02-1982г. Гран-При Сан-Марино
Чемпионат мира 1982-го года стал, безусловно, одним из самых интересных за всю историю Ф-1. Одиннадцать победителей из семи различных команд в шестнадцати гонках, чемпион с одной победой в сезоне — вряд ли столь лихо закрученный сюжет суждено будет когда-либо повторить. И кроме событий гоночных, «большой цирк» сотрясало невиданное количество скандалов, бойкотов и политики. Началось всё ещё в январе, когда Ф-1 приехала в Кьялами, и пилоты организовали там забастовку, отказавшись выступать из-за увиденных в новых контрактных положениях от FISA ущемлений своих прав (команды могли выгонять пилотов когда им заблагорассудится, а вот те не могли покинуть «конюшню» вплоть до истечения срока соглашения).
Но тогда Экклстоуну и президенту FISA Жан-Мари Балестру удалось «унять» бунтовщиков во главе с Лаудой и Пирони. Гонка состоялась, её выиграл Прост на оснащенной турбомотором Renault, и это стало звонком для английских команд, в подавляющем большинстве своём использовавших старые добрые Cosworth. Они начали срочно искать лазейки в регламенте FISA, позволявшие компенсировать недостаток мощности.
Да вы посмотрите на механиков Brabham — мало того, что они дурят с водой, так ещё и заливают в мотор 15 литров масла! Да такой двигатель никогда не заведётся! - возмущался один из менеджеров команды Renault |
И довольно быстро нашли их. В Бразилии на машинах Williams и Brabham (ну а как же без самых знаменитых выдумщиков!) появились ёмкости, вмещавшие в себя по 30 литров воды — якобы «для охлаждения тормозов». Сразу после старта эти баки опустошались, машина теряла 30 килограмм веса, и её общая масса падала куда ниже положенных по регламенту 580 килограмм. Сразу после финиша механики долили в машины воду и с чистым сердцем отправили на взвешивание. Так как Пике и Росберг выиграли гонку, соперники принялись строчить протесты. FISA вняла «голосу общественности» и дисквалифицировала Пике и Росберга. Их команды подали протест, но 19-го апреля, менее чем за неделю до гонки в Имоле, FISA подтвердила дисквалификацию Brabham и Williams.
Отнять победу у Экклстоуна означало спровоцировать Берни на ответные действия. «Серый кардинал» Ф-1 недолго раздумывал над ответом — на следующий день он заявил, что командам, входящим в FOCA (Formula One Constructors Association) «необходимо время, чтобы разобраться в тонкостях судебного решения», и попросил перенести Гран-при Сан-Марино. Это была неприкрытая провокация, и Балестр сразу же отказал в этом. Экклстоун же только этого и ждал — глава FOCA тут же объявил, что входящие в ассоциацию команды пробойкотируют Гран-при. Это казалось победой — по правилам Договора Согласия результаты гонки признавались официальными и шли в зачёт чемпионата мира только в том случае, если в гонке стартовало не менее 13 машин. На стороне FISA в тот момент оставались Ferrari, Renault, Alfa Romeo, Toleman, Osella и ATS, то есть двенадцать машин. Срыв гонки был неминуем, если бы не Кен Тиррелл, невольно вынужденный «воткнуть нож в спину» Экклстоуну.
В Имоле машины Tyrrell обрли первые спонсорские наклейки В отсутствии лидеров Ferrari доминировали на трассе |
«Старина Кен» оказался в незавидном положении — на первых гонках его машины предстали девственно чистыми, без каких-либо спонсорских наклеек. Но накануне гонки в Имоле Кену удалось подписать сразу два спонсорских контракта — с производителем бытовой техники Candy и с итальянской компанией Ceramica Imola (последний — на одну гонку). Бойкот гонки стал громом среди ясного неба, и выполнить требование Экклстоуна Тиррелл просто не мог — иначе ему бы пришлось оказаться в суде против своих же спонсоров, пообещавших обратиться туда в случае нарушения условий контракта. Поэтому невольно Кену пришлось отправиться в Имолу — FISA обеспечила себе стартовое поле из 14 машин, что обеспечивало полную легитимность гонке.
В отсутствие сильнейших английских команд в Имоле «бал правили» Renault и Ferrari — французская команда добилась первого ряда в квалификации, второй остался за Ferrari. Но Проста «задвинули» ещё на старте, а на шестом круге француз и вовсе сошёл с трассы. Арну продержался «чуть больше» — но за 15 кругов до конца гонки машина подвела и его. После этого оставалось лишь узнать, в какой последовательности финишируют пилоты Ferrari.
Вильнев в тот момент находился впереди Пирони и получив приказ сбросить скорость чтобы поберечь топливо и резину, рассудил, что Пирони получил такое же распоряжение. Правда, француз взял и вышел вперёд Жиля. Но сперва канадец подумал, что напарник просто играется «в кошки-мышки», хотя при попытке обратного обгона Пирони дважды подрезал Жиля.
На предпоследнем круге Вильнев всё же вернул себе первое место, но в самый последний момент, в последнем повороте гонки, Пирони нырнул внутрь шиканы, и у Жиля уже не осталось возможности что-то предпринять.
Дидье объявил, что не получал командных приказов и извинился перед Жилем сразу после гонки, но канадец и слышать ни о чем не хотел. Мрачнее тучи, он отказывался подниматься на подиум, и сделал это лишь после долгих уговоров, но выдавить из себя хотя бы подобие улыбки так и не сумел.
Энцо Феррари публично раскритиковал Пирони за проступок, но Жилю этого показалось мало, и он решил устроить собственную расправу, заклеймив Дидье как своего персонального врага.
К чему это привело спустя какие-то две недели, хорошо известно, к сожалению...
Противостояние Вильнева и Пирони | Жиль Вильнев был мрачнее тучи |
Дидье Пирони одержал неоднозначную победу | Из друзей Жиль и Дидье в одночасье превратились во врагов. |
1 | 28 | Дидье Пирони | Ferrari | 60 | 1:36'38.887 | ||
2 | 27 | Жиль Вильнёв | Ferrari | 60 | 1:36'39.253 | ||
3 | 3 | Микеле Альборето | Tyrrell | 60 | 1:37'46.571 | ||
4 | 31 | Жан-Пьер Жарье | Osella | 59 | 1:37'14.913 | ||
5 | 10 | Элизеу Салазар | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 57 | 1:37'18.717 | ||
дк | 9 | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 54 | 1:37'50.237 | ||
нк | 36 | Тео Фаби | Toleman | 52 | 1:37'16.632 | ||
нф | 16 | Рене Арну | Renault | 44 | 1:10'57.335 | Двигатель | |
нф | 23 | Бруно Джакомелли | Alfa Romeo | 24 | 39'20.927 | Двигатель | |
нф | 32 | Рикардо Палетти | Osella | 7 | 12'48.099 | Подвеска | |
нф | 15 | Ален Прост | Renault | 6 | 9'58.206 | Двигатель | |
нф | 22 | Андреа де Чезарис | Alfa Romeo | 4 | 16'22.995 | Топливный насос / электрика | |
нф | 4 | Брайан Хентон | Tyrrell | 0 | Сцепление / трансмиссия | ||
нс | 35 | Дерек Уорик | Toleman | Электрика на формирующем круге |
Журнал "F1Life" №4 2012