Гран-При Швеции 1976 года: Дубль шестиколесных Tyrrell’ов
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1976г. Гран-При Швеции

07-1976г. Гран-При Швеции

Мы с женой приехали из Англии в Швецию на пароме и захватили наш Lancia Beta Coupe с собой. Плавание до Гетеборга заняло 24 часа и большинство команд тоже воспользовалось этим рейсом, так что было очень весело. На берег мы сошли в 8.30 вечера. Погода стояла прекрасная и двухчасовая поездка до Андерсторпа доставила нам огромное удовольствие. Природа там великолепная: мы проезжали мимо больших озер, через леса, где стояли знаки, предупреждающие о том, что на дороге могут быть лоси. Все это на фоне заката. За время пути нам встретились не более дюжины машин. Именно покой и красота делают шведский Гран При столь привлекательной гонкой.
Оставив позади медленные трассы (Харама, Цольдер и Монако), мы теперь перебрались на быстрые (Андерсторп, Поль Рикар и Брэндс Хэтч). Все они должны благоприятствовать Elf Tyrrell’ам, Ligier-Matra, March’ам и новому Citibank Penske PC4. Возможно, это заставит Ferrari чуть-чуть поднапрячься, но, боюсь, уже слишком поздно.
Обычные подготовительные тесты начались за неделю до гонки. Марио Андретти испытывал новую модификацию своего 77-го, но к несчастью всего через 10 кругов у машины сломалась передняя подвеска, и на довольно высокой скорости произошла авария. JPS был очень серьезно поврежден, а Марио получил сотрясение. Однако до гонки он успел поправиться.
Джон Уотсон был доволен First National City Travelers Checks PC4 и показал время на круге в 1.27,5 секунды, всего на 0,1 медленнее, чем Джеймс Хант на Marlboro McLaren’е.
Было подано 27 заявок на участие в Гран При, на две машины больше чем в Монако. Стартовать будут 26 человек. Жаки Иккс и Анри Пескароло уехали в Ле Ман и таким образом с прошедшей гонки произошло четыре замены. Марио вернулся из Индианаполиса и вновь занял свое место в JPS Lotus. Два RAM Brabham’а ВТ44В были предоставлены Лорису Кесселю и Яку Неллеману, датскому пилоту Формулы 3, который в гонках Ф1 до этого не участвовал. И, наконец, Бретт Лангер получил в свое распоряжение новехонький Chesterfield Surtees TS 19. Бретт никогда раньше в Андерсторпе не был и изо всех сил старался изучить трассу. Он проехал 20 кругов на взятой напрокат машине, прошел кольцо пешком, а потом за 20 минут пробежал его. После этого круг на гоночном болиде должен показаться ему делом несложным.
Все были удивлены тому, что March Ронни Петерсона был окрашен в цвета First National City Travelers Checks. Сделка была заключена только на один этап, но с опцией о возможности пролонгации. Очевидно, они все так же играли в пари как в Индианаполисе.
Первые официальные заезды начались в пятницу. Погода по сравнению с двумя предыдущими днями стала хуже. Утром небо затянули облака, и температура не превышала 24 градуса. После полудня выглянуло солнце и прогрело воздух до 33*С.
За утро произошло семь разворотов. У Тома Прайса с нижнего шарнирного пальца сорвалась гайка, и он разбил машину, повредив монокок. У Витторио Брамбиллы после 15 кругов отказал мотор, и когда его заменили, улучшить свое время итальянцу не удалось.
У Джоди Шектера на входе в шикану отвалилось одно из левых передних колес. Джоди этого не заметил и подумал, что автомобиль просто страдает жестокой недостаточной поворачиваемостью. Только увидев неподвижный диск, он понял, в чем дело и поехал в боксы – одно из преимуществ шестиколесных шасси.
Вообще-то дела у команды Tyrrell складывались очень хорошо – Депайе занял 3-ю строчку, а Джоди 5-ю. Патрик сказал мне, что шины Гудьир были очень жесткими. Он выехал на свежем комплекте за 25 минут до истечения времени заезда, и только на последнем круге резина достигла рабочей температуры. По его словам на разогрев уже прикатанных колес уходит около 10 кругов. В этом, наверное, причина постоянного скольжения машин.
Петерсона живо раскрутило непосредственно перед боксами на наших глазах. Он сумел остановиться, чуть-чуть не задев стену. Ханта развернуло прямо поперек дороги и Жарье, шедший вплотную за ним, еле успел проскочить. На мой взгляд самое интересное на этой трассе можно увидеть именно из боксов.
Marlboro McLaren’ы вели себя ужасно и Джеймс сказал: "Не буду ничего тебе рассказывать о машине, Роб. Это все равно не напечатают. Скажем так – имеет место серьезная недостаточная поворачиваемость.” Йохен Масс пожаловался: "Машина, вроде, ничего, но времена – ужасны”. Никаких преувеличений: Джеймс и Йохен были 15-м и 19-м соответственно.
Жак Лаффит, как и многие другие, приехал сюда впервые и сказал, что занят изучением трассы. Видимо это ему удалось и он записал 6-й результат. Я спросил, помогает ли ему дополнительная мощность Matra на длинной прямой, и он ответил, что здесь жизненно важен хороший выход из поворота после боксов, потому что он ведет на прямую и там можно найти или потерять 200 оборотов.
