06-1982г. Гран-При Монако
1982-й год оказался бурным — конкурентоспособным, противоречивым, и, конечно же, трагичным, всего лишь за две недели до гонки в Монако насмерть разбился Жиль Вильнев, и Ф-1, конечно же, не пришла в себя от пережитого шока. Четыре победителя в первых пяти гонках говорят сами за себя о плотности борьбы в том году — но их вполне могло быть и пять, если бы чемпион мира Нельсон Пике не был бы дисквалифицирован в Бразилии.
Кеке Росберг лидировал в предыдущей гонке в Зольдере, но проблемы с тормозами на его Williams вынудили его выпустить вперёд на предпоследнем круге Джона Уотсона, и команда приняла решение провести частные тесты в 60 километрах от Монако, на маленькой трассе Круа-ен-Тернуа. Тесты оказались успешными — Росберг и Дерек Дэйли хорошо смотрелись в тренировках, хотя и уступали оснащённым турбомоторами машинам Renault. Рене Арну уверенно завоевал поул-позицию, правда, вместе с ним первый ряд стартового поля разделил Brabham Риккардо Патрезе, всегда отлично чувствовавшего себя в Монако. Второй ряд поделили Alfa Romeo Бруно Джакомелли и Ален Прост за рулем другой Renault, а единственная Ferrari под управлением Пирони стартовала пятой — впереди Росберга, Андреа де Чезариса и Дэйли. Погода к началу гонки не обещала никаких сюрпризов — было тепло и солнечно, что придавало особую важность старту, ввиду сложности обгонов в обычных условиях. Арну сохранил своё первое место, а вот Патрезе тронулся с места несколько хуже, пропустил соотечественника Джакомелли, но удержал Проста. Впрочем, ненадолго — вскоре Ален прошёл Риккардо, и вдобавок, Джакомелли, пристроившись за напарником по команде.
Старт гонки |
На 15-м круге Арну допустил ошибку и разбил машину в «Бассейне», передав эстафету Просту, который, казалось, уверенно доведёт гонку до победы. Преследовавший его Патрезе (Джакомелли сошёл на 4-м круге из-за поломки промежуточного вала) пытался сохранять напряжение в гонке, но всё же непосредственное давление на Проста ему было не по силам.
Но на помощь пришла непогода — во второй половине гонки заморосил дождик, и Прост попытался сбросить скорость, чтобы осторожно добраться до финиша. Но к нему тут же подъехали преследователи, вынуждая Алена поднимать обратно свой темп. За три круга до конца гонки на выходе из Tabac он все же потерял заднюю ось своей Renault, и разбил машину. Патрезе вышел в лидеры. Дождь усилился. Оставалось лишь два круга. В одном круге с Риккардо к тому моменту оставались лишь Пирони и де Чезарис, то есть борьбу за победу могла вести лишь эта тройка. К сожалению, избежать ошибки гонщик Brabham не сумел — в шпильке Loews его машина подпрыгнула на поребрике, её развернуло, мотор заглох, и несчастному Риккардо ничего не оставалось, как бессильно наблюдать за проезжающими мимо Пирони и де Чезарисом. Маршалы слегка подтолкнули машину Патрезе, вернув её на траекторию, и итальянец, двигаясь накатом, сумел завести свой двигатель «в передаче».
«Я был очень осторожен перед Loews, но всё же потерял управление и вылетел», — сокрушался позже Риккардо. «Кто-то потом говорил, что маршалы подтолкнули меня. Честно говоря, я не почувствовал этого. Они просто убрали меня из опасного места, я отпустил педаль тормоза, и машина покатилась вниз. Когда она набрала скорость, я включил вторую передачу и мотор завелся — с Cosworth такой фокус всегда удавался достаточно просто». «Я не был уверен в том, что выиграл гонку. На последнем круге остановился де Чезарис, потом Пирони. Я думал, Williams Росберга также обошёл меня, и полагал, что иду вторым. На финише команда приветствовала меня, ребята махали флагами, и я думал, что они радуются моему второму месту, хотя сам был очень расстроен», — рассказал Патрезе после финиша. |
Внимание зрителей к тому моменту переключилось на Пирони, который начал заметно терять скорость в начале последнего круга — на стартовой прямой его обошёл вернувшийся с ним в круг Дерек Дэйли. Де Чезарис также начал было приближаться к лидеру, но сразу после Casino Square на последнем круге быстро потерял скорость и остановился на трассе — закончилось топливо.
