03-1976г. Гран-При США-Запад
Я остановился на "Королеве Мэри” в каюте всего в двух дверях от той, где жил, когда на этом судне пересекал Атлантику. Меня охватила ностальгия; даже краны водопровода остались как тогда: горячая соленая, горячая пресная, холодная соленая и холодная пресная. Когда я взошел на борт мне сообщили, что звонила Джинджер Рожерс и когда портье сказал об этом, то добавил: "Она всегда была моей любимой звездой.” Это было очень мило с его стороны.
На гонку приехали 27 участников, а не 25 как в Южной Африке. Иэн Шектер отсутствовал, таким образом у нас было три новичка. Артуро Мерцарио присоединился к March`у, так что их стало четверо. Его спонсирует Ovoro, Витторио Брамбиллу спонсирует Beta, а Ронни Петерсона и Ханса Штука – Theodore Racing. Последняя сделка была заключена на одну гонку. Тедди Йип и Сид Тэйлор, финансировавшие покойного Тони Брайза на этапе Ф5000 здесь же в прошлом сентябре, снова захотели принять участие в соревновании.
Кроме того появились Инго Хоффман с новым Copersucar`ом и, самое главное, Алан Джонс. Две недели назад в Брэндс Хэтч проводилась Гонка Чемпионов и Джонс за рулем новенького Surtees TS19 занял там потрясающее второе место.
В Лонг Бич в бочке меда всё же была одна ложка дёгтя. CSI, F1СА и организаторы пришли к соглашению, что на старт будет допущено только 20 машин. Решение принималось не на основании размеров трассы, как в Монако, а в интересах безопасности. Это означало, что семь участников не смогут пройти дальше квалификации и, на мой взгляд, новость была плохая. Чтобы квалифицироваться, автомобили придется постоянно гонять, подвергая жестким нагрузкам. Покрытие здесь очень кочковатое и я предполагал, что до финиша возможно смогут добраться где-то машин восемь. Зрители будут скучать и это может плохо сказаться на будущем этапа. Главной проблемой является то, что хотя кольцо намного безопаснее Монако, убрать разбитые или вышедшие из строя машины с трассы здесь очень трудно, что не может не беспокоить.
Заезды начались в пятницу при отличной погоде. Температура на солнце составила 43 градуса, а в тени 25. Меня однажды спросили, почему я всегда даю температуру на солнце. Так ведь гонщики не в теньке прохлаждаются и все события происходят именно на солнце.
Очень жаль, что мы не могли сравнить наши времена с результатами гонки Ф5000, потому что с тех пор трек был чуть-чуть изменен: стойки, на которые в сентябре никто не обращал внимания, были убраны и их сменили бордюры FIA, через которые не переедешь. Том Прайс сказал мне, что модификации стоили где-то 2,5 секунды.
Как обычно первая сессия вылилась в борьбу Лауды и Ханта, а Клей Регаццони их подгонял. У Ронни Петерсона сломался карданный вал, а затем, уже днем, такая же неприятность дважды случалась с Брамбиллой, так что очевидно, что у March`a здесь возникли какие-то проблемы с валами. Во время заключительного заезда картина поменялась. Лауда сперва был быстрее всех, но потом у него сгорел мотор. Он пересел в запаску, но она плохо управлялась и Лауда записал лишь 5-е время. Ники сказал, что асфальт в Лонг Бич намного более неровный, чем в Монако и машина прыгала как сумасшедшая. Важнейшее значение имела тяга. Лонг Бич был легче чем Монако для человека и тяжелее для техники.
В самом начале второй сессии в повороте перед боксами Эмерсон Фиттипальди слишком близко подъехал к стене, задел её крылом, закрутился и обломал Copersucar`у нос. Шасси быстро восстановили, но потом у обоих автомобилей команды возникли проблемы с зажиганием. Несмотря на это Эмерсон показал 9-й результат. Он сказал мне: "Неплохая уличная трасса. Она мне очень нравится, но, согласен с вами, стартовать должны по крайней мере 23 машины.”
Французам, естественно, Лонг Бич показался хуже Монако. Жак Лаффит сказал, что у него 2-я передача просто не может быть достаточно короткой чтобы мотор не терял обороты. Кроме того на прямой он ничего не мог видеть. По его словам она либо слишком длинная, либо слишком узкая. Патрик Депайе сказал, что ему Монако нравится больше. "Ну конечно, – воскликнул я, – ведь ты же француз. Но здесь хотя бы можно обгонять.” "Да, – ответил Патрик, – здесь есть одно место для обгона. В Монако их вообще нет.” Однако вечером он наверняка запел по-другому: на последнем круге ему удалось перекрыть результат Ханта, который уверенно возглавлял таблицу после отказа мотора у Лауды.