Уотсон на PC4 ехал на одну секунду быстрее чем на PC3. К несчастью, у "четверки” треснули две штанги в подвеске, и Джон потерял 35 минут. Я думаю, что он мог подняться выше чем 11-я строчка, будь у него побольше кругов, чтобы толком разогреть резину.
Второй автомобиль Citibank’a, March Ронни Петерсона, сначала имел длинную базу, но мотор при этом перегревался, так что шасси "укоротили”. Проблема была решена, хотя Ронни испытывал к машине смешанные чувства из-за управляемости и, в конце концов, показал 7-й результат.
Марио сказал мне, что его JPS неплох, и заявил, что так останется и дальше. Что ж, так и вышло, и он стал 2-м.
У несчастного Гуннара Нильссона барахлило зажигание и исправить его так и не удалось. Я сказал ему несколько слов сочувствия и Гуннар, как всегда в хорошем настроении, пожал плечами: "Такова жизнь”.
Ники Лауда показал лучшее время на трассе, которая, как правило, не очень благоприятствует Ferrari. Ники сообщил мне, что регулируемая планка на переднем антикрыле помогла серьезно улучшить ситуацию с недостаточной поворачиваемостью. После окончания заездов он любезно проверил давление масла в моей Lancia и нашел, что с ним все в порядке. В его Lancia масляный индикатор тоже барахлит.
Клей Регаццони был недоволен поведением своей Ferrari и пересел в запаску, в роли которой выступала машина, за рулем которой он провел гонку в Бельгии. Она весь трек забрызгала маслом, но оказалось, что проблема заключалась всего лишь в недостаточно туго затянутой гайке. С этим сразу разобрались, долили топлива в бак, и Клей занял 8-ю строчку.
Как всегда главной звездой оказался Крис Эймон. Вечером перед первой тренировкой он внезапно побелел и чуть было не потерял сознание. Приехала скорая, но Крис отказался ехать в больницу и пошел спать. Утром он чувствовал себя не слишком хорошо и все же сумел показать 4-е время.
По итогам первого дня во главе протокола значились: Лауда 1.26,53; Андретти 1.26,61; Депайе 1.27,07; Эймон 1.27,23; Шектер 1.27,24 и Лаффит 1.27,51.
В субботу, в отличие от пятницы, утром было ясно, а днем облачно. На солнце температура составила 28*С. Утром, как обычно, засечек времени не делалось. Самый захватывающий момент в этом заезде произошел, когда на выходе из шиканы Джоди попытался опередить Карлоса Ройтеманна по внутренней стороне и задел его задним колесом своего Tyrrell’а, после чего Martini Brabham улетел в стену. Авария была жестокой, и BT45 серьезно пострадал. Карлос очень сильно ушиб два пальца, но все же днем, во время второй квалификации, смог выехать на трассу за рулем запаски. Джоди, чья машина осталась целой, на следующем круге остановился и принес свои извинения.
У Лэрри Перкинса и Ханса Штука сгорели моторы, но к дневным заездам их успели заменить.
Во время второй квалификации события развивались так бурно, что стало казаться, будто до этого гонщики просто валяли дурака. Петерсон атаковал Брамбиллу и даже обогнал его на коротком прямом участке перед боксами. Ронни сказал мне, что у Витторио двигатель был настолько мощнее, что он легко уходил от него.
Самый большой сюрприз преподнесли JPS Lotus’ы. В первый день у Гуннара Нильссона было неисправно зажигание, а во второй всего после 11 кругов у него кончилось топливо. Несмотря на это, он сумел занять 6-ю строчку. У Андретти вылетела 3-я передача и механики за 30 минут полностью перебрали раскаленный Hewland. У Марио осталось времени на семь кругов, и один из них был достаточно хорош, чтобы принести ему второе место на старте.
В один из моментов Ханта развернуло прямо у Lotus’а перед носом и позже, когда мы с Марио вели разговор, Джеймс пришел и извинился. Видимо автомобили едва разошлись. Андретти сказал мне: "Я ни коим образом не удивлен тому, что JPS здесь так хорош. Я всегда знал, что с машиной все в полном порядке”. Колин Чепмен без сомнения был очень рад – давненько уже его пилоты не стояли на старте так высоко. Я полагаю, что приход в команду Тони Саутгейта имеет к этому прямое отношение.
Хант установил рекорд по вылетам с трассы – это происходило с ним четырежды. Он очевидно выбрал неправильные настройки пружин, но у него уже не осталось времени, чтобы их исправить, так как было необходимо зарабатывать себе хорошее стартовое место. На последнем круге у него заклинило дроссель, и он обломал машине нос. В итоге он занял 8-ю строчку.
Йохен Масс потерял много времени из-за неисправности в механическом бензонасосе и из-за шин, которые, как оказалось, были перекошены, благодаря чему стал только 13-м. Лаффит сказал, что "перестарался”, но все-таки зафиксировал 7-й результат. У Shadow дела шли значительно лучше и персонал команды повеселел, но, по-моему, им очень не хватает Тони Саутгейта.
