Гран-При Франции 1976 года: Хант побеждает в двух Гран-При за два дня
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1976г. Гран-При Франции

08-1976г. Гран-При Франции

Я был очень рад, что Гран При Франции опять проводился на Поль Рикаре. Это поистине благословенное место. Неудивительно, что именно здесь проводится немалая часть тестов. Как всегда я остановился в отеле "Дэло”, построенном на очаровательном частном острове Бендор, который принадлежит мосье Рикару. Было жарко, но по сравнению с Англией, где мы просто задыхались, погода казалась вполне сносной.
Мы приехали за день до первых официальных заездов и узнали, что Джон Уотсон сумел добиться серьезного прогресса для First National City Travelers Checks Penske PC4. В предгоночных тестовых сессиях на прошлой неделе он показал 2-й результат – очень приятная новость.
Я сделал небольшую ставку на победу Патрика Депайе, потому что французы всегда хорошо выступают на родной земле. Вечером перед началом первых заездов, стоя на балконах своих номеров, мы разговаривали об этом с Марио Андретти и Гуннаром Нильссоном, и от Марио я узнал, что в тестах быстрее всех был Чарли Паче (написание автора). Моторы Alfa Romeo позволяли Martini Brabham’ам развивать на прямых чудовищную скорость, так что возможно со своей ставкой я прогадал.
Тренировки шли своим чередом. Утром в пятницу температура составила 36*С на солнце, но днем она поднялась до 43*С и стало очень душно.
За 26 стартовых мест вели борьбу 30 гонщиков. Крис Эймон еще не оправился от своей шведской аварии и его заменил Патрик Нэв. Жаки Иккс, выиграв в Ле Мане, вернулся в Wolf Williams. Гай Эдвардс снова занял свое место в Penthouse Hesketh’е и показывал лучшие времена, чем Харальд Эртль, его партнер по команде. Анри Пескароло привез во Францию Norev Surtees, за рулем которого пытался пройти квалификацию в Монако. Инго Хоффман снова получил в свое распоряжение второй Copersucar. Дэмие Мэйги сменил Яка Неллемана в BT44B команды RAM. Лэрри Перкинс и его Boro отсутствовали, потому что у их спонсора, HB Bewaking, кончились деньги. Ги Лижье построил второй автомобиль и надеялся, что управлять им будет Жан-Пьер Жарье, однако из-за какого-то раздора Жан-Пьер остался в Shadow.
Рекорд круга установил в прошлом году Йохен Масс на Marlboro McLaren’е – 1.50,60. У Ронни Петерсона сгорел мотор, и для него работа за все утро была ограничена двумя кругами. Однако он умудрился использовать даже это и занял 7-ю строчку. У Жаки Иккса тоже с самого начала возникли какие-то неполадки, и за весь день он проехал всего лишь 10 кругов.
Как можно было предположить по результатам тестов, Martini Brabham’ы были очень резвы. После того как у машины Паче устранили протекание он показал лучшее время дня и это с уже не слишком свежим мотором! Чарли с гордостью рассказал мне о том, что смог обогнать Ferrari Регаццони на прямой.
Ники Лауда плохо себя чувствовал и выглядел утром просто ужасно. Он где-то подхватил вирусную инфекцию, но даже болезнь не помешала ему показать в квалификационном заезде второй результат.
У Жака Лаффита на его обычном Ligier сломалась пружина клапана и ему пришлось впервые использовать новую модификацию машины. Ги Лижье сообщил мне, что команда так и не смогла настроить шасси под жесткую резину, но с надеждой ждет следующий день.
У Джоди Шектера что-то нарушилось в проводке и механикам пришлось чинить машину прямо на трассе. Спустя пару кругов, у Джоди в том же самом месте сломалась штанга подвески и автомобиль отбуксировали в гараж. Днем южноафриканец пребывал в подавленном настроении и жаловался мне, что с его Tyrrel’ом все идет вкривь и вкось и он никак не может добиться от него хорошей управляемости. Партнер Шектера по команде, Патрик Депайе, таких проблем не имел и показал по итогам дня третье время.
Марио Андретти сказал, что пока не так быстр, как надеялся, но по его мнению во второй раз он мог прибавить. JPS’ы были очень отзывчивы к регулировкам и маленькое изменение могло дать большой результат.
Бретт Лангер долго тестировал свой Chesterfield Surtees и теперь был им вполне доволен. Для заездов второго дня было решено установить свежий двигатель, и Бретт был этому рад.
Где-то начиная с середины дневной сессии, Джеймс Хант начал записывать очень быстрые круги и в конце концов остановился на отметке 1.47,89. "Я пока еще не совсем удовлетворен поведением автомобиля, – сказал он. – На своем лучшем круге я обогнал RAM Brabham по внешней траектории, а чистых кругов у меня и вовсе не было. Я был быстрее Ники Лауды на прямой, потому что Ferrari используют намного больше задних антикрыльев.”
