Гран-При Европы 1983 г: Случайная гонка
Гран-При Европы 1983 г: Случайная гонка
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

14-1983г. Гран-При Европы

14-1983г. Гран-При Европы

Первый в истории Чемпионатов Мира Формулы-1 Гран При Европы состоялся, если можно так сказать, случайно. Достаточно долгое время планировалось, что после Гран При Италии команды отправятся в США, где среди небоскребов проведут Гран При Нью-Йорка. Однако третья гонка на бескрайних просторах страны неограниченных возможностей была бы уже перебором, тем более что организационных проблем оказалось больше, чем рассчитывали организаторы. В спину FIA роптали европейские организаторы, недовольные намечавшимся фаворитизмом по отношению к янки, с другой стороны, пилоты бубнили что-то про частую смену часовых поясов (после Нью-Йорка им пришлось бы вылетать в ЮАР на заключительный этап сезона). В общем гонку благополучно отменили ко всеобщему облегчению. Но пустое место надо было чем-то заполнить, и "дыру" решили заткнуть старым проверенным еще до войны способом - проведя Гран При Европы.
Местом проведения назначили Брэндс-Хэтч. Владельцы автодрома были просто счастливы. Мало того, что в их вотчине в кои веки проходило серьезное мероприятие мирового уровня, что уже само по себе престижно, так еще и наплыв зрителей ожидался неимоверный. До конца чемпионата оставалось два этапа (включая Гран При Европы), а претендентов на соискание титула было аж четверо. Основная борьба шла между Пике, Арну и Простом, но и Патрик Тамбе при благоприятном исходе событий имел все шансы стать чемпионом.
То была борьба турбомоторов - первый чемпионат, в котором победителем должен был стать болид оснащенный мотором с нагнетателем. Все три команды-лидера - Ferrari, Renault и Brabham - в течение года были втянуты "гонку вооружений", постоянно повышая мощность мотора. С начала сезона планка была поднята с 600 л.с. до более чем 800 л.с. Скорости росли соответственно, разрыв между "атмосферниками" и "турбо" рос на глазах. Это привело к повальному переходу команд на использование турбомоторов.
Lotus еще до начала сезона заручился поддержкой Renault, хотя на результатах команды это так и не сказалось. Рон Деннис и Фрэнк Уильямс решали свои проблемы по ходу сезона. Первый при поддержке компании TAG соблазнил Porsche, и уже к Гран При Голландии Ники Лауда вывел на трассу первый McLaren-TAG Porsche MP4/1E. Уильямс же "раскручивал" на турбомоторы Honda. Договоренность была достигнута еще в середине сезона, а первый агрегат японцы готовы были поставить уже в Брэндс-Хэтче. Однако Фрэнк предпочел не рисковать и отложил дебют новинки до гонки в ЮАР. Там и климатические условия были благоприятнее, и на тестах между этапами мотор можно было дополнительно обкатать - чемпионат все равно был уже сделан, и одна гонка ничего не решала.
Отказавшись от использования мотора Honda, Уильямс решил взять числом, и заявил на гонку третью машину под управлением тест-пилота команды Джонатана Палмера. Шаг этот был отнюдь не случаен: во-первых, таким образом Палмер получал необходимую гоночную практику, во-вторых, в Великобритании за британскую команду выступал британский же гонщик (патриотизм - большое дело!), а в-третьих, нужно было подстраховать Жака Лаффита. Француз проводил свой не самый лучший сезон, начал подумывать про завершение карьеры, а в довершение ко всему не прошел квалификацию на предыдущем Гран При в Италии. Решение посадить за руль Палмера оказалось верным во всех отношениях. Оно было с благодарностью воспринято публикой и самим пилотом, а Лаффит опять не сумел пройти квалификацию, показав последнее, 29 время.
Компанию французу составили Коррадо Фаби на полумертвой Osella и Кеннет Ачесон на абсолютно мертвом March, купленном командой RAM. Он стал четвертым пилотом доживавшей свои последние дни команды, приняв пять этапов назад эстафету от Элисео Салазара, Жана-Луи Шлессера и Жака Вильнева-старшего. "Эстафетная палочка" оказалась несчастливой - на старт, как уже было сказано, он не попал.
На поуле, тем временем, абсолютно неожиданно для всех оказался Элио де Анджелис, а компанию на первом ряду ему составил Рикардо Патрезе. Кого-кого, а этих пилотов во главе пелетона как-то не ждали. Де Анджелис обладал несомненным талантом, несколько раз по ходу сезона прорывался на второй-третий ряды стартового поля, но из-за ненадежности техники сумел набрать лишь два очка, финишировав пятым в Италии (при 11 сходах в 13 гонках), так что о нем как-то подзабыли. Патрезе тоже потерялся под слоем проблем технического и личного характера и к Гран При Европы набрал лишь 4 очка, при том, что его партнер по команде Нельсон Пике во всю боролся за чемпионство.
Сам Пике удовлетворился четвертой позицией, оставшись довольным уже тем, что опередил своих конкурентов. Арну и Тамбе разделили третий ряд стартового поля, а Прост и вовсе оказался восьмым, пропустив вперед еще и своего партнера по команде Эдди Чивера. Такой исход квалификации делал предстоящую гонку еще интереснее, что не замедлило сказаться на посещаемости автодрома. Лучшим из "атмосферников" стал Кеке Росберг, занявший 16 позицию на старте. Его новый-временный напарник Джонатан Палмер разделил последний ряд с Микеле Альборетто, пилотировавшим Tyrrell. Итальянец фактически "доезжал" в команде "дядюшки" Кена. К тому моменту контракт с самой Ferrari, где он должен был заменить Патрика Тамбе, уже практически лежал у него в кармане.
На страте Патрезе с легкостью захватил лидерство, в первом повороте отбил атаки де Анджелиса, и начал постепенно уезжать от преследователей. Тем временем на ехавшего третьим молодого Найджела Мэнселла насел Пике, которого в свою очередь догонял Чивер. В схватке молодости и опыта с разгромным счетом победил опыт - Пике быстро прошел Lotus Мэнселла и оставил того наедине с Чивером, укатив вслед за лидерами. Сократив расстояние, бразилец занял выжидательную позицию и таки дождался свого. На 12 круге де Анджелис атаковал Патрезе, пилот Brabham уступить не пожелал, и в результате оба вылетели в траву - Пике спокойно продефилировал мимо. Патрезе успел вернуться в гонку прямо перед Renault Проста, а де Анджелис, хоть и вернулся на трассу, но с поврежденным мотором едва доковылял до боксов, где и закончил гонку.
Гонка вообще оказалась тяжеловатой для моторов. На 25 круге из-за неполадок со своим Porsche сошел Ники Лауда, на 27 вытекло масло из Cosworth Денни Салливана, дальше - больше: 43 круг - Росберг, 50 - Шурер, 64 - Альборетто. Затем пришла очередь Патрика Тамбе. Еще на старте он затерялся в пелетоне, и Большую часть гонки болтался за спиной у остальных претендентов, теряя шансы на чемпионство с каждым кругом. Единственной его надеждой был сход Проста или Пике, а еще лучше их обоих. Но все произошло с точностью до наоборот - неожиданно в одном из поворотов 67 круга педаль тормоза на Ferrari Тамбе "провалилась" и француз не сбрасывая скорости по прямой улетел в отбойник. Позже оказалось, что тормозная жидкость попросту вытекла, окончательно избавив пилота от тяжелой борьбы за титул.
А в лидирующей группе никаких изменений не наблюдалось до самого конца гонки. Разве, что Патрезе из-за технических проблем возникших вследствие аварии постепенно проваливался все глубже и глубже в недра пелетона, в конце-концов выпав из очковой зоны и закончив гонку седьмым.
Первым финишный флаг увидел Пике, еще через семь секунд под ним промчался, занявший второе место Прост. Финишировавший третьим Мэнселл отстал от француза на 24 секунды, удержав у себя за спиной де Чезариса и двух пилотов Toleman.
Существенных изменений в расстановку сил в Чемпионате гонка не внесла. Прост как и раньше продолжал лидировать, хотя его отрыв и сократился до двух очков, а Пике его догонял. Арну сохранил теоретические шансы на титул, но восьмиочковое отставание от Проста позволяло строить лишь призрачные надежды.