Мы с Джекки Стюартом рассуждали о том, что "старички” могли бы кое-чему научить сегодняшнюю молодежь. "Некоторые из них делают настоящие глупости, – говорил Джекки. – Они перекручивают мотор на 1-й и 2-й передачах, а ведь тахометр эти передачи даже не видит, потому что обороты растут слишком быстро. Так можно запросто клапана погнуть. Мне, пожалуй, стоит снова надеть шлем и комбинезон.”
Я также встретил Марианну Боннье, вдову Жо. Я был очень рад, мы так давно не виделись. Она искала Ронни. Я проводил ее и мы втроем очень мило побеседовали. К нам подошел наследный принц Швеции, Бертил, которого я знаю в гонках уже больше 20 лет, и присоединился к нашему разговору в свойственной ему очаровательной и непринужденной манере.
По результатам субботних заездов во главе протоколов значились: Шектер 1.25,65; Андретти 1.26,00; Эймон 1.26,16; Депайе 1.26,36; Лауда 1.26,44 и Нильссон 1.26,57. Як Неллеман проявил себя неплохо для дебюта и не попал в гонку, всего 0,2 секунды уступив Лорису Кесселю.
В субботу ночью шел дождь, и на утро трасса являла собой печальное зрелище. Однако вскоре асфальт высох, и даже пару раз выглядывало солнышко, хотя в течение всей гонки казалось, что снова может пойти дождь. К счастью этого не произошло, пусть было прохладно (22*С) и очень ветренно.
Автомбили выстроились перед боксами, проехали пол-круга до прямой старт-финиш напротив трибун и были остановлены там на 30 секунд, после чего при помощи флага был дан старт. Марио Андретти захватил лидерство, за ним шел Джоди. Процедура старта вызвала споры – некоторые гонщики были введены в заблуждение тем, как стартер сначала взметнул флаг вверх, а потом опустил его.
На половине первого круга гонщики с ревом пронеслись мимо пит-лейн и Роджер Пенске, Хайнц Хофер и я с нетерпением и тревогой ожидали Джона Уотсона, однако он так и не появился. Позже выяснилось, что в дроссельную систему попал песок и заслонка отказалась закрываться. Джон вылетел в третьем повороте, снес проволочный забор и зрительские ограждения. Сам он остался цел и невредим, а вот машине досталось крепко. Больше всего Джон боялся, что автомобиль может выбросить прямо в людей. В Андерсторпе песок попадает в дроссель довольно часто, особенно на первом круге. Бедный Роджер, он специально прилетел из Америки, а его машина не проехала и круга.
После первого круга порядок был следующим: Андретти, Шектер, Депайе, Эймон, Нильссон, Лауда, Лаффит, Хант, Петерсон, Паче, Регаццони, Масс, Брамбилла, Жарье, Прайс, Джонс, Мерцарио, Штук, Эртль, Леклер, Фиттипальди, Кессель, Перкинс и Лангер. У Лангера дроссельная заслонка тоже не могла закрыться, но он вел Surtees на переключениях, и вскоре она прочистилась. Из машины Ройтеманна на разогревочном круге текло масло, и механики работали над мотором прямо на стартовом поле – он звучал ужасно. В конце первого круга он заехал в боксы, потом проехал еще один и после этого сошел с дистанции.
На 3-м круге Гуннар Нильссон потерял контроль над своим JPS Lotus’ом прямо перед боксами и автомобиль со всего размаха ударился хвостовой частью о стену. В этот момент Гуннар шел 5-м, впереди Лауды. Мне было жаль его – на глазах родных зрителей он вел Чемпиона Мира. "Я перестарался”, – сказал он просто.
Марио вел гонку в стиле Лауды и для начала наращивал солидный отрыв. К 6-му кругу он опережал Шектера на 3,5 секунды и продолжал идти на пару десятых быстрее Джоди.
Джоди потом сказал, что в начале гонки ему мешала недостаточная поворачиваемость и он не мог поддерживать темп Андретти. Лидирующая пятерка вся шла приблизительно с двухсекундным расстоянием между собой. За Джоди шел его партнер по Tyrrell’у, Депайе, за ним Эймон, а потом Лауда. Следом, довольно много проигрывая, вела борьбу плотная группа, состоящая из Лаффита, Ханта, Петерсона, Паче, Регаццони и Брамбиллы, которому удалось обогнать Масса.
Йохен начал потихонечку отставать и вскоре примкнул ко второй группе, в которой сражались Жарье, Прайс, Мерцарио и Штук. Кессель, ничем особенным не выделявшийся и находившийся в хвосте пелетона, вылетел с трассы в третьем повороте и был вынужден сложить оружие.
На 11-м круге Эмерсон Фиттипальди приехал в боксы и сказал: "Машина работает плохо, она фактически не управляема, так что я уезжаю домой.” Наиболее мудрое решение в этих обстоятельствах.
Лэрри Перкинс свернул на пит-лэйн и механики поменяли ему одно из передних колес, однако вскоре у него отказал мотор.
Марио продолжал постепенно уходить от Джоди, и к 15-му кругу его преимущество составляло 6,5 секунды. Лауда отставал от лидера на 18 секунд. В 12-ти секундах позади Ники шла схватка между Лаффитом, Хантом, Петерсоном, Регаццони, Паче и Брамбиллой. На 20-м круге со скромного 18-го места со сгоревшим мотором сошел Мишель Леклер.