У Джона Уотсона и его Penske PC4 дела шли намного лучше, чем в последнее время и утром Джон стал 6-м, а днем 10-м. Он жаловался на то, что по сравнению с тестами, машина стала хуже управляться, и позже механики обнаружили, что один из амортизаторов был на три четверти дюйма длиннее другого.
По итогам первого дня шестерку лучших составили: Хант 1.47,89; Лауда 1.48,17; Депайе 1.48,59; Регаццони 1.48,69; Паче 1.48,75 и Андретти 1.49,19.
Должен признаться, что в субботу стало по-настоящему жарко. Утром было 40 градусов, а днем температура выросла еще на три градуса. К счастью дул довольно сильный ветер.
У Марио в коробке передач сломался тот же самый подшипник, что у Нильссона днем раньше. Поломка была моментально устранена, но к несчастью в процессе ремонта возникла утечка масла. Оно капало прямо на задний диск. Это помешало Марио улучшить свое время, и он даже опустился на одну стартовую позицию ниже.
Во время второго квалификационного заезда оказалось, что дорожка очень скользкая из-за пролитого масла. Только 11 гонщиков сумели улучшить свои результаты, хотя обычно почти все быстрейшие круги проезжаются именно в последней сессии. Все пилоты говорили мне, что трасса стала медленней, по меньшей мере, на одну секунду.
Мы все были очень рады, что Уотсон сумел снять полсекунды со своего вчерашнего времени и стал по результатам заезда вторым. Однако даже это позволило ему подняться в стартовом протоколе лишь на две строчки и занять 8-е стартовое место.
Ники чувствовал себя гораздо лучше и сказал, что до гонки успеет окончательно выздороветь. Он сообщил мне, что продолжать борьбу нет смысла. Его механик, Эрмано, считает, что проблема заключается либо в погнувшемся клапане, либо в сломавшейся клапанной пружине.
Патрик Депайе сказал мне, что его машина безупречна. Карлос Ройтеманн и Карлос Паче внезапно обнаружили, что им не хватает мощности. У Жака Лаффита дела шли неважно и он свалился на 13-е место. Анри Пескароло вообще повезло, что он смог попасть в гонку – его машина не хотела ехать прямо. На последнем своем круге Алан Джонс вылетел с трассы возле Поста 25, но и сам остался цел, и машину не слишком повредил.
Шестеро быстрейших: Хант 1.47,89; Лауда 1.48,17; Депайе 1.48,59; Регаццони 1.48,69; Паче 1.48,75 и Петерсон 1.49,07. Только Петерсон показал свое время во второй день. Квалификацию не прошли Мэйги, Хоффман, Эртль и Кессель.
Утром перед гонкой ветер с севера принес грозовые облака и мы опасались, что во время Гран При может разразиться буря. К счастью вскоре ветер переменил направление и полностью очистил небо. Температура поднялась до 40 градусов. Я вновь встретился со своим другом, Морисом Трентиньяном, экс-Чемпионом Франции, пилотом, выигравшем на моей машине Гран При Монако в 1958 году.
Похоже ни один из гонщиков не был поставлен в известность по поводу процедуры старта. Я спросил Джона Уотсона, будет ли старт дан при помощи светофора или при помощи флага. "Представления не имею,” – ответил Джон. Правила гласят, что перед стартовым полем должна быть показана табличка "10 сек”, а потом взмах флага может последовать в любое мгновение. А у нас тут человек появился на трассе с табличкой "15 сек”, кроликом ускакал на обочину и тут же стартер взмахнул флагом. "Я в гонках уже более 15 лет, но такого старта у меня еще не было,” – удивлялся Чарли Паче. "Я сижу, жду 10-секундный щит, – рассказывал Марио Андретти. – Потом вижу "15 сек” и начинаю обратный отсчет. В момент старта я все еще был на нейтрали. Я потерял 10 мест, правда потом 3 сумел отыграть.” Гуннар Нильссон сказал: "Некоторые, кажется, знали как все будет. Жак Лаффит, например, пока я первую передачу включал, успел пройти четыре ряда.”
За первый круг Лауда успел оторваться от пелетона на одну секунду. Следом шли Хант, Регаццони, Петерсон, Депайе, Уотсон, Шектер, Лаффит, Паче, Ройтеманн, Масс, Брамбилла, Андретти, Штук, Нильссон, Прайс, Жарье, Мерцарио, Иккс, Эмерсон, Пескароло, Леклер, Джонс, Лангер, Эдвардс и Нэв.
На 2-м круге Шеткер прошел Уотсона, Паче прошел Лаффита, а Прайс сумел опередить Нильссона. До чего приятно снова оказаться на трассе, где пилоты могут совершать обгоны. Еще через три круга случилась первая потеря – у Харальда Эртля сломалась полуось. Что вы говорите? Эртль не прошел квалификацию? Точно, но это не помешало ему принять старт из хвоста стартового поля. Правда он сошел с дистанции еще раньше, чем ему могли бы показать черный флаг.
