Гран-При Монако 1976 года: Флеш Ройяль, Ники покоряет Монако
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1976г. Гран-При Монако

06-1976г. Гран-При Монако

Вот уже девять месяцев никто не может побить Ferrari. Перед гонкой в Монако у меня было неясное предчувствие, что Elf Tyrrell`ам или Gitanes Ligier это может быть по силам. Однако медленные трассы плохо подходят обеим командам, хотя французы всегда прыгают в Монте Карло выше головы.
На старт будет допущено 20 автомобилей, а в квалификациях по правилам CSI могут участвовать на пять спортсменов больше, чем есть стартовых мест. В саму гонку эти пятеро, конечно, не попадают. Метод выбора участников сравнительно прост, пока не дойдешь до нижней части списка. Автоматически приглашаются Чемпионы Мира и все команды, которые в прошлом году сумели набрать зачетные очки. Так за счёт прошлогодних заслуг Hesketh`a приглашение получил Харальд Эртль. Фрэнк Уиллиамс тоже зарабатывал очки в прошлом году, так что Walter Wolf Racing среди прочих приехали на этот Гран При. Те, кто набирал очки в текущем году также должны быть приглашены.
Ситуация несколько упростилась, потому что Марио Андретти уехал в Индианаполис. JPS решили не искать ему замену и выставили только машину Гуннара Нильссона. Из числа принимавших участие в гонке в Бельгии в Монако не попали два RAM Brabham BT44 Патрика Нэва и Лориса Кесселя, Penthouse Hesketh Гая Эдвардса и, что самое странное, Бретт Лангер. Анри Пескароло при спонсорской поддержке Motul`a купил Surtees TS19 и – сюрприз, сюрприз! – его заявка была принята, зато Бретту организаторы отказали. Учитывая, что Анри уже полтора года не принимал участия в гонках Ф1, решение заменить им постоянного пилота сильно попахивало фаворитизмом. Вы можете сами составить своё мнение, но я более чем уверен, что наши выводы будут одинаковыми. Он француз, три раза подряд выиграл Ле Ман и, естественно, очень популярен, но ведь гонки на выносливость это не Ф1.
Четверг не был прекрасным средиземноморским днем, всё время казалось, что вот-вот пойдёт дождь. Было пасмурно и влажно, температура составила 29°С. После полудня облака рассеялись, но теплее почти не стало.
В целях безопасности въезд на пит-лейн был удлинён за счёт того, что трасса была продолжена за поворот Раскасс, а старый поворот Гэзуоркс стал гораздо плотнее. Знаменитый правый поворот после боксов, Сен-Девот, подвергся реконструкции. Скорости на подъеме к Казино снизились и времена на круге возросли на 3 секунды. Зачем это нужно на кольце и так являющемся самым медленным в календаре я не понимаю.
При переделке конфигурации использовались мешки с песком и незадолго до конца первого заезда "Король Тормозящих Слишком Поздно”, Витторио Брамбилла, заблокировал колёса, подпрыгнул на островке из поребриков, проскочил под антикрылом Джоди Шектера, чуть не воткнувшись ему в бок и влетел в эти мешки, разорвав около 30 из них и засыпав всю трассу. Монокок Beta March`a пошел гармошкой и одна его сторона оказалась на 7 мм короче другой. Для Брамбиллы пятница закончилась.
Вскоре произошла ещё одна авария – в повороте Портье, как раз в том месте, где трасса выходит к морю столкнулись Клей Регаццони и Гуннар Нильссон. Нильссон сказал, что виноват он, хотя Клей медленно шёл по внешней стороне поворота и когда Гуннар нацелился внутрь, резко вывернул руль так что Lotus ударил Ferrari в борт. Автомобилю Регаццони был нанесен незначительный ущерб: погнутый рычаг подвески и ещё кое-какие мелочи, поэтому он пересел в muletto. У Гуннара дела обстояли хуже, потому что передняя подвеска была разбита, а запасных частей у команды не было. Нильссону пришлось отдыхать до субботы.
Ханс Штук, дела у которого шли неплохо, развернулся в Раскассе и погнул носовую часть своей машины об отбойник, однако ко второму заезду её починили.
Первый заезд был с лёгкостью выигран шестиколёсными Tyrrell`aми. Патрик Депайе был первым, а Джоди Шектер – вторым. За всё утро механики даже не притрагивались к их машинам. Во второй половине дня у Патрика полетела одна из передач и с Р34 он был вынужден пересесть на старый 007. По его словам "семёрка” была на секунду медленнее и всё это время терялось в шикане.
Ники Лауда, показавший утром 3-е время, сказал мне, что в Монако на настройки автомобиля уходит немного времени, потому что они не имеют здесь решающего значения, но зато потом необходимо изо всех сил жать на газ и подпрыгивать на местных кочках невероятно высоко. Во втором заезде он пошёл жестче и стал самым быстрым, а второе время дня показал Шектер.
