Гран-При Австрии 1977 года: Капризный Цельтвег
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

12-1977 г. Гран-При Австрии

12-1977 г. Гран-При Австрии

Цельтвег, еще до 20-х годов здесь проводились гонки. Нынешнее «Австрийское кольцо» было построено позже, в 1968-1969 г.г. Первый Гран-при Австрии автомобилей F1 на этом кольце организовали через год – 16.08.70 г. Во время премьеры все австрийцы ждали победы своего зем-ляка Йохена Риндта. Для этого были все предпосылки – его результаты, лучшее время в квалифи-кации. Поэтому большим разочарованием местных болельщиков был сход Риндта на 22-м круге из-за поломки мотора. Австрийцам до того времени вообще не везло дома. Ни Curd Barry, ни Йохен Риндт никогда не доходили до финиша. На пьедестале почета дома еще не стоял и Ники Лауда. Его лучшим результатом было 6 место в 1975 году.
Не удивительно, поэтому, что всю Австрию снова захлестнул психоз Гран-при. Удастся ли Лауде в конце концов преодолеть невезение? «Конечно, я и сам хотел бы выиграть, но не любой ценой», сказал Лауда перед гонкой. Это понятно. Ведь хоть он и имеет уже 80 стартов в Гран-при, на его счету один титул чемпиона мира, 14 первых, 10 вторых и 5 третьих мест, кроме того, он пе-режил 6 аварий, одну из которых лишь чудом.
«Человек напрасно может просчитать тысячу вариантов, гонки все могут изменить!» Осто-рожные слова Ники Лауды, одного из основных фаворитов домашней гонки, позволяли предпола-гать, что его стратегия нацелена на завоевание чемпионского титула. Он не скрывал, что будет сторожить Джоди Шектера, который имеет лишь на 10 очков меньше, что не забывает и о Марио Андретти, который находится на третьем месте. От коллеги по команде Карлоса Ройтемана, кото-рый находится на четвертом месте, ему не должно исходить угрозы. При необходимости Ройтема-на притормозят из боксов. «Надеюсь», подтвердил с улыбкой Лауда. Его Ferrari, многими якобы уже отправленный на свалку, получил новую «обувку» от Goodyear.
«Таким образом, наконец-то был найден необходимый баланс между шасси и колесами», заявил Лауда, и добавил, «человек должен запрограммировать автомобиль на отдельные усло-вия». Это лишь вопрос шин, с которыми в Цельтвеге больше всего экспериментировали? Испытали всё. Ханс Штук также опробовал комплект новых мягких шин и заявил: «В заключительной борьбе можно раскрутить мотор до 12 600 оборотов. Возможно, мне удастся время под 1:39».
Шины вообще были вопросом номер один.
До последнего момента перед гонками проводились тренировки в быстрой замене колес. Ловкость механиков была просто невероятной. От них зависит время, которое гонщик потеряет в боксах. А ведь и сотая доля секунды может быть решающей. Проблема сухой и мокрой трассы не единственная при правильном выборе шин. Различия есть и в установке угла переднего спойлера и заднего антикрыла. Пилот Lotus`a, например, может во время гонки рычагом из кабины изменить угол установки заднего антикрыла. На мокрой трассе необходимо, чтобы передний спойлер имел больший угол атаки, чтобы иметь большую прижимную силу на передние колеса, чем достигается лучший контакт шин с трассой. Это испытано.
Не остается без внимания и количество топлива. Недостаток бензина не раз уже был при-чиной разочарований на последних километрах гонки. Например, во Франции Джон Уотсон лидировал, но на финише должен был уступить лидерство Марио Андретти лишь потому, что у него кончился бензин. Андретти, в свою очередь, лишился ценных очков в зачет чемпионата в Швеции, когда у него также кончился бензин. Из-за недостатка бензина пострадал и Ханс Штук в ГП ФРГ. Последние три круга до конца гонки мотор его автомобиля давал перебои и от последнего поворота до финиша он доехал накатом.
Автомобили Ferrari на ГП Австрии вышли с 215 литрами бензина в баках – следовательно, имели его больше, чем все остальные стартовавшие автомобили. Их предполагаемый расход на 100 км составлял 55 литров. Если учесть дистанцию гонки 320,73 км, то они имели достаточный резерв. Принимались во внимание все случайности, которые могли бы повлиять на расход топли-ва. Влажность трассы указывала на необходимость более частого переключения передач, осто-рожной езды на низших передачах с большими оборотами, что также влияло на расход топлива. Поэтому 12-цилиндровому двигателю Ferrari требовалось на 75 кг бензина больше, чем 8-цилиндровым. В этом заключался гандикап автомобилей Ferrari в начальной стадии гонки.