Казалось, Лауда проведет гонку по уже давно известному сценарию. До пятого круга он отрывался от Ханта на 1,1 секунды с круга, а потом сбросил темп и стал уходить на 0,5 секунды. Мы все предчувствовали повторение того, чему так часто были свидетелями, однако подлинное положение дел на трассе нам было неизвестно. Хант потом раскрыл тайну. Оказывается, раннее лидерство Лауды его нисколько не беспокоило. Он знал, что Ferrari использовали практически новые шины, и это дало им большое преимущество на старте, но по мере износа колеса должны были разбалансировать автомобиль. На McLaren’е стояла резина на которой было пройдено около 50 кругов и в течение гонки поведение машины не должно было измениться. А еще мы не знали, что уже с самого первого поворота двигатель Ники начал терять воду, и дорожка для Джеймса была очень скользкой. А пока Ники проходил круг, вода, естественно, успевала высохнуть.
Очевидно, долго так продолжаться не могло и на 9-м круге у Ferrari мотор заклинило. Это произошло на прямой, оба задних колеса заблокировались, и Ники пережил несколько неприятных секунд. Ему удалось удержать машину и аккуратно съехать на траву, а потом "поймать такси” до боксов. Лидером стал Хант, но его преимущество было невелико – Регаццони отставал всего на два корпуса.
На 9-м круге у Гуннара Нильссона вышла из строя коробка передач в тот момент, когда он шел 15-м. Гуннар докатился до боксов и прекратил борьбу. После этого за 15-е место развернулась настоящая битва, в которой принимали участие Иккс, Эмерсон, Джонс и Леклер. Она бушевала 10 кругов, пока Эмерсон не сошел из-за низкого давления масла.
К 12-му кругу разрыв между Джеймсом и Клеем составлял 1,4 секунды, но к 16-му он снова сократился до трех корпусов. Затем, на 18-м круге произошло нечто из ряда вон выходящее. И у второй Ferrari сгорел мотор, в этот раз в повороте, из-за чего Клей вылетел с трассы.
Так что Хант теперь лидировал с преимуществом в 7,8 секунды над Патриком Депайе, в трех секундах за которым шла плотная группа, состоящая их Джоди, Петерсона, Уотсона и Паче, с Лаффитом на некотором отдалении. Первые четверо обеспечивали наиболее интересное зрелище, сражаясь за 3-е место. Гонка получилась очень даже ничего.
Тем временем Йохен Масс допустил касание с Ройтеманном, и носовой обтекатель McLaren’а оказался погнут. В боксах была произведена молниеносная замена, но это отбросило Йохена с 11-го места на 26-е.
Вскоре с 21-го места сошел Анри Пескароло. У него сломалась одна из стоек, и колесо заломило прямо в выхлопные трубы, что заставило его немного понервничать.
На 29-м круге из-за вытекшего масла с 8-го места сошел Витторио Брамбилла. Еще через три круга Жак Лаффит разбил надежды Франции, вылетев с трассы, и с 7-й строчки опустился на 18-ю. До конца гонки он успел подняться до 13-й. Жак сказал, что машина не только плохо управлялась, но и мотор был слаб.
Депайе прилагал большие усилия, чтобы достать Джеймса. Убедившись, что это невозможно, он решил оставить неравную борьбу и сосредоточиться на удержании второго места.
Уотсон обогнал Петерсона и повис на хвосте Джоди. Все три машины шли очень близко друг к другу. Потом Джоди допустил ошибку, помешал Джону, и Ронни сумел опять опередить Penske. Через два круга Петерсон обогнал и Шектера, который из-за сломавшейся пружины клапана стал довольно неуклюж и медлителен. Швед сразу стал догонять Депайе. К 40-му кругу между Патриком и Хантом было 14,0 секунды, а между Патриком и Ронни – 8,0.
За 4-е место шло горячее сражение. Джон Уотсон, в попытках обогнать Шектера, испробовал все. Время от времени на торможении он выравнивался с Tyrrell’ом, но все же не мог выйти вперед, несмотря на нашу с Хайнцом Хофером неистовую поддержку с пит-уолл. Иногда в поворотах Джоди ошибался, но Джон шел так близко, что эти ошибки мешали и ему. Затем их обоих догнал Паче. После того как Уотсон в очередной раз пострадал от ошибки Шектера, Паче на выезде на прямую обогнал Джона, но тот, оценив критичность момента, сумел на торможении занять внутреннюю траекторию и вернуть себе потерянную позицию.
Алан Джонс, опередивший Иккса, развернулся, вероятно из-за того, что из заднего стабилизатора поперечной устойчивости выкрутился болт. Это стоило ему трех мест, и к тому же пришлось ехать в боксы, так как у автомобиля появилась какая-то вибрация. Джон Сертиз ничего не обнаружил и решил снять машину с дистанции, потому что продолжение борьбы на таком скоростном кольце было бы небезопасно.
Персонал команды Penske находился в страшном возбуждении, мы надеялись, что Джон обгонит Джоди, ведь он делал попытки почти на каждом круге. И вот, за шесть кругов до финиша, все произошло прямо на наших глазах. Из Tyrrell’а вырвалось облачко дыма, и в распоряжении Джоди осталось только 7 цилиндров. Джон молнией промчался мимо, и его времена на круге сразу же стали на 1,5 секунды лучше. Оставалось выяснить, догонит ли он Петерсона и Депайе, разрыв между ним и впереди идущими очень быстро сокращался.
