04-1976г. Гран-При Испании
После Лонг-Бич состоялась гонка, не входящая в зачет чемпионата мира – на приз Грэма Хилла в Сильверстоуне. Это была не очень боевая гонка, потому что от каждой команды было выставлено только по одному автомобилю, а Ferrari не приехали. Ожидалось, что в соревновании примет участие Ники Лауда, но у себя дома в Австрии, недалеко от Зальцбурга, он угодил в аварию – поднимался на тракторе в гору, опрокинул его и сломал ребро. Что ж, это показывает, что даже Чемпион Мира не может одинаково хорошо владеть всеми типами одноместных болидов с открытыми колесами! Гонку в Сильверстоуне сравнительно легко выиграл Джеймс Хант, выступив очень хорошо и показав высокую скорость.
На испанском Гран При вступили в силу новые правила FIA. В результате заднее антикрыло подвинулось вперед на 8 мм, над приборной доской появилась дуга безопасности, а та, что находится над головой пилота, была усилена и стала выше, так, чтобы воображаемая прямая, касающаяся верхних точек обеих дуг, проходила выше головы пилота. Самое важное – снизилась высота воздухозаборников. Машины стали казаться заметно ниже, и снова начали походить на нормальные гоночные снаряды.
На Гран При Испании дебютировал 6-колесный Tyrrell Project 34. Для гоночной машины идея шести колес не так уж нова. Мой полуторалитровый, с нагнетателем, Delage 1927 года имел шесть колес. Однако, тогда использовались сдвоенные задние колеса, а не две пары маленьких смешных передних.
Со времени Лонг Бич заявочный лист вырос. Решено было, что на старт выйдут 24 машины, а к тренировкам будут допущены 30. Сюрпризом стал уход Марио Андретти из Vel`s-Parnelli Jones и отказ этой команды от участия в Формуле 1. На остаток сезона Марио подписал контракт с JPS, хотя после гонки в Бразилии заявил, что не желает выступать за эту команду больше никогда в жизни. Колину Чепмену удалось переубедить его. Приманкой стал конструктор Тони Саутгейт, чей переход из Shadow в Lotus должен был состояться после этого Гран При.
Среди новичков были двое испанцев: Эмилио Запико на прошлогоднем Williams`e и Эмилио Вилотта на годичной давности Brabham BT44-Ford команды RAM. К Вилотте присоединился Лорис Кессель из Швейцарии. Австралиец Лэрри Перкинс получил в свое распоряжение HB Bewaking Boro, то есть бывший Ensign.
До гонки проводилось активное тестирование резины, по итогам которого лучшими с результатом 1.18,90 стали Джеймс Хант с его McLaren`ом и Патрик Депайе на Project 34. В пятницу с утра шел дождь, но к 10 часам, когда должна была начаться первая тренировка, он перестал. Сначала было холодно (14С), но днем выглянуло солнышко и стало теплей (28С).
В один жуткий момент мне почудилось, что первая сессия начнется по расписанию, но в конце концов получасовое опоздание спасло меня от безумия. Инго Хоффман на втором Copersucar`e проехал только два круга, после чего у его автомобиля отказал мотор, выведя бразильца из борьбы до конца дня. Хант почти сразу нашел свой темп и зафиксировал лучший результат заездов – 1.18,52. Он сказал мне, что если сможет начинать разгоняться из поворотов раньше, то поедет еще быстрее.
Лауда не мог составить обычную конкуренцию Ханту, потому что его беспокоило ребро. Он заявил, что если новое кресло, которое для него подготовили, не облегчит ситуацию, то он в гонке участия принимать не будет. К счастью, изменения сработали и во второй тренировке ему за рулем стало полегче. Он сказал мне, что ощущения, когда трактор завалился прямо на него, были самыми страшными в его жизни. Ему очень повезло, что он остался в живых. По дороге в больницу Ники чуть не умер от шока. Через несколько дней доктор-австриец, специалист по подобным случаям, начал курс лечения, в ходе которого через Лауду пропускали электрический ток. Доктор сделал ему инъекцию, которая на целый месяц заглушила боль в нерве. Несмотря на все свои проблемы, Ники удалось показать второе время дня.