Трасса ГП Австрии изменилась с прошлого года. Примерно через 800 м после старта на подъеме начинался небезопасный поворот «Хелла-Лайт». Пилоты, несмотря на абсолютную непросматриваемость, проходили этот поворот на скорости 280 км/час. Поэтому его перестроили в S-образный, который требовал снижения скорости до 120 км/час. Эта новинка нынешнего ГП Ав-стрии увеличила длину трассы на 33,37 м (один круг составил 5942,48 м), сделала трассу более извилистой и общую продолжительность гонки увеличила приблизительно на 5 минут. Эта пере-делка трассы должна была способствовать повышению ее безопасности. С этой целью расширили стартовую и финишную прямую на 3 м и продлили ее вдвое, до 360 м на прямой и на повороте перед финишем. После этих изменений кольцо стало не только одним из самых красивых, но и одним из безопаснейших. Этими определениями австрийцы гордятся, и по праву.
Производящая впечатление борьба человека с автомобилем в таких гонках, какими являют-ся гонки автомобилей F1, требует максимального обеспечения их безопасности.
Расстановка спасательных автомобилей вокруг трассы Остеррайхринг обеспечивала их прибытие на место возможной аварии в течение 20 секунд. Около трассы было размещено в общей сложности 105 огнетушителей, 8 спасательных автомобилей, оснащенных гидравлическим и высвобождающим оборудованием, 10 санитарных автомобилей, 2 санитарных автомобиля с оборудованием для переливания крови, а также 2 вертолета, 8 врачей, 100 человек, имеющих приличный опыт обслуживания мотогонок, прошедших обучение на специальных курсах. Таким образом, обеспечение средствами безопасности было таким, без какого сегодня не может обходиться уже никакой Гран-при F1.
Вряд ли такое мероприятие может обходиться без кулис, за которыми есть место предпри-нимательству и торговле. Мне это напоминало многие наши ярмарки. Здесь можно было купить копию экипировки отдельных гонщиков и марок, а также иные сувениры, которые нам уже не по вкусу. Хотите поиграть? Пожалуйста. Попытайте счастье в какой-либо из предлагаемых игр. Можете прохватить по трассе, закружить голову на карусели или совершить 3-минутный полет на вертолете над трассой. Хотите потанцевать? И это организаторы не упустили из виду. Велик муравейник тех, кто пришел посмотреть на автоспорт.
Для посетителей имеется 50 000 мест для стоянки автомобилей вокруг трассы. Вне зависи-мости от того, где вы оставите свой автомобиль проходы под трассой позволяют перейти с одной стороны трассы на другую. Большая часть зрителей выбирает, однако, склон «Шонберг» внутри кольца, с которого видны почти две трети трассы.
Если вы не экономите, то можете купить входной билет в боксы, или даже на террасу над боксами. За деньги можно почти все.
Пятница, два дня до гонок.
Дело уже принимает серьезный оборот, начинается борьба за выгодное положение на старте. Около кольца более 25 000 зрителей. Организаторы ожидали больше. Холмы мрачнеют в предчувствии дождя.
На подходящей к трассе дороге я был свидетелем аварии. Pontiac со швейцарским номером ударил сзади в старый Фольксваген-жук. Тем самым он проверил готовность, о которой я только что говорил. Через 7 минут пришел представитель жандармерии, еще через 18 минут автомобиль-эвакуатор. Еще 10 минут потребовалось на освобождение и очистку дороги. Итого 35 минут на аварию без пострадавших?
10.00 – время первой официальной тренировки. Быстрейшее время в ней показал Джеймс Хант – 1:39,69. Лауда на 0,3 с медленнее. Больше никому не удалось показать время под 1:40. Время, показанное Аланом Джонсом, Эмерсоном Фиттипальди и Хансом Биндером уже оконча-тельное. Но этого на тот момент еще никто не мог предвидеть.
Полтора часа до второй официальной тренировки заполнены медитацией, настройкой тех-ники и ремонтом. Боксы уже заполнила настоящая атмосфера больших гонок. Трасса сухая.
Во второй официальной тренировке после полудня все ездят в полную силу. Угроза плохой погоды намекала на то, что на третью официальную тренировку в субботу полагаться не стоит.