За 5 кругов до финиша стало очевидно, что у Ронни возникли какие-то проблемы. Потом Петерсон не появился и, хотя мы в Penske были безумно рады 3-му месту, мы не могли не жалеть его, ведь Ронни провел блестящую гонку. Мотор March’а несколько раз чихнул, а затем заглох окончательно.
Хант шел как по рельсам и на финише был на 12,0 секунды раньше Депайе. Это была заслуженная победа, к тому же очень хорошо принятая, после дисквалификации в Испании. Апелляционное слушание состоялось на следующий день и здравый смысл наконец-то возобладал, так что Хант заодно выиграл и Гран При Испании. Джеймс стал первым гонщиком, которому удалось победить в двух Grand Epreuves за два дня.
Только после окончания гонки мы узнали, что Хант вечером в пятницу чем-то отравился и чувствовал себя из рук вон плохо. 18 последних кругов ему приходилось бороться с подступающей тошнотой. Со стороны трудно понять, что происходит с гонщиком в его маленькой, шустрой машинке.
Моя ставка не Патрика чуть было не сработала, но после того как он понял, что догнать Ханта у него не получится, он сбросил ход и сказал потом: "Мы с моим Tyrrell’ом финишировали очень свежими”.
Джону Уотсону удалось замечательное выступление, и оно принесло ему Trophee Etienne Aigner, как самому активному участнику гонки. Команда очень нуждалась в чем-то подобном, а тем более сам Джон, потому что его отец, мать и сестра специально приехали посмотреть на него.
Паче финишировал всего в полутора секундах за Уотсоном и сказал: "Я доволен, что закончил гонку 4-м, но мне это далось нелегко. Машина была такой тяжелой, что я не имел права даже на маленькую ошибку, чтобы все это компенсировать”.
Марио провел гонку очень хорошо и занял 5-е место, несмотря на провальный старт. Джоди каким-то образом удалось добраться до конца 6-м на семи цилиндрах, и он потом рассказывал, что в любую секунду ожидал, что мотор окончательно выйдет из строя. Он стал передвижной шиканой для Уотсона, но я считаю, что без особой необходимости пропускать соперников вперед нельзя. Два Shadow финишировали 8-м (Прайс) и 12-м (Жарье). Их единственной проблемой была низкая скорость, кроме того мотор Жан-Пьера терял мощность. Мерцарио, кажется, проводит гонки все лучше и лучше и в этот раз он смог занять 9-е место несмотря на то, что в течение последних 12 кругов в левых поворотах у него пропадало давление масла. Я был рад, что Жаки Иккс сумел выдать более конкурентоспособное выступление и занял на своем Wolf Williams’е 10-ю строчку.
Для Ройтеманна гонка сложилась просто отвратительно и он добрался до конца лишь 11-м. Из одного из бортов его Brabham’а шел дым.
После столь долгого перерыва мне было очень приятно видеть двоих британских гонщиков из трех на подиуме, и я с удовольствием послушал национальный гимн. Когда я снял шляпу все наверное подумали, что я сошел с ума.
После гонки имела место небольшая паника, так как досмотр шести первых машин выявил, что все они, кроме Brabham’а, в той или иной мере не соответствовали правилам. Видимо, когда вы меняете передний клиренс, это сказывается на высоте заднего антикрыла. Однако, после трехчасового разбирательства судьи пришли к очень мудрому и взвешенному решению – результаты останутся в силе, но обо всех противоречиях будет послан отчет в FIA.
После этого команда Brabham опротестовала результат Уотсона, чья машина вызвала самые сильные нарекания из-за того, что боковые стойки заднего крыла у нее были на пол-дюйма выше нормы. На возможностях автомобиля это никак не сказывалось, но судьи не имели другого выхода, кроме как дисквалифицировать Джона. Конечно, как и в случае с испанским Гран При, будет подана апелляция, но все это раздражает, всегда ведет к сложностям в отношениях и оставляет неприятный осадок.
Хант, получив законные испанские 9 очков, теперь делит с 26-ю очками второе место с Патриком Депайе. У Лауды 52 очка, но до конца сезона осталось еще восемь гонок, и выиграть титул может любой из них.
В Поль Рикаре было невероятно комфортно. В каждом гараже был установлен телевизор с тремя каналами, по которым передавали лучшие времена в течение заезда, лучшие времена по итогам заезда, картинки с трассы и так далее. Кроме того в боксах были умывальники. Если было желание, вы могли воспользоваться одной из многочисленных и очень чистых душевых, просторным и кондиционированным пресс-центром и рестораном. И даже сама трасса хороша – она достаточно длинная и у гонщиков есть возможность совершать обгоны. Через два часа после окончания Гран При мы смогли уехать без малейших задержек, хотя по официальным данным на соревновании присутствовали 95.000 зрителей. Получилась и в самом деле очень интересная гонка.