Клей Регаццони сказал, что его Ferrari не так хороша, как в Лонг-Бич, и у него было разбалансировано одно из колес. И все же он стал 3-м. Витторио Брамбилла, прекрасно проявив себя, снова оказался со своим Beta March наверху таблицы.
В тренировках перед гонкой в Сильверстоуне Бретт Лангер угодил в очень серьезную аварию. Он потерял сознание и получил сильное растяжение мышц шеи. В Испании он управлял автомобилем в защитном поддерживающем воротнике, что, конечно, никак не помогало ему ехать быстрее. У его Surtees`a спустило колесо, полетел подшипник и барахлила коробка. По итогам дня в гонку он не попадал.
Эмерсон Фиттипальди был очень недоволен управляемостью своего Copersucar`a. Он сказал, что его мучила как избыточная, так и недостаточная поворачиваемость, машина сильно скользила по асфальту. Жаль, ведь от компании Copersucar посмотреть на гонку прилетели восемь человек.
Джон Уотсон жаловался на свой First National City Travelers Checks Penske по таким же точно причинам, но ему все-таки удалось улучшить свои результаты и стать 14-м. Во время утренней тренировки Джоди Шектер развернул свой 4-колесный Elf Tyrrell и оторвал ему нос, что, впрочем, быстро починили. Депайе на Project 34 проявил себя хорошо и стал 5-м, но при этом удивлялся, почему машина идет медленнее, чем на тестах. А Джоди просто удивлялся.
Shadow были разочаровывающе медленными, поэтому командой было принято решение использовать на следующий день модификацию с укороченной колесной базой. Крис Эймон впервые опробовал новый Ensign, и было очевидно, что ему нужно как можно больше тестов. В своем неповторимом стиле ему как-то все-таки удалось занять 10-ю строчку. Крис сказал мне, что Жак Лаффит потрясающе быстр на своем Gitanes Ligier-Matra; в поворотах автомобиль был довольно медленным, но потом Лаффит пускал в дело правую ногу и машина просто прыгала вперед. По мнению Криса, Ligier гораздо мощнее Ferrari.
Во время последней сессии улучшить свое время сумел только Йохен Масс. За прошедшее с утра время трасса стала медленнее скорее всего из-за возросшей температуры. Если бы Масс так же хорошо проехал утром, то он мог показать едва ли не самое лучшее время дня.
Карлос Ройтеманн вылетел с трассы и буквально уничтожил свой Brabham. Как выразился Берни Экклстоун, автомобиль ударился о группу деревьев, соединенных проволочным забором. Деревьями он назвал столбы забора. Когда утром трассу осматривали, организаторам было сказано наполовину эти столбы подпилить, чтобы в случае удара они легко переламывались, но те, конечно, и пальцем не пошевелили. К счастью Карлос остался цел.
По итогам пятничных заездов лучшими стали Хант 1.18,52; Лауда 1.18,84; Регаццони 1.19,15; Брамбилла 1.19,27; Депайе 1.19,32 и Нильссон 1.19,35.
В субботу погода совершенно не изменилась, только с утра добавились порывы ветра. Кто-то выдвинул теорию, будто солнце, нагревая трассу, вытягивало на асфальт ранее пролитое масло и трек становился скользким. Так или иначе, во втором заезде кольцо снова было медленным, а первый был неофициальным.
В общем, все зависело от последнего заезда, и горе тем, кто старался квалифицироваться на ставшем медленным полотне. Карлос Паче сказал: "Меня мучает недостаточная поворачиваемость. Машина не слушается. По правде говоря, проблем – уйма." JPS снова выглядели неплохо и Марио сказал: "Я доволен тем, как обстоят дела." Колин Чепмен добавил: "У нас много улучшений на подходе."
Ожидавшаяся схватка Ханта и Лауды не состоялась, потому что Ники старался экономить силы. В последние 15 минут он выехал на кольцо, но без особого успеха. Он сказал мне: "Я очень устал," – а я посоветовал ему не делать глупостей. Хант снова без особых усилий занял 1-ю строчку, но самой яркой фигурой стал Депайе со своим Project 34. На том круге, на котором он показал лучшее время, ему помешали, но и этого хватило для второго результата заезда и 3-го по итогам всей квалификации.
