Гран-при США 1982 года в Детройте: победа Уотсона
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1982г. Гран-при США-Детройт

07-1982г. Гран-при США-Детройт

Постоянно кричат о безопасных и еще более безопасных трассах. Однако постоянно увеличивается число трасс, которые являются полной противоположностью требуемому. После Лонг-Бич, который пожелал быть американским Монако, после еще одной гоночной трассы на прежней стоянке отеля в Лас-Вегас за "большой лужей" объявилась уже третья трасса, проложенная в США по улицам города, на этот раз в автомобильном Детройте. Между бетонными блоками высотой почти в метр и четырехметровыми стальными заборами было организовано следующее представление автомобильного Большого цирка.
Длина трассы составляет 4160 метров. По характеру она напоминает расширенный проход между манежем и клетками для диких зверей. За ним полоса безопасности шириной минимум 12, местами до 18 метров. В некоторых узких поворотах есть еще безопасные зоны для выбега, ограниченные большим количеством старых покрышек.
Организаторы не желали считаться с тем, что современные автомобили Ф-1 могут развить на ней максимальную скорость 257 км/час, так что перехватывало дыхание. Они положили на трассу новое, особо прочное битумное покрытие с шероховатой поверхностью. Только это позволит указанную границу максимальной скорости поднять еще на несколько км/час.
Это просто заколдованный круг из которого в данной ситуации нет никакого выхода. Вместо того, чтобы радикально ограничить максимально возможную скорость автомобилей Ф-1, создают условия, которые позволяют максимально использовать силу моторов и аэродинамических приспособлений вплоть до предела сцепляемости шин с дорогой.
В Детройте вся работа проводилась с большими трудностями, поскольку еще в апреле на трассе лежал четвертьметровый слой свежего снега. Кроме того, зимние грозы задерживали работы по бетонированию.

Гонка с остановкой
Перед гонкой и во время самой гонки разыгралось много всего. В чем-то расписались в своей беспомощности организаторы, которые не имели никакого опыта организации гонок формулы 1, и тем не менее (или именно поэтому?) решились выдать примерно сотне добровольцам сигнальные флажки, чтобы регулировать на трассе ход гонки!
Однако, чтобы не быть односторонними, отличились на этот раз и сами гонщики. На их счет можно отнести Ватерлоо целого ряда коллизий, которые, к счастью, закончились лишь материальными потерями.
В тренировке неожиданно обратил на себя внимание Манфред Винкельхок. На своем автомобиле ATS нынешний послушник чемпионата мира смог показать с полными баками лучшее время, которое потом смогли превзойти с большими усилиями лишь четыре ведущих пилота: Прост, Росберг, де Чезарис и Пирони. Сразу же насмешливо вспоминали, что за день до того Винкельхок жаловался на тормоза своего автомобиля, которые не функционировали как следует, а в этот раз, по-видимому, вышли у него из повиновения совсем. Ну а тот, кто давит на тормоза безрезультатно по логике вещей должен быть быстрейшим.
Какие происшествия постигли гонщиков? В гонке Винкельхок испортил старт и из-за поломки рычага в управлении должен был сойти уже во втором круге. Многие гонщики вели себя в начале гонки как драчливые петухи. Сразу же в первом круге Мауро Балди (Arrows) врезался в Брайона Хентона (Tyrrell) и перелетел через его голову. При этом сразу же после падения на трассу буквально погрузился в автомобиль March бразильца Боэзела. В третьем круге сломалась полуось у автомобиля де Чезариса, а у автомобиля Жарье отказало зажигание. Через четыре круга де Анджелис в левом повороте попытался обойти Гуэрреро. Такой маневр всегда опасен, так как по неписанному, но соблюдаемому закону поворот принадлежит тому, кто входит в него первым. Воспользовавшись этим правом Гуэрреро захлопнул калитку у де Анджелиса перед самым носом. Однако судьба порой недоброжелательна, даже несправедлива. На этот раз за это поплатился сам Гуэрреро; столкновение закончилось для него на груде старых покрышек.
Всю эту сцену в непосредственной близости наблюдал Риккардо Патрезе. Разумеется, он сразу же начал интенсивно тормозить и гонку закончил также в ограждении из отслуживших свой срок покрышек. Но на этом для него не все еще кончилось. После недобровольной остановки у него начали гореть воздуховоды к тормозам. Подбежавший комиссар закопался с огнетушителем, неправильно его отрегулировал и он стал выбрасывать массу пены совсем в другом направлении. Оказалось, что чешская поговорка имеет силу и в Америке. Трибуны как по команде расхохотались.
Как раз подъезжающий Джон Уотсон вынужден был также усердно тормозить, но, к счастью, этот хаос миновал. Он еще не предчувствовал, как важен был для него этот момент. Руководство уже решило, что прервет гонку. Таким образом на финишной черте появился черный флаг: "Немедленно остановиться"!