Жак Лаффит и его Gitanes-Ligier смотрелись неплохо, но люди из команды сказали мне: "У нас только одна машина и поэтому Жак старается быть осторожнее и идёт не на максимуме.” Как обычно главной сенсацией дня стал Крис Эймон на своём Ensign’e. Крис добился 5-го результата, лучшего для Ford`a на 4-х колёсах. Эймон действительно невероятен и может кое-чему поучить молодежь.
Тедди Мейер сообщил мне, что его Marlboro McLaren’ы не слишком хорошо управлялись, но когда я передал эти слова Джеймсу Ханту он сказал: "Не знаю насчёт управляемости, Роб, но по-моему нам не хватает цилиндров и колёс.”
У Ронни Петерсона сперва барахлили тормоза, а затем вышло из строя сцепление. Артуро Мерцарио и Лэрри Перкинс застряли на трассе с поломанными валами. Citibank Penske Джона Уотсона вёл себя отвратительно, в то время как у Martini Brabham`ов вообще не было никаких проблем. По результатам дня шестёрку лучших составили: Лауда – 1.30,38; Шектер – 1.30,58; Регаццони – 1.31,13; Депайе – 1.31,55; Эймон – 1.31,75 и Хант – 1.31,88. Предварительно не попадали в гонку Эртль, Нильссон, Пескароло, Мерцарио и Перкинс.
Пятница была свободным днём. То есть свободным от Ф1. Разные встречи и вечеринки шли непрерывной чередой. Филип Моррис устроил грандиозный обед для Anciens Pilotes под председательством Луи Широна. First National City Travelers Checks закатили вечеринку на яхте в заливе. От отдыха все мы устали больше чем от гонок.
Первая субботняя сессия на распределение стартовых мест не влияла. Погода стояла превосходная – 35°С на солнце. У Лауды после пяти кругов сгорел мотор и он пересел в muletto, а механики приступили к установке нового двигателя на его основной автомобиль. Как всегда борьба продолжалась до самого конца. У Мерцарио на подъеме к Казино сломалась нижняя тяга задней подвески и March превратился в груду обломков. Число участников второй квалификации сократилось.
Ники с кругом за 1.29,65 в очередной раз без труда завоевал поул-позицию. В последние 10 минут Клею удалось присоединиться к нему в первом ряду – 1.29,91. Больше никому не удалось взять барьер в 1.30. Хант вмешаться в борьбу не мог, потому что уже после первого круга у него вышла из строя коробка передач и ему пришлось довольствоваться позавчерашним временем.
Основная угроза Ferrari исходила с неожиданной, но очень хорошо принимаемой стороны – March`a Петерсона. Раньше Ронни всегда утверждал, что до Монако он очков не набирает и вот теперь он снова обрёл форму. Вслед за ним шли два шестиколёсных Tyrrell`a. Джоди сказал: "Я старался как мог, но у меня ничего не получалось. Мне всё время кто-нибудь попадался под ноги, а если я пытался отстать от впередиидущего и создать дистанцию между нами у меня остывала резина.” Штук вспомнил о своих успехах двухлетней давности и показал 6-е время.
Эмерсон Фиттипальди наконец сумел добиться неплохого результата и в последние несколько минут смог на своём Copersucar`e занять 7-ю строчку. JPS Нильссона был востановлен после столкновения с Регаццони, но на старт он пока не попадал. Утром у него сломалась 2-я передача. Днём ситуация повторилась. Ему всё же каким-то образом удалось показать 18-е время и теперь он известен под кличкой Гуннар – Вторая Передача. March, разбитый Брамбиллой, починили и Витторио сказал, что машина ведет себя превосходно.
Итоги квалификации: Лауда – 1.29,65; Регаццони – 1.29,91; Петерсон – 1.30,08; Депайе – 1.30,33; Шектер – 1.30,55 и Штук – 1.30,60. Стартовых мест не получили Иккс, Пескароло, Перкинс, Эртль и Мерцарио.
В воскресение с востока подул свежий ветерок. Зимой это означает дождь, но Пьер, консьерж отеля "Кап-Эстель”, чьи прогнозы погоды безошибочны, заверил меня, что всё будет хорошо. И точно, температура поднялась до 37 градусов. Правда, за 10 кругов до финиша с безоблачного неба всё-таки упали несколько крупных капель.
Как обычно на гонку приехало множество важных персон, в том числе Принц Ренье, Дэйвид Найвен и Джонни Уокер, мой прапрадедушка.
Старт был дан точно по расписанию при помощи светофора. Чтобы избежать завала, стартовое поле было построено в шахматном порядке и в первом повороте маршалы размахивали желтыми флагами. Не помогло. На самом деле тут хоть в каждом повороте желтые флаги вывешивай – так мало возможностей для обгона. За 78 кругов их все можно по пальцам перечесть.
Ники в первый поворот вошел первым и вопрос о победителе был снят. К счастью Петерсон на разгоне сумел опередить Регаццони и это помогло сохранить интерес к гонке. Шектер и Депайе подошли к Сен-Девот нос в нос. Кто-то должен был уступить и это сделал Джоди. "Если бы это был кто угодно, только не Патрик, я бы не отвернул,” – сказал он позже. Однако в итоге Патрик вернул долг и ближе к финишу пропустил Джоди вперед. Последними до первого поворота добрались Алан Джонс и Ройтеманн. Мне показалось, что Карлос допустил фальстарт, но в любом случае он налетел на Surtees сзади и погнул тому заднюю подвеску. Martini Brabham тоже был поврежден. Особенно было жалко Алана – его гонка продлилась пару сотен метров.