Том Прайс не был так хорош, как обычно, но следует помнить, что он приехал сюда впервые, что его мотор потерял 400 оборотов и что шасси страдало жесточайшей избыточной поворачиваемостью. Последним из квалифицировавшихся стал Лэрри Перкинс на Boro. Лэрри был доволен и сказал, что с первой из поставленных задач он уже справился (попал на старт) и теперь должен справиться со второй - то есть добраться до финиша. Не прошли квалификацию Лангер, Кессель, Вилотта, Запико, Харальд Эртль и Хоффман.
В шестерку лучших вошли: Хант 1.18,52; Лауда 1.18,84; Депайе 1.19,11; Масс 1.19,14; Регаццони 1.19,15 и Брамбилла 1.19,27.
Погода в воскресенье была хорошей. Температура на солнце составила 32С. Начало гонки было назначено только на 4:15 (испанцы никогда ничего по нормальному сделать не могут). Перед этим был проведен футбольный матч, а потом приехал король Хуан Карлос I. Тем не менее старт был дан почти что вовремя. Джекки Стюарт представил гонщиков королю. Повсюду поблескивали ружья. Ходили слухи, что на автодроме находятся наемные убийцы, переодетые в маршальские куртки, украденные накануне ночью. Каждый настоящий маршал должен был иметь на своей форме официальную печать. Потом короля проводили в стеклянную судейскую вышку, три этажа которой были в целях безопасности перекрыты охраной, и гонка могла начинаться.
Эмерсон закончил прогревочный круг с тормозной жидкостью, вытекающей из левого переднего суппорта. Он свернул в боксы, чтобы пересесть в машину Хоффмана, которая была наспех подготовлена для него в качестве запаски, но на ней было пройдено всего лишь семь кругов в тренировках, так что ее настройка была не слишком тщательной. И в самом деле: автомобиль продержался в гонке всего три круга, после чего сломалась тяга управления коробки передач.
На стартовом поле Андретти потерял первую передачу и ему пришлось стартовать со второй, с чем он справился хорошо. Эймон старт провалил, допустив слишком большую пробуксовку и потерял шесть мест. Прайс в хвосте пелетона "наглотался" пыли, поднятой королевским вертолетом, и у него заклинило дроссельную заслонку в закрытом положении. Том потом сказал, что он понимал, что если он сумеет сохранить самообладание и будет аккуратно работать с газом, то топливо промоет пробку и освободит заслонку. Так и произошло, но к этому времени он уже отставал от соперников на полкруга. Несмотря на это, после мастерски проведенной гонки, он сумел финишировать восьмым.
После первого круга Лауда на три корпуса опережал Ханта, а затем шли Брамбилла, Депайе, Масс, Лаффит, Нильссон, Андретти, Шектер, Регаццони, Ройтеманн, Паче, Жарье, Уотсон, Петерсон, Эймон, Фиттипальди, Джонс, Штук, Мерцарио, Иккс, Перкинс, Леклер и, далеко позади, Прайс.
На 2-м круге Депайе обогнал Брамбиллу, а Лауда чуть-чуть укрепил свое лидерство. На следующем Масс тоже опередил Витторио, а Эмерсон свернул на пит-лейн и закончил гонку. Брамбилла превратился в настоящую шикану на колесах, и первая четверка - Лауда, Хант, Депайе и Масс - начала уходить вперед. Обогнать Витторио очень непросто. Вы можете просидеть у него в слипстриме всю прямую, но он так поздно тормозит, даже слишком поздно порой, что опередить его невозможно. Лаффит, в распоряжении которого находился самый мощный двигатель из всех (520 л.с.), не мог этого сделать до 12-го круга. Затем за Beta March итальянца выстроилась новая очередь: прямо на выхлопной трубе у него висел Нильссон, а за ним мчались Андретти, Регаццони, Шектер, Жарье и Уотсон, которому удалось опередить Паче. За автомобилем Citibank`a образовался большой просвет, так как незадолго до этого Петерсон заехал в боксы, потому что его термометр показывал 140. Херд скомандовал ему вернуться в гонку, был неисправен сам термометр. Но в любом случае, через шесть кругов коробка передач March`a развалилась на куски. Ронни уходит со сцены.
Брамбилле удавалось оказывать сопротивление до 19 круга, пока он наконец не переборщил с торможением и не пролетел мимо поворота. Он ни обо что не ударился, но машине скачка по ловушке на пользу не пошла, потому что всего через два круга Брамбилла сошел с дистанции.