1
Джеймс ХантMcLaren541:40'58.60
2
Патрик ДэпайеTyrrell541:41'11.30
3
Джон УотсонPenske541:41'22.15
4
Карлуш ПасеBrabham541:41'23.42
5
Марио АндреттиLotus541:41'42.52
6
Джоди ШектерTyrrell541:41'53.67Проблемы с двигателем
7
Ханс-Йоахим ШтукMarch541:42'20.15
8
Том ПрайсShadow541:42'29.27
9
Артуро МерцариоMarch541:42'52.17
10
Жаки ИксWolf-Williams531:41'02.90
11
Карлос РейтеманнBrabham531:41'10.42
12
Жан-Пьер ЖарьеShadow531:41'13.69
13
Мишель ЛеклерWolf-Williams531:41'18.15
14
Жак ЛаффитLigier531:41'18.44
15
Йохен МассMcLaren531:41'28.31Удар от Рейтеманна / пит-стоп
16
Брет ЛанджерSurtees531:42'03.29
17
Гай ЭдвардсHesketh531:42'16.27
18
Патрик НэвEnsign531:42'26.50
19нфРонни ПетерсонMarch51
Пит-стоп / регулятор подачи топлива

нфАлан ДжонсSurtees44
Задняя подвеска

нфВитторио БрамбиллаMarch28
Давление масла / двигатель

нфЭмерсон ФиттипальдиCopersucar21
Давление масла / двигатель

нфАнри ПескаролоSurtees19
Ступица заднего колеса

нфКлей РегаццониFerrari17
Коленчатый вал / разворот

нфНики ЛаудаFerrari8
Коленчатый вал

нфГуннар НильссонLotus8
Трансмиссия

нфХаральд ЭртльHesketh4
Ведущий вал

нквДамьен МагиBrabham



нквИнго ХофманCopersucar



нквЛорис КессельBrabham




Перевод: Максим Куваев

Road & Track, october 1976



Знаете ли Вы что...