К 20-му кругу отрыв Андретти от Шектера вырос до 7,5 секунды, и с JPS Lotus’ом все было в порядке. Лаффит оторвался от Ханта, и плотная группа распалась. Брамбилла, шедший в ней последним, отставал, потому что оборвал часть носового обтекателя о, как он сам сказал, pave. Несмотря на это Витторио имел 12-секундное преимущество над Массом, возглавлявшим группу, в которой помимо него находились Жарье, Прайс, Джонс, Мерцарио и Штук.
После приблизительно трети дистанции Андретти оторвался на 8 секунд. Эймон уходил от Лауды и начинал догонять шедшего на 3-м месте Депайе. Уникальная ситуация – Крис, который провел свой первый Гран При 12 лет назад, 6 лет назад ушел из Ferrari и теперь бесплатно выступает на неспонсируемой, частным образом построенной машине за команду, бедную как церковная мышь, громил Чемпиона Мира и Ferrari, не знавших горечи поражения уже десять месяцев. Это говорит о том, что дни частников еще не миновали. Сердечные поздравления Мо Нанну, Крису Эймону и Ensign’у.
К 30-му кругу Марио опережал Лауду почти на 30 секунд – хоть в книгу рекордов заноси. Джоди отставал от лидера на 7,5 секунды и выигрывал 10 секунд у Патрика. Через два круга Эймон был всего в 1,7 секунды от Депайе. Все глаза были прикованы к маленькому Ensign’у, отыгрывавшему у Tyrrell’а по 0,1 секунды с круга. В то же время Марио достал на круг большую группу, которую замыкал Штук. Ее обгон потребовал времени и Джоди подобрался поближе. Затем наступила очередь Шектера разбираться с круговыми и время терял уже он, хотя и не так много как Марио. Джоди был в толкучке побыстрее, но возможно это объяснялось тем, что у Андретти начинал сдавать мотор.
Когда они прошли всю компанию за исключением Прайса, который сумел уйти вперед, отрыв сократился до 5,3 секунды. И тут было объявлено, что Марио за фальстарт оштрафован на одну минуту. Как оказалось, его смутила ситуация со стартовым флагом и он допустил ошибку.
Тем временем Эймон накатывался на Депайе. На каждом круге он что-то отыгрывал. А потом, ко всеобщему ужасу, на 39-м круге он не появился. После того как в первом повороте сломалась передняя подвеска, он попал в чудовищную аварию. Машина улетела в отбойники и была вся искорежена. Крис, однако, отделался синяками на ноге.
К 43-му кругу разрыв между Марио и Джоди составлял 3,6 секунды и Шектер сказал, что ему был виден дымок, который JPS оставлял за собой. Затем на 46-м круге прямо перед боксами из мотора повалили серые клубы. Героические усилия Марио пропали впустую. Он разве что мог утешиться лучшим временем на круге – 1.28,00.
Мы словно бы вернулись на два года назад. Шектер вел Депайе с преимуществом в 16 секунд. Патрик в свою очередь на 15 секунд опережал Лауду. В 20 секундах за Ники шел Лаффит, а за ним Хант, Петерсон, Регаццони и Паче, все в 2 секундах друг от друга, но эти разрывы сокращались.
Штук заехал в боксы с неисправной выпускной системой, но команда отправила его обратно на трассу, в результате чего в моторе выгорел клапан.
Было забавно наблюдать как напротив боксов Мерцарио обгонял March с еще одним итальянцем за рулем – оба грозили друг другу кулаками. Артуро, проводившему без сомнения свою лучшую гонку в этом году, не повезло, и всего за 2 круга до финиша у него отказал мотор, лишив 9-го места.
Джоди был на финише на 19,7 секунды раньше Патрика и на 33,8 секунды раньше Ники. Давно уже никто не мог побить Ferrari так уверенно. Джоди сказал, что его мучила недостаточная поворачиваемость и что он ничего не знал о штрафе Марио. Патрик провел превосходную командную гонку и принес Tyrrell’у второй дубль за три года.
Ники закончил гонку 3-м и был этим удовлетворен, потому что отдал борьбе все силы и не допустил ни единой ошибки. Он сказал, что иногда ты можешь выиграть, но при этом будешь недоволен собой, потому что сделал ошибку, как в Бельгии.
Лаффит, которого всегда отличает стабильность, финишировал 4-м, несмотря на недостаточную поворачиваемость. Он старается изо всех сил, и я ожидаю, что в дальнейшем дела у него пойдут еще лучше. Джеймс занял 5-е место и сказал, что для этого ему пришлось здорово потрудиться – машина страдала избыточной поворачивемостью. Регаццони стал 6-м, жалуясь на вибрацию в носовой части, возникшую в результате разбалансировки одного из колес. Петерсону не повезло и он потерял 6-е место уже в самом конце, но, по-моему, у него возникли какие-то проблемы с резиной.
И Алану Джонсу и Бретту Лангеру удалось привести на финиш Durex Surtees и Chesterfield Surtees соответственно. Приятно видеть, что машины Джона заканчивают гонки, пусть пока еще и не слишком высоко.
Без сомнения это был лучший на сегодняшний день европейский этап чемпионата. Я не вижу ни одного недостатка, хотя погода могла преподнести неприятный сюрприз. Все были очень доброжелательны, всегда готовы помочь и компетентны. Очень жаль, что этот Гран При Швеции может оказаться последним. Причины чисто финансовые – мало зрителей.


