Гран-при Бельгии 1984 года: Все изменилось
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

03-1984г. Гран-при Бельгии

03-1984г. Гран-при Бельгии

Ferrari и Гудьир вернулись - вместе с человеком, меняющим передачи с шелковой мягкостью

Глядя на пилотирование Дерека Уорвика в Бразилии и Южной Африке и на работу его Renault в радиалах Мишлен, логично было бы предположить, что в Цольдере они победят. Но вот что Уорвик понял на первых же кругах Гран При Бельгии: "Я выбрал жесткие шины на левую сторону и мягкие на правую, потому, что полагал, что смогу пройти дистанцию без захода в боксы. Я хорошо стартовал и пристоился за Альборето. Спустя два круга он начал уходить, и я тоже решил поднажать и посмотреть, что получится. Через пару кругов я понял, что все кончено. Он везде держался лучше меня. Моя гонка была за второе место и к тому же из-за того, что я подизносил шины, мне пришлось ехать на пит-стоп.”
Нужно было только чтобы радиалы Гудьир сохраняли сцепление с покрытием по крайней мере до половины дистанции и чтобы мотор и пилот сделали свою работу.
Всё получилось. Альборето стер последний миллиметр с шин (безукоризненное чутье), заехал за новыми на 39 круге (сохраняя приличный отрыв) и умчался зарабатывать безупречную победу. Его мотор работал так же безукоризненно, как сам Альборето с коробкой передач и лишь однажды за всю гонку у него вообще возникла проблема: это когда он широко вошел в поворот, шатаясь от поребрика к песку. Уорвик, лучший гонщик на Мишленах в этот уикэнд, смог финишировать только вторым.
Однако так в Цольдере было не все время. В пятницу Уорвик был быстрейшим - на гоночной резине! - а автомобилей Ferrari просто не было видно. Казалось, что они по уши в проблемах. Со времени Южной Африки они были медленны в тестах. Вместо привычных обкаточных тестов в Фиорано, Альборето в четверг перед Цольдером тестировал системы электронного управления в Имоле. Он снова опробовал пересмотренную версию системы Weber-Marelli использовавшуюся в Бразилии и Южной Африке. Она снова разочаровала. Многообещающая, но пока что недоработанная конструкция. Логично, что в Цольдере команда вернется к проверенной системе Lucas.
Итак, в пятницу Ferrari были медленны. Перебои зажигания утром, неравномерный нагрев передних и задних шин днем. Уорвик на 05-х опередил всех, в том числе Проста (застрял в пробке) и Пике (мучился от первых двух отказов мотора BMW из восьми). Разговоры вечером вертелись вокруг его выступления на масляном треке (масло BMW и Honda - все три мотора Williams тоже взорвались) и вокруг новых углеродных дисков и скоб "от Renault", устновленных на его автомобиле.
В Ferrari было мрачно. К моменту нагрева передних шин задние уже можно было выбрасывать. А в остальном, улыбались они саркастически, все хорошо.
Изменения произошли в субботу, жарким, и гораздо более тяжелым для резины днем. Прост умудрился стереть комплект 05-х Мишленов утром с полным баком, что является такой же редкостью как ошибка в переключении передач у Альборето. Гудьировские команды, напротив, были в хорошей форме. Квалификационные шины вдруг сработали и всё волшебным образом переменилось. Пятница осталась всего лишь мрачным воспоминанием.
Превосходство Ferrari проявилось в субботу после полудня. На кольце, которое требует хорошего сцепления, приемистость, хорошие тормоза и хорошую работу дросселя, Альборето единственный вышел из 1'15,0. Единственная ошибка? Переоценка мощности мотора во время первого выезда. Он переключил передачу после первой шпильки на 30 метров раньше, чем нужно. Во втором он использовал высокий крутящий момент двигателя с высоким давлением наддува и - 1`14,8. Ни пробок, ни "полей". И уверенность в завтрашнем дне.
Williams тоже выздоравливал. Выследив причину отказов двигателей в использовании плотного, но с более высоким октановым числом, топлива, они почти что дали Росбергу возможность сражаться с Ferrari. На новом комплекте квалификационных шин Росберг показал 1`15,4; но он был слегка медленнее на изношенной резине. Williams, с новой настройкой дифференциала, уже не страдает от недостаточной поворачиваемости, мучавшей команду в Бразилии.
Манфред Винкельхок на ATS-BMW (удлиненная база) был шестым, а две Alfa управляемостью отыгрывали потери в отдаче двигателя. А где же были Renault, Brabham и McLaren?
Они имели в крупные неприятности, большинство из которых были механическими, а некоторые имели дело с управляемостью. Сбитые с толку пятничным выступлением Уорвика на 05-х, пилоты Мишлена лишь выделили превосходство Гудьира. Как только на машине Лауды восстановили сломанную опору шестерни (наследство утреннего пожара при заправке) он выехал на трассу, но не мог найти баланс ни с гоночными, ни с квалификационными шинами. В это время мотор Проста на средних оборотах работал как-то вяло - стиль "квалификация в Кьялами". Представитель McLaren`a сказал: "Нам нужно еще многое узнать о настройке систем управления на разных кольцах".
Уорвик свое лучшее время снова устанавливал на гоночной резине, но в этот раз он на полсекунды отстал от Ferrari, несмотря на одинаковую скорость в ловушках. Тамбэ, мучимый всякими мелочами, невзлюбивший само это место, был очень далеко.
Оставался еще Brabham. В субботу они убили еще четыре мотора, доведя суммарное число отказов до семи. "Имея на 100 л.с. больше нас, этого можно ожидать," - сказал Гюнтер Шмидт из ATS. "Если вы заканчиваете, делая моторные работы для других команд, это иногда происходит," - возразил Гордон Мюррей из Brabham. Проблема заключалась в детонации, но ничего, ни замена топлива, ни перебор всей системы управления двигателем, проблему не решили.