После первого круга Лауда как обычно уже успел создать небольшой отрыв. Следом шли Петерсон, Регаццони, Депайе, Шектер, Фиттипальди, Штук, Лаффит, Брамбилла, Жарье, Масс, Хант, Паче, Эймон, Прайс, Нильссон, Уотсон, Леклер и Джонс, который направлялся в боксы. По сравнению со стартовым полем произошли только три изменения: Петерсон обогнал Регаццони, Эмерсон опередил Штука и Хант поменялся местами с Эймоном, который свой старт провалил.
Если не считать Ханта, поднявшегося на пару мест, до 9 круга изменений не происходило, а потом у Брамбиллы сломалась задняя подвеска и его развернуло прямо перед Массом и тот чуть в него не врезался. После этого все находившиеся позади Витторио поднялись на одну строчку вверх. Это показывает, как жизненно важна в Монако хорошая квалификация.
С 3-го круга Лауда начал уходить вперед и к 5-му стал привозить преследователям по секунде с круга. К тому моменту его преимущество составляло пять секунд. Я потом разговаривал с Ронни и сказал ему, что по-моему Ники настраивает машину так, чтобы она лучше всего вела себя с полными баками. Ронни ответил: "Во время тренировок мне казалось, что с полными баками я так же быстр как он, но в гонке мой March был слишком тяжел и медленно разгонялся.” Потом он еще добавил, что если машина Лауды послушна не во всех поворотах, Ники, похоже, выбирает те, в которых он может добиться максимального преимущества и настраивает свой болид под них.
На 8-м круге, пытаясь обогнать своего партнера, Масса, Хант допустил разворот и откатился в самый конец. На следующем круге у Брамбиллы полетела подвеска и он вылетел прямо перед Массом и они буквально остановились нос к носу.
К этому времени гонка начала распадаться на отдельные группы. Один Ники шел сам по себе и делал это великолепно. За ним плотно друг к другу шли Петерсон, Регаццони, Депайе и Шектер. Следом с огромным и постоянно увеличивавшимся промежутком шел Эмерсон, после 20 кругов проигрывавший впередиидущему 25 секунд. За его спиной находились жаждущий обогнать его Штук, Лаффит и Масс. Жарье большую часть гонки повел в одиночестве, а Паче, отставший от него, на своем неуклюжем Martini Brabham’е очень серьезно тормозил Эймона, Прайса, Нильссона и Уотсона. Последними шли Мишель Леклер и Хант, но вскоре Джеймс разобрался с Леклером и присоединился к группе Паче, позади Уотсона.
На выходе из Портье Депайе ударился об отбойник, отскочив от него не один, не два, а целых три раза. Удар был так силен, что отбойник содрогнулся. Elf Tyrrell встряхнулся и поехал дальше. Крепкие машины делает Кен. Однако через несколько кругов у автомобиля сломалось что-то в подвеске. Патрик продолжал гонку, но было очевидно, что управляемость автомобиля ухудшилась. На 15-м круге на входе в шикану Джоди прошел его. Маневр был на грани столкновения, но эти двое, кажется, прекрасно понимают друг друга.
Приблизительно на одной трети дистанции события стали разворачиваться в ускоренном темпе. Лаффит обогнал Штука. Они играли в пинг-понг всю гонку и итог для Gitanes Ligier был печален. На следующем круге у Ханта в шикане сгорел двигатель и Джеймс оставил за собой масляный след. Предупреждающих флагов никто не показывал и Клей, наехав на пятно, был вынужден проскочить шикану насквозь. С 3-го места он опустился на 5-е. Ему повезло, что не еще дальше, но между 5-м и 6-м (Эмерсоном) разрыв был такой, что Клей успел вернуться на трассу. Дальше – больше. Петерсон потом сказал мне, что, видимо, на его колеса попало масло и на торможении перед Табаком его выбросило с трассы. Гонка для Ронни была закончена. Как жаль, он ведь шел на 2-м месте всего в 7 секундах за Лаудой.
Еще через один круг произошел самый красивый обгон этой гонки – на входе в Сен-Девот Лаффит опередил Эмерсона. Жак был так рад, что снял руку с руля и помахал зрителям. Copersucar всех ужасно сдерживал, у него постоянно блокировались задние тормоза. Спустя еще 10 кругов у Фиттипальди появились неполадки в коробке передач и Штук с Массом тоже обогнали его. Все переменилось. Теперь Лауда вел Шектера – разрыв между ними составлял 15 секунд и постоянно увеличивался.
К этому моменту Клей догнал Джоди и Патрика, отыграв время, потерянное в шикане. В 34 секундах за ним шли Лаффит, Штук и Эмерсон. Жарье так и ехал сам по себе, а еще дальше находился Паче со своей свитой – Эймон, Прайс, Нильссон и Уотсон. Крис вскоре из этой группы выпал, потому что у него жутко болело запястье, которое он повредил в Цольдере, а потом вдобавок выбил во время утренней тренировки здесь. И все же с дистанции он не сошел.