Хант улучшил время на 0,15 с, Лауда на целых 0,67 с. После достижения времени 1:39,32 Лауда заводит автомобиль в боксы и наблюдает за тренировкой остальных. Неожиданностью яви-лось третье время под 1:40 Ханса Штука. 24 гонщика улучшили свое утреннее время.
Ночью пошел дождь.
Суббота. Число зрителей выросло до 45 000. Среди них много видных личностей, которые пришли посмотреть, но которые хотели также, чтобы и их увидели.
С 10.00 до 11.30 тренировка без учета времени. Дождь, масло, шины и песок создали на по-верхности трассы сплошную эмульсию. Трасса очень скользкая и, следовательно, «жарче» чем в пятницу. В повороте «Йохен Риндт» Петерсон столкнулся с Рибейро. «Этого проклятого Рибейро надо бы запереть...» сказал Петерсон. В свою очередь Рибейро во всем обвинял Петерсона.
Перед последней квалификацией предполагалось, что места на старте воскресной гонки займут те, кто уже показал время в пределах 1:41 на круг. Пока их было 13. Кого-то из оставшихся 17-и ожидала участь зрителя. В гонках должны были стартовать лишь 26 автомобилей. Однако и вышеназванные должны были еще бороться за лучшую позицию на старте. Не удивительно, по-этому, что атмосфера перед последней официальной тренировкой была напряженной, возбужден-ной и нервной.
Алекс Рибейро в этой тренировке был уже лишь зрителем.
На шестой минуте после начала Джон Уотсон разбил автомобиль и должен был использо-вать запасной. Через 10 минут Йан Эшли в шикане «Тексако» вылетел с трассы, но езду продол-жил. Невезение не обошло и Витторио Брамбиллу, который также вылетел в шикане «Тексако», а в повороте «Бош» «потерял время». Ханс Биндер рассказал о своей потере: «Не видел никаких жел-тых флагов, но внезапно заметил на трассе в воде масло. Автомобиль потерял управляемость и его пять раз развернуло вокруг оси. Чудо, что сам не разбился».
За 15 минут до конца Хант и Андретти надевают сверхмягкие шины в попытке превзойти время Лауды. Хант улучшает свое время на 9, а Андретти на 30 сотых секунды. Однако это лишь второе и третье время, завоеванное в тренировке и соответствующее положение на старте.
Десять пилотов улучшили свое время в последней квалификации и многие из них положе-ние на старте. Зрителями завтра будут Брайн Хентон, Йан Эшли, Гектор Ребак и Алекс Рибейро. Они отстали лишь на 0,05; 0,14; 0,47 и 0,65 секунд от Эмилио Вилотты, который квалифцировался последним.
Вовремя вырос после этой тренировки новый ларек. Ассортимент, с каким пришли предприимчивые итальянцы, идет нарасхват. Маленькие и большие флаги Ferrari развивались в руках многих болельщиков, скандировавших Niki, Niki... Жаль только, что многие проявления «фанатства» сопровождались употреблением алкоголя. До 21:00, например, должен был вмешаться кордон жандармерии с собаками, чтобы очистить и закрыть и так уже разгромленную большую палатку, где сотня молодых могли переждать последнюю ночь перед гонками в танцах. Склоны были полны лагерей и гирлянд огней. Жаль только, что земля, пропитанная водой, не позволяла прогулок за пределы лагерей.
В 21:00 из темных облаков вылетели первые стрелы молний. 15 минут освещали гоночную трассу различные цветовые комбинации. В чью честь, ведь сами гонки еще впереди?
Воскресенье. Не дождь, а затяжной ливень.
«Это катастрофа, » передавалось из уст в уста. Промокшие и промерзшие посетители спа-сались от дождя тем что было под руками. Все были по уши в грязи.
В 10.30 так называемая разминочная тренировка на совершенно мокрой трассе. Только Ар-туро Мерцарио смог показать время под 2 минуты. Я все чаще склонялся к мысли, что гонки отло-жат на другой день.
Около полудня погода прояснилась. Гонки состоятся.
Мокрая поверхность трассы и облака, которые еще были загадкой, доставили гонщикам массу хлопот. В первом ряду стояли Лауда и Хант, следовательно, имелась такая же расстановка на старте, как и в 1975 году, когда также шел дождь и когда гонку прекратили на 22-м круге. К наибольшим неожиданностям на старте был 28-летний француз Патрик Тамбэ, бывший лыжник, стоявший в 4-м ряду. Это его лишь третий старт в Гран-при F1 и у него уже есть очко из ФРГ. Разо-чарованием является положение Джона Уотсона, прошлогоднего победителя Цельтвега. Именно здесь он в прошлом году лишился бороды. Он пообещал, что сбреет ее после своей первой побе-ды. Он стартует из 6-го ряда, что является его худшим положением в этом году.