Марио Андретти, заручившийся спонсорской поддержкой American Racing Wheels, сказал, что его Vel`s Parnelli Jones находится в хорошей форме. Он показал превосходное 4-е время. Сравнивать Лонг Бич и Монако по его мнению не имело смысла – обе трассы хороши, как и страны, где они расположены.
В распоряжении Криса Эймона снова находился Ensign 74-го года, потому что новую модель всё ещё не закончили. Он проехал фантастический круг и занял 11-ю строчку. Мо Нанн объяснил это тем, что машина была перекрашена в красный цвет и Крис перепутал её с Ferrari.
Джон Уотсон был очень стабилен и записал на своём Citibank Penske 6-е время. Используя секундомер с делениями в 0,1 секунды, я определил его результат с точностью до 0,01 секунды и это удивило даже меня самого.
После пятничных заездов в шестёрку лучших вошли: Депайе 1.23,88; Хант 1.23,92; Регаццони 1.24,01; Андретти 1.24,56; Лауда 1.24,70 и Уотсон 1.24,94.
В субботу погода стала ещё лучше. Прохладный ветерок согнал температуру на солнце с 43 градусов утром до 32 градусов днем. Заезды начались точно по расписанию и перед началом велся десятиминутный отсчет за что организаторов следует похвалить. Как всегда первая сессия для квалификации не учитывалась, так что команды могли опробовать свои машины с полными баками и внести необходимые изменения в настройки.
У Марио сгорел мотор и хотя механикам удалось очень быстро его заменить, Андретти появился на трассе лишь за пол-часа до окончания дневного заезда и у него тут же сломалась задняя подвеска, так что с 4-го он опустился на 15-е место.
Итак, перед началом второй квалификации последним из предварительно попавших в гонку был Карлос Ройтеманн, а Бретту Лангеру, Алану Джонсу, Жаки Икксу, Харальду Эртлю, Инго Хоффману, Гуннару Нильссону и Бобу Ивэнсу предстояло биться за место в двадцатке. Было ясно, что на этом Гран При всем придется выложиться до конца. Первыми взялись за дело пилоты Brabham`a и начали серьезно улучшать свои времена. Ройтеманн стал 10-м, а Паче 13-м. Очень хорошо обстояли дела у Прайса, на таких трассах как эта, смотреть на него – одно удовольствие. Том сумел подняться на 5-ю строчку. Петерсон начал возвращение к прежней форме и занял 6-е место. На последнем круге у него сломалась тормозная трубка, доставив ему несколько пугающих секунд. Уотсон улучшался, но ему не повезло. Сначала на первой машине сломалась задняя стойка, а потом у второй вышло из строя сцепление. Джон не смог больше выехать на трассу и его время стало лишь 9-м.
Первый Национальный Городской банк назначил приз – 1000 долларов – обладателю поул позишн, так что борьба за неё разыгралась нешуточная. Сперва первым был Лауда, потом Хант, а потом Регаццони опередил их обоих. Депайе, который из-за неполадок с зажиганием никак не мог завести двигатель, в последние несколько минут откатал серию из семи быстрых кругов и уступил в итоге только Регаццони. У Лауды в очередной раз сломался карданный вал и из борьбы он выключился. Механики Ferrari успокаивали себя, говоря о том, что сломавшиеся валы были старыми. Клей сказал: "Впервые за два года у меня не было проблем.” Хант ответил на это: "Боюсь, что их и не возникнет – Регга недостаточно сильно давит на газ.”
В гонку не попали Мишель Леклер, Инго Хоффман, Артуро Мерцарио, Боб Ивэнс, Жаки Иккс, Харальд Эртль и Бретт Лангер. Последними из квалифицировавшихся были Алан Джонс на Durex Surtees`e и Гуннар Нильссон на JPS.
Список сломавшихся карданов выглядел устрашающе: у Лауды два, у Петерсона два, у Мерцарио два, у Брамбиллы один, у Штука один, у Иккса один. Итоговую шестёрку лучших составили: Регаццони 1.23,09; Депайе 1.23,29; Хант 1.23,42; Лауда 1.23,64; Прайс 1.23,67 и Петерсон 1.24,50.
