07-1982г. Гран-при США-Детройт
Длина трассы составляет 4160 метров. По характеру она напоминает расширенный проход между манежем и клетками для диких зверей. За ним полоса безопасности шириной минимум 12, местами до 18 метров. В некоторых узких поворотах есть еще безопасные зоны для выбега, ограниченные большим количеством старых покрышек.
Организаторы не желали считаться с тем, что современные автомобили Ф-1 могут развить на ней максимальную скорость 257 км/час, так что перехватывало дыхание. Они положили на трассу новое, особо прочное битумное покрытие с шероховатой поверхностью. Только это позволит указанную границу максимальной скорости поднять еще на несколько км/час.
Это просто заколдованный круг из которого в данной ситуации нет никакого выхода. Вместо того, чтобы радикально ограничить максимально возможную скорость автомобилей Ф-1, создают условия, которые позволяют максимально использовать силу моторов и аэродинамических приспособлений вплоть до предела сцепляемости шин с дорогой.
В Детройте вся работа проводилась с большими трудностями, поскольку еще в апреле на трассе лежал четвертьметровый слой свежего снега. Кроме того, зимние грозы задерживали работы по бетонированию.
Гонка с остановкой
Перед гонкой и во время самой гонки разыгралось много всего. В чем-то расписались в своей беспомощности организаторы, которые не имели никакого опыта организации гонок формулы 1, и тем не менее (или именно поэтому?) решились выдать примерно сотне добровольцам сигнальные флажки, чтобы регулировать на трассе ход гонки!
Однако, чтобы не быть односторонними, отличились на этот раз и сами гонщики. На их счет можно отнести Ватерлоо целого ряда коллизий, которые, к счастью, закончились лишь материальными потерями.
В тренировке неожиданно обратил на себя внимание Манфред Винкельхок. На своем автомобиле ATS нынешний послушник чемпионата мира смог показать с полными баками лучшее время, которое потом смогли превзойти с большими усилиями лишь четыре ведущих пилота: Прост, Росберг, де Чезарис и Пирони. Сразу же насмешливо вспоминали, что за день до того Винкельхок жаловался на тормоза своего автомобиля, которые не функционировали как следует, а в этот раз, по-видимому, вышли у него из повиновения совсем. Ну а тот, кто давит на тормоза безрезультатно по логике вещей должен быть быстрейшим.
Какие происшествия постигли гонщиков? В гонке Винкельхок испортил старт и из-за поломки рычага в управлении должен был сойти уже во втором круге. Многие гонщики вели себя в начале гонки как драчливые петухи. Сразу же в первом круге Мауро Балди (Arrows) врезался в Брайона Хентона (Tyrrell) и перелетел через его голову. При этом сразу же после падения на трассу буквально погрузился в автомобиль March бразильца Боэзела. В третьем круге сломалась полуось у автомобиля де Чезариса, а у автомобиля Жарье отказало зажигание. Через четыре круга де Анджелис в левом повороте попытался обойти Гуэрреро. Такой маневр всегда опасен, так как по неписанному, но соблюдаемому закону поворот принадлежит тому, кто входит в него первым. Воспользовавшись этим правом Гуэрреро захлопнул калитку у де Анджелиса перед самым носом. Однако судьба порой недоброжелательна, даже несправедлива. На этот раз за это поплатился сам Гуэрреро; столкновение закончилось для него на груде старых покрышек.
Всю эту сцену в непосредственной близости наблюдал Риккардо Патрезе. Разумеется, он сразу же начал интенсивно тормозить и гонку закончил также в ограждении из отслуживших свой срок покрышек. Но на этом для него не все еще кончилось. После недобровольной остановки у него начали гореть воздуховоды к тормозам. Подбежавший комиссар закопался с огнетушителем, неправильно его отрегулировал и он стал выбрасывать массу пены совсем в другом направлении. Оказалось, что чешская поговорка имеет силу и в Америке. Трибуны как по команде расхохотались.
Как раз подъезжающий Джон Уотсон вынужден был также усердно тормозить, но, к счастью, этот хаос миновал. Он еще не предчувствовал, как важен был для него этот момент. Руководство уже решило, что прервет гонку. Таким образом на финишной черте появился черный флаг: "Немедленно остановиться"!