Еще за минуту до старта Лауда имел дождевые шины. В конце-концов созрело решение и механики прямо на старте заменили ему колеса.
Команда Lotus рискует. Нильссон стартует на дождевых, а Андретти на сухих шинах.
Разогревочный круг и старт.
Неописуемое чувство находиться в нескольких десятках метров от него. Земля сотрясается, в реве моторов человек испытывает страх.
Лучше других стартовал Лауда. Зрители бушуют и ликуют. В конце первого круга их радость, однако, охладевает, Лауда третий, лидирует Андретти перед Хантом. Победитель 1975-го Витторио Брамбилла в шикане «Тексако» теряет время.
В третьем круге первым сходит Йан Шектер. Начало гонки свидетельствует о том, что и на этот раз Tyrrell не победит и Цельтвег и далее останется единственным кольцом, где эти автомо-били еще не завоевывали очков.
В 4-м круге впереди два Lotus`a. Триумфальная езда Lotus`ов продолжается лишь до 11-го круга, когда Нильссон заезжает в боксы заменить шины, а Андретти сходит из-за поломки. Лидеры гонки перемешались.
В 17-м круге Ален Джонс атакует Шектера и обходит его. Перед ним уже лишь Хант, который опережает его на 12 секунд. Он становится героем гонок в своем 31-м Гран-при. Джонс дебютировал в Испании в 1975 году. Его наибольшим успехом было четвертое место в Японии 1976-го. Казалось, что он бросит гонки уже в прошлом году, когда у него закончился договор с командой Surtees. Ждал случая попасть в лучшую команду. Представился случай поездить за Shadow, так он снова появился на трассах.
На 22-м круге Депайе заходит в боксы. За 13,3 секунды ему меняют переднее колесо. Здесь проявилось преимущество Tyrrell`ов – его четырех колес спереди. Дефект передней шины на ше-стиколесном автомобиле не столь опасен.
Интересно было следить на трассе за Нильссоном. Со 2-го места в 11-м круге он заехал в боксы поменять шины. Смелой ездой снова пробился вперед и в 32-м круге под ликование в боксах Lotus`a обходит Штука и Лауду и он уже третий. Жаль, что на 38-м круге его Lotus замедляется и Нильссон оставляет гонку. Подобная участь подстерегает в 43-м круге лидировавшего на тот момент Джеймса Ханта. Он сходит из-за поломки мотора. За ограждением наметилось воодушевление.
Лауда, который в 10-м круге был аж 10-м, стал уже вторым и получил возможность укрепить лидирующее положение в чемпионате мира, а возможно и выиграть гонку, преодолев в конце-концов 20-летнее невезение местных гонщиков. По пятам его преследует основной соперник по очкам в Чемпионате Мира Джоди Шектер. Однако сегодня соперникам Лауды, кажется, не везет. Шектер покидает трассу и выходит за ограждение.
Джонс видит свой случай и увеличивает отрыв перед Лаудой до 14 секунд. Он уделяет удвоенное внимание всем звукам и указателям. В зеркала заднего вида смотрит на профиль своих шин (для сведения: спереди он имел 0,11, сзади 0,12 МПа) и ускоряется – 15 секунд отрыва. В бок-сах все прямо кипит. Выигрывает «темная лошадка», с которой никто не считался, чьей победы никто не предполагал? Ведь автомобили Shadow в последние годы преследуют неудачи. В 1974-м Питер Ревсон, когда считались с возможностью его титула в Чемпионате Мира, разбился в ЮАР. В том же году Том Прайс также разбился на той-же трассе. Если Джонсу удастся выиграть, это будет его первая личная победа и с 1970 года первая победа автомобиля Shadow и первая австралийца!
Финиш.
В список победителей Гран-при F1 вписано новое имя. Счастливое трио на пьедестале по-чета. Джонс, Лауда, Штук. «Не могу в это поверить. Имел массу проблем в тренировках. Изменили развесовку. Я счастлив. Это фантастика», – были слова Алана Джонса непосредственно после победы.
Второй, Лауда: «Это было хорошо, но не так хорошо, как в тренировке».
А счастливый Штук, который в Австрии вообще впервые добрался до финиша? «В самом начале были проблемы, когда трасса была мокрой. Хотел уже заехать в боксы сменить шины. Я счастлив, что не сделал этого. Лишился бы третьего места».