В день гонки погода снова была хороша. Дул прохладный ветер и на солнце я зафиксировал 34 градуса. После прыгунов с парашютом и прочих аттракционов был исполнен "Звёздно-полосатый флаг”. Пел отец Дэна Гёрни, бывший оперный исполнитель. Для меня это ещё раз подчеркнуло объем работы, проделанной организаторами, и они заслужили за неё самые высокие оценки. Я видел лишь одну возможную неприятность: стартует слишком мало участников и при большом количестве сходов гонка может превратиться в скучнейшее зрелище. Организаторы не были в этом виноваты, они с удовольствием допустили бы до старта 24 машины. Однако Энцо Феррари через F1CA выдвинул требование об ограничении стартовых мест до 20. Если Феррари что-то требует, то так оно и будет. Я знаю, что в официальной бумаге от CSI всё было замечательно обосновано и сформулировано, но, по-моему, после гибели в Монако Лоренцо Бандини у Коммендаторе возник пунктик насчёт безопасности коротких трасс.
На старте возле каждого автомобиля стоял маршал, следящий чтобы не было фальстарта. Здорово придумано. Чтобы предотвратить привычный завал в первом повороте, автомобили были расположены в шахматном порядке, но, боюсь, это не помогло. Первым его прошел Регаццони, за ним Хант, Депайе и Лауда. Брамбилла сдвинулся влево, прямо на Ройтеманна, которому кроме как в стену ехать было некуда. Автомобили соприкоснулись колёсами и в результате столкновения так в первом вираже и остались. У Брамбиллы один из рычагов передней подвески оторвался от монокока, а у Карлоса была сломана задняя подвеска и пробито колесо. Ройтеманн остался на месте аварии и в течение часа смотрел гонку.
Депайе обогнал Ханта и до главной прямой гонщики добрались без потерь, но там на скорости 160 миль/час JPS Нильссона резко повернул вправо и полетел в отбойники. Автомобиль развернуло и удар вдребезги разнес хвостовую часть с правой стороны. Гуннар чуть не свернул себе шею и вылез из обломков в состоянии грогги, но потом, когда я с ним разговаривал, он был в полном порядке.
После первого круга Регаццони на корпус опережал Депайе, за которым шли Хант, Лауда, Прайс, Петерсон, Шектер, Жарье, Лаффит, Уотсон, Паче, Андретти, Масс, Фиттипальди, Эймон, Штук и Джонс. Клей уходил вперед. На 3-м круге все словно с цепи сорвались. Эймон сказал мне, что первые круги превратились в бойню и буквально в каждом повороте в тучах дыма от горящей резины по асфальту крутились автомобили.
Депайе сказал, что каждый раз когда он во время тренировочных заездов менял тормозные диски, это нарушало баланс и в итоге он сместил его на два деления в сторону задних тормозов. Это привело к тому, что у него постоянно блокировались колеса и в повороте № 3 он ошибся и его повело по широкой дуге. На выходе Хант поравнялся с Tyrrell`ом и приготовился совершить обгон, но Патрик, пытаясь исправить свою ошибку, сместился вправо и откровенно выдавил Ханта в стену. В официальном заявлении для прессы было сказано, что они шли вровень и Депайе "захлопнул калитку”. Джеймс был в ярости и на следующем круге выбежал на середину дороги и погрозил Патрику кулаком. McLaren остался на месте аварии, но, как оказалось, серьезно не пострадал. У автомобиля были повреждены два колеса и переднее крыло. Всё это можно было исправить в боксах, но Джеймс не мог предположить, что McLaren`ы так прочны.
На том же круге Уотсон протаранил Лаффита. Джон сказал мне, что начал торможение с обычной точки, но либо сделал это недостаточно активно, либо Жак затормозил слишком рано. В результате контакта у Citibank Penske были повреждены нос и рама. На ремонтные работы ушло почти девять минут.
Gitanes Ligier Лаффита развернуло, и пока Жак исправлял положение, с 8-го места он опустился на 14-е. В дальнейшем француз продемонстрировал великолепный пилотаж и пробился на 4-е место. Вскоре его автомобиль превратится в опаснейшего противника.
Опять-таки на том же круге Штук попытался обогнать Эмерсона и наскочил на его заднее колесо. Из правой передней перегородки March`a был выдран нижний рычаг подвески и Штук сошёл с дистанции. Хотя удар погнул Эмерсону заднее колесо и разрядил аккумулятор, он смог продолжить гонку и финишировать 6-м, принеся Copersucar`у первое зачетное очко в истории команды.
