогонки. "Ах да, конечно, – воскликнул он, – Роб Уокер из Road & Track. Я всегда читаю статьи вашего мужа с огромным удовольствием.” Очень приятно осознавать, что Road & Track связывает людей по всему миру.
Состав участников со времени Гран При Бразилии претерпел значительные изменения. Такое ощущение, что период межсезонья до сих пор не закончился. Переговоры и торги вокруг Ронни Петерсона, длившиеся больше года, наконец завершились и из Lotus`a он отправился в March. Уже в течение определенного времени было очевидно, что текущая ситуация не удовлетворяет ни ту, ни другую стороны. Согласно достигнутой договоренности Lotus отпустили Петерсона в обмен на разрыв контракта между March`ем и Гуннаром Нильссоном, по которому тот должен был гоняться в Формуле 2, после чего швед, победитель чемпионата Великобритании Формулы 3 мог бы выступать за JPS. Возникла лишь одна загвоздка: освободившись от обязательств перед March`ем, Нильссон вовсе не горел желанием присоединяться к JPS. Однако через неделю настойчивых убеждений Колин Чепмен всё-таки уговорил его.
Vel`s Parnelli Jones сумели изыскать ещё кое-какие средства, Марио Андретти протестировал машину и команда вернулась в гонки, во всяком случае на этапы в Кьялами и Лонг Бич. Таким образом Lotus остались без второго пилота, и насколько я понял, Марио вовсе не собирался проливать слез из-за того, что не будет пилотировать их "77”. Временной и, на мой взгляд, разумной его заменой стал Боб Ивэнс.
Джон Сёртиз, в конце прошлого года занявшийся конструированием нового автомобиля, представил своё детище TS19 и посадил за его руль Бретта Лангера. Бретт, которого спонсирует Chesterfield, был, похоже, исключительно доволен происходящими событиями. Все понимают, что Джон делает требующую мужества попытку продержаться в Формуле 1 ещё какое-то время.
Мишель Леклер заменил в команде Williams Ренцо Дзорци, Крис Эймон восстановился от травм, полученных им в дорожном происшествии после гонки Формулы 5000 в Лонг Бич в прошлом сентябре. В данный момент он является самым опытным из пилотов Ф1, причем со значительным отрывом.
Единственным местным представителем был Лексингтон, предоставивший Tyrrell 007 Иэну Шектеру, брату Джоди. И, наконец, Харальд Эртль привез свой Hesketh 308, на котором он так здорово проявил себя в Монце. Менеджером команды является "Пузырь” Хорсли. Инго Хоффман отсутствовал, потому что новый Copersucar для него пока не готов. BRM тоже не было, так как они не смогли найти чартерный рейс.
Трудно давать какие-то времена, показанные во время тестов резины, потому что команды опробовали так много разных смесей и их комбинаций, что результаты не значили ровным счетом ничего. Однако на жестких гоночных шинах быстрее всех был Лауда, а за ним шел Хант. Эмерсон Фиттипальди загодя сказал мне, что по его мнению хорошее квалификационное время будет где-то в районе 1.16,8.
В пятницу во время тестовых заездов, после того как у автомобиля сломалась передняя подвеска, Жак Лаффит вдребезги разбил свой Ligier Gitanes Matra. К счастью капсула и сам Жак остались целыми и невредимыми и машина вскоре была восстановлена.
В среду утром было облачно и температура не превышала 22 градусов, но ближе к полудню выглянуло солнце и жара достигла 45 градусов. Из-за неё большинство показавших лучшие времена во время первой тренировки, днем превзойти собственный результат не смогли. День был примечателен двумя обстоятельствами: во-первых, ни в одной из сессий Ники Лауда и Ferrari не были быстрее всех, а, во-вторых, Мозамбик закрыл свою границу с Родезией – слишком близко от нас, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Через 10 минут после начала первой тренировки Гуннар Нильссон, дебютирующий в Ф1, привёл свой дымящийся JPS в боксы и там он загорелся. Главный цилиндр заднего тормоза заклинило, тормоза раскалились и вся хвостовая часть автомобиля оказалась охвачена огнем. Его быстро потушили, но ущерб машине был нанесен серьезный и Нильссон не смог зафиксировать никакого времени.
У Боба Ивэнса "полетели” колесные подшипники. В общем JPS опять не повезло. Я видел как два шведа (Петерсон и Нильссон) сидели на ограждениях и сравнивали свои записи по Lotus`у. День для Ронни не сложился – он был медленнее чем Витторио Брамбилла, его партнер по команде, потому что у его двигателя было низкое давление масла. Брамбилла был в потрясающей форме и показал третий результат в обоих заездах, всего на одну пятую отстав от Лауды, у которого было второе время.