Второй старт
После окончания этой увертюры механики команд получили возможность поработать с машинами. Переобували резину, ставили планки. Некоторые меняли и электрооборудование, а непосвященная общественность не переставала удивляться.
Ко второму старту было подготовлено уже лишь 18 автомобилей, способных стартовать или имеющих право снова выйти к стартовой черте. Комментаторы, которые информировали присутствующих зрителей, опережали в драматичном описании события. Тот, кто их не понимал, мог предположить, что они описывают какие-то волнующие состязания на профессиональном боксерском ринге. После повторного старта гонщики успокоились и ничего дикого на трассе не происходило. Лидерство захватил Прост, преследуемый Росбергом, за ними гнались Пирони, Джакомелли, Чивер и Лауда. Позже Росберг решил очень рискованно обойти по внутренней дуге правого поворота Проста. Затем на ведущей позиции держался целых 13 кругов. А сменил его гонщик, который так неожиданно выиграл Гран при Бельгии: Джон Уотсон. И с ведущей позиции он уже не дал сместить себя никому. Свою позднейшую победу комментировал следующим образом: "Второй старт имел для меня существенное значение в том, что получил возможность перейти на более твердую резину. Это был почти такой же покер, как и в Бельгии, лишь с той разницей, что там я угадал правильную смесь еще до старта. Здесь я имел возможность свою ошибку исправить. Не имел никаких проблем, только очень устал. Если в тренировке пришел к заключению, что здесь обгонять невозможно, то в гонке достиг такого ритма, что обошел и коллегу по команде Лауду, не задерживая при этом дыхания.
1 | Джон Уотсон | McLaren | 62 | 1:58'41.043 | Столкновение с Джакомелли | |
2 | Эдди Чивер | Ligier | 62 | 1:58'56.769 | ||
3 | Дидье Пирони | Ferrari | 62 | 1:59'09.120 | ||
4 | Кеке Росберг | Williams | 62 | 1:59'53.019 | Удар от Лауды | |
5 | Дерек Дэли | Williams | 62 | 2:00'04.800 | ||
6 | Жак Лаффит | Ligier | 61 | 1:58'58.088 | ||
7 | Йохен Масс | March | 61 | 1:59'58.461 | ||
8 | Марк Зурер | Arrows | 61 | 2:00'10.738 | ||
9 | Брайан Хентон | Tyrrell | 60 | 2:00'19.806 | ||
10 | Рене Арну | Renault | 59 | 1:59'21.716 | ||
11 | Чико Серра | Fittipaldi | 59 | 1:59'49.931 | ||
нк | Ален Прост | Renault | 54 | 1:59'40.220 | Пит-стоп / топливный насос | |
нф | Найджел Мэнселл | Lotus | 44 | 1:25'32.739 | Двигатель | |
нф | Ники Лауда | McLaren | 40 | 1:16'57.385 | Удар в Росберга | |
нф | Микеле Альборето | Tyrrell | 40 | 1:21'46.682 | Авария | |
нф | Бруно Джакомелли | Alfa Romeo | 30 | 57'57.060 | Столкновение с Уотсоном | |
нф | Элио де Анджелис | Lotus | 17 | 33'43.241 | Столкновение с Герреро / коробка передач | |
нф | Элизеу Салазар | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 13 | 26'06.475 | Авария | |
нф | Роберто Герреро | Ensign | 6 | 12'04.989 | Столкновение с де Анджелисом | |
нф | Рикардо Патрезе | Brabham | 6 | 12'07.284 | Авария / пожар | |
нф | Андреа де Чезарис | Alfa Romeo | 2 | 4'02.602 | Авария / трансмиссия / ведущий вал | |
нф | Жан-Пьер Жарье | Osella | 2 | 4'36.429 | Электрика / зажигание | |
нф | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 1 | 2'09.035 | Рулевой механизм / авария | |
нф | Рауль Бойзель | March | 0 | Удар от Бальди | ||
нф | Мауро Бальди | Arrows | 0 | Удар в Бойзеля | ||
нс | Рикардо Палетти | Osella | Авария | |||
нкв | Эмилио де Виллота | March | ||||
нкв | Нельсон Пике | Brabham | ||||
нкв | Ян Ламмерс | Theodore | Авария / перелом пальца |