Ники нарастил свой отрыв примерно до пяти корпусов, а затем Джеймс начал его сокращать. Это разбило лидирующую четверку на две пары: Хант на хвосте у Лауды, затем промежуток, и Депайе с Массом в непосредственной близости.
На 26-м круге тормозная педаль Депайе провалилась в пол. Когда Патрику удалось ее подкачать, он уже был глубоко в повороте и 6-колесный Elf Tyrrell хвостом вынесло в забор. Заднее антикрыло сломалось и починить его было уже нельзя.
Приблизительно на половине дистанции, на 32 круге, Хант предпринял успешную попытку обгона Лауды. Ники сказал, что не ожидал, что Джеймс решится на это на том участке трассы и он был вынужден зацепить левый бордюр из-за чего его больное ребро получило чувствительный удар и после этого боль с каждым кругом усиливалась. Еще через два витка Масс тоже опередил Ferrari. Ники было так больно, что если бы его отрыв от шедшего на 4-м месте Нильссона не был таким большим, он прекратил бы борьбу, а так он смог чуть-чуть расслабиться и продолжать гонку.
Йохен вскоре догнал Ханта. Команда Marlboro McLaren выглядела прекрасно. У них была договоренность, что тот, кто ближе к финишу будет впереди, там и останется, поэтому гонщики команды не собирались сражаться друг с другом.
Марио держался за Нильссоном и два JPS шли по трассе вместе, но затем у Андретти погнулась вилка рычага коробки передач и в его распоряжении осталась только 4-я передача, поэтому он был вынужден сойти с дистанции. После этого пятое место досталось Регаццони, которого яростно преследовал Джоди. Такой расклад продержался около 10 кругов, после чего у Шектера полетел мотор. Регаццони едва успел оказаться в новой ситуации, как на его Ferrari вышел из строя манометр давления топлива. Клей заехал в боксы, чтобы его поджали и замотали липкой лентой, и это отбросило его на 13-е место. Жарье унаследовал 5-ю строчку, но в этот день на ее обладателей сыпались несчастья: как только вы на ней оказывались, вы выбывали из борьбы. Так случилось и с Жан-Пьером. Вырвалось облако дыма, и мотор сгорел. Кажется, отказала электрика.
Незадолго до этого Уотсон, потихоньку догонявший Жарье, потерял 4-ю передачу и развернулся, потеряв при этом два места. Без одной из передач его темп, естественно, упал, и Иккс с Джонсом смогли опередить его. Внезапно 4-я передача снова заработала, и Джон поехал быстрее, но потом в одном из быстрых поворотов у Penske взорвался мотор. Лаффит наехал на масляное пятно и его закрутило, однако гонку продолжить он смог. Уотсон пытался стронуться с места, когда в него полетел заскользивший Brabham Паче, но Чарли удалось поймать машину.
Перкинс, боровшийся с медленным проколом и застревавшим в открытом состоянии газом, совершил шикарный разворот и поехал в боксы устранить обе неполадки. После этого он шел хорошо и, как и ставил себе целью, добрался до финиша.
На 52-м круге Масс показал (возможно при помощи воздушного мешка от Ханта) лучшее время - 1.20,93. Лауда отстал на 15 секунд, а Нильссон был еще на 20 секунд дальше. Нильссон медленно сокращал отставание от Ники, пока его мотор не потерял мощность на высоких оборотах. Самым красивым моментом гонки стала теперь борьба за 5 место, которую вели не щадивший себя Карлос Ройтеманн и Крис Эймон. Когда до финиша оставалось всего 10 кругов из 75, Масс выехал из поворота перед боксами в облаке дыма. Он сказал, что все показатели были в норме, а затем произошел удар и все что он мог, это медленно докатиться до гаража. Хант немного забеспокоился, так как не знал, что вывело Йохана из гонки. Однако, его преимущество над Ники составляло 20 секунд, а тот, в свою очередь на столько же опережал Нильссона.