Где-то на половине дистанции Ники достал этот поезд на круг и мне было интересно как он с ними разберется. Однако все они просто уступили ему дорогу и первым это сделал Джон Уотсон, сразу отстав от соперников на 3 секунды. Я был его хронометристом и немедленно увидел, что времена Джона на круге сократились на 1,5 секунды. И все же улучшить свою позицию он мог только в том случае, если кто-то из противников сойдет. На 39-м круге произошло именно это – у Нильссона отказал мотор. В течение трех кругов масляные флаги не вывешивались и Штук чуть было не улетел, наехав на вытекшее масло. Затем у Лаффита пропала первая передача и Штук его обогнал. Регаццони достал Депайе, но когда они обходили на круг Масса Патрик сделал это сразу, а Клей ждал целый круг и потерял 2 секунды. Однако спустя еще 5 "витков” Ferrari вновь висел на хвосте у Tyrrell’а и на следующем круге Патрик более не мог его сдерживать. Клей сразу устремился за Джоди. С ним придется потруднее, поскольку единственной проблемой Шектера был сместившийся балланс тормозов. Он отставал от Лауды на 18 секунд и быстро этот разрыв сокращал, потому что Ники начал сбрасывать темп. За пять кругов до финиша Клей был в 1,5 секунды от Джоди и на следующем круге догнал его. И тут случилась катастрофа. В Раскасс Реггациони опоздал с торможением, заблокировался и воткнулся в ограждение. Потом он сказал мне, что в аварии была виновата неисправная педаль тормоза. Мощное выступление закончилось в отбойнике, но Клей мог утешаться тем, что он установил лучшее время на круге.
У Жарье появилась жестокая избыточная поворачиваемость и Паче почти догнал его. Уотсона пребывание позади Martini Brabham’а вывело из равновесия и он предпринял отчаянную попытку выйти вперед сразу после шпильки Стейшн. У него, естественно, ничего не вышло. Он ударил Чарли передним колесом в заднее и погнул рулевую колонку. За последние шесть кругов нужно было хотя бы свое 10-е место не потерять, но с этим трудностей не возникло. Для Джона гонка сложилась очень неудачно – его сдерживали со старта до финиша, а он мог идти по крайней мере на 2 секунды на круге быстрее. Несчастный Паче сказал, что более отвратительным автомобилем он не управлял ни разу в жизни.
Оставалась еще одна, последняя авария. На финальном круге Лаффит достал Штука и дважды попытался выйти вперед. Он так старался, что за 200 метров до финиша допустил разворот. Жаку удалось запустить мотор и маршал, переусердствовав в своем стремлении помочь, выпустил его на трассу прямо перед Йохеном Массом. Деваться тому было некуда. Автомобили ударились задними колесами. У Ligier колесо вообще было оторвано, а у McLaren’а 18 сантиметров шины вылезли из-под кромки диска. Свое 5-е место Йохен все же занял, а вот Лаффит с 5-го опустился на 12-е. Какое вознаграждение за одно из лучших выступлений в одной гонке!
Стоит ли говорить, что, не допустив ни единой ошибки, Ники с легкостью победил? Превосходство комбинации Лауда-Ferrari становится подавляющим. Он сказал: "У меня не было никаких проблем. В машине все превосходно работало и сам я был в полном порядке. Когда мне нужно было ускориться я всегда мог это сделать.” Последнее предложение звучит очень угрожающе и сам Ники ошибок не делал. Оба шестиколесных Elf Tyrrell’а проявили себя просто превосходно, особенно если не забывать, что это была их третья гонка. Машина Патрика подверглась суровому испытанию на прочность. Лучшим выступлением дня на мой взгляд является путь Ханса Штука к 4-му месту. Масс был награжден двумя очками за проявленное упорство. Эмерсону с его 6-м местом очень повезло – в течение 25 кругов он сдерживал пол-пелетона, мучаясь с постоянно блокирующимися задними тормозами, избыточной поворачиваемостью в медленных поворотах и плохо работающей коробкой передач. Том Прайс как всегда провел эффектную гонку и, пожалуй, если вы видели его в деле, вы потратили деньги не напрасно.
Я думаю, что если бы Уотсон на своем Citibank Penske квалифицировался получше, он и в Гран При финишировал намного выше.
Меня терзает чувство, что гонка оказалась бессмысленной в том плане, что стартовое поле фактически определило ее результаты. Причем дело не в том, что гонщики не старались. Они летали в заносах и тормозили в клубах дыма из-под колес. И все напрасно – обгонять не получалось.
Организация в Монако оказалась на высоте, но, боюсь, число зрителей было невелико. Итальянцам можно вывозить из страны наличными только 35000 лир (41$), а этого недостаточно, чтобы купить билет и снять комнату. Более того номера в отелях сдавались на пять суток минимум, так что даже в самых лучших из них остались места, что просто неслыханно.