Таким образом, благодаря изменениям, произошедшим за последние 24 часа выбор резины приобрел решающее значение. Новые задние Гудьиры появились в субботу вечером, но только Lotus и Alfa решились использовать их, и то Де Анжелис прямо на стартовом поле снова переобулся в прежнюю резину, в которой он собирался ехать гонку нон-стоп. Среди пользователей Мишлена наименее консервативным был Лауда, убедившийся в достоинствах 05-х. Он выбрал мягкие 05-е на все четыре колеса. Прост выбрал жесткую резину на левое заднее, а пилоты Renault и Brabham поставили жесткие шины на всю левую сторону.
Гонка, как и все победы Ferrari, не отличалась запутанностью сюжета, но и в ней не обошлось без своих неожиданностей. После разогревочного круга, например, в Ferrari обнаружили, что бак в машине Альборето измеряется в 219 литров. Ничего особенного подумаете вы, учитывая лимит объема 220 литров, но для любой из сегодняшних команд эти 219 никак не оставляют достаточных полей. В Ferrari предпочитают иметь в баках 215-217 литров. И в то время когда Арну оделся, запихал в шлем тонкую бумагу для впитывния пота и уехал на два разогревочных круга, Альборето сидел на коробках, глядя как Форьери и его механики устанавливают новый бак. "Спокойно!" - закричал Форьери по-итальянски. У питов стоял никто иной, как Витторио Гиделла. Президент Ferrari и Аньели номер 2, впервые посетил Гран При в этом сезоне.
Росберг стартовал плохо, Альборето и Уорвик хорошо. Трек в Цольдере узкий, а прямая у боксов ограждена бетонной стеной. Но инцидентов не произошло, Ferrari впереди, за ним Renault и другой Ferrari. Винкельхок, творя чудеса на своих Пирелли мгновенно прыгнул на четвертое место.
По идее это должен был быть дубль для Ferrari, так шла гонка, так ехали машины команды. Этого не произошло по двум причинам. Во-первых, Арну выбрал немного отличный тип шин нежели Альборето. Хотя это была та же смесь, Арну использовал старую конструкцию. Он предпочел ее во время квалификаций потому, что она давала машине лучший баланс, но в гонке эти шины быстро потеряли сцепление с асфальтом. Арну был вынужден рано (на 25 круге) заехать в боксы и поменять резину на такую же как у Альборето. Он вернулся на трассу 13-м, расстроился и опустил руки, тем более, что впереди себя мог видеть Альборето.
Но моторы Alfa взорвались - у Чивера в тот момент когда он шел 5-м - а моторы TAG-turbo потеряли мощность и остановились за 30 кругов до финиша. И Арну понял, что еще может побороться. Он стал самым быстрым на круге. Он поднялся на третье место, настигая Уорвика на три секунды с круга, в 8-ми секундах за ним и с пятью кругами до финиша, когда вылетел, быстро и без последствий, и опустился на 5-е место. Одно место вернулось к нему, когда идущий на цыпочках нон-стоп Пике, вылетел из-за того, что у него заел мотор. Третье место вернулось к Арну когда из-за отсутствия топлива на последнем круге остановился Росберг, который тоже провел зрелищную гонку. Он был 21-м после 1 круга и вторым на момент заезда в боксы на 43-м круге. Вхождение в ритм отняло у него немного времени - пока сбалансировались шины - а к 55-му кругу он обнаружил себя в эпицентре схватки за то, чему суждено было стать 3-м местом. В ней участвовали еще три машины. Арну был быстрейшим из всех, а за ним шли Де Анжелис и тигр в маломощном Tyrrell-Cosworth - Штефан Беллоф.
В один ошеломляющий момент, на виду у всей пит-лейн, Росберг отработал все деньги которые ему платят. Арну прошел Де Анжелиса и Беллофа; Росберг, сдирая краску с отбойников, просочился между обоими. Де Анжелис, умирающий за рулем от усталости - настолько неустойчивой стала машина, ответить не мог, а Беллофу вскоре предстояло заезжать за балластом. Потрясающе обидно, что Росбергу не хватило горючего. Но хотя бы его утешало то, что он был классифицирован 4-ым. За ним в круге за Альборето были Де Анжелис и Беллоф.
У других были худшие проблемы. Винкельхок был все еще 5-ым когда на 33-м круге заехал на смену шин, но пит-стоп затянулся, а вскоре после этого отказал мотор. Брандл с Беллофом были рядом - в течение трех кругов Брандл был впереди - пока движение их не разделило на 26-м круге. Как бы ни были быстры Tyrrell`ы с их 175-тью литрами топлива и огромным преимуществом в весе, им все же трудно было проходить медленнейшие турбо-машины, например Spirit-Hart или RAM-Hart Джонатана Палмера. Шансы Брандла на хорошее место улетучились после того как после пит-стопа Брандл потерял колесо. Беллоф, остановившийся чуть позже только взял воду...
Тьерри Бутсен на Arrows-BMW выбыл из гонки рано, как и Найджел Мэнселл, использовавший медленный ККК - в Цольдере была очередь Де Анжелиса ехать с Garrett. Квалификационные усилия Пьеркарло Гинзани, который после своей Южноафриканской аварии с трудом водит дорожные машины, не говоря уже о Формуле-1, также пропали зря. Айртон Сенна финишировал 7-м. В его Toleman сломался индикатор оборотов и "полетело" сцепление. Автомобиль был снова склонен к тому, что пилот назвал "плохой управляемостью".
В мотор-хоуме Ferrari, Микеле Альборето, застегнутый на все молнии и ничуть не потный, был склонен к преуменьшениям. "Машина была совершенна. И шины тоже. И мотор! Вы слышали мотор?".
Он только что стал первым итальянцем победившим в Ferrari за последние 18 лет. Уважительный и со всеми любезный, разговоры он оставил другим...