Второй старт
После окончания этой увертюры механики команд получили возможность поработать с машинами. Переобували резину, ставили планки. Некоторые меняли и электрооборудование, а непосвященная общественность не переставала удивляться.
Ко второму старту было подготовлено уже лишь 18 автомобилей, способных стартовать или имеющих право снова выйти к стартовой черте. Комментаторы, которые информировали присутствующих зрителей, опережали в драматичном описании события. Тот, кто их не понимал, мог предположить, что они описывают какие-то волнующие состязания на профессиональном боксерском ринге. После повторного старта гонщики успокоились и ничего дикого на трассе не происходило. Лидерство захватил Прост, преследуемый Росбергом, за ними гнались Пирони, Джакомелли, Чивер и Лауда. Позже Росберг решил очень рискованно обойти по внутренней дуге правого поворота Проста. Затем на ведущей позиции держался целых 13 кругов. А сменил его гонщик, который так неожиданно выиграл Гран при Бельгии: Джон Уотсон. И с ведущей позиции он уже не дал сместить себя никому. Свою позднейшую победу комментировал следующим образом: "Второй старт имел для меня существенное значение в том, что получил возможность перейти на более твердую резину. Это был почти такой же покер, как и в Бельгии, лишь с той разницей, что там я угадал правильную смесь еще до старта. Здесь я имел возможность свою ошибку исправить. Не имел никаких проблем, только очень устал. Если в тренировке пришел к заключению, что здесь обгонять невозможно, то в гонке достиг такого ритма, что обошел и коллегу по команде Лауду, не задерживая при этом дыхания.





1
Джон УотсонMcLaren621:58'41.043Столкновение с Джакомелли
2
Эдди ЧиверLigier621:58'56.769
3
Дидье ПирониFerrari621:59'09.120
4
Кеке РосбергWilliams621:59'53.019Удар от Лауды
5
Дерек ДэлиWilliams622:00'04.800
6
Жак ЛаффитLigier611:58'58.088
7
Йохен МассMarch611:59'58.461
8
Марк ЗурерArrows612:00'10.738
9
Брайан ХентонTyrrell602:00'19.806
10
Рене АрнуRenault591:59'21.716
11
Чико СерраFittipaldi591:59'49.931

нкАлен ПростRenault541:59'40.220Пит-стоп /
топливный насос

нфНайджел МэнселлLotus441:25'32.739Двигатель

нфНики ЛаудаMcLaren401:16'57.385Удар в Росберга

нфМикеле АльборетоTyrrell401:21'46.682Авария

нфБруно ДжакомеллиAlfa Romeo3057'57.060Столкновение с Уотсоном

нфЭлио де АнджелисLotus1733'43.241Столкновение с Герреро /
коробка передач

нфЭлизеу СалазарATS (Auto-Technisches Zubehor)1326'06.475Авария

нфРоберто ГеррероEnsign612'04.989Столкновение с
де Анджелисом

нфРикардо ПатрезеBrabham612'07.284Авария / пожар

нфАндреа де ЧезарисAlfa Romeo24'02.602Авария / трансмиссия /
ведущий вал

нфЖан-Пьер ЖарьеOsella24'36.429Электрика / зажигание

нфМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)12'09.035Рулевой механизм /
 авария

нфРауль БойзельMarch0
Удар от Бальди

нфМауро БальдиArrows0
Удар в Бойзеля

нсРикардо ПалеттиOsella

Авария

нквЭмилио де ВиллотаMarch



нквНельсон ПикеBrabham



нквЯн ЛаммерсTheodore

Авария /
перелом пальца



Знаете ли Вы что...