Ройтеманн и Эймон боролись теперь за 4-е место. После гонки Карлос сказал мне: "Это было чертовски тяжело, Роб. Честное слово, я свои деньги по-настоящему заработал." Крис сказал, что ему не хватало скорости на прямой, чтобы пройти оснащенный двигателем Alfa автомобиль соперника, но все же если он при обгонах круговых терял 2-3 секунды, отыграть их у него получалось легко. К тому времени к ним присоединился еще и Чарли Паче, которому удалось ликвидировать свое отставание. Никто не уступал и финишировали они в том же порядке: Ройтеманн, Эймон, Паче.
Хорошая схватка шла также за 7-е место между Аланом Джонсом на Surtees`e и Жаки Икксом на Williams`e. Иккс проводил свою лучшую гонку за последнее время. Борьба закончилась всего за 5 кругов до финиша, когда у Алана отломился рычаг переключения коробки передач. Он застрял на 3 передаче и потерял два места.
Хант пересек финишную линию и победил с замечательной легкостью, стартовав с поул-позиции. Он сказал, что ему пришлось потрудиться только на старте, а потом все сами облегчали его задачу и он даже не раскручивал мотор более 10`000 оборотов. Лауда выдал выступление, на которое способны очень немногие. На старте он не думал, что ему хватит сил до конца и после финиша был в ужасном состоянии и почти не мог говорить.
Я думаю, Нильссону удалось всех поразить. Ройтеманн, Эймон (как обычно) и Паче показали себя с очень хорошей стороны. Было приятно видеть, что дела Жаки Иккса тоже начинают идти на лад.
Король пожал Джеймсу руку и вручил ему кубок и огромную бутылку шампанского. Затем, впервые с прошлогоднего Зандфоорта, прозвучал "Боже, храни королеву" и у меня пробежали мурашки по коже. Но потом по паддоку начали расползаться всякие слухи и воцарилась неразбериха. Еще до гонки CSI заявили, что инспектирование машин после финиша будет в Испании очень жестким, потому что именно с этого этапа новые правила вступали в силу. Вскоре кое-кто заговорил о том, что McLaren Ханта нарушает пункт о максимальной ширине. Этот пункт гласит, что ни в одном месте ширина автомобиля не должна превышать 215 сантиметров, а у Ханта ширина по колесам была на 16 мм больше. По-нашему это 5/8 дюйма. Эта разница не делала управление автомобилем легче ни на йоту и не имела никакого отношения к той легкости, с которой Джеймс выиграл гонку. У Ligier заднее крыло оказалось на 3 см дальше разрешенного и это могло незначительно улучшить характеристики машины. Инспекторы об обоих фактах доложили судьям и принимать решение по мерам к нарушителям должны были они. После трехчасового обсуждения оба автомобиля были дисквалифицированы. Для Ханта, которому лишняя ширина не дала никаких выгод, это означало потерю победы, а все остальные поднялись на одну строчку вверх. Для Лаффита, которому нарушение правил могло немного помочь, дисквалификация не значила ничего, кроме потери 12-го места. Испанцы все еще не пришли к окончательному решению, но если оно будет отрицательным, Тедди Майер может подать апелляцию и дело пойдет в трибунал CSI. CSI неизменно нарушают собственные правила. Однако в этот раз я не думаю, что они на это пойдут, хотя никогда ранее победитель официального этапа Чемпионата мира дисквалификации не подвергался.
Как это произошло? Гордон Коппак, конструктор команды, объяснил мне. Параметры новых правил рассчитывались именно по данной модели McLaren`a, так как было известно, что у нее ширина самая большая. Однако, когда производились замеры, на колесах автомобиля стояла резина, чьи боковины не выгибались за пределы колесного диска. На ГП Испании Гудьир привезли шины, которые выпирают за край диска и именно так получилась 16-миллиметровая разница.
Чего я не понимаю, так это того, что когда на предстартовой проверке было обнаружено, что заднее крыло на 3/16 дюйма превышало разрешенную ширину (немедленно исправлено), от проверяющих укрылось нарушение в колесах. Кроме того, у меня есть официальные результаты Гран При, выпущенные Королевским автомобильным клубом Испании и в них победителем значится Хант. Вообще-то, сначала должны публиковаться предварительные итоги и если нет протестов, а проверка машин ничего предосудительного не выявляет, то выпускаются официальные протоколы и изменениям они уже не подлежат. Если с проверками автомобилей ясности нет, официальные бумаги не дают.
Лучше всех принял дисквалификацию сам Хант. После первого шока он просто сказал: "Что ж, бывает."