После первого же своего круга Карлос Паче обнаружил, что двигателю его Brabham BT45 катастрофически не хватает мощности. Вся тренировка для него вылилась в пару кругов на машине Ройтеманна, но она шла очень хорошо и Ройтеманн показал на ней 6-е время. Карло Кити, которого я знаю уже почти 20 лет, сказал мне, что моторы Alfa Romeo очень мощные, но шасси у Brabham`a не слишком послушное. Я так думаю, что у Гордона Марри мнение диаметрально противоположное.
Лауда никак не мог приблизиться к собственному результату неофициальных заездов и сказал мне: "Сперва я толком настроил машину, но после этого она поехала медленно. Я не знаю в чем тут дело, просто не знаю.” В конце концов он изменил передаточные числа, но улучшился только на 0,1 секунды. После этого он решил снова поменять их за ночь, а мотор оставить. В обеих сессиях он был вторым.
Героем дня стал Джеймс Хант, чей McLaren M23 был почти на пол-секунды быстрее Ferrari Лауды. Я не знаю чем объяснить этот результат, кроме как самим Джеймсом. На его автомобиле стоял какой-то особый стартер, сделавший ненужной емкость со сжатым воздухом и таким образом сэкономивший немалый вес.
У McLaren`a Йохена Масса неожиданно сработал огнетушитель и Йохен окзался весь залит пеной. Кроме того машина страдала недостаточной поворачиваемостью и он не смог подняться выше 12 места.
У Марио сначала сломался колесный подшипник, а потом оказалось, что мотор потерял мощность. Он решил поменять его и надеяться на лучшее, ведь результат Андретти был только 16-м.
Эмерсон с его Copersucar`ом тоже пережили неудачный день. Я сказал ему: "Сегодня всё было плохо. Завтра будет лучше?” "Надеюсь, – ответил он. – Я поменяю в машине всё, что только можно.”
На вопрос как идут дела Джоди Шектер простонал: "Ужасно, просто ужасно.” Патрик Депайе тоже сказал, что его Tyrrell был из рук вон плох. Однако после того как Джоди и Патрик поменяли сходимость передних колес и прижимающую силу, ситуация наладилась. Показав одинаковое время, они разделили 4 место. Иэн Шектер добился отличного результата для гонщика, который нерегулярно появляется на сцене Гран При и поместил свой 007-й на 15-ю строчку.
После ликвидации Hesketh Racing я присоединился к команде First National City Travelers Checks Penske. Меня пригласили сам Роджер (мой давний друг) и вся команда, в том числе и Джон Уотсон, который теперь, после смерти дорогого Грэма, является моим партнером по гольфу. Заезды Джон начал с новым РС3, который собирался использовать в гонке, но вскоре выяснилось, что у него низкая скорость на прямой и мотор не тянет. Пришлось вернуться к старой модели и после нескольких попыток Джон сумел зафиксировать заслуживающее уважение 10-е время.
Два шасси Фрэнка Уильямса отличались отвратительной управляемостью и доктор Послтуэйт сказал, что всю ночь будет работать над проблемой.
По результатам среды шестерку лучших составляли: Джеймс Хант 1.16,59; Ники Лауда 1.16,90; Витторио Брамбилла 1.17,11; Джоди Шектер и Патрик Депайе 1.17,18; Ройтеманн 1.17,21.
Четверговые тренировки начались при некоторой облачности, а температура была 23 градуса. И даже когда позднее выглянуло солнце, она поднялась только до 30 и трасса стала гораздо быстрее чем вчера. Первая сессия была проведена по новой системе, без засечек времени и машины можно было опробовать с полными баками. Так что для квалификации засчитывался только последний час.
Из неофициальной тренировки стало ясно, что некоторые автомобили серьезно прибавили, более всех Ferrari Лауды, Ligier Лаффита и Penske Уотсона. Хуже всех пришлось Эмерсону – его Copersucar отказался заводиться из-за замыкания в генераторе и за весь день он ни разу не появился на трассе.
К JPS удача лицом так и не повернулась. В первом заезде у Гуннара Нильссона всё было хорошо, но во время квалификации после двух кругов и у него заблокировало подачу топлива. У Боба Ивэнса выскочила штанга подвески. В общем 77-й пока ещё не доработан до конца.