К пятому кругу Лауда выбрался на 2-е место, но при этом на торможении он "посадил” залысину на переднее колесо, что, конечно же, ему мешало, а Клей жал изо всех сил и на финише пятого круга имел четырёхсекундный отрыв. Марио, как обычно, отличной ездой пытался компенсировать плохую стартовую позицию и, показав лучший на тот момент круг, поднялся уже до 9-го места. Однако в его моторе сломалась водоподводящая трубка и вся вода вытекла. Это не тормозило Марио, но вскоре двигатель "сварился” и он был вынужден сложить оружие. Депайе допустил разворот и с третьего места свалился на седьмое. Его позиция досталась Джоди Шектеру.
К 20-му кругу, на четверти дистанции, пелетон уже сильно растянулся. Регаццони опережал Лауду на 13 секунд, а Ники, в свою очередь, был далеко впереди Шектера. За Джоди шёл эффектный Прайс. И лишь за ним имела место единственная в гонке битва. Жарье по пятам преследовал Петерсона, у которого с самого старта барахлили тормоза, а вплотную за ними мчались Депайе и Масс.
На 21-м круге Патрик прошел Жарье, ещё через шесть кругов Петерсона и устремился за своим партнером по команде. Norris Ensign Эймона тем временем стал издавать какие-то хриплые звуки. Дело было в утечке из выпускного коллектора.
Клей удерживал своё преимущество над Лаудой в пределах 13 секунд. Потом он сказал, что в один из моментов чуть-чуть сбросил темп, но тут же потерял концентрацию и чуть было не допустил несколько ошибок. Тогда он снова собрался и довёл отрыв до 14 секунд. После гонки он сообщил нам, что никакой командной тактики Ferrari не применяли.
Джоди шёл за Лаудой, но довольно далеко, а его преследовал Прайс. На 33-м круге у Тома сломался вал и его замечательному выступлению пришел конец. Всего два круга спустя Джоди проскользил по служебной дорожке и воткнулся в заграждение – нижний рычаг передней правой подвески переломился. Таким образом Депайе вернулся на третью позицию, а Петерсон стал 4-м, но вскоре Жарье и Масс обогнали его. Жак пробивался вверх и на половине дистанции повис на Петерсоне. Ронни мучился с тормозами и свалился на 10-е место, на котором и финишировал.
Джонс шёл хорошо, но у него сломалось шаровое соединение в дозаторе. Три раза оно не срабатывало и он смог финишировать только 11-м. У Джона Уотсона дела также обстояли неважно. Однажды, пропустив точку торможения, он был вынужден воспользоваться служебной дорожкой и потерял на этом 2 минуты. Затем у него разболталась выхлопная труба и это снова стоило ему потерянного времени.
Лаффит, при поддержке своего замечательного, оглушительно воющего двигателя Matra продолжал атаковать – он был сенсацией гонки. На 45-м круге он обогнал Масса, на следующем прошёл Жарье и сразу же бросился в погоню за Депайе, своим соотечественником. Отыграть у него Жаку удалось только несколько секунд, так что ему пришлось довольствоваться четвёртым местом.
Несчастный Карлос Паче, проводивший пока самую лучшую гонку в этом сезоне и шедший на 8-м месте, страдал от ужасно заедающих тормозов. В боксах обнаружили, что один из механиков забыл в кокпите комплект торцовых ключей и он блокировал педаль. Пока со всем этим разбирались, Карлос опустился на одну позицию.
Клей с внешней лёгкостью постоянно шёл всё быстрее и быстрее. На 61-м круге он показал лучшее время на круге – 1.23,07. Ники уже давно оставил всякие попытки достать Регаццони и последние 15 кругов вообще шёл максимально осторожно, потому что коробка передач его Ferrari издавала какие-то отвратительные звуки. Он терял много времени и его отрыв от Депайе уменьшился до 8-ми секунд.
За пару кругов до финиша у Жарье возникли серьезные неприятности: у него остались только две передачи – 1-я и 5-я и почти совсем отказали тормоза. Масс и Фиттипальди успели опередить его.
Клей одержал лёгкую и очень хорошо принятую победу. Он проехал при этом самый быстрый круг и стартовал с поул-позиции. Вряд ли можно сделать ещё что-то. Ники провёл не лучшую свою гонку и, я думаю, был рад набрать 6 очков, позволившие ему сохранить приличное преимущество в общем зачете чемпионата.