Чтобы вам была понятна атмосфера гонки, я расскажу вам одну историю. Хайнц Прюллер, известный австрийский журналист и большой друг Лауды, стоял возле ограждения у гаража Ferrari. К нему подошел полицейский и приказал отойти. Хайнц показал ему нарукавную повязку международной ассоциации спортивных журналистов, которая давала ему право находиться там, где он был. Тогда полицейский выхватил револьвер и направил его на Прюллера. Хайнц ничего не стал предпринимать, думая что все это какая-то дурацкая шутка. Но потом полицейский взвел курок и Хайнц понял, что пора отступать. Какой-то фотограф снимал происходящее и двое полицейских выхватили у него аппарат и выдрали пленку. К счастью другой фотограф, чьё имя я оставлю в тайне, заснял все это безобразие. У меня есть новость для Гордона Барнетта – полицейского из Сиэтла, который подарил мне копию своего значка на гонке в Лонг Бич: в Испании его значок силы не имеет!
Люди, отвечавшие за журналистов, были просто ужасны. Они считали, что чем меньше мы получали информации, тем лучше. Через несколько часов после финиша я шел к своей машине и встретил Ники Лауду. Я рассказал ему про неприятности Ханта и о том, что он, кажется, победил. По-моему, я первый рассказал ему об этом. Я рад сообщить, что выглядел он лучше, чем за весь уикэнд. Должен сказать, почти все из нас сошлись во мнении, что самым приятным моментом дня, стал тот миг, когда самолет, на котором мы летели домой, оторвался от земли.
После гонки команда «McLaren» апелляцию, она была принята и дисквалификация снята. В этоге в гонка все-таки победил Джеймс Хант.
1 | Джеймс Хант | McLaren | 75 | 1:42'20.43 | |
2 | Ники Лауда | Ferrari | 75 | 1:42'51.40 | |
3 | Гуннар Нильссон | Lotus | 75 | 1:43'08.45 | |
4 | Карлос Рейтеманн | Brabham | 74 | 1:42'29.22 | |
5 | Крис Эймон | Ensign | 74 | 1:42'29.77 | |
6 | Карлуш Пасе | Brabham | 74 | 1:42'30.65 | |
7 | Жаки Икс | Wolf-Williams | 74 | 1:42'46.22 | |
8 | Том Прайс | Shadow | 74 | 1:42'52.85 | |
9 | Алан Джонс | Surtees | 74 | 1:43'56.43 | |
10 | Мишель Леклер | Wolf-Williams | 73 | 1:42'52.37 | |
11 | Клей Регаццони | Ferrari | 72 | 1:42'20.87 | Пит-стоп / переключение передач |
12 | Жак Лаффит | Ligier | 72 | 1:43'12.69 | |
13 | Ларри Перкинс | Boro | 72 | 1:43'40.62 | |
нф | Йохен Масс | McLaren | 65 | 1:28'45.98 | Двигатель |
нф | Жан-Пьер Жарье | Shadow | 61 | 1:24'23.40 | Электрика |
нф | Джоди Шектер | Tyrrell | 53 | 1:13'14.80 | Привод масляного насоса |
нф | Джон Уотсон | Penske | 51 | 1:11'00.91 | Двигатель |
нф | Артуро Мерцарио | March | 36 | 1:03'02.73 | Коробка передач |
нф | Марио Андретти | Lotus | 34 | 47'00.18 | Переключение передач |
нф | Патрик Дэпайе | Tyrrell | 25 | 34'11.69 | Тормоза / авария |
нф | Витторио Брамбилла | March | 21 | 35'47.07 | Авария / подвеска |
нф | Ханс-Йоахим Штук | March | 16 | 25'57.69 | Коробка передач |
нф | Ронни Петерсон | March | 11 | 18'32.73 | Трансмиссия |
нф | Эмерсон Фиттипальди | Copersucar | 3 | 4'43.29 | Коробка передач |
нкв | Брет Ланджер | Surtees | |||
нкв | Лорис Кессель | Brabham | |||
нкв | Эмилио Запико | Williams | |||
нкв | Эмилио де Виллота | Brabham | |||
нкв | Харальд Эртль | Hesketh | |||
нкв | Инго Хофман | Copersucar |
Перевод: Максим Куваев
Road & Track, august 1976