1
Джоди ШектерTyrrell721:46'53.729
2
Патрик ДэпайеTyrrell721:47'13.495
3
Ники ЛаудаFerrari721:47'27.595
4
Жак ЛаффитLigier721:47'49.548
5
Джеймс ХантMcLaren721:47'53.212
6
Клей РегаццониFerrari721:47'54.095
7
Ронни ПетерсонMarch721:47'57.222
8
Карлуш ПасеBrabham721:48'05.342
9
Том ПрайсShadow711:47'03.852
10
Витторио БрамбиллаMarch711:47'12.077Разворот
11
Йохен МассMcLaren711:47'26.058
12
Жан-Пьер ЖарьеShadow711:47'39.569
13
Алан ДжонсSurtees711:47'52.264
14нфАртуро МерцариоMarch70
Двигатель
15
Брет ЛанджерSurtees701:48'23.622

нфХаральд ЭртльHesketh54
Разворот

нфХанс-Йоахим ШтукMarch52
Двигатель

нфМарио АндреттиLotus45
Двигатель

нфКрис ЭймонEnsign38
Подвеска / авария

нфМишель ЛеклерWolf-Williams20
Двигатель

нфЛарри ПеркинсBoro18
Двигатель

нфЭмерсон ФиттипальдиCopersucar10
Управление

нфЛорис КессельBrabham5
Авария

нфГуннар НильссонLotus2
Авария

нфКарлос РейтеманнBrabham2
Двигатель

нфДжон УотсонPenske0
Авария / заклинило дроссель

нквЯк НеллеманBrabham



Перевод: Максим Куваев

Road & Track, october 1976



Знаете ли Вы что...