Рекорд круга принадлежал Эмерсону – 1.17,10 и был установлен в 1973-м году. Быстрейший тренировочный круг проехал Карлос Паче – 1.16,41. Как только пошел отсчет времени второй квалификации Джеймс Хант выехал на трассу и показал 1.16,1. Когда я спросил, как ему удалось добиться такого улучшения, он просто сказал: "Трасса стала быстрее и я жал на газ.” В перерыве между заездами Алистер Колдуэлл обнаружил какие-то проблемы с Marlboro McLaren`ом Йохена Масса. В чем конкретно дело он мне так и не сказал, но обронил что-то об "очень неприятном пустяке”. Избавиться от него явно удалось и Йохен начал улучшать свои времена, в конце концов показав 4-й результат – 1.16,45.
Ники выехал на дорожку за привычным своим поулом, но так его и не завоевал. Он сказал мне, что его единственной проблемой был Хант. Когда я нажал на Ники посильнее он признался: "Двигатель прошел уже немало миль. Когда перед гонкой его заменят, я получу ещё 20 л.с.”
У бедного Карлоса Паче весь день барахлил мотор и он был очень расстроен. Ройтеманн был в лучшей форме и занял 11-е место. Марио сказал, что его машина стала чуть лучше, но её ещё дорабатывать и дорабатывать.
Джон Уотсон обнаружил, что его Citibank Penske стал более послушен, мотор более мощен, комбинация шин выбрана верно, а трасса стала быстрее. В результате он проходил круги всё быстрее и быстрее и в итоге записал 1.16,43, что позволило ему занять превосходное третье стартовое место. Роджер и все остальные были очень довольны. Мы с Бетти тоже были счастливы – я только-только присоединился к команде, а дела идут так хорошо.
Шестеро лучших: Джеймс Хант 1.16,10; Ники Лауда 1.16,20; Джон Уотсон 1.16,43; Йохен Масс 1.16,45; Витторио Брамбилла 1.16,56 и Патрик Депайе 1.16,77.
В субботу перед гонкой погода стояла великолепная. В небе плыли небольшие облака и поэтому было не слишком жарко. Во время неофициальной утренней тренировки Ferrari впали в панику, потому что мотор Лауды не набирал больше 11 000 оборотов, а это значительно меньше, чем 12 500. Был заменен топливный насос и все вернулось в норму.
Старт был дан вовремя при помощи светофора и удался он не всем. Лауда был великолепен, а вот Хант – нет, и Масс с Брамбиллой опередили его. Депайе бросало из стороны в сторону, а Уотсон тронулся с места слишком рано и был вынужден остановиться как раз в тот момент когда загорелся зеленый. Его со всех сторон окружили соперники и он отвалился на 11-е место. Бретт Лангер у своего Surtees TS19 вместо первой передачи включил третью и чтобы со всем этим разобраться ему потребовалось около десяти секунд.
В Крауторне (первом повороте) вихляния Депайе привели к тому, что он задел переднее крыло Ханта. Джеймс сказал, что ему повезло и управляемость машины не ухудшилась. Иэн Шектер держался внутренней стороны и когда Леклер попытался протиснуться вперед у него не было другого выбора кроме как ударить того колесом в колесо, после чего 007 подбросило в воздух и он улетел в защитные ограждения. На том гонка для Иэна закончилась. Леклер несмотря на плохую управляемость сумел добраться до финиша. Чтобы избежать участия в этой аварии Эмерсону пришлось резко тормозить и его Copersucar стал после этого предпоследним.
После первого круга Лауда шел впереди, а за ним на значительном расстоянии Масс, Брамбилла, Хант, Депайе, Петерсон, Ройтеманн, Прайс, Регаццони, Андретти, Шектер, Уотсон, Паче, Лаффит, Эймон, Штук, Жарье, Ивэнс, Иккс, Нильссон, Фиттипальди, Эртль, Лангер и Леклер. На 2-м круге Брамбилла и Хант обогнали Масса, но пройти Beta March Ханту удалось только на шестом круге. Задержка дорого ему обошлась, потому что к тому моменту Лауда успел оторваться уже на семь секунд. Становилось похоже, что гонка разделится на две части: Ники впереди, а все остальные далеко позади. Ferrari продолжал увеличивать отрыв – после трети дистанции он составлял 12 секунд.
На 8-м круге Масс опередил Брамбиллу, за которым потом вплотную шли Петерсон, Депайе, Прайс, Регаццони, Шектер, Ройтеманн, Андретти, Уотсон и Паче. Два Brabham-Alfa щедро разбрызгивали масло. Чтобы видеть хотя бы что-нибудь Андретти и Уотсону приходилось постоянно тереть забрало шлемов. После 15-ти кругов Ройтеманн потерял всё масло и сошел. Паче последовал его примеру ещё через семь кругов и те, кто шли за ними смогли вздохнуть с облегчением.