Тем временем и Пирони окончательно остался без топлива — это случилось на въезде в туннель. Операторы тут же начали выискивать машину, которая должна была захватить лидерство — и обнаружили, что де Чезарис тоже не участвует уже в гонке. Вернувшийся было в круг с лидерами Дэйли тоже не удержался на трассе, разбив свою машину в Tabac — и Патрезе, ещё минутой ранее и не помышлявший уже о победе, снова обнаружил себя в лидерах Гран-при — более того, он оказался на круг впереди всех преследователей. Он проехал мимо «умерших» машин Пирони и де Чезариса, успешно пробрался через обломки в Tabac — и одержал свою первую победу в Гран-при!
Последние три круга гонки включили в себя больше «экшена», чем предыдущие 73 вместе взятые, и стали неплохой рекламой Ф-1 после свалившегося на неё негатива в первой части сезона, с забастовками, бойкотами и гибелью Жиля Вильнева.
Для Кеке Росберга гонка закончилась на 64-м круге | Эвакуация машины Арну |
Сход Проста | В итоге победа досталась Патрезе |
1 | 2 | Рикардо Патрезе | Brabham | 76 | 1:54'11.259 | Разворот | |
2 | нф | 28 | Дидье Пирони | Ferrari | 75 | 1:51'16.563 | Носовой обтекатель / электрика / нехватка топлива |
3 | нф | 22 | Андреа де Чезарис | Alfa Romeo | 75 | 1:51'43.939 | Нехватка топлива |
4 | 12 | Найджел Мэнселл | Lotus | 75 | 1:54'55.953 | ||
5 | 11 | Элио де Анджелис | Lotus | 75 | 1:55'07.912 | ||
6 | нф | 5 | Дерек Дэли | Williams | 74 | 1:51'16.914 | Коробка передач / утечка масла / авария |
7 | нф | 15 | Ален Прост | Renault | 73 | 1:47'19.455 | Авария |
8 | 4 | Брайан Хентон | Tyrrell | 72 | 1:54'19.439 | Пит-стоп / прокол | |
9 | 29 | Марк Зурер | Arrows | 70 | 1:55'40.319 | ||
10 | нф | 3 | Микеле Альборето | Tyrrell | 69 | 1:42'40.128 | Передняя подвеска |
нф | 6 | Кеке Росберг | Williams | 64 | 1:34'27.216 | Передняя подвеска / авария | |
нф | 8 | Ники Лауда | McLaren | 56 | 1:24'38.767 | Двигатель | |
нф | 1 | Нельсон Пике | Brabham | 49 | 1:15'33.475 | Коробка передач / турбо | |
нф | 7 | Джон Уотсон | McLaren | 35 | 52'17.755 | Утечка масла / аккумулятор | |
нф | 9 | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 31 | 46'47.695 | Дифференциал | |
нф | 26 | Жак Лаффит | Ligier | 29 | 43'54.194 | Управление | |
нф | 25 | Эдди Чивер | Ligier | 27 | 41'14.191 | Утечка масла / двигатель | |
нф | 10 | Элизеу Салазар | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 22 | 36'23.930 | Потеря огнетушителя | |
нф | 16 | Рене Арну | Renault | 14 | 20'37.873 | Разворот | |
нф | 23 | Бруно Джакомелли | Alfa Romeo | 4 | 6'08.418 | Трансмиссия / ведущий вал | |
нкв | 30 | Мауро Бальди | Arrows | ||||
нкв | 33 | Ян Ламмерс | Theodore | ||||
нкв | 17 | Йохен Масс | March | ||||
нкв | 35 | Дерек Уорик | Toleman | ||||
нкв | 31 | Жан-Пьер Жарье | Osella | ||||
нкв | 14 | Роберто Герреро | Ensign | ||||
нпкв | 36 | Тео Фаби | Toleman | ||||
нпкв | 32 | Рикардо Палетти | Osella | ||||
нпкв | 18 | Рауль Бойзель | March | ||||
нпкв | 20 | Чико Серра | Fittipaldi | ||||
нпкв | 19 | Эмилио де Виллота | March |
Журнал "F1Life" №6 2012