1
Ники ЛаудаFerrari781:59'51.47
2
Джоди ШектерTyrrell782:00'02.60
3
Патрик ДэпайеTyrrell782:00'56.31Проблемы с задней подвеской
4
Ханс-Йоахим ШтукMarch772:00'14.90
5
Йохен МассMcLaren772:00'47.16Столкновение с Лаффитом
6
Эмерсон ФиттипальдиCopersucar772:01'10.22
7
Том ПрайсShadow772:01'11.35
8
Жан-Пьер ЖарьеShadow762:00'05.88
9
Карлуш ПасеBrabham762:00'07.04
10
Джон УотсонPenske762:00'17.14
11
Мишель ЛеклерWolf-Williams762:00'27.51
12нфЖак ЛаффитLigier75
Столкновение с Массом
13
Крис ЭймонEnsign742:00'46.59Боль в кисти
14нфКлей РегаццониFerrari73
Разворот на масле Ханта / авария

нфГуннар НильссонLotus39
Двигатель

нфРонни ПетерсонMarch26
Разворот на масле Ханта / авария

нфДжеймс ХантMcLaren24
Разворот / двигатель

нфВитторио БрамбиллаMarch9
Подвеска

нфАлан ДжонсSurtees1
Столкновение с Рейтеманном

нфКарлос РейтеманнBrabham0
Столкновение с Джонсом

нквЖаки ИксWolf-Williams



нквЛарри ПеркинсBoro



нквХаральд ЭртльHesketh



нквАртуро МерцариоMarch

Авария

нквАнри ПескаролоSurtees



Перевод: Максим Куваев

Road & Track, september 1976



Знаете ли Вы что...