1
Микеле АльборетоFerrari701:36'32.048
2
Дерек УорикRenault701:37'14.434
3
Рене АрнуFerrari701:37'41.851
4нфКеке РосбергWilliams691:36'09.974Нехватка топлива
5
Элио де АнджелисLotus691:36'37.523

дк Штефан БеллофTyrrell691:36'41.888
6
Айртон СеннаToleman681:36'41.482
7
Патрик ТамбэRenault681:37'19.613Разворот
8
Марк ЗурерArrows681:37'27.764
9нфНельсон ПикеBrabham661:32'02.959Двигатель
10
Джонатан ПалмерRAM641:37'27.214

нфМауро БальдиSpirit531:19'12.736Подвеска

нф/дк Мартин БрандлTyrrell51
Потеря колеса

нфТео ФабиBrabham4258'42.998Разворот

нфАндреа де ЧезарисLigier421:00'01.630Авария

нфМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)3955'12.495Электрика / выхлоп

нфНики ЛаудаMcLaren3549'33.423Водяной насос

нфЭдди ЧиверAlfa Romeo2838'52.791Двигатель

нфЖак ЛаффитWilliams1521'23.102Электрика

нфФрансуа ЭсноLigier1521'34.954Радиатор

нфТьери БутсенArrows1526'10.160Проводка / перебои в зажигании

нфПьеркарло ГиндзаниOsella1419'57.769Трансмиссия

нфНайджел МэнселлLotus1420'39.350Сцепление

нфАлен ПростMcLaren57'07.196Распределитель

нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo22'56.918Зажигание

нфДжонни ЧекоттоToleman13'28.744Сцепление

нквФилип АльоRAM




Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.

romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...