На 16-м круге Депайе предпринял рискованный маневр, выскочив из-за Брамбиллы и Петерсона и попытавшись пройти их в Крауторне. Внезапно у мотора проскочила искра, Tyrrell развернуло и он выбил с трассы March Петерсона. Швед этому был совсем не рад, но отнесся к произошедшему философски. Патрик сказал, что он поменял воздухозаборники и это сместило баланс тормозов. Он сумел продолжить гонку, теперь на 13-й позиции, и пробирался вверх, пока не дошел до доблестного Эймона, который шел в том же темпе, что и сам Патрик. То, что он при этом управлял Ensign`ом образца 1974-го года свидетельствует о сохранении им всех своих старых навыков.
Усилия Депайе позволили Тому Прайсу подъехать к Витторио Брамбилле и даже на 19-м круге обогнать его – немалый успех, потому что итальянец иногда бывает непробиваемой стеной. После обгона Том легко уехал вперед, а March достали Регаццони с Шектером и завязалась долгая битва.
У Андретти забарахлил мотор и он потерял по крайней мере 300 оборотов. Уотсон сумел пройти его и начал сокращать отставание от группы Брамбиллы, идущей в 6-и секундах впереди. Нильссон смог обогнать троих соперников, но после 18 кругов у него начало проскальзывать сцепление и он сошел.
К 26-му кругу порядок был следующим: Лауда оторвался от Ханта приблизительно на 12 секунд, в 10 секундах за Джеймсом шёл его партнер по McLaren`у, Йохен Масс, в свою очередь на шесть секунд опережая Прайса. Так что никаких захватывающих событий в головке гонки не происходило. Но дальше шла связка Брамбилла-Регаццони-Шектер, а в пяти секундах за ними Уотсон, которого быстро настигал Лаффит на Gitanes Ligier. Регаццони опередил Брамбиллу. Через два круга Шектер тоже это сделал, но за эти два круга Джоди уступил Клею две секунды. В течение следующих 25 кругов Джоди по десятым сокращал своё отставание от Ferrari и наконец вплотную подобрался к нему. Однако ещё раньше чем он мог совершить обгон у Регаццони отказал мотор.
Жан-Пьер Жарье допустил вылет в гравий, один из камней пробил радиатор и он был вынужден прекратить борьбу. Лаффит добрался до Уотсона и на 32-м круге опередил его, немедленно устремившись в погоню за Брамбиллой. За десять кругов он догнал Витторио, но догнать ещё не значит обогнать. Наконец на прямой напротив боксов он сумел поравняться с March`ем и казалось, что в этот раз Лаффит своего добьется, но мне приходилось наблюдать как неудачи постигают даже великих и я был готов держать пари что у него ничего не выйдет. И точно, следующий круг Витторио закончил в одиночестве. Оказалось, что в конце прямой двигатель Matra не выдержал.
Прайс проводил отличную гонку за Shadow и уверенно удерживал четвертое место. А потом, на 44-м круге, он проколол заднее левое колесо и ему пришлось медленно ползти почти целый круг, прежде чем он смог попасть в боксы. Хотя замена колеса была произведена быстро, он откатился на 13-е место. Энергично сражаясь, к финишу он поднялся до 7-го.
К 36-му кругу Хант сократил отставание от Лауды до 6,4 секунды. Впоследствие Ники сказал, что у него начало спускать левое заднее колесо, однако он оказался в состоянии поддерживать разрыв в пределах 6,2 секунды. Круг за кругом Уотсон приближался к Брамбилле, но очень медленно и я сомневался, что он сможет опередить Витторио, даже если догонит его.
Чуть дальше Депайе отчаянно пытался пройти Эймона, но потом их разделили Фиттипальди и Прайс. В это же время между Ивэнсом, Штуком и Лангером кипела борьба за 12-е место.
Лауда сохранял лидерство в шесть секунд и на 68-м круге установил лучшее время прохождения круга несмотря на спускающую шину – 1.17,9. В этот момент Хант и Лауда опережали Масса на 30 секунд.
Оставалось выяснить догонит ли Уотсон Брамбиллу и сможет ли Фиттипальди пройти Эймона, который демонстрировал себя с самой лучшей стороны. Оба они настигали Андретти, выигрывая у него по секунде с круга. Кроме того было интересно опередит ли Лангер Ивэнса – их дуэль длилась всю гонку. К сожалению ни на один из этих вопросов удовлетворительного ответа получено не было. За восемь кругов до финиша абсолютно новый мотор Эмерсона взорвался. Фиттипальди поднял свой Copersucar с 22-го места на 9-е и было очень жаль, что всё закончилось для него таким образом.