Brabham BMW BT52B Рикрдо Патрезе
Alfa Romeo 183T разбитый де
Чезарисем в тренировке
Ален Прост за рулем Renault RE40 V6Ferrari 126 C3 Рене Арну

1
5Нельсон ПикеBrabham761:36'45.865198.211
2
15Ален ПростRenault761:36'52.436197.987
3
12Найджел МэнселлLotus761:37'16.180197.182
4
22Андреа де ЧезарисAlfa Romeo761:37'20.261197.044
5
35Дерек УорикToleman761:37'30.780196.690
6
36Бруно ДжакомеллиToleman761:37'38.055196.446
7
6Рикардо ПатрезеBrabham761:37'58.549195.761Разворот
8
9Манфред ВинкельхокATS
751:36'51.715195.407
9
28Рене АрнуFerrari751:36'57.702195.205Разворот
10
16Эдди ЧиверRenault751:36'59.215195.155Пит-стоп / защитный козырек
11
30Тьери БутсенArrows751:37'15.989194.594
12
33Роберто ГеррероTheodore751:37'48.906193.502
13
42Джонатан ПалмерWilliams741:37'14.138192.060
14
40Стефан ЙоханссонSpirit741:37'43.967191.083
15
26Рауль БойзельLigier731:37'24.241189.137

нф27Патрик ТамбэFerrari671:25'58.656196.662Утечка тормозной жидкости /
 авария

нф3Микеле АльборетоTyrrell641:23'12.076194.125Двигатель

нк32Пьеркарло ГиндзаниOsella631:37'58.547162.2753 пит-стопа / дроссель

нф29Марк ЗурерArrows501:05'13.530193.457Двигатель

нф1Кеке РосбергWilliams4355'47.174194.524Двигатель

нф23Мауро БальдиAlfa Romeo3951'23.990191.485Сцепление

нф7Джон УотсонMcLaren3647'07.106192.816Авария / заднее антикрыло

нф4Дэнни СалливанTyrrell2735'30.942191.855Утечка масла / пожар

нф8Ники ЛаудаMcLaren2532'24.450194.682Двигатель

нф11Элио де АнджелисLotus1215'39.855193.331Разворот / масляный насос /
 двигатель

нс25Жан-Пьер ЖарьеLigier


Трансмиссия на формирующем
круге

нкв17Кенни ЭйксонRAM




нкв31Коррадо ФабиOsella




нкв2Жак ЛаффитWilliams




Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...