1
Алан ДжонсShadow541:37'16.49
2
Ники ЛаудаFerrari541:37'36.62
3
Ханс-Йоахим ШтукBrabham541:37'50.99
4
Карлос РейтеманнFerrari541:37'51.24
5
Ронни ПетерсонTyrrell541:38'18.58
6
Йохен МассMcLaren531:37'26.40
7
Руперт КиганHesketh531:37'39.332 разворота
8
Джон УотсонBrabham531:37'44.94
9
Патрик НэвMarch531:37'46.09
10
Брет ЛанджерMcLaren531:38'13.71
11
Эмерсон ФиттипальдиCopersucar531:38'24.94
12
Ханс БиндерPenske531:38'31.46
13
Патрик ДэпайеTyrrell531:38'52.83
14
Жан-Пьер ЖарьеPenske521:38'02.78
15
Витторио БрамбиллаSurtees521:38'04.86Разворот
16
Верн ШуппанSurtees521:38'10.42
17нфЭмилио де ВиллотаMcLaren50
Столкновение

нфДжоди ШектерWolf45
Разворот

нфДжеймс ХантMcLaren43
Двигатель

нфПатрик ТамбэEnsign41
Двигатель

нфГуннар НильссонLotus38
Двигатель

нфАртуро МерцариоShadow29
Коробка передач

нфЖак ЛаффитLigier21
Утечка масла на шины / управление

нфМарио АндреттиLotus11
Двигатель

нфЯн ШектерMarch2
Авария

нфКлей РегаццониEnsign0
Авария

нквБрайан ХентонMarch



нквЯн ЭшлиHesketh



нквЭктор РебакеHesketh



нквАлекс РибейруMarch

Авария



Знаете ли Вы что...