Однако с несчастным Крисом Эймоном судьба обошлась ещё более жестоко. Ему удалось замечательное выступление и он шел 8-м на очевидно устаревшей машине, когда за четыре круга до клетчатого флага электронасос в левом баке перестал работать и он финишировал лишь 14-м.
Когда оставалось пройти пять кругов Уотсон отставал от Брамбиллы всего на две секунды и мы сильно разволновались. Внезапно Penske промчался мимо нас прямо на хвосте у March`a, а на следующем круге Витторио нырнул в боксы за топливом и потерял два места.
Незадолго до финиша Джеймс Хант начал быстро догонять Лауду и разрыв между ними сократился до 4 секунд, а потом, на финише уже, составил 1,7 секунды. Было неясно то ли у Ники возникли проблемы, то ли он просто сбросил темп. Лично я думаю, что верно второе предположение, но сам Ники сказал, что у него с 21-го круга спускало заднее левое колесо, или что-то ещё было не так, и автомобиль заносило всё больше и больше. Когда гонка закончилась в шине осталось 2 фунта воздуха и колесо стояло буквально на ободе. Так что несмотря на гонку, проведенную в по-настоящему чемпионском стиле будет честным признать, что в этот раз Госпожа Удача улыбнулась Лауде (правда удача сопутствует храбрым), потому что долго это колесо не протянуло бы.
Когда кто-то поинтересовался у Джеймса почему он не смог достать Ники, он ответил: "Потому что я был не в состоянии идти быстрее. В любом случае, при том как Ники вёл сегодня машину мне не удалось бы обогнать его.” Когда ему сообщили о том, что у Лауды ещё с 21-го круга был прокол, комментарии Ханта стали непечатными. Мне лично кажется, что с проколом нельзя было так долго ехать, особенно при том, что один из механиков слышал ближе к финишу шипение воздуха. Я думаю, что у Ники нарушился развал, а может быть на трассе было масло и поэтому машина плохо управлялась. Колесо же было проколото незадолго до конца. Как бы там ни было, гонка Лауде удалась замечательная. Это была 60-я победа Ferrari в Формуле 1 в 255-ти стартах. У Lotus`a 57 побед.
Гонка была так же хорошо организована как всегда и я считаю этот Гран При самым приятным в календаре. Думаю, что пока ответственными за его проведение остаются Алекс Блино и Фрэнсис Тёрнер так будет и впредь.
1 | Ники Лауда | Ferrari | 78 | 1:42'18.4 | Медленный прокол | |
2 | Джеймс Хант | McLaren | 78 | 1:42'19.7 | ||
3 | Йохен Масс | McLaren | 78 | 1:43'04.3 | ||
4 | Джоди Шектер | Tyrrell | 78 | 1:43'26.8 | ||
5 | Джон Уотсон | Penske | 77 | |||
6 | Марио Андретти | Parnelli | 77 | |||
7 | Том Прайс | Shadow | 77 | |||
8 | Витторио Брамбилла | March | 77 | |||
9 | Патрик Дэпайе | Tyrrell | 77 | Столкновение с Петерсоном | ||
10 | Боб Эванс | Lotus | 77 | |||
11 | Брет Ланджер | Surtees | 77 | |||
12 | Ханс-Йоахим Штук | March | 76 | |||
13 | Мишель Леклер | Wolf-Williams | 76 | Столкновение с Шектером | ||
14 | Крис Эймон | Ensign | 76 | |||
15 | Харальд Эртль | Hesketh | 74 | |||
16 | Жаки Икс | Wolf-Williams | 73 | |||
17 | нф | Эмерсон Фиттипальди | Copersucar | 70 | Двигатель | |
нф | Клей Регаццони | Ferrari | 52 | Двигатель | ||
нф | Жак Лаффит | Ligier | 49 | Двигатель | ||
нф | Жан-Пьер Жарье | Shadow | 28 | Радиатор / двигатель | ||
нф | Карлуш Пасе | Brabham | 22 | Давление масла / двигатель | ||
нф | Гуннар Нильссон | Lotus | 18 | Сцепление | ||
нф | Карлос Рейтеманн | Brabham | 16 | Давление масла / двигатель | ||
нф | Ронни Петерсон | March | 15 | Столкновение с Дэпайе | ||
нф | Ян Шектер | Tyrrell | 0 | Столкновение с Леклером |
Перевод: Максим Куваев
Road & Track, june 1976