Мне кажется, Патрику очень повезло, что он смог финишировать 3-м после столкновения с Хантом. Если бы Лаффит не подвергся тарану со стороны Уотсона, то Жак был бы 3-м, а не 4-м, что очень неплохо для автомобиля, принимавшего участие всего в третьем Гран При. Лаффит без сомнения был героем дня.
Йохен провёл аккуратную, чистую гонку и принес McLaren`у 5-е место. Эмерсон как всегда проявил упорство и цепкость и с 16-го места поднялся на 6-е. Нельзя не отметить и Криса Эймона. Он финишировал 8-м на устаревшем автомобиле с перебоями в зажигании и слабосильным мотором – отличная работа.
На мой взгляд организация ГП Лонг Бич стала главным достижением автоспорта в этом десятилетии. Вы только представьте трудности проведения гонки по улицам города с населением 350`000 человек, большинство из которых пенсионеры, в то время как во всём остальном мире наблюдается тенденция к запрещению трасс, проложенных по дорогам общего пользования. Основная заслуга принадлежит Крису Пуку.
"Раскрутка” Гран При была проведена на высочайшем уровне и он теперь должен считаться одним из лучших в мире. Идея пригласить со всего света гонщиков прошлого была великолепной. Мы видели прыгунов с парашютом, мотогонку, велогонку, марафон и гонку Toyota для прессы. Скучать не приходилось и я не вижу в организации ни одного изъяна. Пресс-центр был самым большим и удобным из всех что я видел до сих пор.
Фанхио организовал банкет для всех отставных пилотов, а Фил Хилл выступил на нем в роли переводчика. На прощанье они расписались друг у друга на меню. Меня везде очень тепло принимали и я получил множество разных подарков, варьирующихся от уменьшенной копии фуражки полицейского из Сиэтла до радарной системы "Снупер”.
Самое смешное высказывание за уикэнд принадлежит Джоди Шектеру. Ему надоело, что Джеймс Хант получает столько бесплатной рекламы в газетах из-за того, что его жена, Сьюзи, ушла к Ричарду Бёртону и он сказал: "Как бы мне тут присоседиться? Наверное я уйду к жене этого Бёртона или как её там?”
1 | Клей Регаццони | Ferrari | 80 | 1:53'18.471 | ||
2 | Ники Лауда | Ferrari | 80 | 1:54'00.885 | ||
3 | Патрик Дэпайе | Tyrrell | 80 | 1:54'08.443 | Столкновение с Хантом / разворот | |
4 | Жак Лаффит | Ligier | 80 | 1:54'31.299 | ||
5 | Йохен Масс | McLaren | 80 | 1:54'40.763 | ||
6 | Эмерсон Фиттипальди | Copersucar | 79 | 1:53'57.738 | Столкновение со Штуком | |
7 | Жан-Пьер Жарье | Shadow | 79 | 1:54'08.108 | ||
8 | Крис Эймон | Ensign | 78 | 1:53'46.216 | Пит-стоп / тормоза | |
9 | Карлуш Пасе | Brabham | 77 | 1:53'29.178 | Пит-стоп / управление | |
10 | Ронни Петерсон | March | 77 | 1:54'27.358 | Пит-стоп / закипание тормозной жидкости | |
нк | Алан Джонс | Surtees | 70 | 1:53'45.245 | ||
нк | Джон Уотсон | Penske | 69 | 1:53'30.197 | Пит-стопы / носовой обтекатель / выхлоп | |
нф | Джоди Шектер | Tyrrell | 34 | Подвеска | ||
нф | Том Прайс | Shadow | 32 | Ведущий вал | ||
нф | Марио Андретти | Parnelli | 15 | Утечка воды | ||
нф | Джеймс Хант | McLaren | 3 | Столкновение с Дэпайе | ||
нф | Ханс-Йоахим Штук | March | 2 | Столкновение с Фиттипальди | ||
нф | Гуннар Нильссон | Lotus | 0 | Подвеска / авария | ||
нф | Карлос Рейтеманн | Brabham | 0 | Столкновение с Брамбиллой | ||
нф | Витторио Брамбилла | March | 0 | Столкновение с Рейтеманном | ||
нкв | Мишель Леклер | Wolf-Williams | ||||
нкв | Инго Хофман | Copersucar | ||||
нкв | Артуро Мерцарио | March | ||||
нкв | Боб Эванс | Lotus | ||||
нкв | Жаки Икс | Wolf-Williams | ||||
нкв | Харальд Эртль | Hesketh | ||||
нкв | Брет Ланджер | Surtees |
Перевод: Максим Куваев
Road & Track, july 1976